Статья «Словесные игры на групповых и индивидуальных занятиях» (1–2 класс)
Словесные игры на групповых и индивидуальных занятиях.
Не секрет, что с каждым годом речь учащихся становится скуднее. Виной этому могут стать десятки причин от методов воспитания до проблем в развитии.
Согласитесь, что речевые ошибки, слова-паразиты и упрощение словестных конструкций нередко взаимосвязаны с любимым способом современных родителей занять своего ребенка на время-с планшетом. Очень часто мы можем видеть в магазинах, в транспорте, в очередях к врачам детей с гаджетами в руках. Заботливые родители загружают в интернете мультфильмы и занимают тем самым своих чад на часы. Особо «сознательные», конечно, вбивают в строку поисковика не просто «мультик», а непременно «развивающий».
К сожалению, большинство подобного контента сделано без учета знания психолого-педагогических,логопедических и возрастных норм. Герои таких «развивашек» зачастую говорят, смешно коверкая звуки, отвечают неполными предложениями и вводят в свою речь слова-паразиты. Естественно, юному зрителю нравятся красочные изображения, легкие сюжеты и забавные герои. Из-за этого он начинает копировать речь из увиденных видео, тем самым автоматизируя исковерканное звукопроизношение и вводя в свою речь неправильные конструкции.
Большинство логопедов, воспитателей ДОУ и учителей начальных классов встречают таких ребят на своих занятиях. Работа по коррекции и развитию речи становится одной из ведущих для таких учеников.
В этой статье я хочу рассказать о словесных играх, помогающих в обогащении активного словаря, распознавание частей речи, выяснении взаимосвязи между ними, играх для формирования умения выражать собственное мнение, играх для совершенствования правильного звукопроизношения, развития фонематического слуха и играх для совершенствования правильного звукопроизношения, развития фонематического слуха. Все задания можно использовать как индивидуально, так и в подгруппах.
1.Словесные игры для развития и обогащения активного речевого словаря.
А) Дополни предложения.
- Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью..
- Зайчик летом серый, а зимой...
-Летом тепло, а зимой …
- Грибы растут..., а огурчики - на...
- Рыба живет в..., а медведь - в...
- Сахар сладкий, а лимон...
- Днем светло, а ночью...
Рекомендую после каждого «доскажи словечко» попросить ребенка повторить предложение целиком. Инструкция: « А теперь скажи еще раз,но целым предложением». При затруднении можно задавать наводящие вопросы. При возникновении сложностей и не способности выполнить задание скажите: «Послушай еще раз, запомни и повтори». Старайтесь добиваться повторения именно полного предложения от ребенка.
Б) Закончи предложение.
Ребенок по очереди заканчивает каждое из предложений:
Я хочу...
Я умею...
Я люблю...
Я играю ...
Я хожу ...
Инструкцией может быть: « Давай немного расскажем о тебе. Я буду начинать предложение, а ты попробуй его закончить». При возникновении трудностей можно задавать наводящие вопросы и воспользоваться опорными картинками.
В) Догадайся и подскажи
На столе лежат несколько картинок ( от 4 до 10 в зависимости от уровня развития ребенка). Взрослый называет несколько признаков одного из изображенных объектов, а ребенок называет сам объект.
- воронье, серое... - крыло;
- зеленый, прожорливый... - крокодил;
- хищный, полосатый... - тигр;
- блестящее, гладкое... - зеркало.
Если задание ребенку кажется слишком простым и выполняется без труда, то предложите ему с каждой угаданной картинкой составить предложение или же целый рассказ ( 3-5 предложений).
Г) Скажи какой.
- Карандаш - новый, сломанный, красивый, ребристый, цветной, тонкий, прочный...
- Лист- зеленый, желтый, кленовый, маленький, опавший...
- Цветок - душистый, весенний, садовый, срезанный...
- Река - быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая...
- Мама - добрая, любимая, милая, ласковая,красивая...
Для создания игрового момента можно предложить ребенку поучаствовать в турнире. Для этого можно, например, поделить лист на столбики по количеству слов из задания и записывать каждое слово по очереди. Ребенок сам читает слово и начинает отвечать на вопрос задания: «Какой/Какая?», при этом каждое прилагательное отмечается в столбце или штрихом карандаша или штампиком. В конце предлагаем ребенку подсчитать,какое слово победило в его турнире «Скажи какой».
2. Словесные игры на распознавание частей речи, выяснение взаимосвязи между ними
А) Веселая семейка
Ребенок должен правильно назвать животных и их детенышей.
Инструкция: посмотри на картинку. Это семья лисиц. Мама - лиса, папа - лис, малыши - лисята. А теперь расскажи, кто есть кто в других семьях.
- Петух, курица, цыплята.
- Кот, кошка, котята.
- Гусь, гусыня, гусята.
- Медведь, медведица, медвежата.
Б) Большой - малый
Задание: подобрать ласкательное слово.
Инструкция: «Я тебе буду называть слова, а тебе надо говорить их ласково. Например, я скажу: «мама»,а ты должен скажать: «мамочка».
- ваза - вазочка,
-кот - котик,
- солнце - солнышко,
- река - речушка,
- береза - березка,
- листок – листочек,
-гармонь-гармошка,
-лицо-личико,
-камень-камешек.
В) Два - один
Образование ребенком из двух простых слов одного сложного.
Инструкция: « К тебе в гости пришли слова. Давай подружим два маленьких слова так, чтобы получилось одно большое. Например, «небо» и «склон» соединяем и получится одно большое «небосклон»!»
