Индивидуально-групповые занятия по географии в 8 классе
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 9
«СОГЛАСОВАНО» зам. директора по УВР ________________________ «____» ___________ 2020г. | | «УТВЕРЖДАЮ» директор МБОУ СШ № 9 ________________________ «____» ___________ 2020 г. |
ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ
География
8 класс
34 часа (1 час в неделю)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В связи с возрастанием роли регионов в жизни Российской федерации меняются требования к задачам школьной географии на местах. Согласно концепции географического образования Российской академии образования, рекомендуется внедрять в практику основной школы отдельные краеведческие курсы. Это позволяет реализовать базисный учебный план.
Изучение родного края - это одна из важнейших задач школьной географии. Ребенку свойственно открывать мир с порога своего дома. Именно знания о своем крае вызывают у школьника интерес ученого-натуралиста, воспитывают патриота, гражданина. Воспитание патриотизма, любви к своей стране невозможно, если ребенок не знает истории своего рода, своей малой родины. Краеведческий подход в обучении предлагает использовать знания, которые непосредственно получают учащиеся при изучении своего края.
Краеведческие знания носят межпредметный характер, но их основой является учебный предмет география. Она, как никакой другой предмет, концентрирует в себе знания не только физико-географических особенностей территории, но и исторические, этнические, демографические знания.
Цель курса – практическое изучение географии родного края, с опорой на теоретические знания учащихся, формирование экологической культуры личности, развитие патриотизма.
Задачи курса:
углубление знаний учащихся о географии родного края;
вооружение учащихся специальными метапредметными;
общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно приобретать новую информацию из различных источников, в том числе новых информационных;
формирование эмоционально-ценностного отношения к природе родного края и бережного отношения к ее природным богатствам;
привитие любви к своей малой родине;
развитие у учащихся познавательного интереса к происходящим в природе и обществе явлениям и процессам;
воспитание позитивного отношения к родной стране, через познание своей малой родины.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ РОДНОГО КРАЯ»
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству;
ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
Обучающийся сможет:
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
осмысленно читать;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планировать и регулировать свою деятельность; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формировать и развивать компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
развивать мотивацию к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
формировать и развивать экологическое мышление, уметь применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практикоориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения отдельных регионов;
устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов; адаптации человека к разным природным условиям;
объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;
объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России.
Обучающийся получит возможность научиться:
создавать простейшие географические карты различного содержания;
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
составлять описание природного комплекса;
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке.
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Дата | Тема | Содержание | Характеристика основных видов деятельности обучающихся (УУД) | |
8 а | 8 б | ||||
РАЗДЕЛ 1. ОСОБЕННОСТИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ (3 часа) | |||||
1 | | | Особенности ГП Нижегородской области | Что изучает география родного края. Географическое положение родного края и его влияние на природу и жизнь людей. Границы области. Как осваивали и изучали территорию Нижегородской области | Выявлять особенности географического положения Нижегородской области. Наносить на контурную карту объекты, характеризующие географическое положение Нижегородской области. Сравнивать географическое положение и размеры территории Нижегородской области с географическим положением и размерами территорий других государств. Искать и отбирать информацию, рационально использовать средства информационных технологий |
2 | | | Административно-территориальное устройство. | Районирование: принципы, виды и функции. Административно-территориальное устройство Нижегородской области | Выявлять специфику разных видов районирования: географического, природного, экономического и административно-территориального деления. Определять по карте «Федеративное устройство России» нахождение Нижегородской области. Наносить на контурную карту Нижегородской области границы районов и административный центры, выявлять различия. Сопоставлять информацию из разных источников |
3 | | | Особенности ГП Володарского района | Географическое положение Володарского района и его влияние на природу и жизнь людей | Выявлять особенности географического положения Володарского района. Наносить на контурную карту объекты, характеризующие географическое положение Володарского района. Сравнивать географическое положение и размеры территории Володарского района с географическим положением и размерами Нижегородской области и территорий других государств. Искать и отбирать информацию, рационально использовать средства информационных технологий |
