Ольга Бартенева
Конспект занятия «Удивительная Песочная страна»
/для детей старшего дошкольного возраста/
Цель: овладение и использование в психолого-педагогической практике метода «Рисование песком» для личностного развития детей в условиях дошкольной организации.
Задачи:
1. Познакомить с элементарными приемами рисования песком на световых столах;
2. Развивать тактильную чувствительность с помощью тактильных дощечек, активизируя речь дошкольника путем введения качественных прилагательных;
3. Развивать воображение, креативность, мелкую моторику рук, экспериментируя с изобразительными материалами и инструментами во время практической деятельности;
4. Способствовать становлению эмоционально-нравственного опыта детей.
Материалы и оборудование:
1. Световые песочные столы (по количеству детей);
2. Тактильные дощечки с разным покрытием (по количеству детей);
3. Раздаточный материал: коллекция миниатюрных предметов для обыгрывания и украшения заданий в песочнице;
4. Пособие для дыхательной гимнастики «Бабочка»;
5. Музыкальная композиция;
6. Элементы одежды Песочной Феи, перчаточная кукла «Солнечный мальчик»
7. Модель дерева без листьев, заготовки листьев с липкой стороной, разноцветный песок;
8. Сундучок с сюрпризом;
9. Средства гигиены: влажные салфетки, полотенца.
Виды детской деятельности: игровая, исследовательская, продуктивная, коммуникативная.
План-конспект мероприятия
1 этап: Организационный этап
Приветствие
Упражнение «Ладошки»
Цель использования: знакомство с группой, эмоционально-психологический настрой детей. Психолог предлагает встать детям в круг, потереть свои ладошки, почувствовать их тепло и поделиться этим теплом с другими детьми, соединив ладони.
Фрагмент речи педагога-психолога:
Сегодня я пригласила вас для того, чтобы познакомить с удивительной Песочной страной. Далеко-далеко, а может быть и близко, есть волшебная Песочная страна, где живет Песочная Фея со своим помощником Солнечным Мальчиком. Каждый день она приглашает всех детей играть с ней в песок с помощью ладошек. Приглашаю вас в Песочную страну!
2 этап: Основной этап
Ритуал входа
Фрагмент речи педагога-психолога:
А пойдем в Песочную страну мы по необыкновенным дорожкам, каждый выберите свою дорожку (Выбор тактильной дощечки)
Дидактическая игра «По какой дорожке пойдешь в Песочную страну»
Содержание работы: развитие тактильной чувствительности, развитие творческого воображения, активизация речи, развитие интереса к совместным играм; развитие общения со сверстниками.
Используемые материалы:
Тактильные дощечки с разным покрытием (бархатная бумага, пуговицы, горох, декоративные камни, деревянные палочки, т. д.).
Описание игры: Педагог-психолог предлагает детям тактильные дощечки с разным покрытием. Каждый ребенок выбирает по своему желанию дощечку, ощупывает ее и говорит по какой дорожке он пойдет: «Я пойду в Песочную страну по гороховой дорожке» и т. д.
Фрагмент речи педагога-психолога:
Нас встречает Бабочка, протяните ладошки, закройте глаза и представьте, как Бабочка-красавица порхает вокруг вас, садится к вам на ладошки, глубоко вдохните - выдохните, открывайте глаза - вот мы с вами оказались в Песочной стране. Я - Песочная Фея! (Надевает корону Песочной Феи) Скажите, а что должен сделать любой человек, если он оказался в новом месте? (Поздороваться)
Практическая часть
Приглашение к песочным столам
Фрагмент речи педагога-психолога:
Я открою вам секреты,
Только надо знать при этом Правила моей страны.
Здесь нельзя кусаться, драться
И нельзя песком кидаться!
Можно строить и творить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была!
Никого не обижать, Ничего не разорять!
Это мирная страна. Дети, поняли меня!
Давайте познакомимся с песком.
Упражнение на контакт с песком «Знакомство»
Цель использования: знакомство детей с песком; Педагог-психолог тонким равномерным слоем рассыпает песок по световому столу, проводит по нему пальцем, показывает детям получившуюся яркую контрастную линию и просит их самостоятельно провести несколько хаотичных линий. Педагог-психолог показывает, что на световом столе можно рисовать кулаком, ладонью, ребром большого пальца, щепотью, мизинцами. Интересные изображения получаются при одновременном использовании нескольких пальцев, если рисовать симметрично двумя руками, возможно использование подручного материала. Детали изображения прорисовываются при отсечении лишнего или насыпании песка из кулака. Какой песок на ощупь? (Холодный, сыпучий, легкий)
Фрагмент речи педагога-психолога:
Дотроньтесь до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй, возьмите горсть песка, сожмите его в кулачке, затем медленно высыпьте в песочницу. Дотроньтесь до песка всей ладошкой. Потрите песок между пальцев, затем между ладоней.
