Индивидуальный коррекционный маршрут коррекции речевого развития
1-й этап. Подготовительный
Задачи:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
б) развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх и специальных упражнениях;
в) формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
г) в процессе систематических тренировок вырабатывать владение комплексом пальчиковой гимнастики;
д) укреплять физическое здоровье (консультации врачей — узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж).
2-й этап. Формирование произносительных умений и навыков
Задачи:
а) устранить дефектное звукопроизношение;
б) развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
в) формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1). Постановка звуков:
свистящий [С];
свистящий [З];
Подготовительные упражнения:
для свистящих: Комплекс упражнений вырабатывающий правильный артикуляционный уклад свистящих звуков (см папку артикуляционная гимнастика
2) . Автоматизация каждого исправленного звука в:
[С], [З], автоматизируются вначале в прямых слогах, затем — в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных
3). Автоматизация звука в словах.
произнесение звука в прямых слогах:
- с ударными слогами; - слова с безударными слогами; - со стечением согласных в слоге;
произнесение звука в обратных слогах: - с ударными слогами; - слова с безударными слогами;
Закрепление произнесения звука в прямых и обратных слогах;
- с ударением на слоге; - без ударения на слоге;
Автоматизация звуков в предложениях.
Каждое отработанное в произношении слово включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.
5). Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и др.)
3-й этап. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
4-й этап. Систематические упражнения по развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.
5-й этап. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков:
лексические и грамматические упражнения;
нормализация просодической стороны речи;
обучение рассказыванию.