Индивидуальное логопедическое занятие «Дифференциация звуков C и З»

2
0
Материал опубликован 18 April 2016

Конспект индивидуального логопедического занятия

«Дифференциация звуков [С] - [З]»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Уточнение представлений о правильной артикуляции звуков [С]- [З];

2. Уточнение знаний о механизме образования звуков [С] - [З];

3. Закрепление графических обозначений звуков [С] - [З].

Коррекционно-развивающие:

1. Развитие артикуляционной моторики;

2. Развитие мелкой моторики;

3. Развитие координации речи с движением;

4. Развитие психологической базы речи.

Коррекционно-воспитательные:

1. Воспитание интереса к логопедическим занятиям;

2. Воспитание самоконтроля за собственной речью.

Оборудование: зеркало, карточки (обозначение артикуляционно-акустических признаков звука), предметные картинки: слон, зайка, лиса, девочка.

Планируемый результат: у ребенка уточнено представление о правильной артикуляции звуков, знания о механизме образования звуков.

 

Ход занятия:

1. Организационный момент+ мотивация

Здравствуй. Сегодня утром я шла на работу и увидела письмо, давай прочитаем, что в нем написано:

«Приглашаем к нам в гости, в зоопарк».

Нас с тобой приглашают в зоопарк. Вот только совсем не понятно, кто приглашает. Давай сейчас отгадаем загадки и узнаем, кто ждет нас в гости.

Настоящий великан.

Из далёких тёплых стран.

В хобот воду набирает,

А потом фонтан пускает.

Очень крепок и силён.

Догадались? Это – (слон)

Выкладывается предметная картинка СЛОН

Слушай следующую загадку:

Растут на макушки

Длинненькие ушки.

Он хоть и мальчишка,

А такой трусишка!

Ну-ка угадай-ка,

Как зовется? (зайка)

Выкладывается предметная картинка ЗАЙКА

Молодец. Все загадки отгадал. В зоопарк нас приглашают слон и зайка.

2. Артикуляционная гимнастика

Комплекс артикуляционных упражнений для свистящих:

Улыбка

Заборчик

Причешем язычок

Лопата

Киска сердится

3. Пальчиковая гимнастика

В зоопарк пойдем скорей

Много разных там зверей

("пройти" по столу указательным и средним пальцем обеих рук)

И колючие ежи

(растопырить пальцы как иголки ежей)

И клыкастые моржи

(опустить вниз мизинец и указательный пальцы, а все остальные пальцы зажать в кулачке)

и огромные слоны,

(зажать в кулачки все пальцы, кроме средних - это хоботы)

Уж невиданной длины

(делать волнообразные движения правой рукой)

Зайцы трусливые

(выставить указательный и средний пальцы обеих рук, остальные в кулачке)

Птицы красивые

(помахать кистями скрещенных рук)

Даже крокодилы есть :.

Впрочем, всех не перечесть!

(соединить основания ладоней, смыкать и размыкать кончики слегка согнутых пальцев - это "крокодилова пасть")

4. Выделение смешиваемых звуков из состава слова.

Какой первый звук в слове слон?

Он гласный или согласный? Почему?

Он звонкий или глухой? Почему?

Он твердый или мягкий?

При произнесении звука С

Язычок в каком положении? Губы? Зубы?

Умница!

А теперь скажи, какой первый звук в слове зайка?

Он гласный или согласный? Почему?

Он звонкий или глухой? Почему?

Он твердый или мягкий?

При произнесении звука З

Язычок в каком положении? Губы? Зубы?

А чем похожи эти звуки? А чем отличаются?

Молодец! Ты все правильно сказал.

5. Физкультминутка

Давай с тобой встанем и немножко отдохнем.

Мы ногами топ-топ-топ

Мы руками хлоп-хлоп-хлоп

Мы глазами миг-миг-миг

Мы плечами чик-чик-чик

6. Дифференциация звуков словах-паронимах с оппозиционными фонемами

Ребенку предлагаются 2 предметные картинки (лиса и девочка Лиза)

Покажи пожалуйста где лиса, а где Лиза?

Молодец! А чем они отличаются?

7. Звуковой анализ слов

В слове ЛИСА сколько слогов? Какой первый? Какой второй? В каком слоге звук С? Звук С:

- гласный или согласный? Почему?

- звонкий или глухой? Почему?

- твердый или мягкий?

Звук С обозначается буквой С(*не ЭС, чтобы не было проблем с чтением)

В слове ЛИЗА сколько слогов? Какой первый? Какой второй? В каком слоге звук З? Звук З:

- гласный или согласный? Почему?

- звонкий или глухой? Почему?

- твердый или мягкий?

Звук З обозначается буквой З(*не ЗЭ, чтобы не было проблем с чтением)

Чем отличаются эти слова? (смыслом, звуками)

Молодец!

8. Итог занятия

Чем мы с тобой сегодня занимались? Что тебе понравилось больше всего? Какие звуки вспоминали? Чем они похожи, чем отличаются?

Комментарии
Комментариев пока нет.