Индивидуальное занятие «Дифференциация букв д-б в словах и предложениях»
Министерство образования республики Башкортостан
ГБОУ Табынская коррекционная школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Индивидуальное логопедическое занятие
Тема: Дифференциация букв б-д в слогах,
словах и предложениях
Разработала и провела:
логопед Вахитова Г.А.
Табынское 2018
I. Цель: научить различать рукописные строчные буквы «б» и «д» в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Образовательные:
закрепление знаний о механизме написания букв "б" и "д", их графических особенностях;
формирование понятия различия букв "б" и "д";
закрепление и уточнение словаря;
уточнение и закрепление лексико - грамматических категорий.
Коррекционные:
развитие зрительного гнозиса;
развитие пространственных представлений;
закрепление связи между фонемой "б" и графемой "б";
закрепление связи между фонемой "д" и графемой "д";
закрепление сравнительного анализа состава и структуры графических знаков "б" и "д";
закрепление навыка синтеза букв "б" и "д" из их элементов;
закрепление правильного написания букв "б"-"д" на письме (изолированно, в слогах, словах, предложениях);
формирование навыков фонематического анализа.
развитие лексики по теме «Звери и птицы».
Воспитательные:
формирование трудолюбия, целеустремленности в работе, воспитание бережного отношения к природе.
I.Организационный момент.
Здравствуйте! Сегодня у нас урок логопедии. К нам пришли гости, посмотри на них улыбнись им. Они добрые и приветливые, а ты спокоен и сосредоточен. Постарайся все задания выполнять правильно. К нам пришли гости –снеговики
( У ученика на столе картинки со снеговиками, на слайде - снеговичок). В конце занятия ты выберешь снеговика по своему настроению, по итогам своей работы.Если тебе понравится занятие, у тебя будет хорошее настроение, ты себе скажешь- “ Я – молодец!”, покажешь весёлого снеговика, если тебе кажется, что еще надо поработать над темой, ты себе скажешь- “Мне немного трудно”, покажешь спокойного снеговика, если у тебя были трудности, настоение плохое, покажешь грустного снеговика.
II.Основная часть.
Развитие пространственных представлений:
На слайде дана таблица.
|
|
|
|
||
|
|
– Назовите № квадрата, в котором нарисована:
• звезда над елкой;
• подарок под елкой;
• снежинка справа от подарка;
• подарок слева от елки.
Сообщение темы занятия.
Работа по картинкам (слайд №2).
Белка, барсук, бурундук. Как их назвать одним словом? (дикие животные).
Выделение первого звука в словах: белка, барсук, бурундук. Какой звук повторялся в названиях животных? (б).
Дятел, дрозд, дрофа. Как их назвать одним словом? (дикие птицы). Выделение первого звука в этих словах. Какой звук повторялся в названиях птиц? (д).
Сегодня на уроке будем различать буквы Д и Б.
3.Повторение артикуляции и характеристики звуков [б],[д] и написания букв Б, Д.
- Как произносятся звуки [б], [д]? (В произношении звука [б] участвуют губы.(Губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка немного отходит от нижних зубов. Язык плоский). Есть преграда, значит Б- согласный.
В произношении звука [д] участвует язык, поднимающийся к небу.
– Скажите, как произносится звук «д»? (Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена, под напором выдыхаемого воздуха язык отрывается от зубов). Есть преграда, значит д- согласный.
Характеристики звуков.
Звонкий или глухой звук Б? (Голосовые складки работают, значит звук звонкий)
Звонкий или глухой звук Д? (Голосовые складки работают, значит звук звонкий)
– Какой буквой на письме обозначается звук «б»? (Буквой "б").
– Какой буквой на письме обозначается звук «д»? (Буквой "д").
Логопед выставляет на доске плакатики с прописными буквами и стилизованные изображения букв «Б» «Д»)
- На кого из этих живых существ похожа буква Б? (на белку).
А буква Д?(на дятла)
Зрительный анализ букв «б» и «д», определение их сходства и различия:
– Посмотри на букву "д". Из каких элементов состоит буква «д»? (Буква «д» состоит из овала и петли, которая расположена справа от овала и идет вниз) – элементы буквы «д» на слайде).
