12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Клеткина Алевтина Владимировна33 учитель начальных классов Россия, Владимирская обл., Гусь-Хрустальный |
Программа внеурочной деятельности «Система организации идивидуально – групповых занятий по русскому языку для учащихся с ОВЗ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №5»
Принята «Утверждаю»
Методическим советом Директор МБОУ «ООШ №5»
МБОУ «ООШ № 5» ______________Т. Н. Овсова
Протокол № 1 «01» сентября 2014 года
от «01» сентября 2014 года
«Система организации идивидуально – групповых занятий по русскому языку для учащихся с ОВЗ»
Составила
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Клеткина А.В.
г. Гусь-Хрустальный
2014г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа индивидуально – групповой коррекционной работы по русскому языку разработана на основе программы Русский язык 1-4 класс. в 2 ч. Канакина В.П., Горецкий В.Г.
- М.: Просвещение, 2012 утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Основной принцип организации коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса предполагает активное воздействие на умственное и речевое развитие детей.
Система коррекционной работы предусматривает проведение с обучающимися индивидуальных и групповых коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности. Они включены в учебный план ОУ.
Цель программы – коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности, формирование и развитие грамматико-аналитических навыков учащихся, восполнение пробелов в знаниях, пропедевтика изучения трудных тем, обогащение и расширение словарного запаса учащихся.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать и развитие грамматико-аналитических орфографических и пунктуационных навыков.
2. Систематизировать знания, умения и навыки учащихся по основным разделам русского языка.
3. Формировать положительную мотивацию к обучению.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность учащихся.
2. Развивать общеинтеллектуальные умения: приёмы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;
3. Развитие мышления (словесно-логического, творческого), памяти (вербальной, зрительной), воображения, произвольного внимания.
4. Развивать и обогащать словарный запас, формировать и развивать умения в построении связного текста.
5. Развивать общеучебные умения: работа с книгой, со справочной литературой, совершенствовать навыки чтения.
Воспитательные:
1. Воспитывать нравственные качества учащихся, уважение к труду, любовь к родному краю и т.д. средствами данного предмета.
2. Воспитывать навыки самоконтроля, самооценки.
В начале учебного года учитель выявляет степень готовности учащихся к обучению: наличие знаний, навыков, умений по основным разделам программы. Формы проведения этих занятий могут быть следующими:
беседа по знакомой ребенку теме;
устные и письменные диктанты;
выполнение заданий по словесной инструкции;
списывание с образца;
составление образца по элементам;
обследование речи учащихся.
Структура программы
Диагностика навыков, учащихся по предмету.
Цель – выявление знаний, умений, навыков учащихся по грамматике и правописанию.
Формирование и развитие грамматико-аналитических навыков.
Цель– систематизация знаний, умений и навыков учащихся по грамматике и правописанию, к пополнению их новыми сведениями. Значительное место отводится предметно – практической деятельности учащихся: работе по схемам, таблицам, алгоритмам и др. Выполнение письменных заданий предваряется анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.
3.Пропедевтика изучения трудных тем.
Цель– активизация имеющихся знаний, систематизация теоретических сведений для полноценного усвоения нового материала. Изучение наиболее трудных орфографических и грамматических тем предваряется накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями, которые осуществляются на протяжении изучения всего программного материала.
4.Восполнение пробелов в знаниях.
Цель – выявление и восполнение пробелов в усвоении программного материала по отдельным ранее пройденным учебным разделам. На результативность индивидуальной коррекционной работы решающее влияние оказывает качество и полнота педагогической диагностики. Тщательное изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать перспективы и сроки работы с ними по восполнению пробелов в знаниях. Ликвидации отставания в освоении программного материала.
5. Развитие речи.
Цель – развитие и обогащение словарного запаса учащихся, развитие речи. Большое внимание уделяется уточнению, пополнению и расширению словарного запаса учащихся путем соотнесения с предметами, явлениями окружающего мира, с их признаками, назначением; упражнениями в отборе языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения.
Материал отбирается в зависимости от имеющихся нарушений. При планировании и проведении занятий особое внимание следует уделять предметно-практической деятельности. На занятиях необходимо использовать различные виды практической деятельности, наглядно-графические схемы, формировать пространственные представления, умение сравнивать, обобщать предметы и явления, анализировать слова и предложения различной структуры; развивать навыки планирования собственной деятельности, контроля.
