Программа групповых занятий по русскому языку в 8 классе «Всемогущий и занимательный синтаксис»

1
0
Материал опубликован 28 February 2018

Пояснительная записка

Программа групповых занятий по русскому языку в 8 классе «Всемогущий и занимательный синтаксис» рассчитана на 18 часов. Она построена на углубленном изучении главных членов предложения, изучаемых в курсе русского языка в 8 классе.

Программа включает в себя:

теоретический материал;

вопросы и задания практического характера;

вопросы и задания занимательного характера.

Цель – способствовать углубленному изучению синтаксиса и на его основе росту речевой культуры школьника.

Вся практическая часть занятий курса представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности для того, чтобы:

при изучении главных членов предложения – выработать умения быстро ориентироваться в тексте, выделять синтаксические конструкции, сравнивать синтаксико-стилистические явления; подготовить учащихся к редактированию и составлению связных текстов; уяснить свойства частей речи субстантивироваться (выступать в роли существительного);

при изучении второстепенных членов предложения – усвоить синтаксические отношения между словами, развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи; восстанавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять;

при изучении односоставных предложений – определять структурно-семантические различия односоставных и двусоставных предложений; выявлять оттенки сходных конструкций при синонимической замене, выяснять причины использования того или иного типа предложений в отрывках разной стилевой направленности, устранять стилистические ошибки, самостоятельно употреблять разные виды односоставных предложений;

при изучении однородных членов предложенияусиливать выразительность высказываний эмоционально-экспрессивного характера, располагать однородные члены в порядке градации, повторять союзы для выделения каждого однородного члена, употреблять однородные члены попарно;

при изучении обращений – использовать разновидности обращений, связанные с созданием особых семантических оттенков;

при изучении вводных конструкций – употреблять вводные слова и предложения в случаях, когда одно и то же слово может быть то членом предложения, то вводным;

при изучении обособленных членов предложения – выявлять особую выразительность обособленных второстепенных членов предложения, их стилистическую роль, сопоставлять синонимичные конструкции;

при изучении сложных предложений – акцентировать внимание учащихся на том, как замена влияет на смысл высказывания и эмоциональную окраску речи; учить не только строить синонимические конструкции, но и соотносить их с содержанием высказывания и стилем речи, отбирать и мотивировать выбор, уяснять целесообразность использования каждой из них для выражения данного содержания.

В предлагаемой системе заданий намечается решение следующих задач:

обобщение, систематизация знаний о предложении как единице синтаксиса на более высоком уровне;

развитие интонационно выразительной речи;

активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи;

проведение стилистического эксперимента (конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости);

самостоятельное употребление тех или иных синтаксических структур не только в отдельном высказывании, но и в создании огромных текстов лингвистического характера;

развитие логического и абстрактного мышления.

Использование системы упражнений и заданий этого курса позволяет не только расширить, но и углубить знания учащихся об особенностях стилистического употребления основных синтаксических категорий в речи.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический и занимательный материал;

обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культуры;

находить различия между предметной, понятийной и синонимической близостью предложений (и помнить, что они не означают тождества);

владеть навыками стилистической правки текста;

самостоятельно конструировать ту или иную синтаксико-стилистическую структуру предложения и использовать ее в собственной речи;

использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли.


 

Содержание программы

О словах и их сочетаниях (2 ч)

Введение. Всемогущий синтаксис. Интонация. Логическое ударение. Пауза. Порядок слов.

Роль интонации, логического ударения, паузы и порядка слов в предложении. Какие вопросительные предложения нельзя превратить в повествовательные. Условия этого преобразования. Влияние логического ударения на порядок слов. Смысловое значение паузы.

К л ю ч е в ы е с л о в а и в ы р а ж е н и я: варианты ответов в зависимости от логического ударения. Двусмысленность предложения. От интонации меняется смысл предложения.

Слова. Сочетания слов. Словосочетания.

Различие слова и словосочетания на слух. Условия превращения словосочетаний в слова. Условия для слияния слов в одно слово. Порядок слов в словосочетании (прямой, постоянный). Лексическое значение словосочетаний. Грамматическое значение словосочетания. Объединение слов в словосочетание. От чего зависит лексическая сочетаемость слов.

К л ю ч е в ы е с л о в а и в ы р а ж е н и я: стилистический прием – олицетворение. Художественно целесообразный.


