Индивидуальный образовательный маршрут развития ребёнка с особыми возможностями здоровья (задержка психического развития)
Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка с особыми возможностями здоровья на ____________________уч.г.
Ф.И.О. ребенка
____________________________
Дата рождения____________________________
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях общеразвивающей группы (в условиях инклюзии);Пояснительная записка
I. Общие сведенияДата поступления в образовательную организацию: ________ г., группа раннего возраста.
Дошкольная группа в ______________уч.г.: подготовительная группа 6-7 лет №____;Режим пребывания: группа полного дня;Сопровождение тьютора: нет;Заключение и рекомендации ПМПК | - Рекомендации для реализации права на образование: нуждается в создании специальных условий, связанных с реализацией АООП дошкольного возраста; - Образовательная программа:адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ дошкольного возраста; - Конкретизация категории ОВЗ:АООП ДО для детей с ЗПР |
Психолого-педагогическая характеристика | Внешний вид ребёнка: Девочка достаточно опрятная, ласковая, отзывчивая, неконфликтная, контактная, улучшились навыки общения с детьми и взрослыми. Исследование движений и действий: Общая и мелкая моторика стала более развита, но еще не достаточно по возрасту, ведущая рука правая, двигательная активность средняя. Продуктивная деятельность вызывает значительные затруднения, но есть динамика в плане принятия и использования в продуктивной деятельности помощи взрослого. Состояние эмоционально-волевой сферы: Эмоциональный фон стабилен, эмоции живые, реакции адекватны источнику. Может распознать основные эмоциональные состояния. Произвольность снижена, требуется постоянная стимулирующая и контролирующая помощь взрослого. Состояние психических процессов и познавательной деятельности: Знает основные цвета, сличает, выделяет, оттенки еще путает. Знает названия простых геометрических фигур, дифференцирует, более сложные геометрические фигуры находит по слову. Знает величины, сопоставляет, соответствующие слова использует не всегда. Пространственные и временные представления в стадии формирования. Разрезную картинку (4 части) собирает методом проб. Внимание не устойчиво, концентрация, распределение и переключение внимания снижены, объем мал. Произвольное запоминание в целом соответствует возрасту, воспроизведение достаточно точное, но не полное, объем образно-зрительной памяти средний (5-6 предметов), испытывает трудности при сосредоточении на задании. Хорошо запоминает рифмованный небольшой текст. Уровень мыслительных процессов снижен. Простые обобщающие понятия сформированы неустойчиво: показывает игрушки, посуда, одежда, животные, мебель; путает овощи и фрукты, называет игрушки, животные, посуду. Простые задания по исключению четвертого лишнего предмета выполняет с небольшой помощью, с более сложными справляется не всегда. Делает с помощью простые классификации и группировки на знакомых предметах. Причинно-следственные связи не устанавливает. Не всегда понимает инструкцию с первого предъявления. Воображение снижено (по 1 ассоциации на предмет), репродуктивное. Изучение представлений о ближайшем окружении, об окружающем мире: Имеет элементарный запас сведений о себе, своей семье, ближайшем окружении, быте. Домашний адрес, отчество родителей и их профессии не знает. Уровень актуального развития снижен. Особенности речевой деятельности: в анат. строении артикуляционного аппарата без особенностей. Подвижность артикуляционной моторики средняя. Отдельные артикуляционные уклады по показу выполняет, амплитуда выполнения артикуляционных, движений снижена. Отмечается значительное речевое недоразвитие по всем речевым параметрам. Понимание речи расширилось в пределах обихода, сформированы элементарные представления о себе, близких родственниках, круг представлений об окружающей действительности расширился, представления формальные, конкретные, основанные на ее опыте. Активный словарный запас снижен, преобладает пассивный словарь, пополнение словарного запаса снижено. В речи использует слова всех частей речи, но преобладают существительные, глаголы. Связная речь, фонематическое восприятие, грамматический строй речи формируются, допускает аграмматизмы в устной речи. Состояние игровой деятельности. В игровой деятельности стала более активна. Начала играть с детьми. В конфликтной ситуации пытается справиться самостоятельно, но иногда прибегает к помощи взрослого. Сюжетная линия в игре присутствует не всегда. Объединяется с детьми в малые группы для игр. Принимает на себя предложенную роль формально. Не всегда еще соблюдает установленные в игре правила. Предпочитает сюжетно-ролевые игры «Больница», «Кухня», игры в театральном уголке. Состояние продуктивной деятельности: Продуктивная деятельность в стадии формирования. |