При работе с каждым типом упражнений, заданий нужно добиваться полного понимания и безошибочного выполнения, только после этого следует переходить к другому типу заданий.
Индивидуальные занятия
Содержание индивидуальных занятий не допускает формального механического подхода. Индивидуальные занятия должны быть максимально направлены на развитие общеинтеллектуальных и общеучебных знаний, умений и навыков ученика. Индивидуальные коррекционные занятия учитель проводит по мере выявления у учащихся индивидуальных проблем в развитии, отставания в обучении. Индивидуальная помощь оказывается ученикам, испытывающим особые затруднения в обучении. Периодически на индивидуальные занятия привлекаются дети, не усвоившие материал вследствие пропусков из-за болезни либо из-за психофизического состояния (чрезмерная возбудимость или заторможенность) во время уроков. Коррекционно-развивающие занятия должны обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов умственной деятельности. Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности коррекционные занятия помогают учащимся в преодолении их затруднений в учебной деятельности, как на уроках, так и при выполнении домашних заданий (совместное выполнение домашних заданий, индивидуальные домашние задания и др.).
Приёмы педагогического взаимодействия, направленные на повышение мотивации и обусловленные психологическими и возрастными особенностями школьников:
применение разнообразных упражнений, задач и заданий, обучающих игр, ребусов, загадок, которые сопровождаются красочными иллюстрациями;
целеполагание на каждый вид деятельности на занятии;
создание условий для самооценки своей деятельности и её коррекции;
поиск положительного идеала;
создание ситуации взаимопомощи;
проявления сопереживания;
создание проблемных ситуаций в зоне ближайшего развития ученика;
создание ситуации опоры на жизненный опыт каждого учащегося;
активное использование приёмов поощрения;
создание ярких наглядно-образных представлений;
удовлетворение желания быть значимой личностью и др.
Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.
В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы рассматриваются показатели:
-индивидуальных достижений учащихся по освоению предметных программ;
- гармонизация психического развития детей;
- сравнительная характеристика данных медико-психологической и педагогической диагностики учащихся.
Цель коррекционных занятий по русскому языку - повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка.
Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе комплексной диагностики и оценки резервов потенциальных возможностей ребенка, исходя из понятия «зона ближайшего развития». Выбор оптимальных средств и приемов коррекционно-педагогического воздействия невозможен без всестороннего и глубокого изучения причин затруднений, возникающих у детей при усвоении учебной программы.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления индивидуальных пробелов в знаниях, обучающихся по русскому языку.
Изучение индивидуальных трудностей усвоения учебной программы учащимися позволяет планировать сроки коррекционной работы. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит основной учитель класса.
Продолжительность занятий с одним учеником или группой не должна превышать 20 минут. В группу можно объединять 3-4 ученика, у которых обнаружены одинаковые пробелы в развитии и усвоении школьной программы или сходные затруднения в учебной деятельности. Работа с целым классом или большим количеством учащихся на этих занятиях не допускается.
При организации коррекционных занятий необходимо исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
Цель и результаты не должны быть слишком отдалены во времени от начала выполнения задания, они должны быть значимы для обучающихся, поэтому при организации коррекционного воздействия необходимо создание дополнительной стимуляции (похвала учителя, соревнование и т.д.).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. – М; 2008г.
Купалова А.Ю. О курсе русского языка в школе
Милославский И.Г. Как разобрать и собрать слово. М.: Просвещение,2007
Программа по русскому языку « Школа России».- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004г.