 

Основные виды подчинения ( 4часа)

Согласование. Прямой порядок слов при согласовании. Названия-термины. Названия-нетермины. Определительные отношения.

Управление. Двойное управление. Объектные, субъектные и обстоятельственные отношения. Средства связи при управлении. Определительные отношения при управлении.

Примыкание. Роль порядка слов в примыкании. Одинаковые синтаксические отношения. Сближение примыкания и управления.

К л ю ч е в ы е с л о в а и в ы р а ж е н и я: грамматическое значение. Богатые возможности главных слов. Разнообразие главных и зависимых слов в примыкании. Составная часть словосочетания. Единый компонент.

простое предложение (9 ч)

Типы предложений.

Односоставные, двусоставные, полные, неполные, определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные предложения, инфинитивные, назывные предложения. Разновидности назывных предложений. Синонимия односоставных предложений. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений.

К л ю ч е в ы е с л о в а и в ы р а ж е н и я: структура предложения. Разграничение предложений. Разграничение простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений.

Главные члены предложения.

Какой из главных членов предложения важнее. Предмет речи в предложении. Предикативные отношения. Роль подлежащего и сказуемого.

К л ю ч е в ы е с л о в а и в ы р а ж е н и я: предмет речи. Формы выражения мыслей. Удобные формы. Трехсловные сказуемые. Тесное содружество.

Второстепенные члены предложения.

Значение второстепенных членов предложения. Определительные отношения. Определения особого рода (приложения).

К л ю ч е в ы е с л о в а и в ы р а ж е н и я: второстепенные члены предложения вовсе не второстепенны по своему значению. «Нейтральный» термин (главный член предложения).

Обособленные второстепенные члены предложения.

Обособление. Отличие обособленных членов от необособленных. Ряд условий, которые способствуют смысловому выделению второстепенных членов. Случаи обязательного обособления. Советы по обособлению. Экспрессивная роль обособлений в текстах различного стиля. Значения обособленных обстоятельств.

К л ю ч е в ы е с л о в а и в ы р а ж е н и я: смысловое подчеркивание второстепенных членов. Строгие закономерности обособления. Частные условия обособления обстоятельств.

Уточняющие члены предложения.

Назначение уточняющих членов предложения. Особенности уточняющих членов предложения.

К л ю ч е в ы е с л о в а и в ы р а ж е н и я: особая интонация, конкретная информация.

Слова, не являющиеся членами предложения.

Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения).

Обращение. Функции обращений. Анализ обращений.

К л ю ч е в ы е с л о в а и в ы р а ж е н и я: своеобразные синтаксические отношения в предложении. Социальная значимость обращений. Звательная форма.

пунктуация (4 ч)

Немного о пунктуации. Трудные вопросы пунктуации.

Группы знаков препинания по их функции. Многофункциональность запятой, тире, двоеточия. Особые случаи постановки многоточия. Знаки препинания в особых речевых ситуациях.

К л ю ч е в ы е с л о в а и в ы р а ж е н и я: многофункциональность. Особые речевые ситуации.

Содержание курса.

Учебно-тематический план

п/п

Название

тем курса

К-во

ча-сов

Формы и методы обучения

Форма

контроля

Дата по плану

Дата по факту

             

О словах и их сочетаниях (2 ч)

   

1

Введение.

Всемогущий синтаксис

Интонация, логическое ударение, паузы, порядок слов

1

Практическая работа. Составление предложений. Работа со словарем

Беседа. Игра «Что? Где? Когда?»

Устный опрос. Взаимопроверка

Нахождение алгоритма «восстановления строки»

   

2

Слова. Сочетания слов. Словосочетания

1

Сообщения учащихся.

Создание проектов по темам

Индивидуальная работа. Составление рассказа

   

Основные виды подчинения (4 ч)

   

3

Согласование

1

Сообщения учащихся.

Графическое обозначение связи. Практическая работа

Словарная работа. Конструирование предложений

   

4

Управление

1

Беседа с привлечением сообщений учащихся. Графическое обозначение связи. Практическая работа

Нахождение алгоритма «расшифровки записи»

   

5

Примыкание

1

Беседа. Сообщения учащихся. Графическое обозначение связи

Формулирование принципа группировки словосочетаний

   

6

Основные виды подчинения

1

Семинар. Работа в группах. Практическая работа

Составление таблицы. Решение задач на лингвистическую тему

   

Простое предложение ( 9 ч)

   

7

Типы предложений. Общие сведения

1

Сообщения учащихся.

