Коррекционно-развивающая программа учителя-дефектолога для обучающихся по АООП НОО для детей с ЗПР (1 класс)
Коррекционно-развивающая программа учителя-дефектолога для обучающихся по АООП НОО для детей с ЗПР, 1 класс
Учитель-дефектолог:
Болгова Светлана Александровна
Пояснительная записка
Программа коррекционной работы разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ);
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России 06.10.2009 № 371;
• Приказ Министерства Образования от 19 декабря 2014 г. N 1598
«Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
• Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования на основе ФГОС для обучающихся с задержкой психического развития.
Дефектологическая характеристика детей с ЗПР
Понятие «задержка психического развития» характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребёнка.
У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Это
проявляется в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации; в недостаточности, фрагментарности знаний детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. У детей с ЗПР
выявляется неполноценность зрительного и слухового восприятия. У детей этой
группы недостаточно сформированы пространственные представления.
В качестве наиболее характерных для детей с ЗПР особенностей внимания
отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным интересом к обучению. Ещё одним характерным признаком задержки психического развития являются отклонения в развитии памяти.
Одной из особенностей мышления детей с задержкой психического развития является
снижение познавательной активности. Одни дети практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности. Это медлительные, пассивные, с замедленной речью дети.
Другие дети задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов.
Обычно они несколько расторможены, многословны. Особенно низкая познавательная активность проявляется по отношению к объектам и явлениям, находящимся вне круга, определяемого взрослым.
Организация работы по программе:
Программа ориентирована на обучающихся по АООП НОО для детей с ЗПР, 1 класс.
Основной формой работы являются подгрупповые (группы малой наполняемости) и индивидуальные занятия. Занятия проводятся с периодичностью 2 раза в неделю. Диагностика уровня познавательного развития осуществляется в начале и конце учебного года – 4 недели в сентябре и 3 недели в мае.
Данная программа рассчитана на один учебный год: 66 часов, 33 учебных недели.
Цель программы: обеспечить своевременную специализированную
помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ЗПР в условиях школы, способствовать формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков.
Планируемые результаты освоения программы:
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в пространстве;
- называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру,
вкусу, запаху, материалу);
- полно отвечать на поставленные вопросы;
- составлять простые нераспространенные предложения;
Содержание программы
Интеллектуальное развитие. Переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-
образному с обобщением на наглядном уровне. Развитие способности анализировать простые закономерности. Умение выделять в явлении разные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества. Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы; сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т.д.; различные виды задач на группировку: “Исключи лишнее”, “Сходство и различие”, “Продолжи закономерность”; аналитические задачи 1-го типа с прямым утверждением.
Развитие внимания. Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания.
Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах; “Графический диктант” с выявлением закономерностей (по визуальному образцу); составление простых узоров из карточек по образцу (“Мозаика”); знакомство с игрой “Муха” — 1-й уровень (с указкой у доски); игры: “Внимательный художник”, “Точки”, “И мы...”, “Запутанные дорожки”.
Развитие восприятия и воображения. Развитие пространственной ориентировки,
восприятия глубины и объема, выделение фигуры из фона. Формирование элементов
конструктивных навыков и воображения. Упражнения на развитие пространственной координации (понятия — слева, справа, перед, за и т.п.): “Графический диктант”, наложенные рисунки, составление мозаики из 4 элементов с зарисовыванием в тетрадь, нахождение заданной фигуры из двух или более изображений. Игры на перевоплощение.
Развитие памяти. Развитие объема и устойчивости визуальной памяти. Упражнения на
запоминание различных предметов (5-6 предметов без учета месторасположения), игры
“Внимательный художник”, “Найди отличия”.
Развитие речи. Формирование активного словаря, навыков обучения чтению и письму ,активизация моторно-двигательной артикуляции.
Чтение сказок, упражнения для формирования правильного произношения звуков, слогов, словосочетаний, предложений.