С.И. Куприянова. Конкурс грамотеев. М.: Просвещение,2007
Тематическое планирование
КОЛИЧЕСТВО НЕДЕЛЬНЫХ ЧАСОВ И ПО ПРОГРАММЕ: 1час
2 класс
№ | Дата | Тема |
1. | Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. | |
2. | Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. | |
3. | Синонимы. Антонимы. | |
4. | Родственные (однокоренные) слова. Корень слова. | |
5. | Правила переноса слов. | |
6. | Алфавит. | |
7. | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | |
8. | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | |
9. | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. | |
10. | Слова с удвоенными согласными. | |
11. | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | |
12. | Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. | |
13. | Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. | |
14. | Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу | |
15. | Проверка парных согласных в корне слова. | |
16. | Проверка парных согласных в корне слова. | |
17. | Правописание парных звонких и глухих согласных. | |
18. | Правописание парных звонких и глухих согласных. | |
19. | Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь). | |
20. | Части речи. Имя существительное. | |
21. | Заглавная буква в именах собственных. | |
22. | Единственное и множественное число имён существительных. | |
23. | Глагол. | |
24. | Единственное и множественное число глагола. | |
25. | Правописание частицы не с глаголом. | |
26. | Имя прилагательное. | |
27. | Прилагательные близкие и противоположные по значению. | |
28. | Единственное и множественное число имен прилагательных. | |
29. | Предлог как часть речи. | |
30. | Восстановление предложения. | |
31. | Местоимение. | |
32. | Индивидуальная коррекция пробелов в знаниях. | |
33. | Формирование орфографической зоркости. | |
34. | Коррекция знаний. |
Тематическое планирование
КОЛИЧЕСТВО НЕДЕЛЬНЫХ ЧАСОВ И ПО ПРОГРАММЕ: 1час
3 класс
№п/п | Дата | тема |
1 | Звуки гласные и согласные. Какие они разные. | |
2 | Части речи | |
3 | Виды орфограмм | |
4 | Развитие орфографических навыков | |
5 | Развитие орфографических навыков | |
6 | Части слова | |
7 | Части слова. Разбор слова. | |
8 | Формирование орфографической зоркости | |
9 | Формирование орфографической зоркости | |
10 | Способы проверки орфограмм | |
11 | Непроизносимые согласные | |
12 | Разбор слова по составу | |
13 | Проверка и написание непроизносимых согласных | |
14 | Распознавание частей речи | |
15 | Род имен существительных | |
16 | Число имен существительное | |
17 | Корневые орфограммы | |
18 | Слова – ловушки | |
19 | Падежи. Изменение по падежам | |
20 | Падежи. Изменение по падежам | |
21 | Восстановление деформированного текста | |
22 | Мягкий знак на конце имен существительных | |
23 | Однокоренные слова | |
24 | Имя прилагательное и его признаки | |
25 | Имя прилагательное изменение по падежам | |
26 | Род имен прилагательных | |
27 | Часть речи. Глагол. | |
28 | Глаголы, распознавание в тексте. | |
29 | Глаголы, время глаголов | |
30 | Восстановление деформированного текста | |
31 | Развитие орфографической зоркости | |
32 | Грамматические признаки глагола | |
33 | Способы проверки орфограмм | |
34 | Повторение. Что мы знаем о частях речи. |
Тематическое планирование
КОЛИЧЕСТВО НЕДЕЛЬНЫХ ЧАСОВ И ПО ПРОГРАММЕ: 1час
4 класс
№п/п | Дата | Тема |
1 | Орфограмма. Виды орфограмм. | |
2 | Звуки и буквы | |
3 | Слово и предложение | |
4 | Связь слов в предложении | |
5 | Главные и второстепенные члены предложения | |
6 | Виды корневых орфограмм. | |
7 | Гласные и согласные. Какие они разные | |
8 | Работа над деформированным текстом. | |
9 | Изложение по опорным словам. | |
10 | Развиваем речь. | |
11 | Коррекция пропусков букв | |
12 | Непроизносимые согласные | |
13 | Обогащение словаря. Сочинение загадок | |
14 | Устное сочинение рассказов, сказок | |
15 | Изложение по готовому плану | |
16 | Формирование орфографической зоркости | |
17 | Восстановление деформированного текста | |
18 | Коррекция индивидуальных нарушений | |
19 | Склонение – спряжение. Отличие | |
20 | Ь и Ъ знаки. Работа по отработке навыка письма. | |
21 | Сочинение по вопросам. Сочинение – описание животного | |
22 | Составление предложений из слов, объединенных одной темой. | |
23 | Знакомство с этимологическим словарем. | |
24 | Работа над заглавием текста | |
25 | Восстановление деформированного текста | |
26 | Правописание окончаний имен существительных единственного и множественного числа | |
27 | Имя прилагательное | |
28 | Глагол. Основные признаки глагола | |
29 | Коррекция пробелов по теме «Глагол» | |
30 | Время глагола | |
31 | Спряжение глагола | |
32 | Выпуск сборника «Портреты дорогих людей» (поздравления) | |
33 | Тексты разных стилей, типов и жанров речи | |
34 | Работа над сочинением после экскурсии |