Индивидуальное логопедическое коррекционно-развивающее занятие «На поляне, в лесу, в саду», направленное на развитие навыков письма у детей-билингвов младшего школьного возраста с аграмматической дисграфией, в соответствии с современной дидактической психолого-педагогической концепцией.
Индивидуальное логопедическое коррекционно-развивающее занятие «На поляне, в лесу, в саду», направленное на развитие навыков письма у детей-билингвов младшего школьного возраста с аграмматической дисграфией, в соответствии с современной дидактической психолого-педагогической концепцией.
Коррекционно-развивающее занятие «На поляне, в лесу, в саду» является практическим и направлено на применение знаний и умений.
Структура занятия включает в себя следующие этапы:
Вводно-организационный.
Мотивационно-побудительный.
Содержательный.
Физкультминутка.
Заключительный.
Ресурсы, оборудование и материалы, используемые на занятии: ноутбук, аудиозапись «Звуки леса», планшет, интерактивное упражнение (https://learningapps.org/), альбом Е.В. Мазановой «Учусь работать со словом».
Дидактическое обеспечение занятия: конспект занятия, карандаши, фломастеры, ручки синего и зелёного цвета, смайлики для самооценки занятия, белка (резиновая игрушка) и божья коровка (макет из картона).
Технологическая карта
Организационная информация | |
Класс | 2 |
Возрастная категория | 8 лет |
Лексическая тема | «На поляне, в лесу, в саду» |
Тип занятия | Индивидуальное |
Время реализации | 20-40 минут |
Цель | Коррекция аграмматической дисграфии |
Задачи | Коррекционно-образовательные: ● формировать навыки правильного понимания и использования предлогов; ● способствовать устранению аграмматизмов в речи; ● расширять лексический словарь; ● развивать связную речь. Коррекционно-развивающие: ● развивать память, слуховое и зрительное непроизвольное и произвольное внимание, зрительно-предметное, пространственное восприятие; ● развивать коммуникативные навыки. Коррекционно-воспитательные: ● обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и социально одобряемого, общепринятого поведения обучающихся; ● воспитывать умение снимать мышечное и эмоциональное напряжение. |
Этап (время) | Задачи этапа | Методы и приемы | Содержание деятельности | Предметно-пространствен-ная среда | Результат этапа | |
Деятельность логопеда | Деятельность обучающихся | |||||
Вводно-организацион-ный (2 минуты) | 1. Активизиро-вать внимание ребенка. Создать условия для положитель-ного эмоциональ-ного настроя. 2. Развивать воображение и привлечь внимание к лексической теме занятия. Равивать навык диалогической речи. | 1. Приветствие, вводные фразы по теме занятия. 2. Мозговой штурм: определи тему урока. | 1. Приветствует обучающуюся, проверка знания и понимания правил поведения во время занятия. 2. Предлагает ребёнку закрыть глаза и включает аудиозапись «Звуки леса», далее задает вопросы «Что ты слышишь, где мы, кто живет в лесу, что есть в лесу? и т.п.» | 1. Приветствует учителя-логопеда Проговаривание правил поведения во время занятия. 2. Закрывает глаза, слушает аудиозапись «Звуки леса», далее отвечает на вопросы учителя-логопеда. | Ноутбук, аудиозапись «Звуки леса». | 1. Активизировано внимание. Созданы условия для положительного эмоционального настроя, путём прослушивания аудиозаписи «Звуки леса». 2. С помощью аудиозаписи развито воображение. Так же развит навык диалогической речи при общении с учителем-логопедом. |
