Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие «Путешествие в сказочный лес»
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие
«Путешествие в сказочный лес»
Цель: развитие познавательных процессов у ребенка старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Способствовать умению сравнивать и рассуждать.
- Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память , мышление.
- Развитие коммуникативных умений, формирование адекватной самооценки.
Материалы: настольная игра «Логика»; набор карточек «Четвертый лишний»; карточка с набором слов к игре «Каскад слов»; карточки с изображением фигур; бумага и карандаш; два набора по 5 кружочков одного диаметра, но разного цвета; стол для рисования песком с цветной подсветкой; музыка «Звуки леса»; коврик для релаксации.
Ход занятия
I. Вводная часть. (1мин)
Сегодня мы с тобой отправимся в путешествие в сказочный лес. Давай выберем транспорт на котором мы туда отправимся
Пальчиковая игра «Транспорт»
Автобус, троллейбус, машина, трамвай |
пальцы правой руки поочередно ударяются о ладонь левой руки |
О них ты на улице не забывай |
соединение пальцы рук по очереди друг с другом |
В морях – корабли, ледоколы, суда, |
пальцы левой руки поочередно ударяются о ладонь правой руки |
Они очень редко заходят сюда. |
соединение пальцы рук по очереди друг с другом |
II. Основная часть. (5мин)
Вот мы с тобой и оказались на волшебной поляне, где цветет цветок «Знания» (стоит стол в виде цветка).
Каждый лепесток этого цветка помогает нам быть внимательнее и сообразительнее (на лепестках-столах разложены различные задания)
Первый лепесток игра «Веселая логика»
1. Игра «Веселая логика» (настольная игра) (5мин)
Цель: развитие способности зрительного обследования и анализа предметов и мысленного конструирования.
На стол выкладываются рисунками вверх все первые элементы карточек. Затем ребенок берет стопку элементов вторых карточек и подбирает к ним соответствующие первые элементы.
Какое задание нас ждет на следующем лепестке. Это игра «Каскад слов»
2. Игра «Каскад слов» (повтори слова) (6мин)
Цель. Развитие объема краткосрочной слуховой памяти
Психолог просит ребенка повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем называются два слова. Ребенок должен их повторить в той же последовательности. Называются три слова и т.д. Если ребенок не справился со словесным рядом, повторите этот ряд еще 2-3 раза.
1. огонь
2. дом, молоко
3. конь гриб, игла
4. петух, солнце, асфальт, тетрадь
5. крыша, пень, вода, свеча, школа
6. карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб
7. орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын.
Следующий лепесток. Это игра «Четвертый лишний».
3. Игра «Четвертый лишний». (5мин)
Цель: развитие внимания, мышления.
На каждой картинке изображено 4 предмета, один из них лишний. Ребенку необходимо найти лишний предмет и объяснить свое решение.
Следующий лепесток. Это игра «Нарисуй фигуру».
4. Игра «Нарисуй фигуру». (3мин)
Цель: развитие внимания, зрительной памяти и мелкой моторики рук.
Психолог показывает изображение фигуры в течении 10 сек, затем ее убирает. Ребенок должен воспроизвести на листе бумаги данную фигуру.
Для того чтобы пройти дальше по лесу нужно выложить радужную дорожку.
5. Игра «Выложи дорожку». (3мин)
Цель: увеличение объема внимания.
Пять кружочков выкладываются психологом на столе в любой последовательности. Ребенок в течение 10 секунд запоминает, в какой последовательности находятся кружочки. Затем кружочки закрываются. Ребенку предлагается второй набор кружочков, которые он должен выложить в той же последовательности, в какой выложил психолог.
А теперь пройдем по нашей дорожке проговаривая приветствие (на полу дорожка из разноцветных кругов)
Приветствие. Упражнение « Здравствуй!» (1мин)
Здравствуй, солнце золотое! |
показать руками круг |
Здравствуй, небо голубое! |
руки вверх |
Здравствуй, тихий ветерок! |
волнообразное движение рукой правой, затем левой |
Здравствуй, маленький дубок! |
присели |
Мы в одном живем краю, |
хлопаем в ладоши |
Всех я вас приветствую |
машем руками |
Вот мы дошли до волшебного песчаного озера (стоит стол для рисования песком с цветной подсветкой)
Игра ««Оживи овал»» (рисование на песке) (5мин)
Цель: развитие творческого мышления.
Дорисовать детали, чтобы получились лесная птица или животное.
III. Заключительная часть.
А сейчас мы отправимся обратно в детский сад. Для этого ляжем на коврик закроем глазки.
Релаксация. (3мин)
Плывем в облаках
Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте в удобное положение закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Вообразите, что вы находитесь на природе, в прекрасном месте. Теплый, тихий день. Вам приятно, и вы чувствуете себя хорошо.
Вы абсолютно спокойны. Вы лежите и смотрите вверх на облака – большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе.
Дышите спокойно, свободно.
Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землей. С каждым вдохом вы медленно и плавно поднимаетесь навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь еще выше на самую верхушку облака и мягко утопаете в нем.
Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, вам лень пошевелиться. Вы отдыхаете.
Облако медленно вместе с вами начинает опускаться все ниже, пока не достигнет земли.
Наконец, вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается вам, вы улыбаетесь ему. У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день».
Вот мы и очутились в нашем садике.
Рефлексия
- Где мы сегодня побывали?
- Какие игры и задания тебе больше понравились? Почему?
- Какое задание у тебя получилось лучше?
- Что не понравилось? Почему?
- Как ты думаешь, почему не получилось?
До свидания!
Литература:
1. Безруких М.М. «Готов ли ребёнок к школе». М. 2001
2. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
3. Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. – М.: Книголюб, 2004
4. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет / сост.Т.В. Калинина (и др.). - Волгоград, 2013
5. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе / сост. Ю.В. Останкова. - Волгоград, 2007
6. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие.- М.: АРКТИ, 2009.
7. Трясорукова Т.П. Игры для дома и детского сада на снижение психо-эмоционального и скелетно-мышечного напряжения. – Ростов н/Д: Феникс, 2014
Скрипникова Валентина Михайловна