Программа внеурочной деятельности «Система организации идивидуально – групповых занятий по русскому языку для учащихся с ОВЗ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №5»
Принята «Утверждаю»
Методическим советом Директор МБОУ «ООШ №5»
МБОУ «ООШ № 5» ______________Т. Н. Овсова
Протокол № 1 «01» сентября 2014 года
от «01» сентября 2014 года
«Система организации идивидуально – групповых занятий по русскому языку для учащихся с ОВЗ»
Составила
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Клеткина А.В.
г. Гусь-Хрустальный
2014г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа индивидуально – групповой коррекционной работы по русскому языку разработана на основе программы Русский язык 1-4 класс. в 2 ч. Канакина В.П., Горецкий В.Г.
- М.: Просвещение, 2012 утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Основной принцип организации коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса предполагает активное воздействие на умственное и речевое развитие детей.
Система коррекционной работы предусматривает проведение с обучающимися индивидуальных и групповых коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности. Они включены в учебный план ОУ.
Цель программы – коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности, формирование и развитие грамматико-аналитических навыков учащихся, восполнение пробелов в знаниях, пропедевтика изучения трудных тем, обогащение и расширение словарного запаса учащихся.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать и развитие грамматико-аналитических орфографических и пунктуационных навыков.
2. Систематизировать знания, умения и навыки учащихся по основным разделам русского языка.
3. Формировать положительную мотивацию к обучению.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность учащихся.
2. Развивать общеинтеллектуальные умения: приёмы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;
3. Развитие мышления (словесно-логического, творческого), памяти (вербальной, зрительной), воображения, произвольного внимания.
4. Развивать и обогащать словарный запас, формировать и развивать умения в построении связного текста.
5. Развивать общеучебные умения: работа с книгой, со справочной литературой, совершенствовать навыки чтения.
Воспитательные:
1. Воспитывать нравственные качества учащихся, уважение к труду, любовь к родному краю и т.д. средствами данного предмета.
2. Воспитывать навыки самоконтроля, самооценки.
В начале учебного года учитель выявляет степень готовности учащихся к обучению: наличие знаний, навыков, умений по основным разделам программы. Формы проведения этих занятий могут быть следующими:
беседа по знакомой ребенку теме;
устные и письменные диктанты;
выполнение заданий по словесной инструкции;
списывание с образца;
составление образца по элементам;
обследование речи учащихся.
Структура программы
Диагностика навыков, учащихся по предмету.
Цель – выявление знаний, умений, навыков учащихся по грамматике и правописанию.
Формирование и развитие грамматико-аналитических навыков.
Цель– систематизация знаний, умений и навыков учащихся по грамматике и правописанию, к пополнению их новыми сведениями. Значительное место отводится предметно – практической деятельности учащихся: работе по схемам, таблицам, алгоритмам и др. Выполнение письменных заданий предваряется анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.
3.Пропедевтика изучения трудных тем.
Цель– активизация имеющихся знаний, систематизация теоретических сведений для полноценного усвоения нового материала. Изучение наиболее трудных орфографических и грамматических тем предваряется накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями, которые осуществляются на протяжении изучения всего программного материала.
4.Восполнение пробелов в знаниях.
Цель – выявление и восполнение пробелов в усвоении программного материала по отдельным ранее пройденным учебным разделам. На результативность индивидуальной коррекционной работы решающее влияние оказывает качество и полнота педагогической диагностики. Тщательное изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать перспективы и сроки работы с ними по восполнению пробелов в знаниях. Ликвидации отставания в освоении программного материала.
5. Развитие речи.
Цель – развитие и обогащение словарного запаса учащихся, развитие речи. Большое внимание уделяется уточнению, пополнению и расширению словарного запаса учащихся путем соотнесения с предметами, явлениями окружающего мира, с их признаками, назначением; упражнениями в отборе языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения.
Материал отбирается в зависимости от имеющихся нарушений. При планировании и проведении занятий особое внимание следует уделять предметно-практической деятельности. На занятиях необходимо использовать различные виды практической деятельности, наглядно-графические схемы, формировать пространственные представления, умение сравнивать, обобщать предметы и явления, анализировать слова и предложения различной структуры; развивать навыки планирования собственной деятельности, контроля.
При работе с каждым типом упражнений, заданий нужно добиваться полного понимания и безошибочного выполнения, только после этого следует переходить к другому типу заданий.
Индивидуальные занятия
Содержание индивидуальных занятий не допускает формального механического подхода. Индивидуальные занятия должны быть максимально направлены на развитие общеинтеллектуальных и общеучебных знаний, умений и навыков ученика. Индивидуальные коррекционные занятия учитель проводит по мере выявления у учащихся индивидуальных проблем в развитии, отставания в обучении. Индивидуальная помощь оказывается ученикам, испытывающим особые затруднения в обучении. Периодически на индивидуальные занятия привлекаются дети, не усвоившие материал вследствие пропусков из-за болезни либо из-за психофизического состояния (чрезмерная возбудимость или заторможенность) во время уроков. Коррекционно-развивающие занятия должны обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов умственной деятельности. Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности коррекционные занятия помогают учащимся в преодолении их затруднений в учебной деятельности, как на уроках, так и при выполнении домашних заданий (совместное выполнение домашних заданий, индивидуальные домашние задания и др.).
Приёмы педагогического взаимодействия, направленные на повышение мотивации и обусловленные психологическими и возрастными особенностями школьников:
применение разнообразных упражнений, задач и заданий, обучающих игр, ребусов, загадок, которые сопровождаются красочными иллюстрациями;
целеполагание на каждый вид деятельности на занятии;
создание условий для самооценки своей деятельности и её коррекции;
поиск положительного идеала;
создание ситуации взаимопомощи;
проявления сопереживания;
создание проблемных ситуаций в зоне ближайшего развития ученика;
создание ситуации опоры на жизненный опыт каждого учащегося;
активное использование приёмов поощрения;
создание ярких наглядно-образных представлений;
удовлетворение желания быть значимой личностью и др.
Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.
В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы рассматриваются показатели:
-индивидуальных достижений учащихся по освоению предметных программ;
- гармонизация психического развития детей;
- сравнительная характеристика данных медико-психологической и педагогической диагностики учащихся.
Цель коррекционных занятий по русскому языку - повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка.
Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе комплексной диагностики и оценки резервов потенциальных возможностей ребенка, исходя из понятия «зона ближайшего развития». Выбор оптимальных средств и приемов коррекционно-педагогического воздействия невозможен без всестороннего и глубокого изучения причин затруднений, возникающих у детей при усвоении учебной программы.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления индивидуальных пробелов в знаниях, обучающихся по русскому языку.
Изучение индивидуальных трудностей усвоения учебной программы учащимися позволяет планировать сроки коррекционной работы. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит основной учитель класса.
Продолжительность занятий с одним учеником или группой не должна превышать 20 минут. В группу можно объединять 3-4 ученика, у которых обнаружены одинаковые пробелы в развитии и усвоении школьной программы или сходные затруднения в учебной деятельности. Работа с целым классом или большим количеством учащихся на этих занятиях не допускается.
При организации коррекционных занятий необходимо исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
Цель и результаты не должны быть слишком отдалены во времени от начала выполнения задания, они должны быть значимы для обучающихся, поэтому при организации коррекционного воздействия необходимо создание дополнительной стимуляции (похвала учителя, соревнование и т.д.).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. – М; 2008г.
Купалова А.Ю. О курсе русского языка в школе
Милославский И.Г. Как разобрать и собрать слово. М.: Просвещение,2007
Программа по русскому языку « Школа России».- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004г.
