Конспект логопедического занятия для учащихся с ОВЗ «Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях» (3 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 154 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми
Конспект логопедического занятия для учащихся с ОВЗ /3 класс/
Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д
в слогах, словах и предложениях.
учитель-логопед:
Цыпуштанова Клавдия Степановна
г. Пермь 2017 г.
Цель занятия: Учить различать буквы Б-Д при письме и чтении.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закрепление дифференциации Б - Д при письме и чтении.
Вырабатывать навыки правильного грамотного письма и чтения.
Развитие навыков фонематического анализа и синтеза.
Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Продукты питания»
Коррекционно-развивающие:
Развитие зрительно - пространственных представлений.
Развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания).
Формирование связной речи.
Развитие общей и мелкой моторики.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать умение слушать учителя и выполнять его требования.
Прививать интерес к логопедическим занятиям.
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Сохранение здоровьесбережения.
Материалы и оборудование: Презентация «Логопедическое занятие по коррекции оптической дисграфии» и презентация – гимнастика для глаз /с музыкальным сопровождением/ «Все просыпается»; стенд « Продукты питания »; сигнальные карточки (цифры); цветные карандаши и мелки; подносики с разными семечками; кроссворды; карточки с «зашифрованными» словами и предложениями.
Ход занятия.
I. Организационный момент. - Логопед: Вот звонок нам дал сигнал. Поработать час настал. Так что время не теряем и работать начинаем. Рефлексия.
II. Сообщение темы занятия
Первичное введение материала, направленное на поиск новой темы.
-Логопед читает загадки, а учащиеся сами определяют тему данного занятия.
Всё время стучит, С веточки на веточку
Деревья долбит. Прыгает, резвится. б - д
Но их не калечит, Ловкая, проворная,
А только лечит. (дятел) А не птица. ( белка) слайд/ – Чем похожи и чем отличаются буквы Б – Д? – Звук «Б» гласный или согласный? (Согласный. Воздушная струя встречает преграду в ротовой полости.) - Как произносится звук «Б»? (Губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка немного отходит от нижних зубов. Язык плоский).
– Звонкий или глухой этот звук? (Голосовые складки работают, значит звук звонкий).
– Звук «Д» гласный или согласный? (Согласный. Воздушная струя встречает преграду в ротовой полости). – Скажите, как произносится звук «Д»? (Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена, под напором выдыхаемого воздуха язык отрывается от зубов).
– Звонкий или глухой звук «Д»? (Голосовые складки работают, значит звук звонкий).
III. Основная часть. 1. Зрительный анализ букв «б» и «д», определение их сходства и различия: Развитие мелкой моторики. - Логопед предлагает выложить буквы Б - Д; одинаковые элементы из одних семечек, разные – из других. – Посмотрите на букву "д". Из каких элементов состоит буква «д»? (Буква «д» состоит из овала и петли, которая расположена справа от овала и идет вниз). – А буква «б»? (Буква "б" состоит из овала и элемента, который расположен справа от овала, идет вверх, заканчивается над строкой и не имеет соединения с другими буквами). – Значит, чем же похожи буквы «б» и «д»? (В обоих буквах есть элемент - овал). – Чем различаются эти буквы? (В букве «д» справа и внизу от овала расположена петля, а в букве «б» справа и вверху от овала расположен элемент, заканчивающийся над строкой).
– А теперь давайте напишем рукописные строчные буквы «б» и «д» в воздухе. 2. Развитие фонематического восприятия. Работа в тетради, направленная на проверку восприятия учащимися нового материала.
- Логопед предлагает открыть тетради, написать число, день недели. Ученики по очереди выписывают Б - Д из диктуемых учителем чистоговорок. Букву Б выделяют синим цветом, Д- красным. (Ответы проверяют на компьютере).
