Индивидуальное логопедическое коррекционно-развивающее занятие «На поляне, в лесу, в саду», направленное на развитие навыков письма у детей-билингвов младшего школьного возраста с аграмматической дисграфией, в соответствии с современной дидактической психолого-педагогической концепцией.

0
0
Материал опубликован 2 January

Индивидуальное логопедическое коррекционно-развивающее занятие «На поляне, в лесу, в саду», направленное на развитие навыков письма у детей-билингвов младшего школьного возраста с аграмматической дисграфией, в соответствии с современной дидактической психолого-педагогической концепцией.


Коррекционно-развивающее занятие «На поляне, в лесу, в саду» является практическим и направлено на применение знаний и умений.

Структура занятия включает в себя следующие этапы:

Вводно-организационный.

Мотивационно-побудительный.

Содержательный.

Физкультминутка.

Заключительный.

Ресурсы, оборудование и материалы, используемые на занятии: ноутбук, аудиозапись «Звуки леса», планшет, интерактивное упражнение (https://learningapps.org/), альбом Е.В. Мазановой «Учусь работать со словом».

Дидактическое обеспечение занятия: конспект занятия, карандаши, фломастеры, ручки синего и зелёного цвета, смайлики для самооценки занятия, белка (резиновая игрушка) и божья коровка (макет из картона).











Технологическая карта

Организационная информация

Класс

2

Возрастная категория

8 лет

Лексическая тема

«На поляне, в лесу, в саду»

Тип занятия

Индивидуальное

Время реализации

20-40 минут

Цель

Коррекция аграмматической дисграфии

Задачи

Коррекционно-образовательные:

формировать навыки правильного понимания и использования предлогов;

способствовать устранению аграмматизмов в речи;

расширять лексический словарь;

развивать связную речь.

Коррекционно-развивающие:

развивать память, слуховое и зрительное непроизвольное и произвольное внимание, зрительно-предметное, пространственное восприятие;

развивать коммуникативные навыки.

Коррекционно-воспитательные:

обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и социально одобряемого, общепринятого поведения обучающихся;

воспитывать умение снимать мышечное и эмоциональное напряжение.


Этап (время)

Задачи этапа

Методы и приемы

Содержание деятельности

Предметно-пространствен-ная среда

Результат этапа

Деятельность логопеда

Деятельность обучающихся

Вводно-организацион-ный

(2 минуты)




1. Активизиро-вать внимание ребенка.

Создать условия для положитель-ного эмоциональ-ного настроя.

2. Развивать воображение и привлечь внимание к лексической теме занятия.

Равивать навык диалогической речи.

1. Приветствие, вводные фразы по теме занятия.

2. Мозговой штурм: определи тему урока.

1. Приветствует обучающуюся,

проверка знания и понимания правил поведения во время занятия.

2. Предлагает ребёнку закрыть глаза и включает аудиозапись «Звуки леса», далее задает вопросы «Что ты слышишь, где мы, кто живет в лесу, что есть в лесу? и т.п.»



1. Приветствует учителя-логопеда

Проговаривание правил поведения во время занятия.

2. Закрывает глаза, слушает аудиозапись «Звуки леса», далее отвечает на вопросы учителя-логопеда.



Ноутбук, аудиозапись «Звуки леса».













1. Активизировано внимание. Созданы условия для положительного эмоционального настроя, путём прослушивания аудиозаписи «Звуки леса».

2. С помощью аудиозаписи развито воображение.

Так же развит навык диалогической речи при общении с учителем-логопедом.

Мотивацион-но-побудитель-ный

(3 минуты)

1. Развивать мелкую моторику рук, способность согласовывать движения и речь.

2. Научить

выделять предлоги и согласовывать их с существитель-ными, с соблюдая нормы предложно-падежной системы.

3. Активизиро-вать мыслительную деятельность.

Учить формулировать тему урока.


1. Пальчиковая гимнастика.

2. Сюрпризный момент.

3. Мозговой штурм.

1. Произносит слова пальчиковой гимнастики «Мы пойдем с тобою в лес» и показывает движения в соответствии со словами

(Приложение Б).

2. Предлагает поискать божью коровку, которая прилетела на занятие, коментируя вопросами: «Может быть она под столом? Может быть она за картиной? Может быть у окна? Поищем на подоконнике? и т.п.».

