Индивидуальный маршрут
коррекции речевого развития
Фамилия, имя ребенка
___________________ __________________________________________
Год рождения
______________________________________________________________
Заключение ТПМПК
______ОНР 3 уровня___________________________________________
Направления коррекционно-развивающей работы:
-Развитие речевой моторики.
-Развитие мелкой моторики.
-Коррекция звукопроизношения.
-Развитие фонематического восприятия.
-Развитие мотивации к речевому общению.
-Обогащение активного и пассивного словаря.
-Формирование навыка согласования слов.
-Развитие связной речи.
Коррекционная работа на логопедическом пункте осуществляется через индивидуальные и подгрупповые занятия. Количество и продолжительность индивидуальных занятий от 15 до 20 минут 2 раза в неделю. Подгрупповое 25 минут 1 раз в неделю.
Направления коррекционной работы |
Содержание коррекционной работы |
Развитие речевой моторики. |
Подготовка артикуляционных укладов нарушенных звуков через упражнения артикуляционной гимнастики. |
Развитие мелкой моторики |
- совершенствование статической организации движений; - совершенствование динамической организации движений; - совершенствование динамической и статической организации движений. |
Коррекция звукопроизношения. |
Постановка звуков Ш, Ж, С, З, Л, Р, Рь; Автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте; Дифференциация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, тексте. |
Развитие фонематического восприятия. |
Обучение определению заданных звуков в ряду других звуков, слогов, слов; определению места звука в словах. Деление слов на слоги, предложений на слова. Звуковой анализ слов; составление слов из заданных звуков. |
Развитие мотивации к речевому общению. |
Развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением словарного запаса; формирование способности к созданию внутреннего плана, программы высказывания. |
Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи |
Экспрессивная речь. Работа над обобщающими понятиями, называние времён года и месяцев; подбор прилагательных по лексическим темам. Предметный словарь: называние детёнышей, малознакомых предметов. Частей тела и предметов. Словарь прилагательных: называние прилагательных по цвету, форме, качеству материала, подбор прилагательных к существительным, подбор синонимов, притяжательные прилагательные. Глагольный словарь: подбор глаголов к существительным. Подбор антонимов. Импрессивная речь. Различение уменьшительно-ласкательных форм слова, приставочных глаголов, предложно-падежных конструкций. Грамматический строй речи. Образование множественного числа существительных, существительных с уменьшительно-ласкательным значением, употребление существительных в косвенных падежах, согласование прилагательных с существительными, существительных с числительными, образование глаголов множественного числа и приставочных глаголов, употребление предложно-падежных конструкций. |
Развитие связной речи. |
Обучение составлению предложений, пересказу, составлению описательных рассказов, по серии сюжетных картин и по сюжетным картинам. |
Планирование коррекционной работы по периодам:
I период (сентябрь, октябрь, ноябрь). |
|
Лексические темы |
«Осень», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Перелётные птицы», «Игрушки»; «Осенняя одежда, обувь, головные уборы» |
Артикуляционная гимнастика |
«Бегемот», «Улыбка», «Трубочка», «Блинчик», «Иголочка», «Улыбка-трубочка», «Почистим зубки», «Вкусное варенье», «Хомяк», «Киска сердится» |
Дыхательная гимнастика |
«Дует холодный ветер», «Сдуй листок», «Витаминка для фруктов»,«Шарик лопнул». |
Пальчиковая гимнастика |
«Пальчики здороваются», «Пальчики в лесу», «Ёжик»(с использованием суджок-шарика), «Капуста», Игры в сухом бассейне, штриховка фигур. |
Фонематические процессы |
-дифференциация неречевых звуков; -воспроизведение слоговых рядов; -подбор слов на заданный звук; -выделение заданного звука из ряда других, из слогов, из слов; -формировать умения выделять слова из предложения; Работа над силой голоса (тихо, громко) |
Грамматический строй речи |
-образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов; -образование множественного числа существительных; согласование прилагательных с существительными в числе, роде; -образование относительных прилагательных; - составление фраз с предлогами «В», «НА», «ПОД» с опорой на графические схемы. |
