Информационная карта. Эмоциональный портрет страуса
образовательной практики» | |
Название Практики | «Эмоциональный портрет… страуса?!» |
Номинация | «Практика формирования функциональной грамотности» - практика включения функциональной грамотности в содержание дополнительных общеразвивающих программ для успешного полноценного функционирования учащихся в обществе |
Наименование дополнительной общеобразовательной программы, в рамках которой была применена Практика | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Студия рисования» |
Ссылка на размешенную дополнительную общеобразовательную программу | https://27.pfdo.ru/app/the-navigator/navigator?program=1068709 |
Приоритетное направление | Арт-прогресс в живописи |
Какая цель достигнута? | Развитие креативного мышления школьников на занятиях изобразительного искусства по изучению темы «Эмоциональный портрет. Виды портретов» |
Какие задачи решены? | Предметные: - изучили портретный жанр в живописи, Метапредметные: - получили опыт решения проблемной практической ситуации и самостоятельной изобразительной деятельности собственного опыта и впечатлений, - тренировали навыки восприятия, Личностные: - совершенствовали художественно-эстетический вкус |
Какие дети по возрасту обучались? | школьники 7-12 лет |
Какие категории обучающихся обучались? -обучающиеся, демонстрирующие высокие и/или низкие образовательные результаты; -дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью; -дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, др. | - обучающиеся, демонстрирующие высокие образовательные результаты по дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности |
На какие научно-педагогические и методические подходы опирались? | Деятельностный подход – утверждает представление о деятельности как об основе, средстве и главном условии развития и формирования личности Проблемное обучение относится к активным технологиям обучения, которое способствует формированию функциональной грамотности. Проблемное обучение – это обучение решению нестандартных задач, в ходе которого обучающиеся усваивают новые знания, принимают решения и приобретают позитивный опыт творческой деятельности при разрешении проблем. Проблемное обучение открывает большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности обучающихся, развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, нестандартность мышления |
Какие нормы, традиции сохранялись | Традиционная форма работы – пленэр дает детям не только общение с природой, но и работает на сплочение детского коллектива. Индивидуальный подход позволяет даже в рамках групповой формы занятий раскрыть и развить творческие способности школьников, раскрыть для них новый чудесный мир изобразительного искусства, почувствовать себя художником, творцом |
В чем новизна подхода в преподавании ДООП? | Программа «Студия рисования» направлена на стимулирование творческой активности ребенка, развитие индивидуальных задатков и способностей, создания условий для его самореализации, развитие пространственного интеллекта и воображения. На занятиях дети учатся творчески осмысливать окружающий мир и понимать, что каждый человек имеет собственное восприятие реальности, по-своему видит предметы и явления. В процессе работы ребенок получает реальный результат – рисунок. Это учит его целеполаганию и формирует ориентацию на результативную деятельность |
Этапы и сроки реализации образовательной практики | |
Этап, сроки | Содержание: |
Организационный | Разработка маршрута экскурсии, проведение родительского собрания, решение организационных вопросов, связанных с поездкой (проезд, питание) |
Обучающий | Проведение первого учебного занятия Практики, на котором обучающиеся сталкиваются с проблемной ситуацией и пытаются ответить на вопрос «Можно ли нарисовать эмоциональный портрет страуса?», осознают недостаточность имеющихся знаний. Занятие можно провести в форме деловой игры |
Основной | Проведение второго учебного занятия Практики, которое проходит в форме экскурсии на страусиную ферму, где ребята самостоятельно получают необходимую информацию и впечатления. Для этого заранее необходимо подготовить вопросы, актуализирующие эмоциональную сферу и развивающие фантазию, например, «Как вам кажется, какое настроение у страусов?», «Нравится ли страусам общение с детьми?», «Если бы страусы могли выбирать работу или род деятельности, что бы они выбрали?» и т.д. Проведение третьего практического занятия с детьми, на котором дети возвращаются к заданному вопросу и создают эмоциональный портрет страуса, основываясь на полученных впечатлениях |
Заключительный | Обучающиеся совместно с педагогом оформляют выставку работ по данной теме |
Место и назначение Практики в содержании и реализации вашей ДООП | Практика применяется в изучении темы «Эмоциональный портрет. Виды портретов» в соответствии с учебно-календарным планом 2 года обучения |
В чем новизна методик, технологий обучения и воспитания? | В рамках данной практики сочетается современная технология проблемного обучения, традиционная, но не совсем стандартная форма проведения занятия художественного творчества – экскурсия, практическое творческое занятие по изобразительному искусству и выставка работ как презентация результатов познавательной и творческой деятельности |
Какие образовательные результаты достигнуты обучающимися? | Обучающиеся: - получили опыт решения проблемной практической ситуации, - проявили интерес к самостоятельной деятельности в изобразительном искусстве на основе собственного опыта и впечатлений, - получили навыки зрительного восприятия объекта живой природы с точки зрения развития художественно-эстетического вкуса, - тренировали навыки наблюдения, устанавливания сходства и различия, пространственного видения объекта, - смогли проявить фантазию, - расширили знания о портретном жанре |
Какие ресурсы помогли? (материально-технические, информационные, интеллектуальные, организационные, кадровые) | материально-технические: - учебный кабинет - материалы для художественного творчества информационные: - информация об экскурсии на страусиную ферму в г. Амурск - маршрут экскурсионной поездки организационные: - родительское собрание объединения кадровые: педагог дополнительного образования, руководитель художественного объединения «Лукошко» Токарева А.А. |
В чем результат Практики? | Обучающиеся не только приняли участие в серии учебных занятий Практики, направленных на развитие креативного мышления, но и с помощью педагога подготовили и оформили выставку творческих работ в жанре портрет |
В чем воспитательный эффект Практики? | В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. Данная практика создает благоприятные условия для развития познавательной активности ребенка, его художественно-эстетического вкуса и творческой самореализации |
Цифровые следы Практики (в виде ссылки) | |
Краткая аннотация Практики (текст для опубликования в цифровых ресурсах практик, не более 1500 знаков) | Практика предполагает проведение серии учебных занятий, включающих контекстное задание в соответствии с предметным содержанием. Эти занятия погружают обучающихся в среду интенсивного развития креативной грамотности, связаны с высоким уровнем интеллектуального напряжения и яркими эмоциональными переживаниями. На первом занятии, продолжая изучать тему «Эмоциональный портрет. Виды портрета», обучающиеся сталкиваются с проблемной ситуацией и пытаются ответить на вопрос «Можно ли нарисовать эмоциональный портрет страуса?», осознают недостаточность имеющихся знаний. Второе занятие проходит в форме экскурсии на страусиную ферму, где ребята самостоятельно получают необходимую информацию и впечатления, после чего на третьем занятии решают ситуацию, демонстрируют результаты своей работы. Для изучения темы можно предложить детям иллюстрации в книге, распечатанные изображения страусов, можно даже включить видео страусов в естественной среде. Но все это образы уже полученные и переработанные теми, кто делал эти снимки или кадры – это впечатления видеооператора, режиссера, фотографа, редактора. А то, что нарисуют дети – это по сути впечатления от впечатлений других людей. Данная практика позволяет обучающимся проявлять интерес к окружающему миру и желание узнать о нем больше, участвовать в самостоятельном активном поиске ответов на вопросы, генерировать собственные эмоции и впечатления, создавать на их основе творческий продукт |