Составление таблицы.

Беседа

Сочинение-миниатюра. Индивидуальная работа с последующими выводами

   

8

Подлежащее и сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим

1

Беседа. Практическая работа. Составление вопросов и заданий к теме

Рассказ о спорте. Изложение

   

9

Второстепенные члены предложения

1

Семинар. Работа в группах по заданной программе

Письменный ответ на вопрос

   

10

Односоставные предложения. Синонимия односоставных предложений

1

Практикум. Сообщения уча-щихся с использованием специально подобранного материала

Дополни ответ товарища… Игра «Свое предложение». Рассказ «Кто лучше?»

   

11

Неполные предложения. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений

1

Сообщения учащихся.

Наблюдение текста художественной литературы с последующими выводами

Устный опрос. Работа с текстом

   

12

Однородные члены предложения и их добрососедские отношения

1

Практикум. Беседа.

Наблюдение поэтического текста. Работа в группах

Сказка или рассказ «Животные нашего края», «Друзья и враги леса»

   

13

Обособление второстепенных членов предложения

1

Практикум. Беседа.

Работа в группах. Наблюде-ние поэтического текста. Ра-бота со словарем

Составление памятки «Частные условия обособления». Конструирование предложений

   

14

Слова, не являющиеся членами предложения (вводные слова, предложения и обращения)

1

Беседа. Написание научной статьи в сборник «Хочу все знать»

Взаимопроверка и взаимоконтроль

   

15

«Простое предложение»

1

Урок-игра. Синтаксическое лото. Работа в группах. Подготовка карточек к синтаксическому лото. Выбор предложений для синтаксического лото. Подготовка определений для таблиц

Игра «Все о простом предложении»

   
 

Пунктуация (3ч)

   

16

Немного о пунктуации. Трудные случаи пунктуации

1

Семинар. Работа с учебниками разных программ. Составление вопросов для устного журнала

Рекомендации «Положительные и отрицательные стороны данного учебника»

   

17

Все о предложении… (или почти все)

1

Сообщения учащихся. Устный журнал

Игровой рассказ

   

18

Обобщение знаний

1

Практическая работа. Защита проекта

Взаимоконтроль

   

 

Литература

Д л я у ч и т е л я:

1. Арсирий, А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка: в 2 ч. – Ч. 2. – М., 1967.

2. Блинов, Г. И. Изучение связи слов на уроках русского языка. – М., 1963.

3. Грамматико-стилистические упражнения при изучении синтаксиса / сост. В. А. Мызина. – М.: Просвещение, 1976.

4. Дейкина, А. Д., Пахнова, Т. М. Русский язык в старших классах: практический курс. – М.: Вербум, 2001.

5. Розенталь, Д. Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: АСТ-ЛТД, 1998.

7. Формановская, Н. И. Вы сказали: «Здравствуйте!» – М., 1982.

6. Учебный словарь сочетаемости слов русского языка / под ред. П. Н. Денисова, В. В. Морковкина. – М., 1978.

Д л я у ч а щ и х с я:

1. Арсирий, А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка: в 2 ч. – Ч. 2. – М., 1967.

5. Постникова, И. И., Зинченко, Т. Н. и др. Это непростое простое предложение. – М.: Просвещение, 1985.

2. Дерягин, В. Я. Беседы о русской стилистике. – М.: Знание, 1978.

4. Одинцов, В. В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение, 1976.

3. Кодухов, В. И. Рассказы о синонимах. – М.: Просвещение, 1984.

Методические рекомендации

Раздел I. о словах и их сочетаниях

Урок 1. Введение. Всемогущий синтаксис

I. Слово учителя.

Весть о том, что в актовом зале состоятся испытания «мыслящего» и говорящего электронного робота разнеслась по всей школе. Зал едва вместил всех желающих поглядеть на диковинную машину.

Под шумные аплодисменты перед ребятами предстало сооружение из металла и пластмассы, напоминающее фигуру космонавта. Какой-то малыш, усевшийся в первом ряду, от удивления выронил только что купленную коробочку с перьями.