Связная речь |
- развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами; -составление фраз по сюжетной картине, по серии сюжетных картин; по схемам; - пересказы с опорой на картинку; - заучивание стихов. |
Звукопроизношение |
Постановка звуков [с], [з]. Автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте; |
II период (декабрь, январь, февраль) |
|
Лексические темы: |
«Посуда»; «Зима», « Новый год», «Зимующие птицы», «Мебель»,«Дикие животные», «Профессии», «Семья», «Праздник 23 февраля» |
Артикуляционная гимнастика |
«Улыбка-трубочка», «Почистим зубки», «Блинчик», «Кошка лакает молоко», «Чашка», «Маляр» «Лошадка». |
Дыхательная гимнастика |
«Шарик лопнул», Надуть и втянуть щеки - «Толстячок - худышка», «Сдуй снежинку» |
Пальчиковая гимнастика |
Игры в сухом бассейне, игры с конструктором, обводка фигур, «Кулак-ребро-ладонь», «Вот как пальчики шагают», «Вышли пальчики гулять», |
Фонематические процессы |
- формировать умения выделять слова из предложения; - формировать умения узнавания и различения слов, близких по звуковому составу; - формировать умения различать слоги со сходными звуками; - формировать умения опознавать заданный звук в текстах, предложениях, словах, слогах, изолированно; - закреплять навык определения позиции звука в слове; - закреплять навык выделения первого звука в слове; - закреплять навык определения последнего звука в слове; |
Грамматический строй речи |
- образование множественного числа существительных; - согласование прилагательных с существительными в числе, роде, падеже; - согласование числительных с существительными; - согласование личных местоимений МОЙ (МОЯ, МОЕ) с существительными; - составление фраз с предлогами «НАД», «ИЗ», «ЗА» с опорой на графическую схему. |
Связная речь |
- тветы на вопросы полным предложением - закреплять навык построения предложений из 3-4 слов; - обучение составлению короткого рассказа по картине, серии сюжетных картин, рассказов-описаний, пересказов. |
Звукопроизношение |
Постановка звуков [ш], [л]. Автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте; |
III период (март, апрель, май) |
|
Лексические темы: |
«Весна», «Праздник 8 марта», «Транспорт», «Домашние животные и птицы», «Профессии», «Космос», «Деревья», «Насекомые», «Цветы» |
Артикуляционная гимнастика |
«Чашечка», «Лошадка», «Индюк», «Качели», «Маляр», «Грибок», «Гармошка», «Дятел». |
Дыхательная гимнастика |
«Футбол», «Сдуй бабочку», «Сдуй лягушку», «Ветерок» |
Пальчиковая гимнастика |
Игры в сухом бассейне, игры с суджок-шариком, игры с конструктором, «Гости», «Замок». |
Фонематические процессы |
- закреплять навык определения позиции звука в слове; - закреплять навык выделения первого и последнего звука в слове; - закреплять навык определения последовательности и количества звуков в слове; - закреплять навык подбора слов на заданное количество звуков; - Формировать умения выделять слова из предложения. |
Грамматический строй речи |
- образование множественного числа существительных; - согласование числительных с существительными; - употребление существительных в косвенных падежах; -согласование прилагательных с существительными; |
Связная речь |
- ответы на вопросы полным предложением; -закрепление навыка составления короткого рассказа по картине, серии сюжетных картин, рассказов-описаний, пересказов. - составление фраз с предлогами «У», «С» с помощью графических схем. |
Звукопроизношение |
Постановка звуков [ж], [р],[рь]. Автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте; |
Список литературы:
Гомзяк О.С. Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР III уровня. - М.: изд-во ГНОМ, 2013
Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР
Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова. Обучение связной речи детей 4-5 лет. Картинно-графические планы рассказов.
Т.Ю. Бардышева. Игры с пальчиками.
Н.В. Нищева. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.
Л.А. Комарова. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.
Л.А. Комарова. Автоматизация звука З в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.
Л.А. Комарова. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.
Л.А. Комарова. Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.
Л.А. Комарова. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.