1 класс
№ п/п |
Месяц, неделя |
Тема |
Кол-во час. |
|
I четверть |
||||
1 – 8 |
1 – 4 неделя сентября |
Диагностическое обследование |
8 |
|
9 |
1 неделя октября |
Осень. Листья. Работа с трафаретом. |
1 |
|
10 |
Овощи. Фрукты |
1 |
||
11 |
2 неделя октября |
Круг. Д/и «Что бывает круглым?» |
1 |
|
12 |
Знакомство с цветом. Д/и «Запомни цвета» |
1 |
||
13 |
3 неделя октября |
Сравнение предметов по величине, длине, ширине |
1 |
|
14 |
Узнавание предметов на ощупь. Д/и «Волшебный мешочек» |
1 |
||
15 |
4 неделя октября |
Квадрат. Д/и «Запомни картинки» |
1 |
|
16 |
Часть и целое. |
1 |
||
Всего за I четверть |
16 ч |
|||
II четверть |
||||
17 |
1 неделя ноября |
Моя семья. Пальчиковая гимнастика |
1 |
|
18 |
Развитие мелкой моторики. Д/и «Шнуровки» |
1 |
||
19 |
2 неделя ноября |
Порядковый счет. Порядок предметов |
1 |
|
20 |
Штриховка в разных направлениях |
1 |
||
21 |
3 неделя ноября |
Соотнесение количества предметов с цифрой |
1 |
|
22 |
Думаем, размышляем. Д/и «Исключи лишнее» |
1 |
||
23 |
4 неделя ноября |
Мы и наши эмоции |
1 |
|
24 |
Различаем форму предметов. Д/и «Угадай, какой формы?» |
1 |
||
25 |
1 неделя декабря |
Упражнение в равновесии. «Дорожка следов» |
1 |
|
26 |
Составление рассказа по картинке «Зимние забавы» |
1 |
||
27 |
2 неделя декабря |
«Превращение Снеговика»: изучаем агрегатные состояния воды |
2 |
|
28 |
||||
29 |
3 неделя декабря |
Знакомство с цветом. «Разноцветные сказки» |
1 |
|
30 |
Картинки-путаницы, лабиринты |
1 |
||
31 |
4 неделя декабря |
Новый год. Ёлка |
1 |
|
32 |
Слова-перевёртыши. Д/и «Путаница», «Узнай слово» |
1 |
||
Всего за II четверть |
16 ч |
|||
III четверть |
||||
33 |
2 неделя января |
Зима. Снег. Сезонные изменение в природе |
1 |
|
34 |
Цифры. Д/и «Продолжи ряд» |
1 |
||
35 |
3 неделя января |
Зрительный диктант |
1 |
|
36 |
Буквы. Д/и «Изографы» |
1 |
||
37 |
4 неделя января |
Домашние и дикие животные. Д/и «Рассели по домам» |
1 |
|
38 |
Буквы. Д/и «Портреты букв» |
1 |
||
39 |
1 неделя февраля |
Прямые линии. Работа с линейкой |
1 |
|
40 |
Домашние и дикие животные. Д/и «Кто чем питается?» |
1 |
||
41 |
2 неделя февраля |
Считаем без ошибок. Д/и «Продолжи числовой ряд» |
1 |
|
42 |
Развитие мелкой моторики. Д/и «Соедини по точкам» |
1 |
||
3 неделя февраля |
Дополнительные каникулы для учащихся 1 и 1 доп. классов |
|||
43 |
4 неделя февраля |
Думаем, размышляем. Д/и «Чего не хватает?» |
1 |
|
44 |
Треугольник. Д/и «Соедини линиями» |
1 |
||
45 |
1 неделя марта |
Мамин праздник. Д/и «Подарки» |
1 |
|
46 |
Ориентировка в пространстве. Д/и «Найди по описанию» |
1 |
||
47 – 48 |
2 неделя марта |
Рифмы. Д/и «Доскажи словечко» |
1 |
|
Думаем, размышляем. Д/и «Что перепутал художник?» |
1 |
|||
49 |
3 неделя марта |
Работа с картинками. Д/и «Опиши предмет» |
1 |
|
50 |
Предложение. Д/и «Закончи предложение» |
1 |
||
Всего за III четверть |
18 ч |
|||
IV четверть |
||||
51 |
1 неделя апреля |
Развитие мелкой моторики. Д/и «Собери бусы» |
1 |
|
52 |
Обобщающие слова. Д/и «Расставь по местам» |
1 |
||
53 |
2 неделя апреля |
Весна. Сезонные изменения в природе |
1 |
|
54 |
Игры с водой |
1 |
||
55 |
3 неделя апреля |
Выкладывание фигур из палочек |
1 |
|
56 |
Письмо по пунктиру |
1 |
||
57 |
4 неделя апреля |
Дни недели. Части суток |
1 |
|
58 |
Пересказ текста «Таня и кукла» |
1 |
||
59 |
1 неделя мая |
Составление рассказа по серии картин «Мишка ждет гостей» |
1 |
|
60 |
Лето. Сезонные изменения в природе |
1 |
||
61 – 66 |
2 – 4 неделя мая |
Диагностическое обследование |
6 |
|
Всего за IV четверть Всего за год Список использованной литературы:
1. Борякова Н. Ю. К проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой психического и речевого развития. //Коррекционная педагогика. – 2004. - № 6. 2. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. – М., 1999. 3. Датешидзе Т. А. Система коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития. – СПб.: Речь, 2004. 4. Забрамная С. Д., Костенкова Ю. А. Развивающие занятия с детьми. – М., 2009. 5. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. –М., 2012. 6. Лалаева Р., Серебрякова Н. Формирование лексики у ребенка с ОНР. – СПб., 2009.
7. Примерная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития. |
16 66 ч |