Статья «Информационные и коммуникационные технологии»
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Деятельность современного общества проходит в условиях цифровой среды с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые охватывают все новые сферы жизни. Развитие техники и электроники, инновации в экономике, запросы рынка труда требуют от соискателя не только профессиональной подготовки, но и самостоятельного ориентирования в информационных потоках, обработки информации и правильного ее применения. Данные условия задают профессиональному образованию новые стандарты и критерии, при подготовке квалифицированных кадров. Поэтому и образовательные учреждения в своей деятельности не должны остаться в стороне. Необходимо разработать систему методов обучения и воспитания, которые будут отвечать этим критериям. На мой взгляд, эту задачу можно решить с помощью внедрения в образовательный процесс инновационных педагогических технологий, таких как информационно-коммуникативных (ИКТ), которые позволят повысить познавательную активность и мотивацию молодых людей.
Так, что же такое информационно-коммуникативные технологии? Вот какие определения я нашел. ИКТ это комплекс учебно-методических материалов, программ, технических и инструментальных средств в учебном процессе, форм и методов их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) студентов.
Информационно-коммуникативные технологии это использование вычислительной техники и телекоммуникационных средств для реализации информационных процессов с целью оперативной и эффективной работы с информацией на законных основаниях.
В этих определениях прослеживаются два основных принципа применения ИКТ. Во-первых, они направлены на развитие личности студентов, т.е. создание профессионально-ориентированной среды развития личности профессионала и второй, ИКТ выступает в качестве содержания образования, т.е. чем надо овладеть для применения в будущей профессиональной деятельности.
На сегодняшний момент задача преподавателя СПО состоит, в том, чтобы выбрать такие методы обучения, которые бы позволили активизировать познавательную деятельность студенту, спроектировать образовательный процесс так чтобы он способствовал дифференциации обучения с учетом индивидуальных способностей обучающихся, их уровня обученности, склонностей и ритма работы. Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться лишь её составной частью. Существуют образовательные онлайн платформы, такие как: Российская электронная школа, Московская электронная школа, Яндекс Учебник, Core, Classroom, и т.д., которые в зависимости от формы организации учебного занятия позволяют применять макеты:
- для лекционного занятия: объяснения нового материала для максимального усвоения;
- программы тренажеры: для формирования и закрепления знаний, умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся;
- контролирующие программы: для контроля определенного уровня знаний и умений (проверочные задания, тесты, задачи и т.д.);
- демонстрационные программы: для наглядной демонстрации учебного материала в виде таблиц, рисунков, графиков, схем, фото и видео материалов;
- информационно-справочные программы: для вывода дополнительной информации с подключением к образовательным ресурсам;
- мультимедиа-учебники: комплексные программы, сочетающие в себе элементы перечисленных видов.
Внедрение современных образовательных и информационных технологий в образовательный процесс позволят преподавателю:
1. Ускорить передачу информации и накопленного технологического и социального опыта.
2. Отработать глубину, прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности и повысить качество обучености студентов.
3. Вести автоматизированный контроль, коррекцию результатов учебной деятельности, процессов обработки результатов эксперимента (лабораторного, демонстрационного) и управления учебным оборудованием.
4. Развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную самообразовательную деятельность.
5. Воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.
6. Соответствовать стандарту инновационного педагога в свете требований современного общества.
Внедрение ИКТ в образовательный процесс преподавателем это его осознанный процесс упорядочивания рутинных, монотонных процессов с целью высвобождения времени и творческой энергии.
При переходе к новым формам обучения, использующим сетевые технологии, возникает тенденция – ориентироваться на сеть распределенных образовательных ресурсов нового поколения, которые могут применяться в режиме коллективного доступа многих учебных заведений к единым образовательным ресурсам по сети Интернет. Этот путь открывает ряд неоспоримых преимуществ:
- создаются предпосылки для обеспечения единой базовой подготовки студентов, независимо от территориального расположения учебного заведения, наличия собственных профессиональных педагогических кадров, оснащения материальной базы и образовательных ресурсов;
- повышается качество, результативность и дидактическая эффективность образовательных ресурсов за счет активного их использования.
Таким образом, информационно-коммуникативные технологии могут существенно повысить эффективность работы педагогического коллектива в СПО и решить стоящие перед образовательным учреждением задач по подготовки конкурентных и востребованных специалистов.