Индивидуальное логопедическое коррекционно-развивающее занятие «Во саду ли, в огороде» в соответствии с современной дидактической психолого-педагогической концепцией для развития фонематического восприятия у младших школьников с акустической дисграфией

0
0
Материал опубликован 2 January

Индивидуальное логопедическое коррекционно-развивающее занятие «Во саду ли, в огороде» в соответствии с современной дидактической психолого-педагогической концепцией для развития фонематического восприятия у младших школьников с акустической дисграфией


Занятие состоит из трех этапов:

1. Вводно-организационный, в рамках которого проходит приветствие и определение темы занятия.

2. Основной содержательный этап, в ходе которого выполняются коррекционно-развивающие задания, упражнения и физкультминутка.

3. Заключительный этап – рефлексия и самооценка обучающегося.

Ключевые особенности занятия:

разработка индивидуального картинного материала;

использование информационно-коммуникационных технологий;

использование иллюстративного материала, визуального ряда;

использование письменных упражнений.

Логопедическая работа по коррекции акустической дисграфии осуществляется поэтапно, от простого к сложному: звука, буквы, слога, слова, предложения и текста. А также закрепление обучающимся знаний, полученных на уроках в классе, восполнение пробелов в обучении. Важно дозировать нагрузку с учетом индивидуальных особенностей ребенка, создать благоприятную обстановку для активизации учебной деятельности.

Основные педагогические приемы:

словесные (беседа, объяснение, рассказ, чтение);

наглядно-демонстрационные (иллюстрации);

практические (задания, упражнения);

Ресурсы, оборудование и материалы, используемые на занятии: интернет, компьютер, программное обеспечение Microsoft Office/ Microsoft 365, PowerPoint.

Дидактическое обеспечение занятия: план занятия, муляжи яблока, апельсина, карточки изображением овощей, фруктов и ягод, схема кинезиологического упражнения «дом-ежик-замок», наушники, колокольчик, альбом 1 «Упражнения по коррекции акустической дисграфии «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазановой, ручка, маркер, онлайн тренажёры «Кидмама» (http://kid-mama.ru/).

Технологическая карта индивидуального логопедического коррекционно-развивающего занятия

«Во саду ли, в огороде» для развития фонематического восприятия у младших школьников с акустической дисграфией» в соответствии с современной дидактической психолого-педагогической концепцией


Таблица 1


Возрастная категория

8 лет (2 класс)

Учитель-логопед

Бельтюгова М.Г.

Тип занятия

индивидуальный

Время реализации

20-40 минут

Тема:

«Во саду ли, в огороде», направленное на развитие фонематического восприятия у младших школьников с акустической дисграфией

Цель:

Коррекция акустической дисграфии

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные задачи:

уточнение различий между парными звонкими и глухими согласными;

различение звуков [Б] – [П] на слух и в произношении в словах и в предложениях;

закрепление навыков звукового анализа и синтеза;

профилактика и устранение буквенных замен на письме;

расширение словарного запаса по теме «Во саду ли, в огороде».

2. Коррекционно-развивающие задачи:

развитие фонематического восприятия и слуха;

развитие внимания, воображения и мышления;

развитие мелкой и общей моторики;

синхронизация межполушарных связей;

применение здоровьесберегающих технологий, смена видов деятельности.

3. Коррекционно-воспитательные задачи:

воспитание у обучающегося эмоционального отклика, развитие коммуникативных качеств;

развитие навыка усидчивости, волевых качеств;

формирование познавательного интереса к процессу обучения и новым знаниям;

формирование навыков самоконтроля и самооценки;

воспитание культуры речи.

Таблица 2

Этап (время)

Задачи этапа

Методы и приемы

Содержание деятельности

Предметно-простран-ственная среда

Результат этапа

Деятельность логопеда

Деятельность обучающегося

Вводно-организацион-

ный

(2 минуты)

Создать положительный настрой на обучение, включить обучающегося в работу.

Беседа



Показывает ребёнку муляжи яблока, апельсина и предлагает назвать парные согласные звуки, которые есть в названиях этих фруктов.


Произносит вслух «яблоко», «апельсин» и отвечает на вопрос, назвав звуки [Б] и [П].


Муляжи апельсина, яблока.


1. Обучающаяся с первых минут занятия включилась в работу, проанализировав звуки в предложенных названиях фруктов.

2. Девочка правильно назвала парные согласные звуки в словах «яблоко», «апельсин». Таким образом был создан положительный настрой на дальнейшую работу.

Мотивацион-но-побудитель-ный

(2 минуты)

1. Сформулировать тему занятия и актуализировать опорные знания для её решения

Создать коммуникатив-ный мотив.

2. Развивать мелкую моторику рук.

1. Беседа.

2. Кинезио-логичес-кое упражне-ние.

1. Уточняет у ребёнка, с какими буквами и звуками он будет работать на занятии.

Спрашивает, какое животное носит яблоки у себя на спине.

2. Предлагает выполнить кинезиологичес-кое упражнение

«Дом-ёжик-замок».

1. Называет буквы и звуки занятия [Б], [П.

Отвечает на вопрос учителя-логопеда, назвав животное «Ёжик».

2. Выполняет кинезиологи-ческое упражнение.

Схема упражнения «Дом-ёжик-замок» (Приложение А).

1. Девочка сформулировала тему занятия, назвав буквы и звуки занятия [Б], [П].

2. Была развита мелкая моторика рук посредством кинезиологического упражнения «Дом-ёжик-замок».

