Подгрупповое логопедическое занятие на дифференциацию звуков «С» и «Ш» по теме «Транспорт»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 16»
ПОДГРУППОВОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
НА ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ ЗВУКОВ «С» и «Ш»
Тема «Транспорт»
(старшая – подготовительная группа)
Провела учитель – логопед
Масляева Т. И.
п. Увельский, 2015 г.
Дифференциация С-Ш
Задачи:
Коррекционно – образовательные
Формировать умение различать звуки с-ш по акустическим и артикуляционным признакам;
Коррекционно – развивающие:
Совершенствовать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа слов;
Развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики;
Коррекционно – воспитательные:
Воспитывать нравственные качества: доброту, желание помогать другим.
Оборудование: кукла, автобус (игрушка), игрушки на звуки с, ш; на большом листе бумаги картинки: самолет, мешки, сапоги, снег, шарф, усы, шапка, собака, подушка, шуба, носки, кувшин, слон, конверты для составления схем слов, сушки
Предварительная работа:
Ход занятия:
Организационный момент.
Стук в дверь. Приходит в гости кукла Саша.
Л.: Ребята,посмотрите,к нам в гости пришла кукла Саша.
Она тоже хочет с нами заниматься.
Она не умеет произносить некоторые звуки.
Сообщение темы занятия.
Л.: Ребята, нашу гостью зовут Саша.
Скажите, какие согласные звуки вы слышите в имени Саша?
Ответы детей (С и Ш).
Л.: Сегодня на занятии мы с вами будем учиться четко и правильно произносить и различать на слух согласные звуки С и Ш и научим говорить Сашу. Сейчас мы с вами отправимся в путешествие. На каком транспорте поедем? Выбирайте транспорт со звуками С и Ш.
Ответы детей (машина ,автобус).
Л.: Ребята, давайте поедем на автобусе. Но прежде надо шины подкачать.
Дети вместе с логопедом выполняют артикуляционное упражнение.
Насосы быстро в руки взяли
И шины туго накачали: ш-ш-ш
Л.: Сели в автобус. Садитесь на стульчики. ( Звучит тихая музыка.)
Мы в автобусе сидим
И на ручеек глядим.
Тихо ручеек звенит,
Он нам с вами говорит: с-с-с.
Артикуляция звуков.
Уточнение правильного положения языка при произнесении звуков С и Ш.
Л.: Пока будем ехать в автобусе, давайте расскажем Саше, как нужно произносить звуки.
Л: Произнесите звук С. Где находится язычок?
Ответы детей(внизу) (Использование жеста, дети показывают положение языка).
Л: В каком положении губы?
Ответы детей (заборчик в улыбке).
Л: Какой воздух выходит изо рта?
Ответы детей (теплый).
Л: Произнесите звук Ш. Где находится язычок?
Ответы детей (вверху).
Л: В каком положении губы? Какой воздух выходит изо рта?
Ответы детей(губы трубочкой вперед, воздух тёплый).
Характеристика звуков.
Л.:Дадим характеристику этим звукам. Звук С – согласный. Звук Ш тоже согласный. Чем похожи эти звуки?
Ответы детей(Они оба согласные).
Л.:Чем эти звуки отличаются друг от друга?
Ответы детей (Произношением).
Какая разница в произношении звуков С и Ш?
Ответы детей (положением губ и языка)
Л: Вот мы и приехали на остановку.Выходите из автобуса.
Дифференциация С- Ш на слух и в произношении.
Л: Первая остановка «Чистоговоркино». Повторяйте за мной.
Язык вверх – ша-ша-ша, кашка, пышка и лапша.
Язык вниз – са-са-са, масло, сыр и колбаса.
Язык вверх – ша-ша-ша, уши, шея и душа.
Язык вниз – СА-са-са, глазки, спинка и коса.
Дифференциация звуков С - Ш в словах.
Л: Поехали дальше. Смотрите в окно автобуса. Если вы увидите предметы, в названии которых есть звук Ш, поднимайте пальчики вверх , если увидите предметы со звуком С –опускайте пальчики вниз.
(Показываю картинки в окошечке): лиса, карандаш, краски, шуба, бабушка, бусы, чашка, сумка, санки, автобус, груша, уши, коляска, шляпа, сундук, душ).
Л: Говорите, что вы видите.
Л: Ребята , мы приехали на следующую остановку.
Нахождение предметов со звуками С и Ш.
Остановка «Магазин. Покупай - ка».
Л: Мы остановились у магазина. Выходите из автобуса. Пока звучит музыка, вы можете купить одну игрушку со звуком С, другую – со звуком Ш. похвалитесь своими покупками Саше.
Ответы детей (Я купила мишку и стул»)
.
Л: Отнесите свои покупки на место.
Дидактическая игра «Про что можно сказать?»
Л: Дети, посмотрите на витрины магазина, какие интересные предметы здесь продаются. Про что можно сказать большой? (-ая, -ые, -ой).
Ответы детей ( Шкаф, слон, кувшин, самолет, сапоги.)
Л: Про что можно сказать пушистый? (-ая, -ые, -ой).
Ответы детей. ( Кашка, снег, шарф, шапка, носки.)
Л: Про что скажем смешной? (-ая, -ые, -ой).
Ответы детей. Малыш, маска, усы.
Л: Ребята, а сейчас садимся в автобус и поедем дальше.
Физкультминутка
Пальчиковая гимнастика.
Л: А сейчас ребята мы снова приехали на остановку.
Звуковой анализ слова САША.
Остановка «Схемкино».
Саша: «А это что за остановка?»
Л: Мы можем выложить схемой твое имя.
Саша:» А как это?»
Л: Сейчас увидишь. Дети , подойдем к столам, откройте каждый свой конверт и , составьте схему слова «Саша».
Л: Сколько слогов в слове Саша? Назовите их.
Ответы детей(2слога,СА-ша)
Л: Какой первый звук в слоге Са? Второй?
Ответы детей(с,а)
- Какой второй слог? С какого звука начинается второй слог?
Ответы детей(ш,а)
- Какие звуки во втором слоге?
- Покажите у себя на столе гласные звуки. Назовите их. Покажите согласные. Назовите их.
Ответы детей(а,с,ш.)
Произнесение скороговорок.
Последняя остановка «Скороговоркино».
- Вспомните скороговорки со звуком Ш (С).
Шла Саша по шоссе. Шашки на столе, шишки на сосне. Саша шапкой шишку сшиб. Смешные шутки у Саши и Мишутки. Шапка да шубка – вот и весь Мишутка. Шесть мышат в шалаше шуршат. Надо суметь тут не шуметь. |
Стал солить – не надо шалить. Наш посол не туда пошел. У нашей Иришки сладкие ириски. Крыса не сидит на крыше. Шестые сутки шутим шутки. Мишка ест из миски. На голове – каска, а в миске кашка. |
Дети повторяют скороговорки вместе с логопедом.
Саша: «Ура! Я научилась правильно говорить звуки С и Ш и тоже могу сказать скороговорку: Саша шустро сушит сушки.
Итог.
Л: С какими звуками мы сегодня путешествовали? Сегодня мы с вами учились четко и правильно произносить и различать на слух согласные звуки. Кто приходил к нам в гости?
Саша: «Дети научили меня красиво говорить, и я хочу угостить их сушками».