Программа внеурочной деятельности «Система организации идивидуально – групповых занятий по русскому языку для учащихся с ОВЗ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №5»
Принята «Утверждаю»
Методическим советом Директор МБОУ «ООШ №5»
МБОУ «ООШ № 5» ______________Т. Н. Овсова
Протокол № 1 «01» сентября 2014 года
от «01» сентября 2014 года
«Система организации идивидуально – групповых занятий по русскому языку для учащихся с ОВЗ»
Составила
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Клеткина А.В.
г. Гусь-Хрустальный
2014г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа индивидуально – групповой коррекционной работы по русскому языку разработана на основе программы Русский язык 1-4 класс. в 2 ч. Канакина В.П., Горецкий В.Г.
- М.: Просвещение, 2012 утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Основной принцип организации коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса предполагает активное воздействие на умственное и речевое развитие детей.
Система коррекционной работы предусматривает проведение с обучающимися индивидуальных и групповых коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности. Они включены в учебный план ОУ.
Цель программы – коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности, формирование и развитие грамматико-аналитических навыков учащихся, восполнение пробелов в знаниях, пропедевтика изучения трудных тем, обогащение и расширение словарного запаса учащихся.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать и развитие грамматико-аналитических орфографических и пунктуационных навыков.
2. Систематизировать знания, умения и навыки учащихся по основным разделам русского языка.
3. Формировать положительную мотивацию к обучению.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность учащихся.
2. Развивать общеинтеллектуальные умения: приёмы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;
3. Развитие мышления (словесно-логического, творческого), памяти (вербальной, зрительной), воображения, произвольного внимания.
4. Развивать и обогащать словарный запас, формировать и развивать умения в построении связного текста.
5. Развивать общеучебные умения: работа с книгой, со справочной литературой, совершенствовать навыки чтения.
Воспитательные:
1. Воспитывать нравственные качества учащихся, уважение к труду, любовь к родному краю и т.д. средствами данного предмета.
2. Воспитывать навыки самоконтроля, самооценки.
В начале учебного года учитель выявляет степень готовности учащихся к обучению: наличие знаний, навыков, умений по основным разделам программы. Формы проведения этих занятий могут быть следующими:
 беседа по знакомой ребенку теме;
 устные и письменные диктанты;
 выполнение заданий по словесной инструкции;
 списывание с образца;
 составление образца по элементам;
 обследование речи учащихся.
Структура программы
Диагностика навыков, учащихся по предмету.
Цель – выявление знаний, умений, навыков учащихся по грамматике и правописанию.
Формирование и развитие грамматико-аналитических навыков.
Цель– систематизация знаний, умений и навыков учащихся по грамматике и правописанию, к пополнению их новыми сведениями. Значительное место отводится предметно – практической деятельности учащихся: работе по схемам, таблицам, алгоритмам и др. Выполнение письменных заданий предваряется анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.
3.Пропедевтика изучения трудных тем.
Цель– активизация имеющихся знаний, систематизация теоретических сведений для полноценного усвоения нового материала. Изучение наиболее трудных орфографических и грамматических тем предваряется накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями, которые осуществляются на протяжении изучения всего программного материала.
4.Восполнение пробелов в знаниях.
Цель – выявление и восполнение пробелов в усвоении программного материала по отдельным ранее пройденным учебным разделам. На результативность индивидуальной коррекционной работы решающее влияние оказывает качество и полнота педагогической диагностики. Тщательное изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать перспективы и сроки работы с ними по восполнению пробелов в знаниях. Ликвидации отставания в освоении программного материала.
5. Развитие речи.
Цель – развитие и обогащение словарного запаса учащихся, развитие речи. Большое внимание уделяется уточнению, пополнению и расширению словарного запаса учащихся путем соотнесения с предметами, явлениями окружающего мира, с их признаками, назначением; упражнениями в отборе языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения.
Материал отбирается в зависимости от имеющихся нарушений. При планировании и проведении занятий особое внимание следует уделять предметно-практической деятельности. На занятиях необходимо использовать различные виды практической деятельности, наглядно-графические схемы, формировать пространственные представления, умение сравнивать, обобщать предметы и явления, анализировать слова и предложения различной структуры; развивать навыки планирования собственной деятельности, контроля.
При работе с каждым типом упражнений, заданий нужно добиваться полного понимания и безошибочного выполнения, только после этого следует переходить к другому типу заданий.
Индивидуальные занятия
Содержание индивидуальных занятий не допускает формального механического подхода. Индивидуальные занятия должны быть максимально направлены на развитие общеинтеллектуальных и общеучебных знаний, умений и навыков ученика. Индивидуальные коррекционные занятия учитель проводит по мере выявления у учащихся индивидуальных проблем в развитии, отставания в обучении. Индивидуальная помощь оказывается ученикам, испытывающим особые затруднения в обучении. Периодически на индивидуальные занятия привлекаются дети, не усвоившие материал вследствие пропусков из-за болезни либо из-за психофизического состояния (чрезмерная возбудимость или заторможенность) во время уроков. Коррекционно-развивающие занятия должны обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов умственной деятельности. Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности коррекционные занятия помогают учащимся в преодолении их затруднений в учебной деятельности, как на уроках, так и при выполнении домашних заданий (совместное выполнение домашних заданий, индивидуальные домашние задания и др.).
Приёмы педагогического взаимодействия, направленные на повышение мотивации и обусловленные психологическими и возрастными особенностями школьников:
 применение разнообразных упражнений, задач и заданий, обучающих игр, ребусов, загадок, которые сопровождаются красочными иллюстрациями;
 целеполагание на каждый вид деятельности на занятии;
 создание условий для самооценки своей деятельности и её коррекции;
 поиск положительного идеала;
 создание ситуации взаимопомощи;
 проявления сопереживания;
 создание проблемных ситуаций в зоне ближайшего развития ученика;
 создание ситуации опоры на жизненный опыт каждого учащегося;
 активное использование приёмов поощрения;
 создание ярких наглядно-образных представлений;
 удовлетворение желания быть значимой личностью и др.
Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.
В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы рассматриваются показатели:
-индивидуальных достижений учащихся по освоению предметных программ;
- гармонизация психического развития детей;
- сравнительная характеристика данных медико-психологической и педагогической диагностики учащихся.
Цель коррекционных занятий по русскому языку - повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка.
Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе комплексной диагностики и оценки резервов потенциальных возможностей ребенка, исходя из понятия «зона ближайшего развития». Выбор оптимальных средств и приемов коррекционно-педагогического воздействия невозможен без всестороннего и глубокого изучения причин затруднений, возникающих у детей при усвоении учебной программы.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления индивидуальных пробелов в знаниях, обучающихся по русскому языку.
Изучение индивидуальных трудностей усвоения учебной программы учащимися позволяет планировать сроки коррекционной работы. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит основной учитель класса.
Продолжительность занятий с одним учеником или группой не должна превышать 20 минут. В группу можно объединять 3-4 ученика, у которых обнаружены одинаковые пробелы в развитии и усвоении школьной программы или сходные затруднения в учебной деятельности. Работа с целым классом или большим количеством учащихся на этих занятиях не допускается.
При организации коррекционных занятий необходимо исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
Цель и результаты не должны быть слишком отдалены во времени от начала выполнения задания, они должны быть значимы для обучающихся, поэтому при организации коррекционного воздействия необходимо создание дополнительной стимуляции (похвала учителя, соревнование и т.д.).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. – М; 2008г.
Купалова А.Ю. О курсе русского языка в школе
Милославский И.Г. Как разобрать и собрать слово. М.: Просвещение,2007
Программа по русскому языку « Школа России».- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004г.
С.И. Куприянова. Конкурс грамотеев. М.: Просвещение,2007
Тематическое планирование
КОЛИЧЕСТВО НЕДЕЛЬНЫХ ЧАСОВ И ПО ПРОГРАММЕ: 1час
2 класс
| 
			 №  | 
			
			 Дата  | 
			
			 Тема  | 
		
| 
			 1.  | 
			
			 Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста.  | 
		|
| 
			 2.  | 
			
			 Предложение. Главные и второстепенные члены предложения.  | 
		|
| 
			 3.  | 
			
			 Синонимы. Антонимы.  | 
		|
| 
			 4.  | 
			
			 Родственные (однокоренные) слова. Корень слова.  | 
		|
| 
			 5.  | 
			
			 Правила переноса слов.  | 
		|
| 
			 6.  | 
			
			 Алфавит.  | 
		|
| 
			 7.  | 
			
			 Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.  | 
		|
| 
			 8.  | 
			
			 Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.  | 
		|
| 
			 9.  | 
			
			 Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.  | 
		|
| 
			 10.  | 
			
			 Слова с удвоенными согласными.  | 
		|
| 
			 11.  | 
			
			 Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.  | 
		|
| 
			 12.  | 
			
			 Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным.  | 
		|
| 
			 13.  | 
			
			 Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч.  | 
		|
| 
			 14.  | 
			
			 Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу  | 
		|
| 
			 15.  | 
			
			 Проверка парных согласных в корне слова.  | 
		|
| 
			 16.  | 
			
			 Проверка парных согласных в корне слова.  | 
		|
| 
			 17.  | 
			
			 Правописание парных звонких и глухих согласных.  | 
		|
| 
			 18.  | 
			
			 Правописание парных звонких и глухих согласных.  | 
		|
| 
			 19.  | 
			
			 Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).  | 
		|
| 
			 20.  | 
			
			 Части речи. Имя существительное.  | 
		|
| 
			 21.  | 
			
			 Заглавная буква в именах собственных.  | 
		|
| 
			 22.  | 
			
			 Единственное и множественное число имён существительных.  | 
		|
| 
			 23.  | 
			
			 Глагол.  | 
		|
| 
			 24.  | 
			
			 Единственное и множественное число глагола.  | 
		|
| 
			 25.  | 
			
			 Правописание частицы не с глаголом.  | 
		|
| 
			 26.  | 
			
			 Имя прилагательное.  | 
		|
| 
			 27.  | 
			
			 Прилагательные близкие и противоположные по значению.  | 
		|
| 
			 28.  | 
			
			 Единственное и множественное число имен прилагательных.  | 
		|
| 
			 29.  | 
			
			 Предлог как часть речи.  | 
		|
| 
			 30.  | 
			
			 Восстановление предложения.  | 
		|
| 
			 31.  | 
			
			 Местоимение.  | 
		|
| 
			 32.  | 
			
			 Индивидуальная коррекция пробелов в знаниях.  | 
		|
| 
			 33.  | 
			
			 Формирование орфографической зоркости.  | 
		|
| 
			 34.  | 
			
			 Коррекция знаний.  | 
		
Тематическое планирование
КОЛИЧЕСТВО НЕДЕЛЬНЫХ ЧАСОВ И ПО ПРОГРАММЕ: 1час
3 класс
| 
			 №п/п  | 
			