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (полугодие) | Освоение ребенком адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования АООП ДО для детей с ЗПР |
Общие задачи на период реализации ИОМ | Создание коррекционно-педагогических условий для обучения и воспитания с целью уменьшения и устранения недостатков речевой деятельности, речемыслительной деятельности, познавательной деятельности, коммуникативной деятельности, двигательной деятельности, организации эмоционально-волевой сферы и компенсации нарушений в развитии. |
II. Специфика индивидуального образовательного маршрута
Создание «безбарьерной» среды: специфика условий представлена в АООП ДО для детей с ОВЗ (ЗПР) Материально-технические условия:
- В помещениях достаточно пространства для свободного передвижения детей. Выделены помещения или зоны для разных видов двигательной активности детей – бега, прыжков, лазания, метания и др. В физкультурном зале и группах (частично) имеется оборудование - инвентарь и материалы для развития крупной моторики и содействия двигательной активности, материалы и пособия для развития мелкой моторики.
- В группах оборудуются уголки для снятия психологического напряжения.
- Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для развития игровой и познавательно-исследовательской деятельности детей. В групповых помещениях и на прилегающих территориях пространство организовано так, чтобы можно было играть в различные, в том числе сюжетно-ролевые игры. В групповых помещениях и на прилегающих территориях находится оборудование, игрушки и материалы для разнообразных сюжетно-ролевых и дидактических игр, в том числе предметы-заместители.
- Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для познавательно-исследовательского развития детей (выделены зоны, которые оснащены оборудованием и информационными ресурсами, приборами и материалами для разных видов познавательной деятельности детей – книжный уголок, библиотека, уголок экспериментирования и др.).
- Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для художественно-эстетического развития детей. Помещения и прилегающие территории оформлены с художественным вкусом; выделены помещения или зоны, оснащенные оборудованием и материалами для изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности детей.
Архитектурная среда и учебное пространство Среда включает следующие диагностические и образовательные модули:- Коррекция и развитие психомоторных функций у детей
- Коррекция эмоциональной сферы
- Развитие познавательной деятельности
- Формирование высших психических функций
- Развитие коммуникативной деятельности
Общие и специальные условия организации коррекционно-педагогического процесса представлены в АООП детского сада; в соответствии с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.
Режим пребывания ребенка в ДОУ | Пять дней в неделю, полный день |
Соматическое состояние | Вторая группа здоровья |
Рекомендации специалистов медицинского профиля | Отсутствуют |
Противопоказания | Отсутствуют |
Взаимодействие специалистов ДОУ | Рекомендованы занятия с учителем-логопедом Рекомендованы занятия с учителем-дефектологом Рекомендованы занятия с педагогом-психологом |
III. Содержание разделов маршрута
Перечень учебно-методического обеспечения и литературы
3.1.1. Выбор среди вариативных (примерных) ООП дошкольного образования (в Навигаторе ФИРО):
Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
3.1.2. Выбор среди Примерных АООП для детей с ОВЗ:АООП ДО для детей с ЗПР с учетом ОНР 2 ур. р.р.
3.1.3. Выбор среди Вариативных адаптированных ООП для детей с ОВЗ:Образовательная программа дошкольного образования «Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО / Н.В. Нищева
3.1.4. Выбор среди комплексных программ и технологий воспитания и обучения детей с ОВЗ:Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: книга для педагога-дефектолога – М.: Владос, 2019.
Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучениедетей в процессе дидактических игр: книга для педагога-дефектолога – М.: Владос, 2019.
Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – СПб. :Каро, 2008.
Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с ЗПР.- СПб.: Эко-вектор, 2017
Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с ЗПР.- М.: Владос, 2018
Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников: конспекты занятий.- М.: Национальный книжный центр, 2013.- 72с.+ СD-диск (Психологическая служба).