- лес и полоса - лесополоса,
- птица и ферма -птицеферма,
- лист и падать - листопад,
- лес и рубить - лесоруб,
- снег и падать – снегопад,
-кофе и машина- кофемашина,
-стена и газета-стенгазета.
Г) Поймай мяч
Взрослый называет существительное и бросает ребенку мяч. Ребенок образует из предложенного слова прилагательное и возвращает мяч взрослому.
- весна - весенний,
- солнце - солнечный,
- береза - березовый,
- липа - липовый,
- дождь – дождливый
-слива-сливовый,
-рука-ручной.
3. Речевые игры для формирования умения выражать собственное мнение.
А) Согласие – несогласие.
Инструкция: « Сейчас я буду тебе говорить предложение и показывать картинку. Внимательно посмотри, подумай и ответь мне с согласием или не согласием на мое утверждение».
Взрослый: Сегодня будет дождь.
Ребенок: Нет, не будет, потому что небо чистое.
Взрослый: Все птицы улетают в теплые края.
Ребенок: Нет, некоторые остаются зимовать (воробей, ворона, галка).
Взрослый: Это - рыба.
Ребенок: Нет, это не рыба. Это - мышонок. Рыба не умеет бегать, а мышонок умеет. У мышонка есть уши. а у рыбы нет.
Взрослый: По утрам мы идем в школу (садик).
Ребенок: Да, по утрам мы все идем в школу ( садик) учиться.
Б) Найди по признакам
Инструкция: «Внимательно рассмотреть стол и ответить на вопрос: Какого цвета стол? Какой формы? Из чего изготовлен? Почему столешница твердая? Почему стол устойчив?»
Совместно с взрослым ребенок составляет такой рассказ. Стол —важная вещь в доме, потому что... (за ним можно обедать, рисовать, читать,делать уроки). Столешница должна быть прочной, потому что... (на мягкую неудобно ставить посуду, вазу, хрупкая может сломаться). У стола должно быть четыре ножки, потому что... (он будет устойчивым). Без стола дома не обойтись.
В) Рассказ-небылица
Задача взрослого- учить определять тему размышления вставными конструкциями «я думаю», «я знаю», «мне кажется», «на мой взгляд»; отрицать неподходящие явления, используя подчинительные союзы «потому что». После прослушивания рассказов-небылиц ребенок определяет несоответствия, которые он заметил.
Инструкция: «Я хочу рассказать тебе историю. Правда, не все в ней было на самом деле. Послушай меня сейчас внимательно, а потом расскажи мне что на твой взгляд было не так, что тебе кажется придумкой.»
Летом ярко светит солнце, поэтому дети вышли на прогулку. Они сделали из снега горку и начали кататься на санках. Потом слепили из песка снежную бабу. Вот как весело было детям!
Пришла осень, потому что начали опадать зеленые листочки. дети пошли на экскурсию к озеру. Там они увидели много интересного. На берегу озера сидели два окуня и рак. Когда дети подошли ближе, то рак и окуни упали прямо в воду. Возле озера росло много березок, а на их веточках спрятались среди зеленых листочков грибы. дети подпрыгнули и сорвали несколько грибов. Вот сколько интересного они увидели на экскурсии!
Ребенку можно помогать наводящими вопросами ,начинающимися на « Ты думаешь, что …», «Как тебе кажется» и пр. , прося при этом повторить с начала и произнести полным предложением свою мысль.
Г) Фантастическая гипотеза
Технология подобных гипотез довольно проста. Она имеет форму вопроса: «Что было бы, если бы?»
- Что было бы, если бы исчезли все сладости?
- Что было бы, если бы исчез дождь?
- Что было бы, если бы к нам пришел слон?
- Что было бы, если бы не было цветов?
- Что было бы, если бы не стало ветра?
4. Словесные игры для совершенствования правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха
А) Новое словообразования
Инструкция:« Давай в словах заменим гласный звук [у]!»
белка - булка, река - рука, дать - дуть.
Инструкция:« Давай в словах заменим гласный звук [о]!»
сам - сом, рама - Рома, касса - коса, раса - роса.
Где я был?
Образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевленных существительных.
Инструкция: «Предлагаем ребенку отгадать, где мы были. Говорим, что видели медуз, морских коньков, акул.
Спрашиваем:
- Где я была? (на море)
Предлагаем:
- А теперь вы загадывай мне загадки. Расскажи, кого ты видел. Только называй тех, кого ты видел много, например, много волков или много бабочек.»
Главное в этой игре не отгадывание, а загадывание.
Скажи какой.
Называть не только предмет, но и его признаки и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами.
Предлагаем детям ряд заданий
1. По отдельным признакам узнать предметы; отгадать загадки (Круглое, сладкое, румяное – что это?).
2. Дополнить словосочетание словами, отвечающими на вопрос, какой предмет по вкусу, цвету: сахар (какой)….сладкий, снег….лимон….
3. Закончить словесный ряд: снег белый, холодный (еще какой?); морковь желтая….солнце теплое… и т. Д .
4. Назвать какие в комнате вещи круглые, большие и т.д. Ребенку предлагаем вспомнить и сказать: кто из животных и птиц как передвигается (ворона летает, щука плавает, кузнечик прыгает, уж ползает), кто как голос подает (львы рычат, мыши пищат, коровы мычат).
Шабанова Алёна
Ксения