Коррекционно-развивающая программа учителя-дефектолога для обучающихся по АООП НОО для детей с ЗПР (1 класс)

4
0
Материал опубликован 26 November 2018

Коррекционно-развивающая программа учителя-дефектолога для обучающихся по АООП НОО для детей с ЗПР, 1 класс


 

Учитель-дефектолог:

Болгова Светлана Александровна


 

Пояснительная записка

Программа коррекционной работы разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

• Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ);

• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России 06.10.2009 № 371;

• Приказ Министерства Образования от 19 декабря 2014 г. N 1598

«Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

• Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования на основе ФГОС для обучающихся с задержкой психического развития.

Дефектологическая характеристика детей с ЗПР

Понятие «задержка психического развития» характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребёнка.

У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Это

проявляется в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации; в недостаточности, фрагментарности знаний детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. У детей с ЗПР

выявляется неполноценность зрительного и слухового восприятия. У детей этой

группы недостаточно сформированы пространственные представления.

В качестве наиболее характерных для детей с ЗПР особенностей внимания

отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным интересом к обучению. Ещё одним характерным признаком задержки психического развития являются отклонения в развитии памяти.

Одной из особенностей мышления детей с задержкой психического развития является

снижение познавательной активности. Одни дети практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности. Это медлительные, пассивные, с замедленной речью дети.

Другие дети задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов.

Обычно они несколько расторможены, многословны. Особенно низкая познавательная активность проявляется по отношению к объектам и явлениям, находящимся вне круга, определяемого взрослым.

Организация работы по программе:

Программа ориентирована на обучающихся по АООП НОО для детей с ЗПР, 1 класс.

Основной формой работы являются подгрупповые (группы малой наполняемости) и индивидуальные занятия. Занятия проводятся с периодичностью 2 раза в неделю. Диагностика уровня познавательного развития осуществляется в начале и конце учебного года – 4 недели в сентябре и 3 недели в мае.

Данная программа рассчитана на один учебный год: 66 часов, 33 учебных недели.

Цель программы: обеспечить своевременную специализированную

помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ЗПР в условиях школы, способствовать формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков.

Планируемые результаты освоения программы:

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

- ориентироваться в пространстве;

- называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру,

вкусу, запаху, материалу);

- полно отвечать на поставленные вопросы;

- составлять простые нераспространенные предложения;

Содержание программы

Интеллектуальное развитие. Переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-

образному с обобщением на наглядном уровне. Развитие способности анализировать простые закономерности. Умение выделять в явлении разные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества. Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы; сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т.д.; различные виды задач на группировку: “Исключи лишнее”, “Сходство и различие”, “Продолжи закономерность”; аналитические задачи 1-го типа с прямым утверждением.

Развитие внимания. Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания.

Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах; “Графический диктант” с выявлением закономерностей (по визуальному образцу); составление простых узоров из карточек по образцу (“Мозаика”); знакомство с игрой “Муха” — 1-й уровень (с указкой у доски); игры: “Внимательный художник”, “Точки”, “И мы...”, “Запутанные дорожки”.

Развитие восприятия и воображения. Развитие пространственной ориентировки,

восприятия глубины и объема, выделение фигуры из фона. Формирование элементов

конструктивных навыков и воображения. Упражнения на развитие пространственной координации (понятия — слева, справа, перед, за и т.п.): “Графический диктант”, наложенные рисунки, составление мозаики из 4 элементов с зарисовыванием в тетрадь, нахождение заданной фигуры из двух или более изображений. Игры на перевоплощение.

Развитие памяти. Развитие объема и устойчивости визуальной памяти. Упражнения на

запоминание различных предметов (5-6 предметов без учета месторасположения), игры

“Внимательный художник”, “Найди отличия”.

Развитие речи. Формирование активного словаря, навыков обучения чтению и письму ,активизация моторно-двигательной артикуляции.

Чтение сказок, упражнения для формирования правильного произношения звуков, слогов, словосочетаний, предложений.

1 класс

п/п

Месяц, неделя

Тема

Кол-во час.

I четверть

1 – 8

1 – 4 неделя сентября

Диагностическое обследование

8

9

1 неделя октября

Осень. Листья. Работа с трафаретом.

1

10

Овощи. Фрукты

1

11

2 неделя октября

Круг. Д/и «Что бывает круглым?»