Мищенкова Л.В. «36 занятий для будущих отличников»: задания по развитию познавательных способностей.- М.: РОСТ.- 2011.-206с.;
Крупенчук О.И. Ступеньки знаний 5+.-СПб: Литера, 2017
3.2. План индивидуальной коррекционно-развивающей работы на год№ п/п | Направление сопровождения | Задачи |
1 | Психолого-педагогическое сопровождение | Расширение кругозора, формирование ВПФ, психомоторная коррекция. Развитие произвольной саморегуляции, игровой и коммуникативной деятельности, продуктивного взаимодействия. Консультирование родителей по вопросам развития ребенка. |
2 | Дефектологическое сопровождение | Коррекция и развитие познавательных процессов, формирование сенсорных представлений. Развитие предметно-практической, конструктивной, игровой деятельности, продуктивного взаимодействия. Развитие мелкой моторики. |
3 | Логопедическое сопровождение | Пополнение и активизация словарного запаса, выполнение 2, 3-х ступенчатых инструкций. Стимуляция речевой активности. Развитие артикуляционной моторики. Формирование связной речи, грамматического строя, фонематического восприятия. |
Период | Задачи по развитию фонематического восприятия, обучению произношению | Календарно тематическое планирование по развитию связной речи, лексико-грамматического строя | Игры и упражнения |
Подготовительный этап | 2 недели – диагностика | ||
Первый этап | |||
3 неделя | Развивать лексические категории | - образование притяжательных прилагательных; - формирование обобщающих понятий; - дифференциация действий предметов; - понимание 2-3 ступенчатых инструкций, выполнение по речевой инструкции | «Рассели по домикам» «Назови по другому». « Покажи на картинках»,. «Посмотри и назови» « Скажи наоборот» Д/и «Чьи?,» «Чей?», «Чья?» |
Второй этап | |||
4 неделя | Развивать грамматические категории | «Образование множественного числа существительных» ,дифференциация слов ед. и мн. числа существительных, форм ед. и мн. числа глаголов, - формирование предложений различных грамматических конструкций по сюжетным картинкам, - развитие навыка словообразования, словоизменения, образование слов уменьшительно-ласкательной формы,», «Возвратные глаголы» «Слова-действия» | «Один – много», «Кто что делает» «У кого что», «Кто кем работает?» Д/и «Большой- маленький», |
Третий этап | |||
5 неделя | Развивать артикуляционную моторику | Артикуляционная гимнастика | «Улыбка» «Хоботок» «Лопатка» «Иголка» «Качели» «Маятник» «Лошадка» и др. |
6 неделя | Развивать слоговую структуру слова | 1-2-3 слоговую структуру слова. | «Скажи правильно» (слова 2-3 слоговой структуры), «Ритмический рисунок». |
7 неделя | Развитие фонематического слуха | - развитие оппозиционных звуков, - развитие дифференциации оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении, - развитие дифференциации оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении. | «Громко –тихо», «Быстро – медленно», «Назови первый звук в слове» , « На какой звук начинается эта картинка?», «Найди картинку на заданный звук». |
8 неделя | Лексическое развитие | развивать номинативный словарь - развивать предикативный словарь (стоит, сидит, играет, рисует), развивать атрибутивный словарь, антонимы, предлоги. Сравнение свойств и качеств предметов | Назови предметы одним словом (по картинкам), «Скажи, кто что делает» (по картинкам), «Назови, какого цвета» «Назови, какой формы», «Сравни рисунки, «Скажи, где находится» и др. |
9 неделя | Развитие грамматического строя речи | - развивать умение согласовывать прилагательные с существительными - развивать умение согласовывать местоимения с существительными | «Скажи, что это», «Скажи, что делают», «Назови по картинкам», «Расскажи, чья это вещь» и др. |
10 неделя | Развитие словообразования | - развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом | «Большой стол – маленький…» «У кошки – котенок, у лисы - ….» «Назови животных и их детенышей» и др. |
11 неделя | Развитие связной речи | - развивать умение составлять предложения по отдельным ситуативным картинкам - развивать умение пересказывать текст знакомой сказки, рассказа | «Расскажи, что ты видишь на картинке» «Продолжи предложения» , « Я скажу, а ты закончи», «Ответь на вопрос по картинкам» «Расскажи сказку по картинкам» и др. |
12 неделя | Развивать мелкую моторику пальцев | | Пальчиковые игры Самомассаж пальцев и кистей рук «Пластилинография» «Собираем бусы» «Собери картинку» (игры с прищепками) «Нарисуй пятнышки на жирафе» «Дорисуй котятам усы» «Нарисуй ежику иголки» «Помоги Гномикам нарисовать узоры» и «Собери палочки в коробочки по цвету», «Выложи из палочек узор как на схеме» т.д. |
Мониторинг индивидуального развития | 1 неделя – диагностика |
3.4. Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с ИОП
ИОП строится на основе комплексирования общеразвивающей и АООП дошкольного образования (групповые формы работы), соответствует организации режимных моментов и совместной образовательной деятельности в условиях старшей дошкольной группы.
