Индивидуальная образовательная программа обучающегося 5 класса с ЗПР
Департамент образования города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
гимназия №40
Принято на заседании Педагогического совета от «___» _______20___г. |
Согласовано: Протокол № ____ от «___»________20____г. Председатель ШПМПк _______________________ |
Утверждаю: Директор МАОУ гимназия №40 ___________ |
Индивидуальная образовательная программа
обучающегося 5 класса
(ФИО ребенка)
2018-2019 учебный год
2018
Глоссарий
ОВЗ – ограниченные возможности здоровья
АООП – адаптированная основная общеобразовательная программа
ИОП – индивидуальная образовательная программа
ЗПР – задержка психического развития
ООО – основное общее образование
ООП – основная общеобразовательная программа
ПМПК – территориальная областная психолого-медико-педагогическая комиссия
ШПМПк – школьный психолого-медико-педагогический консилиум
Содержание
1 |
Общие сведения о ребенке……………………………………………………………………………………………… |
4 |
2 |
Пояснительная записка ………………………………………………………………………………………………….. |
5 |
3 |
Этапы реализации программы, срок действия программы……………………………………………………............ |
6 |
4 |
Содержание программы…………………………………………………………………………………………………. |
7 |
5 |
Ожидаемые результаты и критерии оценки результатов……………………………………………………………… |
10 |
6 |
Список литературы ……………………………………………………………………………………………………… |
13 |
7 |
Приложение 1 Индивидуальная карта развития обучающегося с ЗПР……………………………………………………………… |
14 |
Общие сведения о ребенке
Ф.И.О. ребенка: Дата рождения, возраст ребенка: 09.02.2007г., 11 лет Класс: 5 |
|
Ф.И.О. родителей (законных представителей): |
|
Ф.И.О. классного руководителя: |
|
Ф.И.О. специалистов сопровождения: Учитель-логопед: Учитель-дефектолог: Педагог-психолог: Социальный педагог: |
|
Заключение ПМПК Рекомендации ПМПК |
Заключение №___протокола №___ от 02.09.2018г.: Парциальная несформированность высших психических функций. Несформированность языковых и речевых средств языка. Дисграфия. Ребенок имеет ограниченные возможности здоровья. АООП для детей с ЗПР. Занятия с учителем-логопедом по коррекции письменной речи. Занятия с педагогом-психологом. Восполнение пробелов в знаниях. Наблюдение у невролога. |
Основная программа класса |
ООП ООО |
Модель/форма обучения |
совместное обучение (инклюзия); |
Цель ИОП |
Обеспечение планируемых результатов в освоении ООП ООО, развитии и социальной адаптации |
Срок реализации ИОП |
2018-2019 учебный год |
Пояснительная записка
Индивидуальная образовательная программа самостоятельно разработана МАОУ гимназия №40:
- на основании следующих нормативных документов: Закон РФ от 29.12.2012г. «Об образовании в РФ», ФГОС основного общего образования, Устава МАОУ гимназия №40, Положения о разработке ИОП в МАОУ гимназия №40;
- на основе: заключения ПМПК, программе коррекционной работы с обучающимися на уровне основного общего образования, рабочим программам коррекционных курсов.
Основной целью реализации ИОП является удовлетворение образовательных потребностей ребенка с ЗПР в освоении программы, посредством выбора оптимального набора учебных предметов, коррекционных курсов, форм обучения, темпов и сроков их освоения.
Основная задача ИОП – поддержка обучающегося с ЗПР в освоении основной общеобразовательной программы основного общего образования.
Представленный вариант ИОП подготовлен с учетом реализации коррекционной направленности процесса сопровождения обучающегося с ЗПР и позволяет реализовать ее содержание специалистами МАОУ гимназия №40 (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог) в разных формах взаимодействия с ребенком в образовательной ситуации. В соответствии с представленным подходом наполнение знаниевого компонента ИОП не является обязательным. Более важной является реализация коррекционной работы с обучающимся с ЗПР и изложение в ИОП тех приемов и методов коррекционной работы, которые будут реализованы педагогом в образовательном процессе безотносительно к знаниевой составляющей содержания образования.