РАЗДЕЛ 2. НАСЕЛЕНИЕ (4 часа). | |||||
4. | | | Численность и размещение населения. | Численность населения Нижегородской области. Естественный прирост. Темпы роста численности населения Нижегородской области в разные исторические периоды. Демографический кризис. Демографические кризисы в ХХ в. Особенности воспроизводства населения Нижегородской областит. Воспроизводство населения в различные исторические периоды. Миграции: причины, направления, виды. Мигранты. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития области. Трудовые ресурсы. Трудоспособный возраст. Экономически активное население. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории. | Определять по статистическим данным место Нижегородской области в России и мире по численности населения. Определять и сравнивать по статистическим данным показатели естественного прироста населения Нижегородской области. Наблюдать динамику численности населения на основе анализа графика «Численность населения Нижегородской области и демографические кризисы в разные периоды». Анализировать график «Рождаемость и смертность населения Нижегородской области в ХХ — начале XXI в.». Строить по статистическим данным и анализировать график изменения численности населения в своём регионе. Прогнозировать на основе анализа статистических данных темпы роста населения в Нижегородской области. Интерпретировать и обобщать информацию. При работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении. Определять и сравнивать по статистическим данным показатели воспроизводства населения в разных районах Нижегородской области. Устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение. Выявлять факторы, определяющие соотношение мужчин и женщин разных возрастов. Определять по статистическим данным половой и возрастной состав населения Нижегородской области. Сравнивать по статистическим данным ожидаемую продолжительность жизни мужчин и женщин. Сравнивать половозрастные пирамиды. Определять виды и причины внутренних и внешних миграций. Выявлять на основе анализа карты влияние миграций на изменение численности населения регионов России. Определять по статистическим материалам показатели общего, естественного и миграционного прироста населения своего региона. Интерпретировать и обобщать информацию. При работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении Решать практические и познавательные задачи. Осуществлять поиск географической информации и её презентацию. Осуществлять смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления с жанром и основной идеей текста. Использовать средства информационных технологий. Анализировать схему «Состав трудовых ресурсов Нижегородской области». Сравнивать по статистическим данным величину трудоспособного населения в России |
5. | | | Национальный состав. | Этническая территория. Этническая структура населения Нижегородской области. Крупнейшие по численности народы. Языковая семья. Языковая группа. Особенности географии религий в Нижегородской области. | Определять по статистическим данным крупнейшие по численности народы Нижегородской области. Определять современный религиозный состав населения Нижегородской области, главные районы распространения христианства, ислама и родоплеменных религий по карте религий. Осознавать свою этническую принадлежность. Формировать осознанное, доброжелательное отношение к традициям, языкам, культуре народов России. |
6. | | | Городское и сельское население. | Типы поселений. Города и сельские поселения. Городской и сельский образ жизни. Урбанизация. Влияние урбанизации на окружающую среду. Городские агломерации. Типы городов Нижегородской области. Сельская местность. Функции сельской местности. Сельская местность как зона рекреации | Определять типы поселений Нижегородской области. Характеризовать различия городского и сельского образа жизни. Определять и сравнивать по статистическим данным показатели соотношения городского и сельского населения в разных частях страны. Выявлять по статистическим данным особенности урбанизации (темпы, уровень) в Нижегородской области. Определять по тематической карте территории Нижегородской области с самыми высокими и самыми низкими показателями урбанизации. Подготавливать и проводить презентации о влиянии урбанизации на окружающую среду. Определять типы городов Нижегородской области по численности населения, функциям, роли в жизни страны. Наносить на контурную карту крупнейшие города и городские агломерации Нижегородской области. Обсуждать социально-экономические и экологические проблемы крупных городов Нижегородской области. Определять типы сельских населённых пунктов по числу жителей, внешнему облику, роли в хозяйстве страны. Организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Строить логическое рассуждение и устанавливать связи и обобщения. Рационально использовать технические средства информационных технологий |
7. | | | Особенности населения Володарского района | Особенности населения Володарского района: численность, возрастное половозрастной состав, национальный и религиозный состав населения. Типы поселение района | Решать практические и познавательные задачи. Осуществлять поиск географической информации и её презентацию. Осуществлять смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления с жанром и основной идеей текста. Использовать средства информационных технологий |
