Сценарий подгруппового логопедического занятия с учащимися младшего школьного возраста с дисграфией
Сценарий
подгруппового логопедического занятия
с учащимися младшего школьного возраста с дисграфией.
Учитель-логопед МАОУ СОШ№8
Мохрачева И. В.
март 2020
Сценарий подгруппового логопедического занятия с учащимися с дисграфией (вследствие несформированности языкового анализа и синтеза) младшего школьного возраста.
Тема: Дифференциация звуков [З]-[Ж] и букв «З» -«Ж» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Задачи:
Развитие фонематического восприятия: звуков [З]-[Ж] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Развитие грамматического строя речи: закрепление навыка правильного согласования в речи прилагательных с существительными
Обогащение словарного запаса (работа с незнакомыми словами).
Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания.
Развитие силы голоса.
Развитие общей моторики, развитие умения координации речи с движением.
Развитие монологической речи.
Оборудование: двусторонние карточки с изучаемыми звуками (буквами), картинки-символы к изучаемым звукам, кроссворд на доске, ноутбук, колонки, проектор, презентация, запись разминки на USB носителе.
Ход занятия:
Разминка. (запись)
Организационный момент.
Отгадайте загадки, назовите первые звуки в словах отгадках:
На платье у черной ночки
Сверкают блестящие точки. (звезды)
В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета. (желудь)
С какими звуками будем сегодня работать?
(Сегодня мы будем учиться различать звуки [З]-[Ж] и буквы «З» -«Ж»)
Характеристика звуков. Сравнение по артикуляционным и акустическим признакам. Соотнесение звука с буквой.
[З] – согласный, звонкий. Губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубки, струя воздуха холодная, голосовые связки работают.
Сравнение образа буквы с предметами. На что похожа буква «З»?
Стих про букву «З».
На эту букву посмотри!
Она совсем как цифра 3.
«З» не просто завитушка,
«З»- пружина, крендель, стружка.
[Ж]-согласный, звонкий. Губы –трубочкой, язык поднят вверх в форме «чашечки», воздушная струя теплая, голосовые связки работают.
Стих про букву «Ж».
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук:
ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.
Сравнительная характеристика звуков [З]-[Ж]. (Ответы учащихся)
Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
«Улыбка» (руки на локтях стоят на парте, пальцы расставлены -имитация лягушачьих лап)
Подражаем мы лягушкам:
Губы тянем прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки-
Я не вижу ваши зубки.
Мы потянем-перестанем
И нисколько не устанем.
«Рупор/Хоботок» (руки на локтях стоят на парте, пальцы собраны в щепотку, большой палей прижат к среднему)
Я водичку набираю
И ребяток поливаю!
Буду подражать слону!
Губы «хоботом» тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
«Чашка» (руки на локтях стоят на парте, пальцы прижаты друг к другу, имитация чашки)
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
Развитие фонематического слуха. Игра «Узнай звук».
Учитель-логопед читает слоги, буквосочетания, учащиеся показывают соответствующую каточку с буквой.
за, жа, жу, зу, жи, зы, жла, зла, зли, жли, зме, жму, жмы, зна, ажа, аза, ужу, узу, узы, ужи, ыжи, езы, ежу, езу.
Учитель-логопед читает слова учащиеся показывают соответствующую каточку с буквой.
зал, жаба, жук, зубы, жалко, забор, жара, зуб, нужно, уздечка, кружечка, кузнец, ужи, дружба, узнали, музыка, однажды.
Работа со словами паронимами. Игра «Наоборот».
Меняем в слове звук [З] на звук [Ж] и наоборот:
жал-зал
залей-жалей
рожок-разок
жевать-зевать
называть-наживать
узы-ужи
коза-кожа
лоза-ложа
Уточняем лексическое значение слов.
Динамическая пауза. (запись «Мы в автобусе сидим» биоэнергопластика)
Работа в тетради.
Запишите буквы «З», «Ж»
учитель-логопед беззвучно произносит звуки, учащиеся по артикуляции записывают соответствующую букву;
учитель-логопед показывает стрелки (положение языка), учащиеся записывают соответствующую букву;
учитель-логопед называет звук, учащиеся записывают соответствующую стрелку;
учитель-логопед называет звук, учащиеся рисуют фигуру, которая соответствует форме губ(улыбка, хоботок)
Дифференциация звуков [З] - [Ж] и букв «З»-«Ж» в словах.
Запиши слова, вставляя вместо пропусков буквы «З», «Ж».
…онт, …ук, …аба, …ерно, гара…, кор…ина, …и…нь, …ивот, но…, …аяц, мимо…а, …олото, га...он, гла…, желе…о, моро…, …ар, ко…а.
Реши кроссворд (на доске/ на ватмане/ на слайде)
Подбери к существительным подходящие прилагательные и запиши словосочетания.
Рефлексия.
О каких звуках мы говорили?
Что учились делать?
Что нового узнали?
Что больше всего понравилось?
Учащиеся выбирают себе смайлики в соответствии с настроением после занятия.