Содержатель-ный

(5 минут)

1. Учить дифференциро-вать близкие по акустическим признакам звуки [Б], [П].

2. Обеспечить применение знаний на практике.

3. Расширить словарный запас ребёнка.

1. Упраж-

нение.

2. Письмен-ное задание.

1. Специалист предлагает девочке надеть наушники, проговорить звуки [Б], [П] и назвать, какой звук глухой, а какой звонкий.

Предлагает обучающейся назвать вслух название ягод, овощей, фруктов и положить картинку к наушникам (глухой звук) или к колокольчику (звонкий звук).

2. Предлагает вписать правильные буквы в названия овощей, фруктов и ягод на карточках.

1. Надевает наушники, проговаривает звуки [Б] и [П], правильно определяет какой из этих звуков глухой, а какой звонкий.

Берёт в руки карточки, проговаривает вслух названия овощей, фруктов, ягод

(помидор, баклажан, арбуз, персик, банан, голубика, абрикос, кабачок, яблоко, клубника, брокколи, репа, апельсин, капуста, патиссон, помело, перец). Раскладывает картинки к наушникам или колокольчику.

2. Выполняет задание, пишет на карточках буквы Б и П.

1. Наушники, колокольчик.

2. Карточки с изображением овощей, фруктов, ягод, в названиях которых пропущены буквы Б и П.

3. Карточки с заданием, маркер.

1. Ребёнок правильно дифференцирует близкие по акустическим признакам звуки [Б], [П].

2. В первом упражнении сделала три ошибки в словах «баклажан», «помело» и «патиссон», положив карточки не на свои места.

3. Педагог объяснил лексическое значение данных слов, тем самым расширив словарный запас ребёнка.

Физкультми-нутка «Огород»

(1 минута)

Развивать внимание, логическое мышление, общую моторику.

Кратко-времен-ное физичес-кое упражне-ние.

Проговаривает стихотворение, сопровождает соответсвую-щими движениями.

Повторяет за учителем стихотворение, выполняет физические упражнения в соответствии со словами.

Стихотворение к физкульт-минутке (Приложение Б).

Развито внимание, логическое мышление и общая моторика.

Содержатель-ный

(8 минут)


1. Создать на занятии условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля.

2. Закрепить полученные знания в звукобуквенном анализе и синтезе.

3. Расширить словарный запас.

4. Закрепить пройденный материал.

1.Чтение, работа с текстом.

2. Исполь-зование ИКТ.

Предлагает обучающейся выполнить задание в рабочей тетради: прочитать текст и переписать его

(Приложение В).

2. Предлагает ребёнку закрепить полученные знания на онлайн тренажёрах «Кидмама».

Читает и выполняет задание, переписывает текст.

2. Выполняет задания на тренажёрах.

1. Е.В. Мазанова «Учусь не путать звуки». Альбом упражнений по коррекции акустической дисграфии часть 1», стр. 16, ручка.

2. Компьютер, интернет, онлайн-тренажер «Кидмама» (Приложение Г).


1. Были созданы условия, формирующие навык самоконтроля.

2. Девочка правильно вставила буквы П и Б, таким образом были закреплены полученные знания в звукобуквенном анализе и синтезе.

3. При разборе текста выяснилось, что обучающаяся не знает значение слов «юрта» и «отара».

4. Педагог объяснила лексическое значение слов, тем самым расширив словарный запас ребёнка.

5. Был закреплён пройденный на занятии материал на онлайн тренажёрах.

6. Девочка сделала ошибки в трёх словах «робкий», «зябкий» и «тулуп», которые она не употребляет в речи.

7. Педагог объяснила лексическое значение слов, тем самым расширив словарный запас ребёнка.

Заключитель-ный

(2 минуты)

Проанализиро-вать и оценить

деятельность на занятии, рефлексия.

Беседа

Задает вопросы: «Как прошло наше занятие? Что было сложно делать, а что легко? Какое у тебя сейчас настроение?»

Отвечает на вопросы, оценивает свою работу.


1. Девочкой было проанализировано занятие, в следствии чего она отметила, что узнала новые слова и названия овощей и фруктов. 2. Больше всего ей понравилось выполнять упражнения на онлайн-тренажере «Кидмама», так как она допустила всего три ошибки.


Приложение А


Кинезиологическое упражнение


t1735823157aa.png


Дом красивый, дом высокий

Ёж себе построил в соснах.

На дверях - замок большой,

Чтобы не вошёл чужой.

В домик ёжик приволок

Для дверей большой замок.

В доме ёжик на кладовку

Днём замок повесил ловко.






Приложение Б


Физкультминутка «Огород»


Огород у нас в порядке -

Мы весной вскопали грядки. (имитация работы лопатой)

Грабли в руки взяли,

Грядки причесали. (показываем, ка работают граблями)

Семена рядами

В землю мы сажали. (присели на корточки, обхватили руками колени)

Мы водой прохладной

Грядки поливали. (полив из лейки: повороты направо и налево)

Мы пололи огород,

Чтоб семенам дать кислород. (наклоны до пола)

Урожай богатый

Дружно собирали. (наклоны в разные стороны)

Танцы и песни

Сами затевали. (хлопки в ладоши.)












Приложение В


Альбом 1 «Упражнения по коррекции акустической дисграфии

«Учусь не путать звуки» Е.В. Мазановой


t1735823157ab.jpg


Приложение Г


Онлайн тренажёры «Кидмама»


t1735823157ac.gif


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.