Особые образовательные потребности ребенка по отношению к группе, в которой он находится | Коррекционные разделы АОП, трансформируемые под ООП ребенка | Задачи | Методические приемы и используемые технологии |
Нарушения мелкой моторики | ОО «Физическое развитие» ОО «Речевое развитие» | Развитие сенсомоторной и зрительно-двигательной координации. | Включение заданий по развитию мелкой моторики в индивидуальные занятия с логопедом. Организация пальчиковой гимнастики вместе со сверстниками во время проведения индивидуальных и подгрупповых занятий воспитателем. Индивидуальные занятия с воспитателем и логопедом по подготовке руки к письму. |
Быстрая истощаемость | Все образовательные области | Формирование охранительного режима в режимных моментах и процессах группы. Учет состояния работоспособности ребенка во время выполнения групповых и индивидуальных заданий. Создание условий для координации волевых усилий с другими детьми. | Охранительный режим. Введение дополнительной физкультурной минутки. Ступенчатый ввод ребенка в подгрупповые занятия с детьми. Ступенчатый вывод ребенка из подгрупповых занятий с детьми. Выполнение заданий в парах. Частая смена видов деятельности. Снижение двигательной нагрузки по сравнению со сверстниками. |
Нарушения внимания | ОО «Познавательное развитие» ОО «Физическое развитие» | Формирование познавательной активности и ориентировок «Что это? Что с ним можно делать?». Формирование установки на сосредоточение и переключение, распределение внимания. Освоения опыта совместно-последовательных и совместно-распределенных форм образовательной деятельности со сверстниками. | Дидактические игры и упражнения на развитие произвольного внимания. Физкультурные минутки, направленные на формирование произвольного внимания в группе сверстников. Включение заданий на развитие произвольного внимания в индивидуальные занятия психолога. Включение заданий на развитие слухового внимания в занятия логопеда и музыкального руководителя. Включение заданий на развитие двигательного внимания в физкультурные занятия. |
Нарушения памяти | ОО «Речевое развитие» ОО «Социально-коммуникативное развитие» | Расширение объема двигательной памяти. Формирование взаимосвязи между процессами запоминания и воспроизведения речевого материала на основе движений и приемов мнемотехники. Расширение объема слуховой, словесной, речевой памяти. Расширение объема зрительной памяти. | Разучивание стихотворений с использованием движений обеих рук с воспитателем и родителями. Включение заданий с использованием мнемотехники в индивидуальные занятия с логопедом. Игры по типу «Мемори» с психологом. |
Трудности в организации познавательной деятельности, развитии мышления | ОО «Познавательное развитие» | Формирование познавательной мотивации и интересов, развитие любознательности. Развитие наглядно-действенного мышления. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие образно-логического мышления. Развитие элементов словесно-логического мышления. Развитие элементов творческого мышления и воображения. | |
Нарушения восприятия и несформированность навыков конструирования | ОО «Художественно-эстетическое развитие» | Формирование предметно-изобразительных навыков. Формирование умений рисовать, делать аппликативные поделки, лепить по образцу, по аналогии, изменяя образец. Формирование конструктивных умений по образцу и по аналогии с действиями взрослого, умения ориентироваться на схему. | Совместное рисование в паре со взрослым, родителями. Совместная аппликация в паре со взрослым, родителями. Совместная лепка в паре со взрослым, с родителями. Конструирование в паре со взрослым и сверстником. Формирование опыта проектной творческой деятельности. |
3.5. Адаптированный учебный план и формы индивидуального психолого-педагогического сопровождения
