12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Болгова Светлана Александровна49 Россия, Тверская обл., Удомля |
Коррекционно-развивающая программа учителя-дефектолога для обучающихся по АООП НОО для детей с ЗПР, 1 класс
Коррекционно-развивающая программа учителя-дефектолога для обучающихся по АООП НОО для детей с ЗПР, 1 класс
Учитель-дефектолог:
Болгова Светлана Александровна
Пояснительная записка
Программа коррекционной работы разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ);
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России 06.10.2009 № 371;
• Приказ Министерства Образования от 19 декабря 2014 г. N 1598
«Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
• Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования на основе ФГОС для обучающихся с задержкой психического развития.
Дефектологическая характеристика детей с ЗПР
Понятие «задержка психического развития» характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребёнка.
У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Это
проявляется в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации; в недостаточности, фрагментарности знаний детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. У детей с ЗПР
выявляется неполноценность зрительного и слухового восприятия. У детей этой
группы недостаточно сформированы пространственные представления.
В качестве наиболее характерных для детей с ЗПР особенностей внимания
отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным интересом к обучению. Ещё одним характерным признаком задержки психического развития являются отклонения в развитии памяти.
Одной из особенностей мышления детей с задержкой психического развития является
снижение познавательной активности. Одни дети практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности. Это медлительные, пассивные, с замедленной речью дети.
Другие дети задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов.
Обычно они несколько расторможены, многословны. Особенно низкая познавательная активность проявляется по отношению к объектам и явлениям, находящимся вне круга, определяемого взрослым.
Организация работы по программе:
Программа ориентирована на обучающихся по АООП НОО для детей с ЗПР, 1 класс.
Основной формой работы являются подгрупповые (группы малой наполняемости) и индивидуальные занятия. Занятия проводятся с периодичностью 2 раза в неделю. Диагностика уровня познавательного развития осуществляется в начале и конце учебного года – 4 недели в сентябре и 3 недели в мае.
Данная программа рассчитана на один учебный год: 66 часов, 33 учебных недели.
Цель программы: обеспечить своевременную специализированную
помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ЗПР в условиях школы, способствовать формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков.
Планируемые результаты освоения программы:
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в пространстве;
- называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру,
вкусу, запаху, материалу);
- полно отвечать на поставленные вопросы;
- составлять простые нераспространенные предложения;
Содержание программы
Интеллектуальное развитие. Переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-
образному с обобщением на наглядном уровне. Развитие способности анализировать простые закономерности. Умение выделять в явлении разные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества. Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы; сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т.д.; различные виды задач на группировку: “Исключи лишнее”, “Сходство и различие”, “Продолжи закономерность”; аналитические задачи 1-го типа с прямым утверждением.
Развитие внимания. Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания.
Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах; “Графический диктант” с выявлением закономерностей (по визуальному образцу); составление простых узоров из карточек по образцу (“Мозаика”); знакомство с игрой “Муха” — 1-й уровень (с указкой у доски); игры: “Внимательный художник”, “Точки”, “И мы...”, “Запутанные дорожки”.
Развитие восприятия и воображения. Развитие пространственной ориентировки,
восприятия глубины и объема, выделение фигуры из фона. Формирование элементов
конструктивных навыков и воображения. Упражнения на развитие пространственной координации (понятия — слева, справа, перед, за и т.п.): “Графический диктант”, наложенные рисунки, составление мозаики из 4 элементов с зарисовыванием в тетрадь, нахождение заданной фигуры из двух или более изображений. Игры на перевоплощение.
Развитие памяти. Развитие объема и устойчивости визуальной памяти. Упражнения на
запоминание различных предметов (5-6 предметов без учета месторасположения), игры
“Внимательный художник”, “Найди отличия”.
Развитие речи. Формирование активного словаря, навыков обучения чтению и письму ,активизация моторно-двигательной артикуляции.
Чтение сказок, упражнения для формирования правильного произношения звуков, слогов, словосочетаний, предложений.
1 класс
№ п/п | Месяц, неделя | Тема | Кол-во час. | |
I четверть | ||||
1 – 8 | 1 – 4 неделя сентября | Диагностическое обследование | 8 | |
9 | 1 неделя октября | Осень. Листья. Работа с трафаретом. | 1 | |
10 | Овощи. Фрукты | 1 | ||
11 | 2 неделя октября | Круг. Д/и «Что бывает круглым?» | 1 | |
12 | Знакомство с цветом. Д/и «Запомни цвета» | 1 | ||
13 | 3 неделя октября | Сравнение предметов по величине, длине, ширине | 1 | |
14 | Узнавание предметов на ощупь. Д/и «Волшебный мешочек» | 1 | ||
15 | 4 неделя октября | Квадрат. Д/и «Запомни картинки» | 1 | |
16 | Часть и целое. | 1 | ||
Всего за I четверть | 16 ч | |||
II четверть | ||||
17 | 1 неделя ноября | Моя семья. Пальчиковая гимнастика | 1 | |
18 | Развитие мелкой моторики. Д/и «Шнуровки» | 1 | ||
19 | 2 неделя ноября | Порядковый счет. Порядок предметов | 1 | |
20 | Штриховка в разных направлениях | 1 | ||
21 | 3 неделя ноября | Соотнесение количества предметов с цифрой | 1 | |
22 | Думаем, размышляем. Д/и «Исключи лишнее» | 1 | ||
23 | 4 неделя ноября | Мы и наши эмоции | 1 | |
24 | Различаем форму предметов. Д/и «Угадай, какой формы?» | 1 | ||
25 | 1 неделя декабря | Упражнение в равновесии. «Дорожка следов» | 1 | |
26 | Составление рассказа по картинке «Зимние забавы» | 1 | ||
27 | 2 неделя декабря | «Превращение Снеговика»: изучаем агрегатные состояния воды | 2 | |
28 | ||||
29 | 3 неделя декабря | Знакомство с цветом. «Разноцветные сказки» | 1 | |
30 | Картинки-путаницы, лабиринты | 1 | ||
31 | 4 неделя декабря | Новый год. Ёлка | 1 | |
32 | Слова-перевёртыши. Д/и «Путаница», «Узнай слово» | 1 | ||
Всего за II четверть | 16 ч | |||
III четверть | ||||
33 | 2 неделя января | Зима. Снег. Сезонные изменение в природе | 1 | |
34 | Цифры. Д/и «Продолжи ряд» | 1 | ||
35 | 3 неделя января | Зрительный диктант | 1 | |
36 | Буквы. Д/и «Изографы» | 1 | ||
37 | 4 неделя января | Домашние и дикие животные. Д/и «Рассели по домам» | 1 | |
38 | Буквы. Д/и «Портреты букв» | 1 | ||
39 | 1 неделя февраля | Прямые линии. Работа с линейкой | 1 | |
40 | Домашние и дикие животные. Д/и «Кто чем питается?» | 1 | ||
41 | 2 неделя февраля | Считаем без ошибок. Д/и «Продолжи числовой ряд» | 1 | |
42 | Развитие мелкой моторики. Д/и «Соедини по точкам» | 1 | ||
3 неделя февраля | Дополнительные каникулы для учащихся 1 и 1 доп. классов | |||
43 | 4 неделя февраля | Думаем, размышляем. Д/и «Чего не хватает?» | 1 | |
44 | Треугольник. Д/и «Соедини линиями» | 1 | ||
45 | 1 неделя марта | Мамин праздник. Д/и «Подарки» | 1 | |
46 | Ориентировка в пространстве. Д/и «Найди по описанию» | 1 | ||
47 – 48 | 2 неделя марта | Рифмы. Д/и «Доскажи словечко» | 1 | |
Думаем, размышляем. Д/и «Что перепутал художник?» | 1 | |||
49 | 3 неделя марта | Работа с картинками. Д/и «Опиши предмет» | 1 | |
50 | Предложение. Д/и «Закончи предложение» | 1 | ||
Всего за III четверть | 18 ч | |||
IV четверть | ||||
51 | 1 неделя апреля | Развитие мелкой моторики. Д/и «Собери бусы» | 1 | |
52 | Обобщающие слова. Д/и «Расставь по местам» | 1 | ||
53 | 2 неделя апреля | Весна. Сезонные изменения в природе | 1 | |
54 | Игры с водой | 1 | ||
55 | 3 неделя апреля | Выкладывание фигур из палочек | 1 | |
56 | Письмо по пунктиру | 1 | ||
57 | 4 неделя апреля | Дни недели. Части суток | 1 | |
58 | Пересказ текста «Таня и кукла» | 1 | ||
59 | 1 неделя мая | Составление рассказа по серии картин «Мишка ждет гостей» | 1 | |
60 | Лето. Сезонные изменения в природе | 1 | ||
61 – 66 | 2 – 4 неделя мая | Диагностическое обследование | 6 | |
Всего за IV четверть Всего за год Список использованной литературы:
1. Борякова Н. Ю. К проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой психического и речевого развития. //Коррекционная педагогика. – 2004. - № 6. 2. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. – М., 1999. 3. Датешидзе Т. А. Система коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития. – СПб.: Речь, 2004. 4. Забрамная С. Д., Костенкова Ю. А. Развивающие занятия с детьми. – М., 2009. 5. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. –М., 2012. 6. Лалаева Р., Серебрякова Н. Формирование лексики у ребенка с ОНР. – СПб., 2009.
7. Примерная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития. | 16 66 ч |