РАЗДЕЛ 3. РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (5 часов) | |||||
8. | | | Особенности рельефа | Формирование тектонической основы. Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории Нижегородской области. Связь рельефа с тектоническим строением территории. Описание рельефа по карте. | Определять по карте «Тектоника и полезные ископаемые» основные тектонические структуры на территории Нижегородской области. Определять по физической карте особенности рельефа Нижегородской области. Наносить на контурную карту основные формы рельефа страны. Выявлять по картам зависимость между тектоническим строением и рельефом территории. Составлять описание рельефа по карте |
9. | | | Геологическое строение территории | История формирования территории Нижегородской области | Определять по геологической карте и геохронологической таблице основные этапы формирования земной коры на территории Нижегородской области. Определять по карте возраст наиболее древних участков на территории Нижегородской области. Уметь планировать последовательность и способ действий при работе с картографической, табличной и текстовой информацией. Строить логическое рассуждение, устанавливать связи и обобщения |
10. | | | Развитие форм рельефа | Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на формирование рельефа России. Выветривание. Эрозия. Древнее и современное оледенения. Многолетняя мерзлота. Влияние человеческой деятельности на рельеф и её последствия Построение профиля | Выявлять внешние процессы, оказывающие влияние на формирование рельефа страны. Определять взаимосвязь внешних и внутренних процессов, формирующих рельеф. Объяснять влияние человеческой деятельности на рельеф. Определять и объяснять особенности рельефа своего региона. Определять по карте основные центры оледенений, районы распространения многолетней мерзлоты. Устанавливать причинно-следственные связи. Выделять основную идею текста, делать самостоятельные выводы. Использовать средства информационных технологий Анализировать фрагмент топографической карты. Определять расстояния и высоты на карте, представлять их в выбранном масштабе. Вычерчивать профиль рельефа местности в системе координат |
11. | | | Минеральные ресурсы | Полезные ископаемые Нижегородской области. Основные месторождения полезных ископаемых и проблемы их рационального использования. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых. Стихийные явления на территории Нижегородской области, связанные с земной корой: оползни, просадки грунта. | Выявлять зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением минеральных ресурсов на основе сопоставления физической карты и карты строения земной коры. Наносить на контурную карту месторождения полезных ископаемых. В паре с одноклассником формулировать экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых. Определять по физической и тематическим картам территории распространения стихийных природных явлений. Подготавливать и обсуждать презентации о различных видах стихийных природных явлений в литосфере и правилах безопасного поведения в ситуациях, связанных с их проявлениями. Объяснять взаимозависимости между особенностями литосферы, жизнью и хозяйственной деятельностью населения России. Планировать последовательность и способ действий при работе с картографической и текстовой информацией Анализировать и систематизировать информацию о полезных ископаемых Нижегородской области. Оценивать по картам и статистическим материалам природно-ресурсный капитал Нижегородской области. Работать индивидуально или в группе, обсуждать с одноклассниками полученные результаты |
12. | | | Особенности рельефа, геологическое строение и минеральные ресурсы Володарского района | Рельеф, полезные ископаемые, стихийные явления, связанные с земной корой | Решать практические и познавательные задачи. Осуществлять поиск географической информации и её презентацию. Осуществлять смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления с жанром и основной идеей текста. Использовать средства информационных технологий |
РАЗДЕЛ 4. КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (5 часов). | |||||
13. | | | От чего зависит климат родного края. Распределение тепла на территории | Климатообразующие факторы. Солнечная радиация. Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над территорией Нижегородской области, их типы. | Выявлять факторы, определяющие климат Нижегородской области. Выявлять закономерности распределения солнечной радиации по территории Нижегородской области. Определять по карте количество суммарной солнечной радиации и радиационный баланс для разных районов и городов Нижегородской области. Объяснять изменение количества солнечной радиации в зависимости от географической широты и сезона года. Выявлять типы воздушных масс, влияющих на климат Нижегородской области. Объяснять влияние соседних территорий на климат России. Объяснять причинно-следственные связи возникновения циклонов и антициклонов. Наблюдать за изменениями погоды в своём регионе при приближении и прохождении тёплых и холодных фронтов, циклонов и антициклонов |
14. | | | Оценка климатических условий | Климатические особенности зимнего и летнего сезонов года. Определение по картам закономерностей распределения средних температур января и июля, среднегодового количества осадков. Синоптическая карта. | Выявлять факторы, определяющие климат Нижегородской области. Раскрывать влияние географического положения на климат Нижегородской области. Определять по картам климатические показатели (атмосферное давление, средние температуры января и июля, среднегодовое количество осадков) для разных населённых пунктов. Определять по синоптической карте особенности погоды для разных пунктов. Характеризовать погоду своего края (местности) по карте погоды или данным метеослужбы. Строить логическое рассуждение и устанавливать связи и обобщения |
15. | | | Зависимость человека от климата | Влияние климатических условий на жизнь и здоровье человека. Комфортность климата. Способы адаптации человека к разным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Влияние климата на сельское хозяйство. Коэффициент увлажнения. Агроклиматические ресурсы. Учёт климатических условий в жилищном строительстве. Неблагоприятные климатические явления. Прогнозирование и изучение климатических явлений. | Оценивать климатические условия отдельных районов области с точки зрения их комфортности для жизни и хозяйственной деятельности населения. Выявлять по карте «Влияние природных условий на жизнь человека» территории с наиболее и наименее благоприятными для проживания людей условиями. Подготавливать и обсуждать презентации о воздействии климатических условий на человека (быт, жилище, одежда, здоровье) и способах адаптации человека к разным климатическим условиям. Определять особенности климата своего региона и способы адаптации человека к данным климатическим условиям. Определять коэффициент увлажнения для различных территорий России. Анализировать карту «Агроклиматические ресурсы», определять наиболее благоприятные для выращивания сельскохозяйственных культур районы Нижегородской области. Оценивать агроклиматические ресурсы своего региона для развития сельского хозяйства. Выявлять особенности опасных и неблагоприятных климатических явлений. Определять по тематическим картам районы их распространения на территории страны. Систематизировать знания об опасных и неблагоприятных климатических явлениях в таблице. Подготавливать и обсуждать презентации о роли методов изучения и прогнозирования климатических явлений в жизни и хозяйственной деятельности человека. Оценивать основные климатические показатели одного из географических районов страны для жизни и хозяйственной деятельности населения. Обсуждать проблемы изменения климата под влиянием естественных и антропогенных факторов |
16. | | | Агроклиматические ресурсы | ||
17. | | | Климат и климатические ресурсы Володарского района | Климатические и агроклиматические условия Володарского района | Решать практические и познавательные задачи. Осуществлять поиск географической информации и её презентацию. Осуществлять смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления с жанром и основной идеей текста. Использовать средства информационных технологий |
РАЗДЕЛ 5. ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ (3 часа). | |||||
18. | | | Разнообразие внутренних вод | Виды вод суши на территории Нижегородской области. | Определять состав внутренних вод Нижегородской области. Определять по тематическим картам типы питания, режим и годовой сток рек, их принадлежность к бассейнам океанов. Выявлять зависимость режима рек от климата и характера их течения от рельефа. Определять падение и уклон реки (по выбору). Составлять описание одной из рек по типовому плану. Наносить на контурную карту речные системы и их водоразделы. Подготавливать и обсуждать презентации об опасных явлениях, связанных с водами, и их предупреждении. Объяснять закономерности распространения опасных гидрологических природных явлений на территории области. Использовать средства информационных технологий |
19. | | | Реки, озера, подземные воды | Реки Нижегородской области и их особенности. Типы питания рек. Режим реки. Выявление зависимости питания и режима рек от климата. Принадлежность рек к бассейнам океанов и области внутреннего стока. Характеристика крупнейших рек Нижегородской области. Опасные явления, связанные с водами (сели, наводнения, паводки), их предупреждение | |
20. | | | Внутренние воды и ресурсы Володарского района | Водные ресурсы Володарского района их использование | Решать практические и познавательные задачи. Осуществлять поиск географической информации и её презентацию. Осуществлять смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления с жанром и основной идеей текста. Использовать средства информационных технологий |
РАЗДЕЛ 6. ПОЧВЫ И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ (3 часа). | |||||
21. | | | Закономерности распространения почв | Почвы Нижегородской области, выявление их свойств и особенностей хозяйственного использования | Определять механический состав и структуру почв, их различие. Выделять на типовой схеме почвенного профиля основные слои почвы, их особенности. Выявлять основные факторы почвообразования. Определять по тематической карте главные зональные типы почв и закономерности их распространения на территории Нижегородской области. Наблюдать образцы почв своей местности, выявлять их свойства и особенности хозяйственного использования |
22. | | | Почвенные ресурсы | ||
