Индивидуальное логопедическое коррекционно-развивающее занятие «Во саду ли, в огороде» в соответствии с современной дидактической психолого-педагогической концепцией для развития фонематического восприятия у младших школьников с акустической дисграфией
Индивидуальное логопедическое коррекционно-развивающее занятие «Во саду ли, в огороде» в соответствии с современной дидактической психолого-педагогической концепцией для развития фонематического восприятия у младших школьников с акустической дисграфией
Занятие состоит из трех этапов:
1. Вводно-организационный, в рамках которого проходит приветствие и определение темы занятия.
2. Основной содержательный этап, в ходе которого выполняются коррекционно-развивающие задания, упражнения и физкультминутка.
3. Заключительный этап – рефлексия и самооценка обучающегося.
Ключевые особенности занятия:
разработка индивидуального картинного материала;
использование информационно-коммуникационных технологий;
использование иллюстративного материала, визуального ряда;
использование письменных упражнений.
Логопедическая работа по коррекции акустической дисграфии осуществляется поэтапно, от простого к сложному: звука, буквы, слога, слова, предложения и текста. А также закрепление обучающимся знаний, полученных на уроках в классе, восполнение пробелов в обучении. Важно дозировать нагрузку с учетом индивидуальных особенностей ребенка, создать благоприятную обстановку для активизации учебной деятельности.
Основные педагогические приемы:
словесные (беседа, объяснение, рассказ, чтение);
наглядно-демонстрационные (иллюстрации);
практические (задания, упражнения);
Ресурсы, оборудование и материалы, используемые на занятии: интернет, компьютер, программное обеспечение Microsoft Office/ Microsoft 365, PowerPoint.
Дидактическое обеспечение занятия: план занятия, муляжи яблока, апельсина, карточки изображением овощей, фруктов и ягод, схема кинезиологического упражнения «дом-ежик-замок», наушники, колокольчик, альбом 1 «Упражнения по коррекции акустической дисграфии «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазановой, ручка, маркер, онлайн тренажёры «Кидмама» (http://kid-mama.ru/).
Технологическая карта индивидуального логопедического коррекционно-развивающего занятия
«Во саду ли, в огороде» для развития фонематического восприятия у младших школьников с акустической дисграфией» в соответствии с современной дидактической психолого-педагогической концепцией
Таблица 1
Возрастная категория | 8 лет (2 класс) |
Учитель-логопед | Бельтюгова М.Г. |
Тип занятия | индивидуальный |
Время реализации | 20-40 минут |
Тема: | «Во саду ли, в огороде», направленное на развитие фонематического восприятия у младших школьников с акустической дисграфией |
Цель: | Коррекция акустической дисграфии |
Задачи: | 1. Коррекционно-образовательные задачи: уточнение различий между парными звонкими и глухими согласными; различение звуков [Б] – [П] на слух и в произношении в словах и в предложениях; закрепление навыков звукового анализа и синтеза; профилактика и устранение буквенных замен на письме; расширение словарного запаса по теме «Во саду ли, в огороде». 2. Коррекционно-развивающие задачи: развитие фонематического восприятия и слуха; развитие внимания, воображения и мышления; развитие мелкой и общей моторики; синхронизация межполушарных связей; применение здоровьесберегающих технологий, смена видов деятельности. 3. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитание у обучающегося эмоционального отклика, развитие коммуникативных качеств; развитие навыка усидчивости, волевых качеств; формирование познавательного интереса к процессу обучения и новым знаниям; формирование навыков самоконтроля и самооценки; воспитание культуры речи. |
Таблица 2
Этап (время) | Задачи этапа | Методы и приемы | Содержание деятельности | Предметно-простран-ственная среда | Результат этапа | |
Деятельность логопеда | Деятельность обучающегося | |||||
Вводно-организацион- ный (2 минуты) | Создать положительный настрой на обучение, включить обучающегося в работу. | Беседа | Показывает ребёнку муляжи яблока, апельсина и предлагает назвать парные согласные звуки, которые есть в названиях этих фруктов. | Произносит вслух «яблоко», «апельсин» и отвечает на вопрос, назвав звуки [Б] и [П]. | Муляжи апельсина, яблока. | 1. Обучающаяся с первых минут занятия включилась в работу, проанализировав звуки в предложенных названиях фруктов. 2. Девочка правильно назвала парные согласные звуки в словах «яблоко», «апельсин». Таким образом был создан положительный настрой на дальнейшую работу. |
Мотивацион-но-побудитель-ный (2 минуты) | 1. Сформулировать тему занятия и актуализировать опорные знания для её решения Создать коммуникатив-ный мотив. 2. Развивать мелкую моторику рук. | 1. Беседа. 2. Кинезио-логичес-кое упражне-ние. | 1. Уточняет у ребёнка, с какими буквами и звуками он будет работать на занятии. Спрашивает, какое животное носит яблоки у себя на спине. 2. Предлагает выполнить кинезиологичес-кое упражнение «Дом-ёжик-замок». | 1. Называет буквы и звуки занятия [Б], [П. Отвечает на вопрос учителя-логопеда, назвав животное «Ёжик». 2. Выполняет кинезиологи-ческое упражнение. | Схема упражнения «Дом-ёжик-замок» (Приложение А). | 1. Девочка сформулировала тему занятия, назвав буквы и звуки занятия [Б], [П]. 2. Была развита мелкая моторика рук посредством кинезиологического упражнения «Дом-ёжик-замок». |