Интонационно выделяет предлоги и создает коммуникативные ситуации, в которых ребенок вслух проговаривает «божьей коровки нет под столом, пойду, проверю на подоконнике». Учитель-логопед следит и отмечает ошибки применения предложно-падежной системы, направляет ребенка к самокоррекции.

3. Предлагает проанализировать вопросы учителя-логопеда и свои ответы, и назвать специальные слова, которые указывают на то, где находится божья коровка.

1. Повторяет слова и движения за специалистом.

2. Ходит по кабинету, комментирует вслух свои действия, ищет божью коровку.

При помощи специалиста корректирует ошибки в употреблении предлогов и окончаний существительных.

3. Определяет тему урока, отвечая на вопросы и предлагая идеи.

В итоге назвав, что специальные слова – это предлоги.

1. Стихотворение пальчиковой гимнастики.

2. Макет божьей коровки.




1. Развита мелкая моторика рук и способность согласовывать движения и речь посредством пальчиковой гимнастики «Мы пойдем с тобою в лес».

2. Девочка научилась выделять предлоги и согласовывать их с существительными, соблюдая нормы предложно-падежной системы.

Обучающаяся аккуратно перемещалась по кабинету в поисках букашки, проговаривая предложения вслух, правильно употребляя предлоги: «Нет, букашки нет на подоконнике», «под столом тоже нет» и т.п.

3. Активизирована мыслительная деятельность, путём анализа вопросов специалиста и своих ответов.

Сформулирова-на тема урока «Предлоги».

Содержатель-ный

(20 минут)

1. Развивать и автоматизировать навык употребления предлогов в речи.

2. Закреплять умение использовать предлоги в письменной речи.

3. Расширять словарный запас.


1. Дидактическая игра «Путешест-вие божьей коровки»

(Приложение В).

2. Выполнение письменного задания в альбоме

(Приложение Г).

1. Проговаривает строки стихотворения, интонационно выделяя предлоги, помогает ребенку направлять «божью коровуку» согласно строкам стихотворения.

Уточняет у девочки, все ли слова из стихотворения она знает.

Объясняет лексическое значение слов, которые обучающаяся не знает.

2. Инструктирует обучающегося по выполнению письменного задания.

Напоминает о предлогах в/на, контролирует корректную запись словосочетаний.

Объясняет лексическое значение не известных слов.

1. Совместно с учителем-логопедом участвует в игре, слушая строки стихотворения, направляет божью коровку.

2. Выполняет письменное задания в рабочей тетради - Составляет письменно словосочетания с предлогами: лампа на столе, гриб в лесу и т.д.

Обучающаяся имела трудности с семантикой слов «поднос», «барсук».


Макет «божьей коровки» из картона.

Альбом Е.В. Мазановой «Учусь работать со словом».







1. Развит навык употрбления предлогов в речи, путём повторепния стихотворения дидактической игры.

2. Закреплено умение использовать предлоги в письменной речи, путём составление и записи словосочетаний: лампа на столе, гриб в лесу и т.д.

3. Расширен словарный запас ребёнка, путём объяснения лексического значения неизвестных слов из стихотворения

и объяснения слов «поднос» и «барсук».

Физкульт-минутка

(1 минута)

1. Снять усталость, совершенство-вать общую моторику.

2. Развивать координацию движений со словами.

Кратковре-менное физическое упражнение «Наши ноги на полу» (Приложение Д).

Читает стихотворение и показывает движения в соответствии со словами.

Повторяет слова и движения за специалистом.

Стихотворение физкультминут-ки «Наши ноги на полу».

1. Снята усталость, совершенство-вана общая моторика.

2. Развита координация движений со словами.

Содержатель-ный

(12 минут)

1. Закреплять умение использовать предлоги в письменной речи.

2. Повышать навык использования ИКТ.

3. Расширять словарный запас.


Выполнение интерактивного упражнения с применением ИКТ (https://learningapps.org/) (Приложение Д).


1. Инструктирует обучающегося, помогает справиться с интерактивным упражнением.

2. Объяснила лексическое значение не известных слов.


1. Вставляет пропущенные предлоги в предложения, пользуясь ИКТ.

