12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ксения435
Выпускница РГПУ имени Герцена, факультет коррекционной педагогики (2012 год).
Россия, Кудрово
Материал размещён в группе «Моя профессия – учитель-логопед »

Словесные игры на групповых и индивидуальных занятиях.

Не секрет, что с каждым годом речь учащихся становится скуднее. Виной этому могут стать десятки причин от методов воспитания до проблем в развитии.

Согласитесь, что речевые ошибки, слова-паразиты и упрощение словестных конструкций нередко взаимосвязаны с любимым способом современных родителей занять своего ребенка на время-с планшетом. Очень часто мы можем видеть в магазинах, в транспорте, в очередях к врачам детей с гаджетами в руках. Заботливые родители загружают в интернете мультфильмы и занимают тем самым своих чад на часы. Особо «сознательные», конечно, вбивают в строку поисковика не просто «мультик», а непременно «развивающий».

К сожалению, большинство подобного контента сделано без учета знания психолого-педагогических,логопедических и возрастных норм. Герои таких «развивашек» зачастую говорят, смешно коверкая звуки, отвечают неполными предложениями и вводят в свою речь слова-паразиты. Естественно, юному зрителю нравятся красочные изображения, легкие сюжеты и забавные герои. Из-за этого он начинает копировать речь из увиденных видео, тем самым автоматизируя исковерканное звукопроизношение и вводя в свою речь неправильные конструкции.

Большинство логопедов, воспитателей ДОУ и учителей начальных классов встречают таких ребят на своих занятиях. Работа по коррекции и развитию речи становится одной из ведущих для таких учеников.

В этой статье я хочу рассказать о словесных играх, помогающих в обогащении активного словаря, распознавание частей речи, выяснении взаимосвязи между ними, играх для формирования умения выражать собственное мнение, играх для совершенствования правильного звукопроизношения, развития фонематического слуха и играх для совершенствования правильного звукопроизношения, развития фонематического слуха. Все задания можно использовать как индивидуально, так и в подгруппах.

 

1.Словесные игры для развития и обогащения активного речевого словаря.

А) Дополни предложения.

- Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью..

- Зайчик летом серый, а зимой...

-Летом тепло, а зимой …

- Грибы растут..., а огурчики - на...

- Рыба живет в..., а медведь - в...

- Сахар сладкий, а лимон...

- Днем светло, а ночью...

Рекомендую после каждого «доскажи словечко» попросить ребенка повторить предложение целиком. Инструкция: « А теперь скажи еще раз,но целым предложением». При затруднении можно задавать наводящие вопросы. При возникновении сложностей и не способности выполнить задание скажите: «Послушай еще раз, запомни и повтори». Старайтесь добиваться повторения именно полного предложения от ребенка.

Б) Закончи предложение.

Ребенок по очереди заканчивает каждое из предложений:

Я хочу...

Я умею...

Я люблю...

Я играю ...

Я хожу ...

Инструкцией может быть: « Давай немного расскажем о тебе. Я буду начинать предложение, а ты попробуй его закончить». При возникновении трудностей можно задавать наводящие вопросы и воспользоваться опорными картинками.

В) Догадайся и подскажи

На столе лежат несколько картинок ( от 4 до 10 в зависимости от уровня развития ребенка). Взрослый называет несколько признаков одного из изображенных объектов, а ребенок называет сам объект.

- воронье, серое... - крыло;

- зеленый, прожорливый... - крокодил;

- хищный, полосатый... - тигр;

- блестящее, гладкое... - зеркало.

Если задание ребенку кажется слишком простым и выполняется без труда, то предложите ему с каждой угаданной картинкой составить предложение или же целый рассказ ( 3-5 предложений).

Г) Скажи какой.

- Карандаш - новый, сломанный, красивый, ребристый, цветной, тонкий, прочный...

- Лист- зеленый, желтый, кленовый, маленький, опавший...

- Цветок - душистый, весенний, садовый, срезанный...

- Река - быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая...

- Мама - добрая, любимая, милая, ласковая,красивая...

Для создания игрового момента можно предложить ребенку поучаствовать в турнире. Для этого можно, например, поделить лист на столбики по количеству слов из задания и записывать каждое слово по очереди. Ребенок сам читает слово и начинает отвечать на вопрос задания: «Какой/Какая?», при этом каждое прилагательное отмечается в столбце или штрихом карандаша или штампиком. В конце предлагаем ребенку подсчитать,какое слово победило в его турнире «Скажи какой».

 

2. Словесные игры на распознавание частей речи, выяснение взаимосвязи между ними

А) Веселая семейка

Ребенок должен правильно назвать животных и их детенышей.

Инструкция: посмотри на картинку. Это семья лисиц. Мама - лиса, папа - лис, малыши - лисята. А теперь расскажи, кто есть кто в других семьях.

- Петух, курица, цыплята.

- Кот, кошка, котята.

- Гусь, гусыня, гусята.

- Медведь, медведица, медвежата.

Б) Большой - малый

Задание: подобрать ласкательное слово.

Инструкция: «Я тебе буду называть слова, а тебе надо говорить их ласково. Например, я скажу: «мама»,а ты должен скажать: «мамочка».

- ваза - вазочка,

-кот - котик,

- солнце - солнышко,

- река - речушка,

- береза - березка,

- листок – листочек,

-гармонь-гармошка,

-лицо-личико,

-камень-камешек.

В) Два - один

Образование ребенком из двух простых слов одного сложного.

Инструкция: « К тебе в гости пришли слова. Давай подружим два маленьких слова так, чтобы получилось одно большое. Например, «небо» и «склон» соединяем и получится одно большое «небосклон»!»

