12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Вахитова Гульшат Акрамовна19
1

Индивидуальное занятие «Дифференциация букв д-б в словах и предложениях»

Министерство образования республики Башкортостан

ГБОУ Табынская коррекционная школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Индивидуальное логопедическое занятие

Тема: Дифференциация букв б-д в слогах,

словах и предложениях

 


 


 


 

Разработала и провела:

логопед Вахитова Г.А.


 


 


 

Табынское 2018


 

I. Цель: научить различать рукописные строчные буквы «б» и «д» в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Образовательные:

закрепление знаний о механизме написания букв "б" и "д", их графических особенностях;

формирование понятия различия букв "б" и "д";

закрепление и уточнение словаря;

уточнение и закрепление лексико - грамматических категорий.

Коррекционные:

развитие зрительного гнозиса;

развитие пространственных представлений;

закрепление связи между фонемой "б" и графемой "б";

закрепление связи между фонемой "д" и графемой "д";

закрепление сравнительного анализа состава и структуры графических знаков "б" и "д";

закрепление навыка синтеза букв "б" и "д" из их элементов;

закрепление правильного написания букв "б"-"д" на письме (изолированно, в слогах, словах, предложениях);

формирование навыков фонематического анализа.

развитие лексики по теме «Звери и птицы».

Воспитательные:

формирование трудолюбия, целеустремленности в работе, воспитание бережного отношения к природе.

I.Организационный момент.

Здравствуйте! Сегодня у нас урок логопедии. К нам пришли гости, посмотри на них улыбнись им. Они добрые и приветливые, а ты спокоен и сосредоточен. Постарайся все задания выполнять правильно. К нам пришли гости –снеговики

( У ученика на столе картинки со снеговиками, на слайде - снеговичок). В конце занятия ты выберешь снеговика по своему настроению, по итогам своей работы.Если тебе понравится занятие, у тебя будет хорошее настроение, ты себе скажешь- “ Я – молодец!”, покажешь весёлого снеговика, если тебе кажется, что еще надо поработать над темой, ты себе скажешь- “Мне немного трудно”, покажешь спокойного снеговика, если у тебя были трудности, настоение плохое, покажешь грустного снеговика.

II.Основная часть.

Развитие пространственных представлений:

На слайде дана таблица.

 

 

Назовите № квадрата, в котором нарисована:

звезда над елкой;

подарок под елкой;

снежинка справа от подарка;

подарок слева от елки.

Сообщение темы занятия.

Работа по картинкам (слайд №2).

Белка, барсук, бурундук. Как их назвать одним словом? (дикие животные).

Выделение первого звука в словах: белка, барсук, бурундук. Какой звук повторялся в названиях животных? (б).

Дятел, дрозд, дрофа. Как их назвать одним словом? (дикие птицы). Выделение первого звука в этих словах. Какой звук повторялся в названиях птиц? (д).

Сегодня на уроке будем различать буквы Д и Б.

3.Повторение артикуляции и характеристики звуков [б],[д] и написания букв Б, Д.

- Как произносятся звуки [б], [д]? (В произношении звука [б] участвуют губы.(Губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка немного отходит от нижних зубов. Язык плоский). Есть преграда, значит Б- согласный.

В произношении звука [д] участвует язык, поднимающийся к небу.

Скажите, как произносится звук «д»? (Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена, под напором выдыхаемого воздуха язык отрывается от зубов). Есть преграда, значит д- согласный.

Характеристики звуков.

Звонкий или глухой звук Б? (Голосовые складки работают, значит звук звонкий)

Звонкий или глухой звук Д? (Голосовые складки работают, значит звук звонкий)

Какой буквой на письме обозначается звук «б»? (Буквой "б").

Какой буквой на письме обозначается звук «д»? (Буквой "д").

Логопед выставляет на доске плакатики с прописными буквами и стилизованные изображения букв «Б» «Д»)

- На кого из этих живых существ похожа буква Б? (на белку).

А буква Д?(на дятла)

Зрительный анализ букв «б» и «д», определение их сходства и различия:

Посмотри на букву "д". Из каких элементов состоит буква «д»? (Буква «д» состоит из овала и петли, которая расположена справа от овала и идет вниз) – элементы буквы «д» на слайде).