Содержатель-ный (5 минут) | 1. Учить дифференциро-вать близкие по акустическим признакам звуки [Б], [П]. 2. Обеспечить применение знаний на практике. 3. Расширить словарный запас ребёнка. | 1. Упраж- нение. 2. Письмен-ное задание. | 1. Специалист предлагает девочке надеть наушники, проговорить звуки [Б], [П] и назвать, какой звук глухой, а какой звонкий. Предлагает обучающейся назвать вслух название ягод, овощей, фруктов и положить картинку к наушникам (глухой звук) или к колокольчику (звонкий звук). 2. Предлагает вписать правильные буквы в названия овощей, фруктов и ягод на карточках. | 1. Надевает наушники, проговаривает звуки [Б] и [П], правильно определяет какой из этих звуков глухой, а какой звонкий. Берёт в руки карточки, проговаривает вслух названия овощей, фруктов, ягод (помидор, баклажан, арбуз, персик, банан, голубика, абрикос, кабачок, яблоко, клубника, брокколи, репа, апельсин, капуста, патиссон, помело, перец). Раскладывает картинки к наушникам или колокольчику. 2. Выполняет задание, пишет на карточках буквы Б и П. | 1. Наушники, колокольчик. 2. Карточки с изображением овощей, фруктов, ягод, в названиях которых пропущены буквы Б и П. 3. Карточки с заданием, маркер. | 1. Ребёнок правильно дифференцирует близкие по акустическим признакам звуки [Б], [П]. 2. В первом упражнении сделала три ошибки в словах «баклажан», «помело» и «патиссон», положив карточки не на свои места. 3. Педагог объяснил лексическое значение данных слов, тем самым расширив словарный запас ребёнка. |
Физкультми-нутка «Огород» (1 минута) | Развивать внимание, логическое мышление, общую моторику. | Кратко-времен-ное физичес-кое упражне-ние. | Проговаривает стихотворение, сопровождает соответсвую-щими движениями. | Повторяет за учителем стихотворение, выполняет физические упражнения в соответствии со словами. | Стихотворение к физкульт-минутке (Приложение Б). | Развито внимание, логическое мышление и общая моторика. |
Содержатель-ный (8 минут) | 1. Создать на занятии условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля. 2. Закрепить полученные знания в звукобуквенном анализе и синтезе. 3. Расширить словарный запас. 4. Закрепить пройденный материал. | 1.Чтение, работа с текстом. 2. Исполь-зование ИКТ. | Предлагает обучающейся выполнить задание в рабочей тетради: прочитать текст и переписать его (Приложение В). 2. Предлагает ребёнку закрепить полученные знания на онлайн тренажёрах «Кидмама». | Читает и выполняет задание, переписывает текст. 2. Выполняет задания на тренажёрах. | 1. Е.В. Мазанова «Учусь не путать звуки». Альбом упражнений по коррекции акустической дисграфии часть 1», стр. 16, ручка. 2. Компьютер, интернет, онлайн-тренажер «Кидмама» (Приложение Г). | 1. Были созданы условия, формирующие навык самоконтроля. 2. Девочка правильно вставила буквы П и Б, таким образом были закреплены полученные знания в звукобуквенном анализе и синтезе. 3. При разборе текста выяснилось, что обучающаяся не знает значение слов «юрта» и «отара». 4. Педагог объяснила лексическое значение слов, тем самым расширив словарный запас ребёнка. 5. Был закреплён пройденный на занятии материал на онлайн тренажёрах. 6. Девочка сделала ошибки в трёх словах «робкий», «зябкий» и «тулуп», которые она не употребляет в речи. 7. Педагог объяснила лексическое значение слов, тем самым расширив словарный запас ребёнка. |
Заключитель-ный (2 минуты) | Проанализиро-вать и оценить деятельность на занятии, рефлексия. | Беседа | Задает вопросы: «Как прошло наше занятие? Что было сложно делать, а что легко? Какое у тебя сейчас настроение?» | Отвечает на вопросы, оценивает свою работу. | | 1. Девочкой было проанализировано занятие, в следствии чего она отметила, что узнала новые слова и названия овощей и фруктов. 2. Больше всего ей понравилось выполнять упражнения на онлайн-тренажере «Кидмама», так как она допустила всего три ошибки. |
Приложение А
Кинезиологическое упражнение
Дом красивый, дом высокий
Ёж себе построил в соснах.
На дверях - замок большой,
Чтобы не вошёл чужой.
В домик ёжик приволок
Для дверей большой замок.
В доме ёжик на кладовку
Днём замок повесил ловко.
Приложение Б
Физкультминутка «Огород»
Огород у нас в порядке -
Мы весной вскопали грядки. (имитация работы лопатой)
Грабли в руки взяли,
Грядки причесали. (показываем, ка работают граблями)
Семена рядами
В землю мы сажали. (присели на корточки, обхватили руками колени)
Мы водой прохладной
Грядки поливали. (полив из лейки: повороты направо и налево)
Мы пололи огород,
Чтоб семенам дать кислород. (наклоны до пола)
Урожай богатый
Дружно собирали. (наклоны в разные стороны)
Танцы и песни
Сами затевали. (хлопки в ладоши.)
Приложение В
Альбом 1 «Упражнения по коррекции акустической дисграфии
«Учусь не путать звуки» Е.В. Мазановой
Приложение Г
Онлайн тренажёры «Кидмама»