23. | | | Почвы и почвенные ресурсы Володарского района | Почвенные ресурсы Володарского района и их использование | Решать практические и познавательные задачи. Осуществлять поиск географической информации и её презентацию. Осуществлять смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления с жанром и основной идеей текста. Использовать средства информационных технологий |
РАЗДЕЛ 7. РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (4 часа). | |||||
25. | | | Растительный мир | Особенности растительного и животного мира Нижегородской области. Флора. Фауна. Характерные представители растительного и животного мира Нижегородской области | Определять характерных представителей растительного и животного мира России. Выявлять основные зональные типы растительности |
26. | | | Животный мир | ||
27. | | | Природные комплексы. | Виды природно-территориальных комплексов на территории Нижегородской области. Изменение природно-территориальных комплексов во времени и под влиянием хозяйственной деятельности человека. Крупные природные объекты, помогающие ориентироваться на карте | Выявлять различные виды природно-территориальных комплексов. Устанавливать факторы формирования природно-территориальных комплексов. Оценивать последствия изменения природно-территориальных комплексов в результате деятельности человека. Определять особенности распространения антропогенных ландшафтов и выявлять экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью людей. Выявлять и называть крупные природные объекты, помогающие ориентироваться на карте |
28. | | | Биологические ресурсы Володарского района | Растительный и животный мир Володарского района | Решать практические и познавательные задачи. Осуществлять поиск географической информации и её презентацию. Осуществлять смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления с жанром и основной идеей текста. Использовать средства информационных технологий |
РАЗДЕЛ 8. ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ТЕРРИТОРИИ (5 часов) | |||||
28. | | | Особо охраняемые природные территории (ООПТ). | Особо охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Мониторинг | Решать практические и познавательные задачи. Осуществлять поиск географической информации и её презентацию. Осуществлять смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления с жанром и основной идеей текста. Использовать средства информационных технологий |
29. | | | Природно-ресурсный потенциал | Сравниваем, моделируем и выбираем: природные зоны для жизни и деятельности человека. Сравнение природных зон по картам и графику. Зональная специализация сельского хозяйства. Особенности хозяйственной деятельности населения в сельской местности разных природных зон. | Отбирать и анализировать информацию, делать самостоятельные выводы. Сопоставлять карту природных зон и график «Смена природных зон с севера на юг». Сравнивать природно-хозяйственные зоны Нижегородской области. Составлять характеристику природно-хозяйственной зоны по плану. Сопоставлять карты природно-хозяйственных зон и плотности населения, делать выводы. Анализировать карту «Зональная специализация сельского хозяйства». Описывать особенности жизни и хозяйственной деятельности людей в сельской местности разных природных зон. Систематизировать знания о природных зонах в таблице. Использовать средства информационных технологий |
30. | | | ООПТ Володарского района | Особо охраняемые природные территории Володарского района | Решать практические и познавательные задачи. Осуществлять поиск географической информации и её презентацию. Осуществлять смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления с жанром и основной идеей текста. Использовать средства информационных технологий |
31. | | | Экологическое состояние | Экологическая ситуация в Нижегородской области. Возникновение экологической ситуации. Влияние хозяйственной деятельности на природу. Воздействие хозяйственной деятельности человека на окружающую среду как причина возникновения проблемных экологических ситуаций. Негативные последствия хозяйственной деятельности человека как причина возникновения экологических проблем. | Оценивать экологическую ситуацию в России, различных её регионах и своей местности на основе анализа экологической карты, материалов СМИ. Определять факторы, влияющие на возникновение экологической ситуации. Характеризовать виды экологических ситуаций. Выявлять сущность и пути решения экологических проблем Выявлять значение экологической безопасности для природы и жизни людей. Характеризовать меры экологической безопасности. Определять значимость особо охраняемых природных территорий для обеспечения экологической безопасности. Выявлять мероприятия, проводимые для обеспечения экологической безопасности в своём регионе Анализировать текст параграфа и дополнительные материалы с помощью изучающего чтения. Выявлять противоречия в проблеме. Составлять тезисы. Приводить аргументы в дискуссии. Обосновывать свою позицию |
32. | | | Экологическое состояние на территории Володарского района | | Решать практические и познавательные задачи. Осуществлять поиск географической информации и её презентацию. Осуществлять смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления с жанром и основной идеей текста. Использовать средства информационных технологий |
33. | | | Резервное время | | |
34. | | | Резервное время | | |
14