Индивидуальное логопедическое занятие: Дифференциация С-Ш
Методическая разработка: «Дифференциация звуков»
Автор: логопед детского сада № 332 г. Нижнего Новгорода
Усанина Анна Борисовна
Тема индивидуального логопедического занятия: Звуки С-Ш
Цель занятия: закрепление правильного произношения и дифференциация звуков С, Ш.
Задачи:
Обучающая:
- упражнять в произношении слов, слогов и предложений со звуками С, Ш,
-упражнять в различении звуков С-Ш на слух и в произношении,
-закреплять понятия «гласный звук», «согласный звук»
- тренировать в соотнесении звука и буквы
-тренировать в умении образовывать слог
-формировать умение подбирать слова е заданным звуком
- учить строить сложноподчиненные предложения с союзом потому что
- упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением
Развивающая:
-развитие моторики, соотнесение речи с движением,
- развивать мыслительные операции анализа слов по заданному признаку (наличие определенного звука)
Воспитательная:
Упражнять в работе в паре со взрослым, уметь дожидаться своей очереди при ответе, попросить помощи при необходимости
Конспект занятия
Этап |
Ход занятия |
Примечание |
1.Оргмомент
2. Сообщение темы занятия. 3. Сравнение звуков С, Ш по артикуляционным и акустическим признакам.
4. Произношение звуков С, Ш в слогах.
5. Произношение звуков С, Ш в словах и предложениях.
6. Физминутка.
7. Произношение звуков С,Ш в связной речи 8. Подведение итогов |
Представь, что мы сейчас в лесу. Покажи, какие там большие деревья. Ребенок поднимает руки. Подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья. Ребенок быстро-быстро шевелит пальчиками. Подул холодный ветерок: с-с-с, закачались сосны. Ребенок покачивается и машет руками. Ветер затих – не шевелятся больше ни листочки, ни ветки. Ребенок расслабляется. Снова подул ветер. Ребенок вновь напрягается, покачивает и машет руками, затем опять расслабляется. Как шумела листва от теплого ветерка? (Ш-ш-ш)Как подул холодный ветер? (С-с-с). Сегодня мы будем повторять звуки С, Ш и различать их. Что делают наши губы, когда мы произносим эти звуки? (Ш – вытягиваются трубочкой, С – растягиваются в улыбке) Где находится язык? (Ш – язык широкий, чашечкой, поднят кверху, С – широкий язык за нижними зубами.) Как мы произносим звуки: с голосом или без голоса Они звучат твердо или мягко? Это гласные или согласные звуки? Решили звуки С, Ш совершить путешествие. Мы отправляемся вместе с ними. Подошли они к Красному замку. Какие звуки в нем живут? Звук С подружился со звуком А. Что получилось? (Слог СА). А потом звук Ш подружился со звуком А. (Получилось ША). Познакомились слоги СА-ША, СО-ШО, СУ-ШУ, СЫ-ШИ. Пошли звуки С и Ш дальше и встретили мальчика и девочку. Захотелось им познакомиться с ребятами. - Меня зовут … (логопед показывает карточку с буквой С, а ребенок называет.) А меня зовут …А как могут звать ребят, если в имени мальчика есть звук С, а в имени девочки есть звук Ш. Придумай им имена. Пошли звуки дальше и пригласили с собой своих новых друзей. Пришли они вместе в Страну чудес, в которой много картинок с предметами. Мальчик просит подарить ему картинки со звуком С, а девочке – со звуком Ш. Образец: Я подарю санки Славе, потому что в слове санки есть звук С. Проблемная ситуация: среди картинок встречаются те, в названии которых есть сразу два звука С и Ш Игра с мячом: «Назови ласково» Солнце – солнышко Саша- Стекло- Пастух- Слава знает вот такую скороговорку. Послушай внимательно, а потом расскажи ее Маше. Теперь и нам, и ребятам пора возвращаться из путешествия. Интересно было? Что тебе понравилось? Что было трудным? |
Самостоятельный подбор женских и мужских имен с заданными звуками. Дифференциация по группам, анализ слов Упражнение в употреблении сложноподчиненных предложений с придаточными причины по образцу Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ушк-, -ышк- Скороговорки предлагаются в зависимости от речевых возможностей ребенка |