			 Дата  | 
			
			 тема  | 
		
| 
			 1  | 
			
			 Звуки гласные и согласные. Какие они разные.  | 
		|
| 
			 2  | 
			
			 Части речи  | 
		|
| 
			 3  | 
			
			 Виды орфограмм  | 
		|
| 
			 4  | 
			
			 Развитие орфографических навыков  | 
		|
| 
			 5  | 
			
			 Развитие орфографических навыков  | 
		|
| 
			 6  | 
			
			 Части слова  | 
		|
| 
			 7  | 
			
			 Части слова. Разбор слова.  | 
		|
| 
			 8  | 
			
			 Формирование орфографической зоркости  | 
		|
| 
			 9  | 
			
			 Формирование орфографической зоркости  | 
		|
| 
			 10  | 
			
			 Способы проверки орфограмм  | 
		|
| 
			 11  | 
			
			 Непроизносимые согласные  | 
		|
| 
			 12  | 
			
			 Разбор слова по составу  | 
		|
| 
			 13  | 
			
			 Проверка и написание непроизносимых согласных  | 
		|
| 
			 14  | 
			
			 Распознавание частей речи  | 
		|
| 
			 15  | 
			
			 Род имен существительных  | 
		|
| 
			 16  | 
			
			 Число имен существительное  | 
		|
| 
			 17  | 
			
			 Корневые орфограммы  | 
		|
| 
			 18  | 
			
			 Слова – ловушки  | 
		|
| 
			 19  | 
			
			 Падежи. Изменение по падежам  | 
		|
| 
			 20  | 
			
			 Падежи. Изменение по падежам  | 
		|
| 
			 21  | 
			
			 Восстановление деформированного текста  | 
		|
| 
			 22  | 
			
			 Мягкий знак на конце имен существительных  | 
		|
| 
			 23  | 
			
			 Однокоренные слова  | 
		|
| 
			 24  | 
			
			 Имя прилагательное и его признаки  | 
		|
| 
			 25  | 
			
			 Имя прилагательное изменение по падежам  | 
		|
| 
			 26  | 
			
			 Род имен прилагательных  | 
		|
| 
			 27  | 
			
			 Часть речи. Глагол.  | 
		|
| 
			 28  | 
			
			 Глаголы, распознавание в тексте.  | 
		|
| 
			 29  | 
			
			 Глаголы, время глаголов  | 
		|
| 
			 30  | 
			
			 Восстановление деформированного текста  | 
		|
| 
			 31  | 
			
			 Развитие орфографической зоркости  | 
		|
| 
			 32  | 
			
			 Грамматические признаки глагола  | 
		|
| 
			 33  | 
			
			 Способы проверки орфограмм  | 
		|
| 
			 34  | 
			
			 Повторение. Что мы знаем о частях речи.  | 
		
Тематическое планирование
КОЛИЧЕСТВО НЕДЕЛЬНЫХ ЧАСОВ И ПО ПРОГРАММЕ: 1час
4 класс
| 
			 №п/п  | 
			
			 Дата  | 
			
			 Тема  | 
		
| 
			 1  | 
			
			 Орфограмма. Виды орфограмм.  | 
		|
| 
			 2  | 
			
			 Звуки и буквы  | 
		|
| 
			 3  | 
			
			 Слово и предложение  | 
		|
| 
			 4  | 
			
			 Связь слов в предложении  | 
		|
| 
			 5  | 
			
			 Главные и второстепенные члены предложения  | 
		|
| 
			 6  | 
			
			 Виды корневых орфограмм.  | 
		|
| 
			 7  | 
			
			 Гласные и согласные. Какие они разные  | 
		|
| 
			 8  | 
			
			 Работа над деформированным текстом.  | 
		|
| 
			 9  | 
			
			 Изложение по опорным словам.  | 
		|
| 
			 10  | 
			
			 Развиваем речь.  | 
		|
| 
			 11  | 
			
			 Коррекция пропусков букв  | 
		|
| 
			 12  | 
			
			 Непроизносимые согласные  | 
		|
| 
			 13  | 
			
			 Обогащение словаря. Сочинение загадок  | 
		|
| 
			 14  | 
			
			 Устное сочинение рассказов, сказок  | 
		|
| 
			 15  | 
			
			 Изложение по готовому плану  | 
		|
| 
			 16  | 
			
			 Формирование орфографической зоркости  | 
		|
| 
			 17  | 
			
			 Восстановление деформированного текста  | 
		|
| 
			 18  | 
			
			 Коррекция индивидуальных нарушений  | 
		|
| 
			 19  | 
			
			 Склонение – спряжение. Отличие  | 
		|
| 
			 20  | 
			
			 Ь и Ъ знаки. Работа по отработке навыка письма.  | 
		|
| 
			 21  | 
			
			 Сочинение по вопросам. Сочинение – описание животного  | 
		|
| 
			 22  | 
			
			 Составление предложений из слов, объединенных одной темой.  | 
		|
| 
			 23  | 
			
			 Знакомство с этимологическим словарем.  | 
		|
| 
			 24  | 
			
			 Работа над заглавием текста  | 
		|
| 
			 25  | 
			
			 Восстановление деформированного текста  | 
		|
| 
			 26  | 
			
			 Правописание окончаний имен существительных единственного и множественного числа  | 
		|
| 
			 27  | 
			
			 Имя прилагательное  | 
		|
| 
			 28  | 
			
			 Глагол. Основные признаки глагола  | 
		|
| 
			 29  | 
			
			 Коррекция пробелов по теме «Глагол»  | 
		|
| 
			 30  | 
			
			 Время глагола  | 
		|
| 
			 31  | 
			
			 Спряжение глагола  | 
		|
| 
			 32  | 
			
			 Выпуск сборника «Портреты дорогих людей» (поздравления)  | 
		|
| 
			 33  | 
			
			 Тексты разных стилей, типов и жанров речи  | 
		|
| 
			 34  | 
			
			 Работа над сочинением после экскурсии  |