Статья «Информационно-коммуникационные технологии на уроках изобразительного искусства»
Бычкова Елена Анатольевна учитель изобразительного искусства
МБОУ»СОШ№24» г.Братск Иркутская область
Анотация : В статье рассматривается использования информационных коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства, методы и приёмы, формы работы, преимущества и результативность использования ИКТ.
Изобразительное искусство — сложный предмет, который содержит в себе знания о композиции, пропорциях, перспективе.. Поэтому, стоит задуматься, как сделать процесс обучения более результативным. В целях активизации учебной деятельности, интеллектуального развития учащихся, повышения эффективности образовательного процесса и качества образования использую информационно-коммуникационные технологии. В использовании методов инновационных технологий обучения, способствующих формированию у обучающихся информационно-коммуникативной компетентности, тем самым, создавая условия развития творческой активности на уроках изобразительного искусства. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материал (фильмы, видеоролики, музыка, презентации к урокам). Так как уроки ИЗО построены на зрительном ряде, использование возможностей мультимедийного оборудования облегчает подготовку учителя к уроку, где используется часто наглядность. Погрузиться в мир искусства, побывать в роли художника, дизайнера, архитектора, не требуя при этом материалов, которые детям порой не доступны. Внедрение ИКТ оптимизирует образовательный процесс, видоизменяет традиционные формы подачи информации, обеспечивает лёгкость и удобство. Планируя урок с применением новых информационных технологий, соблюдаю дидактические требования, в соответствии с которыми:
- определяю педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;
-уточняю, где и когда использовать информационные технологии;
- согласовываю выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;
- учитываю специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации;
Применение современных информационных технологий на уроках изобразительного искусства даёт возможность учителю:
- автоматизировать процессы информационно-методического обеспечения обучения.
- организовать активное информационное взаимодействие между участниками учебного процесса.
- обеспечить широкую вариативность обучения.
- оптимизировать текущий и итоговый контроль через подбор разно уровневых заданий и автоматизацию обработки результатов.
- визуализировать учебный материал.
- возможность создать большое количество раздаточных материалов.
-возможность дистанционного, дифференцированного, личностно- ориентированного обучения.
Информационно-коммуникационные технологии достаточно эффективно использую на всех этапах урока изобразительного искусства:
- для организации проверки усвоения материала и выполнения домашнего задания (фронтальный опрос по слайдам-вопросам, тестирование);
- для объяснения нового материала (иллюстративная презентация, моделирование процесса геометрических построений натюрморта на экране, использование обучающих программ);
- для закрепления материала и проверки знаний учащихся, на обобщающих уроках по определенным темам (тренажеры, тесты, мультимедийные диски);
- для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся (использование учебных программ, работа с Интернет-ресурсами);
- для проведения внеурочной деятельности по предмету.
Методы и приемы: При проведении уроков изобразительного искусства с использованием информационных технологий применяю методы и приёмы.
1.Методика использования творческих заданий на уроках с применением средств Microsoft Office, PowerPoint
2. Методика организации компьютерного практикума на уроках (деловые игры, составление кроссвордов, тестовые задания, работа с наглядными пособиями, ученик в роли учителя, мозговой штурм;)
3. Метод проектов в сочетании с технологией ИКТ.
Формы организации занятий с использованием ИКТ:
1Самостоятельные работы.
2.Компьютерные практикумы
3. Творческие задания.
4.Проекты
5.Деловые игры.
6. Олимпиады.
Преимущества использования компьютерных технологий в преподавании ИЗО :
- знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий;
-широко использовать показ репродукций картин художников;
-демонстрировать графический материал (таблицы, схемы);
- «посещать» крупнейшие музеи мира;
- «погружаться» в пространство и время;
- прослушивать записи ;
-активизировать учебный процесс.
Результативность применения ИКТ: Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предметам изобразительного искусства и приводит к целому ряду положительных следствий: обогащению школьников знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности, облегчению процесса усвоения материала, возбуждению живого интереса к предмету познания и расширению общего кругозора детей.
- положительную мотивацию на уроках искусства с применением ИКТ, создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших);
- повышение уровня использования наглядности на уроке;
- повышение производительности урока;
-возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию собственных презентаций по искусству;
- качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса.
-обретение компьютерной грамотности и оптимальное использование информационных технологий в учебном процессе;
- умение разрабатывать современные дидактические материалы и эффективное их использование в учебном процессе;
- возможность организации промежуточного и итогового контроля знаний с помощью компьютерных программ.
Творческая активность и познавательные способности детей развиваются в работе с интерактивной доской припоказе иллюстраций, картин, , портретов, применяя богатый материал электронных энциклопедий и возможностей программы Star Board, при демонстрации презентаций, в том числе и собственных, сделанных по-моему заданию самостоятельно или под моим руководством и оформленных в программе Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Раblisher, графическом редакторе Paint, что в свою очередь развивает у учеников навыки учебно-исследовательской деятельности, креативного мышления. Основной задачей интерактивного оборудования является повышение эффективности подачи материала. Подготовленный к уроку материал я рассматриваю как учебный фон. А ученик, или группа учеников создает на этом фоне объекты и управляет ими непосредственно в процессе обучения. Эффект замечательный. Информационно-компьютерные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Заключение: Применения ИКТ на уроках изобразительного искусства имеет конкретное обоснование: культура – уровень, степень развития какой-либо отрасли хозяйственной или умственной деятельности. Таким образом, в настоящее время информационная культура является одним из важнейших компонентов общей культуры человека, в результате применения ИКТ происходит личностное развитие учеников. Активизируется учебная деятельность учеников. На уроках наблюдается сосредоточенность учащихся, напряженная мыслительная деятельность, серьезная работа памяти и умение правильно и логично выражать свои мысли. Ученики активны на уроках изобразительного искусства: ребята сами учатся анализировать, делают выводы по изученной теме, обобщают, учатся логически мыслить. Учащиеся целеустремленны, с высокоразвитыми общими способностями и эрудицией, готовые к самообразованию. Компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения, позволяет усилить мотивацию ученика. Одним из источников повышения мотивации является занимательность .
Список литературы:
1.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.
2. Угринович Н. Информатика и информационные технологии М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.
3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-
коммуникационных средств. М. НИИ школьных технологий 2005 г.
4.Емелина М.В. Интерактивное обучение в системе методической работы школы. –: / http://festival.1september.ru/articles/313034/.
5.Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы // Учитель. — 2000. — № 1. — С. 25-27.
6. Материалы ресурса Интернет.