С.И. Куприянова. Конкурс грамотеев. М.: Просвещение,2007
Тематическое планирование
КОЛИЧЕСТВО НЕДЕЛЬНЫХ ЧАСОВ И ПО ПРОГРАММЕ: 1час
2 класс
№ |
Дата |
Тема |
1. |
Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. |
|
2. |
Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. |
|
3. |
Синонимы. Антонимы. |
|
4. |
Родственные (однокоренные) слова. Корень слова. |
|
5. |
Правила переноса слов. |
|
6. |
Алфавит. |
|
7. |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. |
|
8. |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. |
|
9. |
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. |
|
10. |
Слова с удвоенными согласными. |
|
11. |
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. |
|
12. |
Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. |
|
13. |
Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. |
|
14. |
Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу |
|
15. |
Проверка парных согласных в корне слова. |
|
16. |
Проверка парных согласных в корне слова. |
|
17. |
Правописание парных звонких и глухих согласных. |
|
18. |
Правописание парных звонких и глухих согласных. |
|
19. |
Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь). |
|
20. |
Части речи. Имя существительное. |
|
21. |
Заглавная буква в именах собственных. |
|
22. |
Единственное и множественное число имён существительных. |
|
23. |
Глагол. |
|
24. |
Единственное и множественное число глагола. |
|
25. |
Правописание частицы не с глаголом. |
|
26. |
Имя прилагательное. |
|
27. |
Прилагательные близкие и противоположные по значению. |
|
28. |
Единственное и множественное число имен прилагательных. |
|
29. |
Предлог как часть речи. |
|
30. |
Восстановление предложения. |
|
31. |
Местоимение. |
|
32. |
Индивидуальная коррекция пробелов в знаниях. |
|
33. |
Формирование орфографической зоркости. |
|
34. |
Коррекция знаний. |
Тематическое планирование
КОЛИЧЕСТВО НЕДЕЛЬНЫХ ЧАСОВ И ПО ПРОГРАММЕ: 1час
3 класс
№п/п |
Дата |
тема |
1 |
Звуки гласные и согласные. Какие они разные. |
|
2 |
Части речи |
|
3 |
Виды орфограмм |
|
4 |
Развитие орфографических навыков |
|
5 |
Развитие орфографических навыков |
|
6 |
Части слова |
|
7 |
Части слова. Разбор слова. |
|
8 |
Формирование орфографической зоркости |
|
9 |
Формирование орфографической зоркости |
|
10 |
Способы проверки орфограмм |
|
11 |
Непроизносимые согласные |
|
12 |
Разбор слова по составу |
|
13 |
Проверка и написание непроизносимых согласных |
|
14 |
Распознавание частей речи |
|
15 |
Род имен существительных |
|
16 |
Число имен существительное |
|
17 |
Корневые орфограммы |
|
18 |
Слова – ловушки |
|
19 |
Падежи. Изменение по падежам |
|
20 |
Падежи. Изменение по падежам |
|
21 |
Восстановление деформированного текста |
|
22 |
Мягкий знак на конце имен существительных |
|
23 |
Однокоренные слова |
|
24 |
Имя прилагательное и его признаки |
|
25 |
Имя прилагательное изменение по падежам |
|
26 |
Род имен прилагательных |
|
27 |
Часть речи. Глагол. |
|
28 |
Глаголы, распознавание в тексте. |
|
29 |
Глаголы, время глаголов |
|
30 |
Восстановление деформированного текста |
|
31 |
Развитие орфографической зоркости |
|
32 |
Грамматические признаки глагола |
|
33 |
Способы проверки орфограмм |
|
34 |
Повторение. Что мы знаем о частях речи. |
Тематическое планирование
КОЛИЧЕСТВО НЕДЕЛЬНЫХ ЧАСОВ И ПО ПРОГРАММЕ: 1час
4 класс
№п/п |
Дата |
Тема |
1 |
Орфограмма. Виды орфограмм. |
|
2 |
Звуки и буквы |
|
3 |
Слово и предложение |
|
4 |
Связь слов в предложении |
|
5 |
Главные и второстепенные члены предложения |
|
6 |
Виды корневых орфограмм. |
|
7 |
Гласные и согласные. Какие они разные |
|
8 |
Работа над деформированным текстом. |
|
9 |
Изложение по опорным словам. |
|
10 |
Развиваем речь. |
|
11 |
Коррекция пропусков букв |
|
12 |
Непроизносимые согласные |
|
13 |
Обогащение словаря. Сочинение загадок |
|
14 |
Устное сочинение рассказов, сказок |
|
15 |
Изложение по готовому плану |
|
16 |
Формирование орфографической зоркости |
|
17 |
Восстановление деформированного текста |
|
18 |
Коррекция индивидуальных нарушений |
|
19 |
Склонение – спряжение. Отличие |
|
20 |
Ь и Ъ знаки. Работа по отработке навыка письма. |
|
21 |
Сочинение по вопросам. Сочинение – описание животного |
|
22 |
Составление предложений из слов, объединенных одной темой. |
|
23 |
Знакомство с этимологическим словарем. |
|
24 |
Работа над заглавием текста |
|
25 |
Восстановление деформированного текста |
|
26 |
Правописание окончаний имен существительных единственного и множественного числа |
|
27 |
Имя прилагательное |
|
28 |
Глагол. Основные признаки глагола |
|
29 |
Коррекция пробелов по теме «Глагол» |
|
30 |
Время глагола |
|
31 |
Спряжение глагола |
|
32 |
Выпуск сборника «Портреты дорогих людей» (поздравления) |
|
33 |
Тексты разных стилей, типов и жанров речи |
|
34 |
Работа над сочинением после экскурсии |