12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шабалина Светлана Витальевна251
Учитель-логопед, работаю в детском саду.
Россия, Иркутская обл., Иркутск
1

Доклад «Информационно-компьютерные технологии в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР»

Тема « Информационно-коммуникативные технологии в логопедической коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста».


 

Проблема применения технологии ИКТ в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, является актуальной и имеет не только образовательный, но и коррекционно-развивающий характер. Главное достоинство компьютерных игр заключается в их соответствии ведущей деятельности дошкольного возраста - игре. Ребёнок играет со сказочными героями, помогает найти спрятанный волшебный предмет. Компьютерные технологии позволяют использовать традиционные методы обучения в новой, современной форме. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, компьютерные технологии имеют ряд преимуществ:

1) повышают познавательную активность ребёнка и увеличивают объём изучаемого материала;

2) применяют интересный и разнообразный наглядно-образный тип информации, понятный дошкольнику;

3) позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, задействующих зрительное восприятие. Яркие образы и информация сохраняются в памяти в ассоциативном виде;

4) повышают мотивационную активность, развивают усидчивость, самоконтроль;

5) способствуют эффективному усвоению познавательного материала: тренируется память, увеличивается словарный запас, развиваются воображение, мышление, творческие способности, связная речь;

6) способствуют созданию положительного эмоционального состояния ребёнка в процессе занятий, что является показателем успешности эффективности в коррекционно - развивающем процессе обучения;

7) возможность установления уровня сложности для каждого ребёнка - бесспорный плюс компьютерных игр;

8) занятия проходят на фоне эмоционального подъёма и заинтересованности, что способствует лучшему усвоению программного материала, раскрепощению детей, преодолению речевой скованности и замкнутости.

Для успешной социализации будущего современного школьника просто необходимо использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в дошкольной образовательной деятельности [2,с. 57].Исследования многих авторов (Ю.Ф, Гаркуша, Н.А Черлина, Е.В. Манина 1999г., Л.Р. Лизунова 2005г.) позволяют сделать вывод о том, что специальные приёмы компьютерно-опосредованного логопедического воздействия оптимизируют процесс коррекции речи и в целом содействуют гармонизации развития ребёнка [1,с.22-25].

Занятия на компьютере в дошкольном учреждении начинают со старшей группы. По санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации режима и учебных занятий в старшей группе их продолжительность не должна превышать 25 минут, в подготовительной группе - не более 30 минут. Занятия в старшей и подготовительной группах проводятся 1 раз в неделю, однако отдельные задания на компьютере могут включаться в основные занятия. В старшей и подготовительной логопедических группах можно использовать логопедическую коррекционную программу «Игры для Тигры», игры «Развивайка» для дошколят. Детям 4-6 лет» из серии « Обучение с приключением», «Учимся запоминать. Возраст 3-6 лет» из серии «Несерьёзные уроки», «Баба Яга учится читать» и « Пойди туда, не знаю куда».

Каждое занятие, независимо от этапа и периода работы, имеет чёткую структуру:

1. Подготовительная часть - предварительная беседа. Актуализируются, уточняются знания детей. Можно провести с детьми несложные упражнения, направленные на активизацию процессов внимания, памяти, мышления, на развитие тонкой ручной моторики. Это могут быть игры: «Кого - чего не стало?», « Что изменилось?», «Запрещённое слово», упражнения с мячиками Су-Джок, массаж грецким орехом или упражнения на развитие координации руки и слова.

2.Игра на компьютере.

3. Зрительная зарядка.

4.Итоговая часть. Происходит обсуждение игры, выявление ошибок и положительных моментов. Обсуждают героев, которых встретили в игре, рассказывают о них, вспоминают из каких они сказок. На этом материале можно хорошо отработать грамматические конструкции : видели лису, видели ёжика, видели волка; разговаривали с лисой, волком, ёжиком. Можно побеседовать о каждом животном и составить небольшие рассказы: «Лиса-рыжая, хитрая. Охотится на зайца. У неё рождаются детёныши - лисята. Лиса с лисятами живёт в норе».

Список использованной литературы:

1. Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А.. Манина Е.А. Новые информационные технологии в логопедической работе// Логопед.-№2.-2004.-С.22-25.

2. Ковригина Л.В. Использование элементов ИКТ при подготовке учителей-логопедов к логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста// Фундаментальные исследования.-2008.-№3-С.57-59.

3.Кибирева Т.Г. Компьютерные технологии в логопедической работе с младшими школьниками// Логопед.- №10.-2012.- С.24-27.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.