Теперьяподнимитетоже, – монотонно отчеканил вдруг робот, сверкнув глазами-лампочками. Все замерли в удивлении. Лишь ребята, соорудившие робота, смутились: они не учли паузы и интонацию, поэтому фразу, произнесенную роботом, каждый из присутствующих понял по-своему.

Составьте все возможные предложения из фразы робота.

1. Те перья поднимите тоже.

2. Те перья подними, те тоже.

3. Те перья под ними, те тоже.

5. Теперь я под ним, и те тоже.

6. Теперь я под ними, те тоже.

7. Теперь я, поднимите тоже.

8. Теперь я, подними те тоже.

9. Теперь я, под ними те тоже.

Чем объяснить этот разнобой и неразбериху? (Робот отреагировал на событие, но «забыл» о синтаксисе – системе построения предложения, не организовал с помощью пауз и интонации слова в определенную фразу, выражающую основную мысль.)

С помощью чего осуществляется связь слов в предложении? (С помощью окончаний, служебных слов, интонации, порядка слов, пауз.)

II. Практическая работа.

1. Р а б о т а с о с л о в а р е м «Учебный словарь сочетаемости слов русского языка» (под ред. П. Н. Денисова, В. В. Морковкина, – М., 1987).

2. З а д а н и я:

1) Что это? Веселая путаница наподобие известного стихотворения К. Чуковского? И почему в последней строке «Из» написано с большой буквы?

Кисель там варят из резины,

Там шины делают из глины,

Кирпич там жгут из молока,

Творог готовят из песка,

Стекло там плавят из бетона,

Плотины строят из картона,

Обложки там из чугуна,

Там варят сталь из полотна,

Кроят рубахи из пластмассы,

Посуду делают из мяса,

Котлеты стряпают из сажи,

Там ваксу делают из пряжи,

Прядут там нитки из сукна,

Костюмы шьют Из толокна…

2) Разберите по членам предложения данную фразу и сделайте вывод.

Поляндные волдрянки учно ныквались по лорнему вому.

III. Самостоятельное формулирование учащимися целей и задач курса.

После проделанной работы учащиеся должны самостоятельно сформулировать цели и задачи курса.

Домашнее задание: ответить на вопросы:

1. Предложение Строительство жилого дома завершено? превратите в повествовательное.

Какие вопросительные предложения нельзя превратить в повествовательные таким путем?

2. Предложение Юрий ходил вчера с товарищами купаться на речку? превратите в повествовательное. Подумайте, сколько вариантов ответов на этот вопрос может быть в зависимости от логического ударения. Как при этом будет изменяться порядок слов в ответах?

3. Какое смысловое значение имеет пауза в предложении Моя сестра работает // и учится в вечерней школе?

Почему пауза не нужна в предложении Моя сестра работает и учится успешно?

4. Как изменяет смысл предложения пауза после выделенного слова в следующем предложении Кое-как вырезанную из дерева фигурку он приладил к мельнице? Можно ли избежать двусмысленности, изменив порядок слов?

5. Как может меняться смысл предложения Зря они туда не ходят в зависимости от интонации? Сделайте выводы.

Подготовить сообщения: «Двусмысленность предложения. Почему она возникает?», «Условия преобразования вопросительных предложений в повествовательные. Почему в других предложениях это сделать невозможно?».

Урок 2. Интонация, логическое ударение,

паузы, порядок слов

I. Беседа с привлечением сообщений учащихся, выполненных дома.

II. Практический и занимательный синтаксис в форме игры «Что? Где? Когда?».

«Коварная частица»

Бригада строителей, обычно перевыполняющая план, сегодня почему-то работала хуже. Один лишь Петров как всегда перевыполнил норму. В конце дня радиоузел сообщил: «Сегодня только Петров перевыполнил план». Через несколько минут Петров зашел к диктору и обиженно заявил, что он всегда перевыполняет план.

Как вы думаете, какую ошибку допустил диктор? Как мог предотвратить эту ошибку редактор передачи?

«В чем ошибка?»

Во время коллективного обсуждения новой книги ребята в пылу спора отклонились от темы, увлекшись спором вообще, и оставили в стороне важнейшие вопросы содержания книги. Один из выступивших высказал следующую мысль: «Спор вообще – дело бесполезное». Однако он сделал паузу не там, где требовалось, и все возмутились.