А буква «б»? (Буква "б" состоит из овала и элемента, который расположен справа от овала, идет вверх, заканчивается над строкой и не имеет соединения с другими буквами – элементы буквы «б» - на слайде).

Значит, чем же похожи буквы «б» и «д»? (В обоих буквах есть элемент - овал)

Чем различаются эти буквы? (В букве «д» справа и внизу от овала расположена петля, а в букве «б» справа и вверху от овала расположен элемент, заканчивающийся над строкой).

Показ последовательности письма буквы на анимированном плакате.

А теперь давай напиши рукописные строчные буквы «б» и «д» в воздухе.

(Ученик пишет в воздухе рукописные строчные буквы «б» и «д»).

5. Закрепление навыка синтеза букв "б" и "д" из их элементов:

А теперь, Айтуган, давай выложим рукописные прописные буквы "б" и "д" из их элементов.

(Ученик конструирует буквы "д" и "б" из элементов, вырезанных из бумаги.)

6.Дифференциация букв Б и Д изолированно и в слогах.

Пальчиковая игра «Чаби – челяби».

Задание на карточке: Опираясь на точку, допиши элементы букв. Если точка над овалом, пишешь букву б, если под овалом, пишешь букву д.

Слоги прочитай.

Работа в тетради.

7. Дифференциация звуков и букв Б и Д в словах.

А) работа со словами – паронимами (по слайду)

Б) Логопед выставляет на доске стилизованные изображения букв «Б» «Д» в силуэтах белки, дятла отдельно на плакатиках и белки, дятла на одном плакатике.

У ученика на столе картинки с изображениями животных и птиц.

Логопед: Тебе нужно выбрать и закрепить на доске под картинкой дятла тех животных и птиц, в названии которых есть звук д, под белкой – на звук б, а под картинкой белка и дятла тех животных и птиц, в названии которых присутствуют звуки и б, и д.

Картинки: кабан, барсук, медведь, дрозд, бурундук, лебедь, еж.

Почему еж лишний?

Физкультминутка.

Поскольку отличительный элемент буквы б («хвостик») направлен вверх, а «хвостик» буквы д – вниз, ты будешь поднимать вверх руки, когда услышите слоги и слова со звуком (б), и будешь наклоняться, когда звук (д) услышишь в слогах или в словах: ба, ду, бе, ды, бро, дры, вбо, лбы, рда; белка, дрофа, бегемот, берлога, медведь, сорока, дикобраз, баклан. (Почему на слово «сорока» ты не выполнял движения?)

Задание на карточке: Даны слова с названиями животных и птиц, вместо букв д и б- овалы. Нужно дописать элементы букв.

Слова: кабан, барсук, медведь, дрозд, бурундук, лебедь, дрофа, воробей, беркут, бегемот, баклан (часть упражнения оставить для выполнения на самоподготовке).

8. Дифференциация звуков и букв Б и Д в предложениях.

На слайде записаны предложения. Нужно дополнить их словами из правого столбика, подобрать их по смыслу.

Под сугробом в берлоге спит………………………… белка.

На дереве в дупле живет………………………………медведь.

Итог занятия.

Подведем итог.

Какие звуки и буквы мы различали на занятии?
– Что общего в написании букв?
(В их состав входит «овал»)
– Чем различаются буквы   б-д? (У буквы б хвостик смотрит вверх, а у буквы д вниз, в состав букв входят разные элементы).
– На кого из живых существ похожа буква б? (На белку) А буква д? (На дятла). 
Рефлексия.

Выбирай снеговика по своему настроению, по итогам своей работы. Если тебе понравилось занятие, у тебя будет хорошее настроение, ты себе скажешь- “Я – молодец!”, покажешь весёлого снеговика, если тебе кажется, что еще надо поработать над темой, ты себе скажешь- “Мне немного трудно”, покажешь спокойного снеговика, если у тебя были трудности, настроение плохое, покажешь грустного снеговика.

Логопед: На слайде улыбающийся снеговичок. Он доволен твоей работой и говорит тебе: “Молодец! До новых встреч!”. Спасибо за работу на занятии!

Источники информации

 1. http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/622906/

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.