– А буква «б»? (Буква "б" состоит из овала и элемента, который расположен справа от овала, идет вверх, заканчивается над строкой и не имеет соединения с другими буквами – элементы буквы «б» - на слайде).
– Значит, чем же похожи буквы «б» и «д»? (В обоих буквах есть элемент - овал)
– Чем различаются эти буквы? (В букве «д» справа и внизу от овала расположена петля, а в букве «б» справа и вверху от овала расположен элемент, заканчивающийся над строкой).
Показ последовательности письма буквы на анимированном плакате.
– А теперь давай напиши рукописные строчные буквы «б» и «д» в воздухе.
(Ученик пишет в воздухе рукописные строчные буквы «б» и «д»).
5. Закрепление навыка синтеза букв "б" и "д" из их элементов:
– А теперь, Айтуган, давай выложим рукописные прописные буквы "б" и "д" из их элементов.
(Ученик конструирует буквы "д" и "б" из элементов, вырезанных из бумаги.)
6.Дифференциация букв Б и Д изолированно и в слогах.
Пальчиковая игра «Чаби – челяби».
Задание на карточке: Опираясь на точку, допиши элементы букв. Если точка над овалом, пишешь букву б, если под овалом, пишешь букву д.
Слоги прочитай.
Работа в тетради.
7. Дифференциация звуков и букв Б и Д в словах.
А) работа со словами – паронимами (по слайду)
Б) Логопед выставляет на доске стилизованные изображения букв «Б» «Д» в силуэтах белки, дятла отдельно на плакатиках и белки, дятла на одном плакатике.
У ученика на столе картинки с изображениями животных и птиц.
Логопед: Тебе нужно выбрать и закрепить на доске под картинкой дятла тех животных и птиц, в названии которых есть звук д, под белкой – на звук б, а под картинкой белка и дятла тех животных и птиц, в названии которых присутствуют звуки и б, и д.
Картинки: кабан, барсук, медведь, дрозд, бурундук, лебедь, еж.
Почему еж лишний?
Физкультминутка.
– Поскольку отличительный элемент буквы б («хвостик») направлен вверх, а «хвостик» буквы д – вниз, ты будешь поднимать вверх руки, когда услышите слоги и слова со звуком (б), и будешь наклоняться, когда звук (д) услышишь в слогах или в словах: ба, ду, бе, ды, бро, дры, вбо, лбы, рда; белка, дрофа, бегемот, берлога, медведь, сорока, дикобраз, баклан. (Почему на слово «сорока» ты не выполнял движения?)
Задание на карточке: Даны слова с названиями животных и птиц, вместо букв д и б- овалы. Нужно дописать элементы букв.
Слова: кабан, барсук, медведь, дрозд, бурундук, лебедь, дрофа, воробей, беркут, бегемот, баклан (часть упражнения оставить для выполнения на самоподготовке).
8. Дифференциация звуков и букв Б и Д в предложениях.
На слайде записаны предложения. Нужно дополнить их словами из правого столбика, подобрать их по смыслу.
Под сугробом в берлоге спит………………………… белка.
На дереве в дупле живет………………………………медведь.
Итог занятия.
Подведем итог.
– Какие звуки и буквы мы различали на занятии?
– Что общего в написании букв? (В их состав входит «овал»)
– Чем различаются буквы б-д? (У буквы б хвостик смотрит вверх, а у буквы д вниз, в состав букв входят разные элементы).
– На кого из живых существ похожа буква б? (На белку) А буква д? (На дятла).
Рефлексия.
Выбирай снеговика по своему настроению, по итогам своей работы. Если тебе понравилось занятие, у тебя будет хорошее настроение, ты себе скажешь- “Я – молодец!”, покажешь весёлого снеговика, если тебе кажется, что еще надо поработать над темой, ты себе скажешь- “Мне немного трудно”, покажешь спокойного снеговика, если у тебя были трудности, настроение плохое, покажешь грустного снеговика.
Логопед: На слайде улыбающийся снеговичок. Он доволен твоей работой и говорит тебе: “Молодец! До новых встреч!”. Спасибо за работу на занятии!
Источники информации
1. http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/622906/