Участники ИОП:
- классный руководитель;
- учителя-предметники;
-специалисты общеобразовательного учреждения (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог);
- родители (законные представители).
Этапы реализации ИОП, срок действия ИОП
Этапы |
Результат этапа |
Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность) |
Оценка особенностей развития ребенка, определение его особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды на предмет соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы образовательного учреждения. |
Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность) |
Особым образом организованный процесс специального сопровождения ребенка с ЗПР при целенаправленно созданных условиях обучения, воспитания, развития, социализации. |
Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность) |
Соответствие созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребенка с ЗПР. |
Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность) |
Внесение необходимых изменений в ИОП, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы. |
Срок действия ИОП: 2018-2019 учебный год.
Содержание ИОП
ИОП включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание:
1. Диагностическая работа.
2. Коррекционно-развивающая работа.
3. Консультативная работа.
4. Информационно-просветительская работа.
Характеристика содержания направлений работы.
1. Диагностическая работа включает:
- диагностику отклонений в интеллектуальном и речевом развитии специалистами гимназии, анализ причин трудностей адаптации, определении уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ЗПР, выявление резервных возможностей;
- комплексный сбор сведений о ребенке на основании диагностической информации от специалистов (фиксирование сведений в индивидуальной карте ребенке);
- изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающегося (отражение динамики развития в индивидуальной карте ребенке);
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка (внесение информации в социальный паспорт ребенка);
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ЗПР;
- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребенка осуществляется специалистами ШПМПк МАОУ гимназия №40;
- анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
2. Коррекционно-развивающая работа включает:
- выбор оптимальных для развития ребенка с ЗПР современных образовательных технологий, методик, методов, средств, форм и приемов коррекционно-развивающего обучения;
- организацию учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом, социальным педагогом индивидуальных коррекционно-развивающих, логопедических и социально-педагогических занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
- коррекцию и развитие высших психических функций;
- развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка с ЗПР и психокоррекция его поведения;
- социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
3. Консультативная работа включает:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с ребенком с ЗПР, единых для всех участников реализации ИОП;
- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с ребенком с ЗПР;
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекионного обучения ребенка с ЗПР.
4. Информационно-просветительская работа включает:
- разъяснение родителям (законным представителям) индивидуально-типологических особенностей развития ребенка с ЗПР, методов и приемов коррекции в домашних условиях.
- разъяснение педагогам вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса.
Направления коррекционной работы |
Перечень методов, приемов и форм коррекционной работы, реализуемых специалистами |
|||||
Учитель-предметник |
Классный руководитель |
Учитель-дефектолог |
Учитель-логопед |
Педагог-психолог |
Социальный педагог |
|
1.Диагностическая работа |
Первичный срез знаний по своему предмету. |
Анкетирование родителей, беседы с учителями и специалистами |
Дефектологичес-кая диагностика (заполнение протокола обследования). |
Логопедичес-кая диагностика (заполнение протокола обследования) |
Психологичес-кая диагностика (заполнение протокола обследования) |
Социально-педагогичес-кая диагностика (анкетирова-ние, тестирование, наблюдение во время уроков). |
2.Коррекционно-развивающая работа |
Разработка индивидуаль-ного плана обучения по своему предмету, осуществле-ние мониторинга предметных достижений обучающего-ся с ЗПР. |