Погружение в сказочно-игровую ситуацию.
Фрагмент речи педагога-психолога:
В Песочной стране мне во всем помогает Солнечный мальчик. Я вам сейчас расскажу про него сказку….
Сказка о Солнечном мальчике.
Солнечный мальчик во всем помогает Песочной Фее. Это необыкновенный мальчик! Он любит смотреть на все красивое. Безобразное же под его взглядом превращается в удивительное и прекрасное. Он любит слушать мелодичные нежные звуки. Но если он слышит, что кто-то зовет на помощь, спешит и согревает теплом своей души, делится всем, чем может. Он знает много историй и часто рассказывает детям как летал над морями, лесами, горами, погружался в морские глубины и даже спускался в пещеры. «Ах, как красива наша страна!» - восхищается он. «Как же сделать её ещё прекраснее?» Жители волшебной страны очень любят его. Без него их страна станет мрачной и скучной. Но что-то я не вижу моего помощника Солнечного мальчика?
Дети фантазируют на тему «Что случилось с Солнечным мальчиком» (Это, наверное, Злая колдунья спрятала его за огромной тучей) Как мы можем спасти Солнечного Мальчика?
Давайте нарисуем как прекрасен мир вокруг нас, какие цветы и деревья растут, как прекрасны морские глубины, сколько много красок вокруг нас.
Упражнение «Сказочная страна»
Цель использования: развитие познавательных процессов, воображения, мелкой моторики. Педагог-психолог предлагает детям нарисовать песком на световом столе сказочную страну, а затем вместе с ним обсуждает, что это за страна: * Какие существа ее населяют; * Какой у них характер; * Что они умеют делать; * Откуда пришли в эту страну; * В каких взаимоотношениях находятся межу собой; * Всем ли существам хорошо в этом мире (этой стране, и если нет, то что можно сделать, чтобы им стало лучше; * Что можно изменить; * Какие события будут происходить в этой стране; * Есть ли название у получившегося рисунка; * Что нравится или не нравится в рисунке, что хотелось бы изменить…
Примечание. Если ребенок испытывает затруднения при составлении истории, рекомендуется использовать метод незаконченных предложений.
Упражнение-импровизация «Бабочка»
Обыгрывание пособия «Бабочка». Психолог предлагает подуть на бабочку, чтобы она станцевала для них свой танец.
Спал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, повернулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется
Бабочка кружит и вьется!
Дети выполняют импровизированные движения.
Упражнение «Оживи дерево» с элементом театрализации
Цель использования: становлению эмоционально-нравственного опыта детей. Появляется Солнечный мальчик
Фрагмент речи педагога-психолога:
Вот и получилась картина, искрящая красками и образами. Мы помогли победить зло и вернуть Солнечного Мальчика.
Солнечный мальчик: «В одном далеком уголке Песочной Страны я увидел «Грустное дерево», Почему оно загрустило? Как вы думаете, чем мы можем ему помочь? Если каждый из нас сделает хотя бы по одному листочку, то дерево оживет. Возьмите по листочку и украсьте так как вам захочется. Заготовки липких листочков украшают разноцветным песком. Какие замечательные у нас получились листочки. Давайте их подарим нашему дереву и скажем ему добрые слова. Вешают листочки и говорят что-то приятное. Я уверена, что Зло больше никогда не вернется в эту страну.
Сюрпризный момент «Сундучок с сюрпризом»
Солнечный Мальчик хочет поблагодарить вас за помощь и подарить сувенир на память. В сундучке с песком дети находят по жемчужине.
3 этап: Заключительный этап
Ритуал выхода
Ну а теперь, пришло время возвращаться назад. Вспомните по какой дорожке вы сюда пришли, выберите ее. Давайте с вами закроем глаза, глубоко вдохнем - выдохнем, и вот мы с вами вернулись.
Рефлексия
Вопросы педагога-психолога:
Где мы с вами сегодня побывали?
С кем познакомились?
Вы сегодня сделали что-нибудь хорошее?
Какое у вас настроение?
Педагог-психолог: Солнечный мальчик не зря подарил вам жемчужинку – он приглашает вас в следующее путешествие в морские глубины в царство Нептуна. До новых встреч!