В чем выразилась ошибка выступавшего?

«Что они имели в виду?»

Соревновались в беге спортивные команды двух школ. Лучший бегун школы имени Пушкина заболел. Над командой этой школы нависла угроза поражения. Пушкинцы волновались. Вдруг сквозь толпу стал протискиваться Быков, худой парнишка со впалой грудью.

Куда тебе? – спросил его один из пушкинцев.

Куда тебе! – сказал другой.

Какой смысл был вложен в эти одинаковые слова и с какой интонацией они были произнесены?

«Ходом шахматного коня»

Перед вами слова, которые в таком порядке не выражают никакой мысли. Их можно прочесть ходом шахматного коня, начиная со слова «Если».

«Восстанови стихотворные строки»

1. «Вещий Олег пирует с дружиною при веселом звоне стакана».

2. «И молва стала трезвонить: пропала царская дочка!».

3. «В тот день враг изведал немало, что значит русский удалый бой, наш рукопашный бой!..».

4. «По крутой горной тропинке шел домой черный барашек и на горбатом мостике повстречался с белым братом».

III. Формулирование учащимися основных положений о роли интонации, логического ударения, паузы и порядка слов в предложении.

Домашнее задание: ответить на вопросы:

1. Объясните термин «словосочетание».

2. Легко ли различить слово и словосочетание на слух? Приведите примеры.

3. Почему слово изучается в лексикологии и морфологии, а словосочетание – в синтаксисе?

4. Подготовить сообщение «Порядок слов как языковое средство связи между предложениями в тексте».

Уроки 3–4. Слова. Сочетания слов.

Словосочетания

I. Работа по группам.

1. Создание проектов за определенное время с использованием графического обозначения темы.

I группа – «Слова»,

II группа – «Сочетания слов»,

III группа – «Словосочетания».

2. Защита проектов с выполнением требований к устной речи:

Кто высказался (краткая характеристика);

Построение устного выступления: вступление, основная часть, вывод.

II. Составление вопросов для будущего семинара.

Чем словосочетание похоже на слово и чем отличается от него?

Можно ли соединять любое слово с любым? Почему?

Как объединить слова в одно словосочетание?

Всякое ли объединение знаменательных слов образует непременно словосочетание, не может ли при этом возникнуть что-нибудь другое?

Каков порядок слов в словосочетании, если оно еще не включено в предложение?

Лексическое значение словосочетания. В чем оно состоит?

От чего зависит лексическая сочетаемость слов?

III. Выработка основных правил лексической сочетаемости слов.

П р а в и л о 1: соединяться в словосочетание могут только такие слова, которые называют явления, связанные между собой в действительности.

П р а в и л о 2: необходимо учитывать особенности лексических значений слов.

П р а в и л о 3: соединяя слова, надо помнить о языковых традициях.

IV. Работа со словарем.

I группа – «Слитно или раздельно?» / сост. Б. З. Букчина, Л. П. Калакуцкая, – М.: Русский язык, 1982.

высоко образованный – высокообразованный

вечно зеленый – вечнозеленый

Почему возникают такие орфографические трудности?

II группа – «Учебный словарь сочетаемости слов русского языка» / под ред. П. Н. Денисова, В. В. Морковкина – М, 1987.

Почему такой словарь помогает избежать ошибок, определяемых как «лексическая несочетаемость»?

III группа – «Словарь литературоведческих терминов» / под ред. А. И. Тимофеева, С. В. Тураева – М., 1978.

Когда могут возникнуть словосочетания не по незнанию законов сочетаемости слов, а как своеобразный стилистический прием? Как он называется в русском языке, а как в литературе? (Переносное значение – олицетворение.)

V. Составление рассказа.

Устно составьте рассказ, ответив на данные вопросы. К какому стилю будет относиться ваш рассказ?

В чем сходство словосочетания и слова?

Чем отличается словосочетание от слова?

В чем заключается различие между словосочетанием и предложением?

Домашнее задание:

1. Представьте разными окружностями зависимость слов в словосочетаниях, связанных способом согласования.

2. Найдите словосочетания, грамматическое значение которых указывает на предмет и его признак в стихотворении «Черемуха» С. Есенина.

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

Какие из этих словосочетаний следует отнести к стилю художественной литературы?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации