12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Капустина Ольга Михайловна100
Работаю в школе логопедом с разными категориями детей. Стараюсь помогать не только детям, но и родителям, опекунам.
Россия, Хакасия респ., c.Бельтирское
Материал размещён в группе «Педагогические журналы и публикации»

Логопедическое подгрупповое занятие

"Дифференциация звуков [Д] – [Д'], [Т] – [Т'] в слогах и словах,в тексте".

2-й класс

Цели:

-Учить детей различать [Д] – [Д’], [Т] – [Т’] в устной и письменной речи, закреплять знания о звуках [Д] – [Д’], [Т] – [Т’].

Задачи:

-учить дифференцировать звуки изолированно, в слогах и словах;

-закреплять навыки слогового анализа и синтеза;

-профилактика буквенных замен, коррекция акустической дисграфии;

-развитие мелкой моторики;

-развитие зрительно-пространственной и двигательной активности;

- развитие артикуляционной моторики;

-развитие речевого дыхания;

- развитие фонематического восприятия;

- совершенствование грамматического строя;

- развитие связной речи;

- развитие внимания, памяти, мышления;

Воспитательные:
-воспитывать аккуратность, взаимодействие и сотрудничество в коллективе.

Оборудование: буквы Д-Т (звуковой паровоз); символы для обозначения звуков [Д] – [Д’], [Т] – [Т’] (синий, зеленый квадраты или кружки); схема слогов, слов; тексты; тематические картинки; цветные ручки (зеленого и синего цвета); зеркала; массажеры «Су-джок» или грецкие орехи.

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Развитие мелкой моторики.

– Здравствуйте, ребята! Возьмите в руки грецкий орех и повторяйте за мной:

Я катаю свой орех,                           (учащиеся катают грецкий орех между ладонями,

Чтобы стал круглее всех.               сначала по кругу, затем, вперед-назад 

                                                              по ладоням и пальцам).

2. Биопластика. Развитие речевого дыхания. Упражнение «Паровоз».

Паровоз кричит: «Ду-ду-ду            Глубокий вдох (следить, чтобы плечи не поднимались)

Я иду, иду, иду!»                                на одном выдохе - усиление и ослабление звука «Ду».

А колеса стучат,                                Вдох на каждые 2 строчки

А колеса говорят:                             (если дыхание не отработано, то на каждую строчку).

«Так,так,так                                      Движение указательными пальцами обеих рук,

Чуф,чуф,чуф                                      как барабанными палочками по столу, попеременно.

Ш-Ш-Ш-Ш, И-И-И-И!

Приехали!»

(С.А. Исаева)

3. Работа с зеркалом. Артикуляционные упражнения.

«Губки трубочкой держу,               Упражнение «Трубочка» (вытягиваем губы вперед);

На себя я в зеркало гляжу.            «Улыбочка» (растягиваем в улыбку губы);

Улыбнулась, зубки показала,          «Заборчик» (показываем зубки);

Молоточком об заборчик                 Упражнение «Молоточек»

Постучала»                                   (языком бьем об верхние зубки Т-Т-Т-Т-Т).

Тема сегодняшнего занятия дифференциация звуков [Д] – [Д’], [Т] – [Т’].

– Чем отличаются эти звуки? (На доску вывешиваются буквы [Д] – [Д’], [Т] – [Т’]), дается характеристика звукам.
– Сегодня на занятии мы будем учиться различать согласные звуки [Д] – [Д’], [Т] – [Т’] на письме и в устной речи .

 

II. Основная часть.

1. Сравнительная характеристика звуков.

Выбор символов для обозначения звуков [Д] – [Д’], [Т] – [Т’]

Звук Д – согласный, звонкий, твердый, для обозначения используем синий звонок, на письме обозначаем синим незакрашенным (квадратом) или кружком.

Звук Д’– согласный, звонкий, мягкий, для обозначения используем зеленый звонок, на письме обозначаем зеленым незакрашенным кружком.

Звук Т – согласный, глухой, твердый, для обозначения используем синий наушник, на письме обозначаем синим закрашенным кружком.

Звук Т.’– согласный, глухой, мягкий, для обозначения используем зеленый наушник, на письме обозначаем зеленым закрашенным кружком.

2. Развитие фонематического восприятия, памяти.

– Поднимите символы, если услышите соответствующие им звуки и постарайтесь запомнить, запишите каждый ряд по памяти.

Слоги: ДА - ДЯ, ТО - ТЫ, ТИ- ДЕ, ДЫ- ДИ- ТЯ.

Слова: помидор, редис, томат, тыква, мандарин, салат, смородина.

3. Физкультминутка на расширение зрительно-пространственной и двигательной активности.

Котик потянулся,                            (руки поднять вверх, глаза вверх, голова прямо)

глазки в стороны глядят,                 (движение глазами направо - налево).

Изогнулся,  разогнулся,                  (голову, руки опустить, спину изогнуть, разогнуть)

Лапки вытянул вперед,                   (движение руками, глазами вверх- вниз)

Лапки в стороны развел,                 (движение руками по тексту, глаза закрыть на 5 сек.)

Лег калачиком, уснул.                    (круговые движение закрытыми глазами).

4. Дифференциация звуков [Д] – [Д’], [Т] – [Т’] в словах. Вывешиваются картинки.

-Рассмотрите картинки, запишите названия фруктов и овощей в два столбика, укажите в словах наличие звуков [Д] – [Д’], [Т] – [Т’] (подчеркните цветной ручкой)

- Какая картинка лишняя и почему? (Смородина- это ягода.)

- На какой картинке нет звука [Д] – [Д’], [Т] – [Т’] (Абрикос).

             Гранат                        Виноград                          Мандарин

                         Редис                                                                        Тыква                                              Помидор (томат) 

        Абрикос                           Салат                            Смородина

5. Закреплять навыки слогового анализа и синтеза.

Назовите слова где [Д] – [Д’], [Т] – [Т’] в начале слова, в середине слова, в конце слова. Запишите слова в три столбика в тетрадь.

6. Совершенствование грамматического строя. Развитие связной речи. Самостоятельная работа.

Придумать короткий рассказ по теме «Овощи-фрукты» и записать в тетрадь.

Проверка работ в паре

 

III. Итог занятия.

– Какие звуки сегодня повторяли?
– Чем они похожи? Чем различаются?
– Припомните и назовите из задания слова с глухим твердым согласным, затем с твердым звонким согласным.

Используемая литература

  1. С.А. Исаева Физкультурные минутки в начальной школе. Практическое пособие М.2003г.
  2. Е.В. Мазанова Коррекция акустической дисграфии Конспекты занятий для логопедов, Издательство ГНОМ,2014.
Опубликовано в группе «Педагогические журналы и публикации»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.