Направление работы | Кол-во занятий в неделю | Количество занятий (часов) в год | Форма проведения | Ф.И.О. специалиста |
Педагогическая помощь | 2 занятия в неделю | 72 занятия (учебных часов) в год | Индивидуально-совместные занятия (в паре) Групповые занятия Практикумы по социально-бытовой ориентировке и самообслуживанию Игровые досуги Индивидуально-дифференцированный подход | Воспитатели: |
Коррекционно-педагогическая помощь | 2 занятия в неделю | 72 занятия (учебных часов) в год | Индивидуальные занятия | Учитель-дефектолог: |
Психологическая помощь | 3 занятия в неделю | 108 занятия (учебных часов) в год | Групповые занятия Индивидуальные занятия | Педагог-психолог: |
Логопедическая помощь | 2 занятия в неделю | 72 занятия (учебных часов) в год | Индивидуальные занятия | Учитель-логопед: |
Музыкальные занятия | 2 занятия в неделю | 72 занятия (учебных часов) в год | Групповые занятия Музыкальные досуги Индивидуально-совместные занятия (в паре) Индивидуально-дифференцированный подход Музыкотерапия | Музыкальный руководитель: |
Физкультурные занятия | 2 занятия в неделю | 72 занятий (учебных часов) в год | Групповые занятия Физкультурные досуги Индивидуально-совместные занятия (в паре) Индивидуально-дифференцированный подход | Инструктор по физической культуре: |
IV. Программа сотрудничества с семьей
Задачи | Мероприятия | Срок проведения и ответственный |
Ознакомление родителей с результатами первичной, промежуточной и итоговой диагностики | Индивидуальные беседы Корректировка ИОМ | Сентябрь, февраль, май Воспитатели, специалисты |
Проведение консультаций по освоению ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную образовательную деятельность с детьми | Родительские собрания Индивидуальные консультации | В течение года Воспитатели, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, ст.воспитатель |
Создание условий для социализации детей в обществе, инклюзия в среду нормально развивающихся сверстников | Организация совместных праздников и досугов Совместная проектная деятельность | В течение года Воспитатели, специалисты |
Проведение консультаций по освоению адаптированной ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную коррекционно-развивающую деятельность с детьми | Индивидуальные консультации Совместные поручения с детьми | В течение года Специалисты ДОУ |
Обеспечение равных условий при подготовке детей к школе | Индивидуальные занятия со специалистами Организация экскурсий в школу Тренинги по подготовке детей к общению и обучению в условиях школы | В середине и в конце учебного года в подготовительной к школе группе Воспитатели, специалисты ДОУ |
V. Мониторинг индивидуального развития 5.1. Результаты мониторинга индивидуального развития ребенка на основе совместной экспертной оценки освоения ИОМ родителями и специалистами
Освоение образовательных областей | Оценка родителями | Оценка воспитателями | Оценка специалистами коррекционного профиля |
ОО «Физическое развитие» | | | |
ОО «Познавательное развитие» | | | |
ОО «Речевое развитие» | | | |
ОО «Социально-коммуникативное развитие» | | | |
ОО «Художественно-эстетическое развитие» | | | |
Специфические коррекционные задачи, не входящие в ООП дошкольного образования | | | |
*Значения:
1 – отрицательная динамика, регресс
2 – отсутствие динамики
3 – волноообразная динамика, невыраженные изменения
4 – выраженная положительная динамика
5 – значительная положительная динамика
Обоснование динамики:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.2. Итоговый контроль
Старший воспитатель:
___________________
Воспитатели:
___________________
___________________
Педагог-психолог:
___________________
Учитель-логопед:
___________________
Учитель-дефектолог:
___________________
С результатами работы за год ознакомлен.
Родитель:
___________________