- лес и полоса - лесополоса,

- птица и ферма -птицеферма,

- лист и падать - листопад,

- лес и рубить - лесоруб,

- снег и падать – снегопад,

-кофе и машина- кофемашина,

-стена и газета-стенгазета.

Г) Поймай мяч

Взрослый называет существительное и бросает ребенку мяч. Ребенок образует из предложенного слова прилагательное и возвращает мяч взрослому.

- весна - весенний,

- солнце - солнечный,

- береза - березовый,

- липа - липовый,

- дождь – дождливый

-слива-сливовый,

-рука-ручной.
 

3. Речевые игры для формирования умения выражать собственное мнение.

А) Согласие – несогласие.

Инструкция: « Сейчас я буду тебе говорить предложение и показывать картинку. Внимательно посмотри, подумай и ответь мне с согласием или не согласием на мое утверждение».

Взрослый: Сегодня будет дождь.

Ребенок: Нет, не будет, потому что небо чистое.

Взрослый: Все птицы улетают в теплые края.

Ребенок: Нет, некоторые остаются зимовать (воробей, ворона, галка).

Взрослый: Это - рыба.

Ребенок: Нет, это не рыба. Это - мышонок. Рыба не умеет бегать, а мышонок умеет. У мышонка есть уши. а у рыбы нет.

Взрослый: По утрам мы идем в школу (садик).

Ребенок: Да, по утрам мы все идем в школу ( садик) учиться.

Б) Найди по признакам

Инструкция: «Внимательно рассмотреть стол и ответить на вопрос: Какого цвета стол? Какой формы? Из чего изготовлен? Почему столешница твердая? Почему стол устойчив?»

Совместно с взрослым ребенок составляет такой рассказ. Стол —важная вещь в доме, потому что... (за ним можно обедать, рисовать, читать,делать уроки). Столешница должна быть прочной, потому что... (на мягкую неудобно ставить посуду, вазу, хрупкая может сломаться). У стола должно быть четыре ножки, потому что... (он будет устойчивым). Без стола дома не обойтись.

В) Рассказ-небылица

Задача взрослого- учить определять тему размышления вставными конструкциями «я думаю», «я знаю», «мне кажется», «на мой взгляд»; отрицать неподходящие явления, используя подчинительные союзы «потому что». После прослушивания рассказов-небылиц ребенок определяет несоответствия, которые он заметил.

Инструкция: «Я хочу рассказать тебе историю. Правда, не все в ней было на самом деле. Послушай меня сейчас внимательно, а потом расскажи мне что на твой взгляд было не так, что тебе кажется придумкой.»

Летом ярко светит солнце, поэтому дети вышли на прогулку. Они сделали из снега горку и начали кататься на санках. Потом слепили из песка снежную бабу. Вот как весело было детям!

Пришла осень, потому что начали опадать зеленые листочки. дети пошли на экскурсию к озеру. Там они увидели много интересного. На берегу озера сидели два окуня и рак. Когда дети подошли ближе, то рак и окуни упали прямо в воду. Возле озера росло много березок, а на их веточках спрятались среди зеленых листочков грибы. дети подпрыгнули и сорвали несколько грибов. Вот сколько интересного они увидели на экскурсии!

Ребенку можно помогать наводящими вопросами ,начинающимися на « Ты думаешь, что …», «Как тебе кажется» и пр. , прося при этом повторить с начала и произнести полным предложением свою мысль.

Г) Фантастическая гипотеза

Технология подобных гипотез довольно проста. Она имеет форму вопроса: «Что было бы, если бы?»

- Что было бы, если бы исчезли все сладости?

- Что было бы, если бы исчез дождь?

- Что было бы, если бы к нам пришел слон?

- Что было бы, если бы не было цветов?

- Что было бы, если бы не стало ветра?

 

4. Словесные игры для совершенствования правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха

А) Новое словообразования

Инструкция:« Давай в словах заменим гласный звук [у]!»

белка - булка, река - рука, дать - дуть.

Инструкция:« Давай в словах заменим гласный звук [о]!»

сам - сом, рама - Рома, касса - коса, раса - роса.

 

Где я был?

Образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевленных существительных.

Инструкция: «Предлагаем ребенку отгадать,  где мы были. Говорим,  что видели медуз, морских коньков, акул.

Спрашиваем:

 - Где я была? (на море)

Предлагаем:

 - А теперь вы загадывай мне загадки. Расскажи, кого ты видел. Только называй тех, кого ты видел много, например,  много волков или много бабочек.»

Главное в этой игре не отгадывание, а загадывание.
 

Скажи какой.

Называть не только предмет, но и его признаки и действия;     обогащать речь прилагательными и глаголами.

Предлагаем детям ряд заданий

1.     По отдельным признакам узнать предметы; отгадать загадки (Круглое, сладкое, румяное – что это?).

2.     Дополнить словосочетание словами, отвечающими на вопрос, какой предмет по вкусу, цвету: сахар (какой)….сладкий, снег….лимон….

3.     Закончить словесный ряд: снег белый, холодный (еще какой?); морковь желтая….солнце теплое… и т. Д .

4.     Назвать какие в комнате вещи круглые, большие и т.д. Ребенку предлагаем вспомнить и сказать: кто из животных и птиц как передвигается  (ворона летает, щука плавает, кузнечик прыгает, уж ползает), кто как голос подает (львы рычат, мыши пищат, коровы мычат).

Опубликовано в группе «Моя профессия – учитель-логопед »


Комментарии (2)

Шабанова Алёна, 08.10.18 в 10:13 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, добавила в избранное

Отредактировано 08-10-2018 10:14

Ксения, 08.10.18 в 17:37 0Ответить Пожаловаться
Пожалуйста! Рада,что понравились материалы.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.