Разработка индивидуаль-ной воспита-тельной программы, плана работы с родителями, осуществление педагогическо-го мониторин-га достижений обучающегося с ЗПР. |
Разработка коррекционной программы, составление расписания индивидуальных занятий, проведение коррекционных занятий, отслеживание динамики развития обучающегося с ЗПР. |
Разработка коррекцион-ной програм-мы, составле-ние расписа-ния индиви-дуальных занятий, проведение коррекцион-ных занятий, отслеживание динамики развития обучающегося с ЗПР. |
Разработка коррекцион-ной програм-мы, составле-ние расписа-ния индиви-дуальных занятий, проведение коррекцион-ных занятий, отслеживание динамики развития обучающегося с ЗПР. |
Составление расписания индивидуаль-ных занятий, проведение социально-педагогичес-ких занятий, отслеживание динамики развития обучающегося с ЗПР. |
3.Консультатив-ная работа |
Индивидуаль-ные кон-сультации для обучающего-ся с ЗПР и его родителей по вопросам обучения. |
Индивидуаль-ные темати-ческие кон-сультации для родителей по вопросам воспитания. |
Индивидуаль-ные консуль-тации для родителей по вопросам коррекции эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов. |
Индивидуаль-ные консуль-тации для родителей по вопросам коррекции устной и письменной речи. |
Индивидуаль-ные консуль-тации для родителей по вопросам развития ребенка с ЗПР. |
Индивидуаль-ные консуль-тации для обучающего-ся с ЗПР и родителей. |
4.Информационно-просветительская работа |
Разъяснение родителям адаптивности учебного материала по своему предмету. |
Разъяснение родителям возрастных особенностей ребенка с ЗПР. |
Разъяснение родителям особенностей эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов ребенка с ЗПР, методы и приемы коррекции в домашних условиях. |
Разъяснение родителям речевых особенностей ребенка с ЗПР, методы и приемы коррекции в домашних условиях. |
Разъяснение родителям психологичес-ких осо-бенностей ребенка с ЗПР, методы и приемы коррекции в домашних условиях. |
Разъяснение родителям социальных особенностей ребенка с ЗПР. |
Ожидаемые результаты и критерии оценки результатов
повышение уровня развития и качества восприятия информации, поступающей в различной форме;
улучшение запоминания и понимания учебного материала;
развитие наглядно-образного и элементов словесно-логического мышления обучающегося;
повышение общего, интеллектуального уровня развития ребенка с ЗПР;
осознание обучающимся качественных изменений в способах действий с учебным предметом;
снижение уровня тревожности, повышение уверенности в себе и своих силах;
рост познавательной активности ребенка, повышение интереса к умственной работе.
Критерии оценки результатов
В качестве показателей результативности реализации ИОП рассматриваются:
- портфолио обучающегося с ЗПР;
- мониторинг специалистов гимназии;
- сравнительный мониторинг специалистов на разных этапах реализации ИОП.
С индивидуальной образовательной программой ознакомлены:
Родители (законные представители): ФИО _____________
ФИО _____________
Классный руководитель: ФИО ______________
Специалисты гимназии:
Педагог-психолог: ФИО ______________
Учитель-логопед ФИО ______________
Учитель-дефектолог ФИО ______________
Социальный педагог: ФИО ______________
Список литературы
Баранова Ю.Ю., Солодкина М.И., Яковлева Г.В. Программа коррекционной работы. Рекомендации по разработке.-М.: Просвещение, 2014 .– 127с.
Вильшанская А.Д. Школьный психолого-медико-педагогический консилиум: организационные основы деятельности. – Волгоград: Учитель, 2006. - 120с.
Князева Т.Н. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка как условие осуществления психолого-педагогической коррекции младших школьников с задержкой психического развития. – Коррекционная педагогика. – 2005. - №1(7) - с.62-67.
Соловьева С.В. Проектирование индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации; ГАОУ ДПО СО «ИРО» - Екатеринбург, 2011. -162с.
Приложение 1
Индивидуальная карта развития обучающегося с ЗПР
- педагогическая характеристика (классного руководителя); - характеристика учителя-логопеда; - характеристика учителя-дефектолога; - характеристика педагога-психолога; - социальный паспорт ребенка; - выписка из медицинской карты по состоянию физического здоровья; |
- выписка из протокола школьного ПМПк: заключения специалистов ПМПк; коллегиальное заключение ПМПк; - мониторинг специалистов гимназии; - сравнительный мониторинг специалистов на разных этапах реализации ИОП. |