Мотивацион-но-побудитель-ный (3 минуты) | 1. Развивать мелкую моторику рук, способность согласовывать движения и речь. 2. Научить выделять предлоги и согласовывать их с существитель-ными, с соблюдая нормы предложно-падежной системы. 3. Активизиро-вать мыслительную деятельность. Учить формулировать тему урока. | 1. Пальчиковая гимнастика. 2. Сюрпризный момент. 3. Мозговой штурм. | 1. Произносит слова пальчиковой гимнастики «Мы пойдем с тобою в лес» и показывает движения в соответствии со словами (Приложение Б). 2. Предлагает поискать божью коровку, которая прилетела на занятие, коментируя вопросами: «Может быть она под столом? Может быть она за картиной? Может быть у окна? Поищем на подоконнике? и т.п.». Интонационно выделяет предлоги и создает коммуникативные ситуации, в которых ребенок вслух проговаривает «божьей коровки нет под столом, пойду, проверю на подоконнике». Учитель-логопед следит и отмечает ошибки применения предложно-падежной системы, направляет ребенка к самокоррекции. 3. Предлагает проанализировать вопросы учителя-логопеда и свои ответы, и назвать специальные слова, которые указывают на то, где находится божья коровка. | 1. Повторяет слова и движения за специалистом. 2. Ходит по кабинету, комментирует вслух свои действия, ищет божью коровку. При помощи специалиста корректирует ошибки в употреблении предлогов и окончаний существительных. 3. Определяет тему урока, отвечая на вопросы и предлагая идеи. В итоге назвав, что специальные слова – это предлоги. | 1. Стихотворение пальчиковой гимнастики. 2. Макет божьей коровки. | 1. Развита мелкая моторика рук и способность согласовывать движения и речь посредством пальчиковой гимнастики «Мы пойдем с тобою в лес». 2. Девочка научилась выделять предлоги и согласовывать их с существительными, соблюдая нормы предложно-падежной системы. Обучающаяся аккуратно перемещалась по кабинету в поисках букашки, проговаривая предложения вслух, правильно употребляя предлоги: «Нет, букашки нет на подоконнике», «под столом тоже нет» и т.п. 3. Активизирована мыслительная деятельность, путём анализа вопросов специалиста и своих ответов. Сформулирова-на тема урока «Предлоги». |
Содержатель-ный (20 минут) | 1. Развивать и автоматизировать навык употребления предлогов в речи. 2. Закреплять умение использовать предлоги в письменной речи. 3. Расширять словарный запас. | 1. Дидактическая игра «Путешест-вие божьей коровки» (Приложение В). 2. Выполнение письменного задания в альбоме (Приложение Г). | 1. Проговаривает строки стихотворения, интонационно выделяя предлоги, помогает ребенку направлять «божью коровуку» согласно строкам стихотворения. Уточняет у девочки, все ли слова из стихотворения она знает. Объясняет лексическое значение слов, которые обучающаяся не знает. 2. Инструктирует обучающегося по выполнению письменного задания. Напоминает о предлогах в/на, контролирует корректную запись словосочетаний. Объясняет лексическое значение не известных слов. | 1. Совместно с учителем-логопедом участвует в игре, слушая строки стихотворения, направляет божью коровку. 2. Выполняет письменное задания в рабочей тетради - Составляет письменно словосочетания с предлогами: лампа на столе, гриб в лесу и т.д. Обучающаяся имела трудности с семантикой слов «поднос», «барсук». | Макет «божьей коровки» из картона. Альбом Е.В. Мазановой «Учусь работать со словом». | 1. Развит навык употрбления предлогов в речи, путём повторепния стихотворения дидактической игры. 2. Закреплено умение использовать предлоги в письменной речи, путём составление и записи словосочетаний: лампа на столе, гриб в лесу и т.д. 3. Расширен словарный запас ребёнка, путём объяснения лексического значения неизвестных слов из стихотворения и объяснения слов «поднос» и «барсук». |
Физкульт-минутка (1 минута) | 1. Снять усталость, совершенство-вать общую моторику. 2. Развивать координацию движений со словами. | Кратковре-менное физическое упражнение «Наши ноги на полу» (Приложение Д). | Читает стихотворение и показывает движения в соответствии со словами. | Повторяет слова и движения за специалистом. | Стихотворение физкультминут-ки «Наши ноги на полу». | 1. Снята усталость, совершенство-вана общая моторика. 2. Развита координация движений со словами. |