Обучающаяся имела трудности с семантикой слова «промелькнул» и словосочетания «тополиная метель».



Планшет.

1. Закреплено умение использовать предлоги в письменной речи.

2. Повышен навык использования ИКТ при выполнении интераактивного упражнения.

3. Расширен словарный занас, прутём объяснения лексического значения слова «промелькнул» и словосочетания «тополиная метель».

Были сделаны ошибки в употреблении предлогов в интеактивной игре, что говрит о необходимости продолжать коррекцию аграмматичес-кой дисграфии.

Заключи-тельный

(2 минуты)

Развивать умения систематизиро-вать, обобщать изученное, делать выводы. Рефлексия.

Диалог с учителем-логопедом

Проводит диалог с обучающейся. Предлагает оценить своё настроение на занятии, выбрав соответствующий «смайлик» и раскрасить его.


Дает оценку своей работе, рисует «смайлик», высказывает своё мнение, аргументирует его.


Фломастеры, шаблон «смайлик».

Развито умение систематизиро-вать, обобщать изученное, делать выводы, так как девочка назвала задания, которые ей давались легко (вставление предлогов в текст и списывание), и в которых она затруднялась с написанием предлогов (в интерактивном упражнениии).

Обучающейся была проведена рефлексия, в следствии чего она нарисовала улыбающийся смайлик.

Приложение А


Образец письменной работы обучающейся-билингва 2 класса


t1735834211aa.gif
















Приложение Б


Пальчиковая гимнастика «Мы пойдем с тобою в лес»


Мы пойдем с тобою в лес,

(две руки перед собой с растопыренными пальцами)

там деревья до небес.

(руки чуть выше поднять)

Солнышко лучистое в небе улыбается.

(две ладошки соединить вместе с растопыренными пальцами)

Дует, дует ветерок, деревца качаются.

(пошевелить пальцами)

Птички прилетели, на деревья сели.

(две руки перекрестить, помахать «крыльями»)

Вдруг в лесу

(руки перед собой с растопыренными пальцами)

раздался стук: тук-тук, тук-тук.

(указательным пальцем правой руки стучим по «дереву» другой руки)

Это дятел долбит сук: тук-тук, тук-тук. 

(указательным пальцем левой руки стучим по «дереву» другой руки)

Из скворечника торчат

(две руки сложить «домиком» и загнуть большие пальцы во внутрь – скворечник)

клювы маленьких скворчат.

(каждую руку сложить в «щепоть»)

Клювик раз, клювик два,

(из «щепоти» указательный палец одной руки поднять, опустить, указательный палец другой руки тоже самое)

лапка, лапка,

(поочередно опустить на стол или колени руки)

голова.

(руки скрепить в замок)

Пчелка весело жужжит ж-ж-ж,

(указательный палец одной руки «летит»)

на цветок она летит ж-ж-ж. 

(одна ладонь в форме цветка, другая рука - пчелка)

Будет пчелка пить нектар, понесёт в свой домик дар.

Дождик начался с утра кап-кап, кап-кап, 

(указательный палец одной руки «стучи» по ладони другой)

нам домой идти пора. (руки «домиком»)

До свидания, милый лес, (помахать)

полный сказок и чудес.










Приложение В


Дидактичекая игра «Путешествие божьей коровки»


Божья коровка на свете жила,

Божья коровка по лесу ползла.

(насекомое передвигается по столу)

Сначала у деревьев она побыла,

Потом на полянку она забрела,

С белочкой спать она прилегла.

Божья коровка проснулась и в школу пришла.

На книжку присела, читать начала,

Божья коровка устала, в рюкзак заползла,

Там и уснула до лета она.
















Приложение Г


Альбом Е.В. Мазановой «Учусь работать со словом»


t1735834211ab.jpgt1735834211ac.png


Приложение Д


Физкультминутка «Наши ноги на полу»


Наши ноги на полу,

За спиной – доска.

Мы стоим и смотрим вверх

Улыбаемся

Правая рука берет

Белку на ладонь,

Левая нога наверх

Поднимается

А глазки – закрываются

Посчитаем до пяти –

Глазки открываются.

Белку положи на стол

Пусть с нами занимается.



Приложение Д


Интерактивное упражнение с применением ИКТ


t1735834211ad.gif

1


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации