Индивидуальное логопедическое занятие «Дифференциация звуков C и З»
Конспект индивидуального логопедического занятия
«Дифференциация звуков [С] - [З]»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Уточнение представлений о правильной артикуляции звуков [С]- [З];
2. Уточнение знаний о механизме образования звуков [С] - [З];
3. Закрепление графических обозначений звуков [С] - [З].
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие артикуляционной моторики;
2. Развитие мелкой моторики;
3. Развитие координации речи с движением;
4. Развитие психологической базы речи.
Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитание интереса к логопедическим занятиям;
2. Воспитание самоконтроля за собственной речью.
Оборудование: зеркало, карточки (обозначение артикуляционно-акустических признаков звука), предметные картинки: слон, зайка, лиса, девочка.
Планируемый результат: у ребенка уточнено представление о правильной артикуляции звуков, знания о механизме образования звуков.
Ход занятия:
1. Организационный момент+ мотивация |
Здравствуй. Сегодня утром я шла на работу и увидела письмо, давай прочитаем, что в нем написано: «Приглашаем к нам в гости, в зоопарк». Нас с тобой приглашают в зоопарк. Вот только совсем не понятно, кто приглашает. Давай сейчас отгадаем загадки и узнаем, кто ждет нас в гости. Настоящий великан. Из далёких тёплых стран. В хобот воду набирает, А потом фонтан пускает. Очень крепок и силён. Догадались? Это – (слон) Выкладывается предметная картинка СЛОН Слушай следующую загадку: Растут на макушки Длинненькие ушки. Он хоть и мальчишка, А такой трусишка! Ну-ка угадай-ка, Как зовется? (зайка) Выкладывается предметная картинка ЗАЙКА Молодец. Все загадки отгадал. В зоопарк нас приглашают слон и зайка. |
2. Артикуляционная гимнастика |
Комплекс артикуляционных упражнений для свистящих: Улыбка Заборчик Причешем язычок Лопата Киска сердится |
3. Пальчиковая гимнастика |
В зоопарк пойдем скорей Много разных там зверей ("пройти" по столу указательным и средним пальцем обеих рук) И колючие ежи (растопырить пальцы как иголки ежей) И клыкастые моржи (опустить вниз мизинец и указательный пальцы, а все остальные пальцы зажать в кулачке) и огромные слоны, (зажать в кулачки все пальцы, кроме средних - это хоботы) Уж невиданной длины (делать волнообразные движения правой рукой) Зайцы трусливые (выставить указательный и средний пальцы обеих рук, остальные в кулачке) Птицы красивые (помахать кистями скрещенных рук) Даже крокодилы есть :. Впрочем, всех не перечесть! (соединить основания ладоней, смыкать и размыкать кончики слегка согнутых пальцев - это "крокодилова пасть") |
4. Выделение смешиваемых звуков из состава слова. |
Какой первый звук в слове слон? Он гласный или согласный? Почему? Он звонкий или глухой? Почему? Он твердый или мягкий? При произнесении звука С Язычок в каком положении? Губы? Зубы? Умница! А теперь скажи, какой первый звук в слове зайка? Он гласный или согласный? Почему? Он звонкий или глухой? Почему? Он твердый или мягкий? При произнесении звука З Язычок в каком положении? Губы? Зубы? А чем похожи эти звуки? А чем отличаются? Молодец! Ты все правильно сказал. |
5. Физкультминутка |
Давай с тобой встанем и немножко отдохнем. Мы ногами топ-топ-топ Мы руками хлоп-хлоп-хлоп Мы глазами миг-миг-миг Мы плечами чик-чик-чик |
6. Дифференциация звуков словах-паронимах с оппозиционными фонемами |
Ребенку предлагаются 2 предметные картинки (лиса и девочка Лиза) Покажи пожалуйста где лиса, а где Лиза? Молодец! А чем они отличаются? |
7. Звуковой анализ слов |
В слове ЛИСА сколько слогов? Какой первый? Какой второй? В каком слоге звук С? Звук С: - гласный или согласный? Почему? - звонкий или глухой? Почему? - твердый или мягкий? Звук С обозначается буквой С(*не ЭС, чтобы не было проблем с чтением) В слове ЛИЗА сколько слогов? Какой первый? Какой второй? В каком слоге звук З? Звук З: - гласный или согласный? Почему? - звонкий или глухой? Почему? - твердый или мягкий? Звук З обозначается буквой З(*не ЗЭ, чтобы не было проблем с чтением) Чем отличаются эти слова? (смыслом, звуками) Молодец! |
8. Итог занятия |
Чем мы с тобой сегодня занимались? Что тебе понравилось больше всего? Какие звуки вспоминали? Чем они похожи, чем отличаются? |