1

12

Знакомство с цветом. Д/и «Запомни цвета»

1

13

3 неделя октября

Сравнение предметов по величине, длине, ширине

1

14

Узнавание предметов на ощупь. Д/и «Волшебный мешочек»

1

15

4 неделя октября

Квадрат. Д/и «Запомни картинки»

1

16

Часть и целое.

1

Всего за I четверть

16 ч

II четверть

17

1 неделя ноября

Моя семья. Пальчиковая гимнастика

1

18

Развитие мелкой моторики. Д/и «Шнуровки»

1

19

2 неделя ноября

Порядковый счет. Порядок предметов

1

20

Штриховка в разных направлениях

1

21

3 неделя ноября

Соотнесение количества предметов с цифрой

1

22

Думаем, размышляем. Д/и «Исключи лишнее»

1

23

4 неделя ноября

Мы и наши эмоции

1

24

Различаем форму предметов. Д/и «Угадай, какой формы?»

1

25

1 неделя декабря

Упражнение в равновесии. «Дорожка следов»

1

26

Составление рассказа по картинке «Зимние забавы»

1

27

2 неделя декабря

«Превращение Снеговика»: изучаем агрегатные состояния воды

2

28

29

3 неделя декабря

Знакомство с цветом. «Разноцветные сказки»

1

30

Картинки-путаницы, лабиринты

1

31

4 неделя декабря

Новый год. Ёлка

1

32

Слова-перевёртыши. Д/и «Путаница», «Узнай слово»

1

Всего за II четверть

16 ч

III четверть

33

2 неделя января

Зима. Снег. Сезонные изменение в природе

1

34

Цифры. Д/и «Продолжи ряд»

1

35

3 неделя января

Зрительный диктант

1

36

Буквы. Д/и «Изографы»

1

37

4 неделя января

Домашние и дикие животные. Д/и «Рассели по домам»

1

38

Буквы. Д/и «Портреты букв»

1

39

1 неделя февраля

Прямые линии. Работа с линейкой

1

40

Домашние и дикие животные. Д/и «Кто чем питается?»

1

41

2 неделя февраля

Считаем без ошибок. Д/и «Продолжи числовой ряд»

1

42

Развитие мелкой моторики. Д/и «Соедини по точкам»

1

 

3 неделя февраля

Дополнительные каникулы для учащихся 1 и 1 доп. классов

43

4 неделя февраля

Думаем, размышляем. Д/и «Чего не хватает?»

1

44

Треугольник. Д/и «Соедини линиями»

1

45

1 неделя марта

Мамин праздник. Д/и «Подарки»

1

46

Ориентировка в пространстве. Д/и «Найди по описанию»

1

47 – 48

2 неделя марта

Рифмы. Д/и «Доскажи словечко»

1

Думаем, размышляем. Д/и «Что перепутал художник?»

1

49

3 неделя марта

Работа с картинками. Д/и «Опиши предмет»

1

50

Предложение. Д/и «Закончи предложение»

1

Всего за III четверть

18 ч

IV четверть

51

1 неделя апреля

Развитие мелкой моторики. Д/и «Собери бусы»

1

52

Обобщающие слова. Д/и «Расставь по местам»

1

53

2 неделя апреля

Весна. Сезонные изменения в природе

1

54

Игры с водой

1

55

3 неделя апреля

Выкладывание фигур из палочек

1

56

Письмо по пунктиру

1

57

4 неделя апреля

Дни недели. Части суток

1

58

Пересказ текста «Таня и кукла»

1

59

1 неделя мая

Составление рассказа по серии картин «Мишка ждет гостей»

1

60

Лето. Сезонные изменения в природе

1

61 – 66

2 – 4 неделя мая

Диагностическое обследование

6

 

Всего за IV четверть

Всего за год

Список использованной литературы:

 

1.     Борякова Н. Ю. К проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой психического и речевого развития. //Коррекционная педагогика. – 2004. - № 6.

2.     Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. – М., 1999.

3.     Датешидзе Т. А. Система коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития. – СПб.: Речь, 2004.

4.     Забрамная С. Д., Костенкова Ю. А. Развивающие занятия с детьми. – М., 2009.

5.     Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. –М., 2012.

6.     Лалаева Р., Серебрякова Н. Формирование лексики у ребенка с ОНР. – СПб., 2009.

 

7.     Примерная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития.

16

66 ч

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации