12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Клеткина Алевтина Владимировна33
учитель начальных классов
Россия, Владимирская обл., Гусь-Хрустальный
0

Программа внеурочной деятельности «Система организации идивидуально – групповых занятий по русскому языку для учащихся с ОВЗ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №5»

Принята «Утверждаю»

Методическим советом Директор МБОУ «ООШ №5»

МБОУ «ООШ № 5» ______________Т. Н. Овсова

Протокол № 1 «01» сентября 2014 года

от «01» сентября 2014 года

«Система организации идивидуально – групповых занятий по русскому языку для учащихся с ОВЗ»

Составила

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Клеткина А.В.

г. Гусь-Хрустальный

2014г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа индивидуально – групповой коррекционной работы по русскому языку разработана на основе программы Русский язык 1-4 класс. в 2 ч. Канакина В.П., Горецкий В.Г.

- М.: Просвещение, 2012 утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Основной принцип организации коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса   предполагает активное воздействие на умственное и речевое развитие детей.

Система коррекционной работы предусматривает проведение с обучающимися индивидуальных и групповых коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности. Они включены в учебный план ОУ.

Цель программы – коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности, формирование и развитие грамматико-аналитических навыков учащихся, восполнение пробелов в знаниях, пропедевтика изучения трудных тем, обогащение и расширение словарного запаса учащихся.

Задачи:

Образовательные:

1. Формировать и развитие грамматико-аналитических орфографических и пунктуационных навыков.

2. Систематизировать знания, умения и навыки учащихся по основным разделам русского языка.

3. Формировать положительную мотивацию к обучению.

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность учащихся.

2. Развивать общеинтеллектуальные умения: приёмы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;

3. Развитие мышления (словесно-логического, творческого), памяти (вербальной, зрительной), воображения, произвольного внимания.

4. Развивать и обогащать словарный запас, формировать и развивать умения в построении связного текста.

5. Развивать общеучебные умения: работа с книгой, со справочной литературой, совершенствовать навыки чтения.

Воспитательные:

1. Воспитывать нравственные качества учащихся, уважение к труду, любовь к родному краю и т.д. средствами данного предмета.

2. Воспитывать навыки самоконтроля, самооценки.

В начале учебного года учитель выявляет степень готовности учащихся к обучению: наличие знаний, навыков, умений по основным разделам программы. Формы проведения этих занятий могут быть следующими:

 беседа по знакомой ребенку теме;

 устные и письменные диктанты;

 выполнение заданий по словесной инструкции;

 списывание с образца;

 составление образца по элементам;

 обследование речи учащихся.

 

Структура программы

Диагностика навыков, учащихся по предмету.

Цель – выявление знаний, умений, навыков учащихся по грамматике и правописанию.

Формирование и развитие грамматико-аналитических навыков.

Цель– систематизация знаний, умений и навыков учащихся по грамматике и правописанию, к пополнению их новыми сведениями. Значительное место отводится предметно – практической деятельности учащихся: работе по схемам, таблицам, алгоритмам и др. Выполнение письменных заданий предваряется анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.

3.Пропедевтика изучения трудных тем.

Цель– активизация имеющихся знаний, систематизация теоретических сведений для полноценного усвоения нового материала. Изучение наиболее трудных орфографических и грамматических тем предваряется накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями, которые осуществляются на протяжении изучения всего программного материала.

4.Восполнение пробелов в знаниях.

Цель – выявление и восполнение пробелов в усвоении программного материала по отдельным ранее пройденным учебным разделам. На результативность индивидуальной коррекционной работы решающее влияние оказывает качество и полнота педагогической диагностики. Тщательное изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать перспективы и сроки работы с ними по восполнению пробелов в знаниях. Ликвидации отставания в освоении программного материала.

5. Развитие речи.

Цель – развитие и обогащение словарного запаса учащихся, развитие речи. Большое внимание уделяется уточнению, пополнению и расширению словарного запаса учащихся путем соотнесения с предметами, явлениями окружающего мира, с их признаками, назначением; упражнениями в отборе языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения.

Материал отбирается в зависимости от имеющихся нарушений. При планировании и проведении занятий особое внимание следует уделять предметно-практической деятельности. На занятиях необходимо использовать различные виды практической деятельности, наглядно-графические схемы, формировать пространственные представления, умение сравнивать, обобщать предметы и явления, анализировать слова и предложения различной структуры; развивать навыки планирования собственной деятельности, контроля.