Содержатель-ный (12 минут) | 1. Закреплять умение использовать предлоги в письменной речи. 2. Повышать навык использования ИКТ. 3. Расширять словарный запас. | Выполнение интерактивного упражнения с применением ИКТ (https://learningapps.org/) (Приложение Д). | 1. Инструктирует обучающегося, помогает справиться с интерактивным упражнением. 2. Объяснила лексическое значение не известных слов. | 1. Вставляет пропущенные предлоги в предложения, пользуясь ИКТ. Обучающаяся имела трудности с семантикой слова «промелькнул» и словосочетания «тополиная метель». | Планшет. | 1. Закреплено умение использовать предлоги в письменной речи. 2. Повышен навык использования ИКТ при выполнении интераактивного упражнения. 3. Расширен словарный занас, прутём объяснения лексического значения слова «промелькнул» и словосочетания «тополиная метель». Были сделаны ошибки в употреблении предлогов в интеактивной игре, что говрит о необходимости продолжать коррекцию аграмматичес-кой дисграфии. |
Заключи-тельный (2 минуты) | Развивать умения систематизиро-вать, обобщать изученное, делать выводы. Рефлексия. | Диалог с учителем-логопедом | Проводит диалог с обучающейся. Предлагает оценить своё настроение на занятии, выбрав соответствующий «смайлик» и раскрасить его. | Дает оценку своей работе, рисует «смайлик», высказывает своё мнение, аргументирует его. | Фломастеры, шаблон «смайлик». | Развито умение систематизиро-вать, обобщать изученное, делать выводы, так как девочка назвала задания, которые ей давались легко (вставление предлогов в текст и списывание), и в которых она затруднялась с написанием предлогов (в интерактивном упражнениии). Обучающейся была проведена рефлексия, в следствии чего она нарисовала улыбающийся смайлик. |
Образец письменной работы обучающейся-билингва 2 класса
Приложение Б
Пальчиковая гимнастика «Мы пойдем с тобою в лес»
Мы пойдем с тобою в лес,
(две руки перед собой с растопыренными пальцами)
там деревья до небес.
(руки чуть выше поднять)
Солнышко лучистое в небе улыбается.
(две ладошки соединить вместе с растопыренными пальцами)
Дует, дует ветерок, деревца качаются.
(пошевелить пальцами)
Птички прилетели, на деревья сели.
(две руки перекрестить, помахать «крыльями»)
Вдруг в лесу
(руки перед собой с растопыренными пальцами)
раздался стук: тук-тук, тук-тук.
(указательным пальцем правой руки стучим по «дереву» другой руки)
Это дятел долбит сук: тук-тук, тук-тук.
(указательным пальцем левой руки стучим по «дереву» другой руки)
Из скворечника торчат
(две руки сложить «домиком» и загнуть большие пальцы во внутрь – скворечник)
клювы маленьких скворчат.
(каждую руку сложить в «щепоть»)
Клювик раз, клювик два,
(из «щепоти» указательный палец одной руки поднять, опустить, указательный палец другой руки тоже самое)
лапка, лапка,
(поочередно опустить на стол или колени руки)
голова.
(руки скрепить в замок)
Пчелка весело жужжит ж-ж-ж,
(указательный палец одной руки «летит»)
на цветок она летит ж-ж-ж.
(одна ладонь в форме цветка, другая рука - пчелка)
Будет пчелка пить нектар, понесёт в свой домик дар.
Дождик начался с утра кап-кап, кап-кап,
(указательный палец одной руки «стучи» по ладони другой)
нам домой идти пора. (руки «домиком»)
До свидания, милый лес, (помахать)
полный сказок и чудес.
Приложение В
Дидактичекая игра «Путешествие божьей коровки»
Божья коровка на свете жила,
Божья коровка по лесу ползла.
(насекомое передвигается по столу)
Сначала у деревьев она побыла,
Потом на полянку она забрела,
С белочкой спать она прилегла.
Божья коровка проснулась и в школу пришла.
На книжку присела, читать начала,
Божья коровка устала, в рюкзак заползла,
Там и уснула до лета она.
Приложение Г
Альбом Е.В. Мазановой «Учусь работать со словом»
Приложение Д
Физкультминутка «Наши ноги на полу»
Наши ноги на полу,
За спиной – доска.
Мы стоим и смотрим вверх
Улыбаемся
Правая рука берет
Белку на ладонь,
Левая нога наверх
Поднимается
А глазки – закрываются
Посчитаем до пяти –
Глазки открываются.
Белку положи на стол
Пусть с нами занимается.
Приложение Д
Интерактивное упражнение с применением ИКТ
1