- Да, да, да в ручейке бежит вода. Д д д б д - Бу, бу, бу побелили мы трубу. Б б б б б - Дед Демьян домой идёт. Д д Д д д - Бобры добры идут в боры. Б б д б д б /слайд/
3. Развитие навыка определения места слова со звуком Б – Д в предложениях. Задание: Поднять сигнальную карточку ( цифру) - на каком месте стоят слова со звуком Б - Д в предложении. Ответы проверяются на компьютере.
Ребята пошли на стадион. 1,4
Из трубы валит дым. 2,4
Мама разбудила Диму рано. 2,3
Володя поймал большую бабочку. 1,3,4
Собака Дружок сидит на цепи. 1,2.3
Даша сорвала большое яблоко. 1,3,4
Ребята борются с вредителями садов. 1,2,4,5 /слайд/
4. Различение буквы Б - Д при чтении. • Чтение по цепочке таблицы с «зашифрованными» словами:
- У вас на столах лежат карточки со стрелками. У одних стрелки направлены вверху , других вниз.
- Как вы думаете, с каким звуком нужно прочитать слова, где стрелочка «смотрит» вверх? Правильно, со звуком [б]. А почему? А с каким звуком нужно прочитать слова, где стрелочка «смотрит» вниз? Правильно, со звуком [д]. А почему? (Проверка на компьютере).
5. Физкультминутка. Предлагается сходить в магазин за продуктами питания. - Логопед называет слова и даёт задание детям: если в слове есть звук Б – поднимают руки вверх и хлопают, если Д - приседают. Слова: дыня, батон, помидоры, яблоко, масло, колбаса, огурец, банан, арбуз, картофель, редис, грибы, редька, рыба.
6. Закрепление Б - Д в словах на письме. Задание: выписать в тетради слова со звуком Б-Д в 2 столбика, (опираясь на стенд «Продукты питания »). Ответы проверяют на компьютере, меняясь тетрадями.
Б Д
батон редис яблоко мандарин банан помидоры колбаса редька арбуз рыба грибы /слайд/
7. Гимнастика для глаз. «Все просыпается» (Презентация с музыкальным сопровождением).
8. Развитие мышления и связной речи. - Разгадай кроссворд. Запиши отгадки. Работа в парах.
По горизонтали:
1. На неё кладут голову во время сна. 2. В нём живут короли. 3. Часть суток. 4. Смотанные шариком нитки. По вертикали:
1. Человек, убирающий мусор во дворе. 2. Крупное дерево. - Игра « Угадайте, как меня зовут?» Карточки с кроссвордами, где в ответах должны быть Б - Д. /смотреть по первому звуку, слово начинается , опираясь на красную точку /. (Ответы проверяют на компьютере).
ОТВЕТЫ: Гладиолус. Боря. Гвоздика. Дима. /слайд/ Задание: Составить со словами предложение, записать в тетради, четко и правильно его прочитать , выписать по цепочке Б – Д и сделать схему предложения.
9. Работа с предложениями (карточки). Задание: вставить пропущенные буквы Б-Д в слова, выделяя букву Б - синим карандашом, Д- красным. Учащиеся читают вслух предложения. Ответы проверяют на компьютере. -У Ли-ы -ольшая коса. д б - Живёт -елка в -упле. б д -На -иване -елая по-ушка. д б д -У Ли-ы -ольшой голу-ой -ант. д б б б -Летом -ратья -ыли в -еревне у -а-ушки. б б д б б /слайд/
IV. Итог занятия. - Логопед предлагает учащимся красным карандашом в своих тетрадях напротив каждого задания поставить «+», если им задание понравилось, и они с ним справились. Если задание выполнялось с затруднениями, то нужно поставить « - ». Рефлексия
- С каким настроением учащиеся уходят с занятия. Понравилось ли им занятие. /Дети выбирают нарисованную картинку-лицо /грустное, весёлое/. Логопед благодарит учащихся за работу и старание на занятии/
Приложение
Тихомирова Екатерина Витальевна
Цыпуштанова Клавдия Степановна