При работе с каждым типом упражнений, заданий нужно добиваться полного понимания и безошибочного выполнения, только после этого следует переходить к другому типу заданий.

Индивидуальные занятия

Содержание индивидуальных занятий не допускает формального механического подхода. Индивидуальные занятия должны быть максимально направлены на развитие общеинтеллектуальных и общеучебных знаний, умений и навыков ученика. Индивидуальные коррекционные занятия учитель проводит по мере выявления у учащихся индивидуальных проблем в развитии, отставания в обучении. Индивидуальная помощь оказывается ученикам, испытывающим особые затруднения в обучении. Периодически на индивидуальные занятия привлекаются дети, не усвоившие материал вследствие пропусков из-за болезни либо из-за психофизического состояния (чрезмерная возбудимость или заторможенность) во время уроков. Коррекционно-развивающие занятия должны обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов умственной деятельности. Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности коррекционные занятия помогают учащимся в преодолении их затруднений в учебной деятельности, как на уроках, так и при выполнении домашних заданий (совместное выполнение домашних заданий, индивидуальные домашние задания и др.).

Приёмы педагогического взаимодействия, направленные на повышение мотивации и обусловленные психологическими и возрастными особенностями школьников:

 применение разнообразных упражнений, задач и заданий, обучающих игр, ребусов, загадок, которые сопровождаются красочными иллюстрациями;

 целеполагание на каждый вид деятельности на занятии;

 создание условий для самооценки своей деятельности и её коррекции;

 поиск положительного идеала;

 создание ситуации взаимопомощи;

 проявления сопереживания;

 создание проблемных ситуаций в зоне ближайшего развития ученика;

 создание ситуации опоры на жизненный опыт каждого учащегося;

 активное использование приёмов поощрения;

 создание ярких наглядно-образных представлений;

 удовлетворение желания быть значимой личностью и др.

Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.

В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы рассматриваются показатели:

-индивидуальных достижений учащихся по освоению предметных программ;

- гармонизация психического развития детей;

- сравнительная характеристика данных медико-психологической и педагогической диагностики учащихся.

Цель коррекционных занятий по русскому языку - повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка.

Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе комплексной диагностики и оценки резервов потенциальных возможностей ребенка, исходя из понятия «зона ближайшего развития». Выбор оптимальных средств и приемов коррекционно-педагогического воздействия невозможен без всестороннего и глубокого изучения причин затруднений, возникающих у детей при усвоении учебной программы.

Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления индивидуальных пробелов в знаниях, обучающихся по русскому языку.

Изучение индивидуальных трудностей усвоения учебной программы учащимися позволяет планировать сроки коррекционной работы. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит основной учитель класса.

Продолжительность занятий с одним учеником или группой не должна превышать 20 минут. В группу можно объединять 3-4 ученика, у которых обнаружены одинаковые пробелы в развитии и усвоении школьной программы или сходные затруднения в учебной деятельности. Работа с целым классом или большим количеством учащихся на этих занятиях не допускается.

При организации коррекционных занятий необходимо исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

Цель и результаты не должны быть слишком отдалены во времени от начала выполнения задания, они должны быть значимы для обучающихся, поэтому при организации коррекционного воздействия необходимо создание дополнительной стимуляции (похвала учителя, соревнование и т.д.).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. – М; 2008г.

Купалова А.Ю. О курсе русского языка в школе

Милославский И.Г. Как разобрать и собрать слово. М.: Просвещение,2007

Программа по русскому языку « Школа России».- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004г.

С.И. Куприянова. Конкурс грамотеев. М.: Просвещение,2007

Тематическое планирование

КОЛИЧЕСТВО НЕДЕЛЬНЫХ ЧАСОВ И ПО ПРОГРАММЕ: 1час

2 класс

Дата

Тема

1.

 

Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста.

2.

 

Предложение. Главные и второстепенные члены предложения.

3.

 

Синонимы. Антонимы.

4.

 

Родственные (однокоренные) слова. Корень слова.

5.

 

Правила переноса слов.

6.

 

Алфавит.

7.

 

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

8.

 

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

9.

 

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

10.

 

Слова с удвоенными согласными.

11.

 

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

12.

 

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным.

13.

 

Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч.

14.

 

Буквосочетания жи—ши, чаща, чу—щу

15.

 

Проверка парных согласных в корне слова.

16.

 

Проверка парных согласных в корне слова.

17.

 

Правописание парных звонких и глухих согласных.

18.

 

Правописание парных звонких и глухих согласных.

19.

 

Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

20.

 

Части речи. Имя существительное.

21.

 

Заглавная буква в именах собственных.

22.

 

Единственное и множественное число имён существительных.

23.

 

Глагол.

24.

 

Единственное и множественное число глагола.

25.

 

Правописание частицы не с глаголом.

26.

 

Имя прилагательное.

27.

 

Прилагательные близкие и противоположные по значению.

28.

 

Единственное и множественное число имен прилагательных.

29.

 

Предлог как часть речи.

30.

 

Восстановление предложения.

31.

 

Местоимение.

32.

 

Индивидуальная коррекция пробелов в знаниях.

33.

 

Формирование орфографической зоркости.

34.

 

Коррекция знаний.

Тематическое планирование

КОЛИЧЕСТВО НЕДЕЛЬНЫХ ЧАСОВ И ПО ПРОГРАММЕ: 1час

3 класс

п/п

Дата

тема

1

 

Звуки гласные и согласные. Какие они разные.

2

 

Части речи

3

 

Виды орфограмм

4

 

Развитие орфографических навыков

5

 

Развитие орфографических навыков

6

 

Части слова

7

 

Части слова. Разбор слова.

8

 

Формирование орфографической зоркости

9

 

Формирование орфографической зоркости

10

 

Способы проверки орфограмм

11

 

Непроизносимые согласные

12

 

Разбор слова по составу

13

 

Проверка и написание непроизносимых согласных

14

 

Распознавание частей речи

15

 

Род имен существительных

16

 

Число имен существительное

17

 

Корневые орфограммы

18

 

Слова – ловушки

19

 

Падежи. Изменение по падежам

20

 

Падежи. Изменение по падежам

21

 

Восстановление деформированного текста

22

 

Мягкий знак на конце имен существительных

23

 

Однокоренные слова

24

 

Имя прилагательное и его признаки

25

 

Имя прилагательное изменение по падежам

26

 

Род имен прилагательных

27

 

Часть речи. Глагол.

28

 

Глаголы, распознавание в тексте.

29

 

Глаголы, время глаголов

30

 

Восстановление деформированного текста

31

 

Развитие орфографической зоркости

32

 

Грамматические признаки глагола

33

 

Способы проверки орфограмм

34

 

Повторение. Что мы знаем о частях речи.

Тематическое планирование

КОЛИЧЕСТВО НЕДЕЛЬНЫХ ЧАСОВ И ПО ПРОГРАММЕ: 1час

4 класс

п/п

Дата

Тема

1

 

Орфограмма. Виды орфограмм.

2

 

Звуки и буквы

3

 

Слово и предложение

4

 

Связь слов в предложении

5

 

Главные и второстепенные члены предложения

6

 

Виды корневых орфограмм.

7

 

Гласные и согласные. Какие они разные

8

 

Работа над деформированным текстом.

9

 

Изложение по опорным словам.

10

 

Развиваем речь.

11

 

Коррекция пропусков букв

12

 

Непроизносимые согласные

13

 

Обогащение словаря. Сочинение загадок

14

 

Устное сочинение рассказов, сказок

15

 

Изложение по готовому плану

16

 

Формирование орфографической зоркости

17

 

Восстановление деформированного текста

18

 

Коррекция индивидуальных нарушений

19

 

Склонение – спряжение. Отличие

20

 

Ь и Ъ знаки. Работа по отработке навыка письма.

21

 

Сочинение по вопросам. Сочинение – описание животного

22

 

Составление предложений из слов, объединенных одной темой.

23

 

Знакомство с этимологическим словарем.

24

 

Работа над заглавием текста

25

 

Восстановление деформированного текста

26

 

Правописание окончаний имен существительных единственного и множественного числа

27

 

Имя прилагательное

28

 

Глагол. Основные признаки глагола

29

 

Коррекция пробелов по теме «Глагол»

30

 

Время глагола

31

 

Спряжение глагола

32

 

Выпуск сборника «Портреты дорогих людей» (поздравления)

33

 

Тексты разных стилей, типов и жанров речи

34

 

Работа над сочинением после экскурсии

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.