Доклад на тему «Коррекция речевых нарушений обучающихся с ОВЗ в школе»
(Сл.1)
Коррекция речевых нарушений обучающихся с ОВЗ в школе.
(Сл. 2)
Каждый год почти 30% детей приходят в первый класс с фонетико-фонематической несформированностью речевой функции. В ДОУ эти дети не имели специализированной логопедической помощи. Педагог - логопед в школе начинает работу с данными детьми по формированию фонематического восприятия, постановке и автоматизации звуков, профилактике отклонений письменной речи. Если эта деятельность не завершается в определенный букварный период, то и на уроках письма будут допускаться этими детьми речевые ошибки. Затем со второго полугодия к деятельности по профилактике нарушений письменной речи, подключается деятельность по коррекции письменной речи.
(Сл.3)
Важнейшая задача в процессе воспитания и обучения заключается в сотрудничестве семьи и школы. В этом союзе необходимо правильно определить роли каждого участника образовательного процесса и с наибольшей эффективностью использовать их возможности.
Общаясь с родителями, приходится часто слышать: «А зачем нам идти к логопеду в школе? Мы все звуки говорим нормально», или «А что логопед делает в школе?»
Основные направления работы учителя-логопеда в школе — это коррекция нарушений чтения и письма, а также профилактика (предупреждение) этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.
Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, то есть исправляют неправильное произношение. Это не совсем так.
(Сл.4)
Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:
развитие связной речи,
коррекция произношения,
накопление и совершенствование словаря,
развитие физического и речевого слуха,
развитие грамматической стороны речи,
развитие артикуляционной моторики,
обучение навыкам словообразования и словоизменения.
В ходе работы решается ряд дополнительных задач:
развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);
формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);
формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки);
профилактика и исправление нарушений письма и чтения.
(Сл.5)
В школе учитель-логопед осуществляет логопедическую помощь ученикам, а именно:
Обследование речи обучающихся начальных классов с целью определения структуры и степени выраженности имеющихся у них дефекта;
комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния воспитанников;
составление программы коррекционной работы;
проведение индивидуальных и групповых занятий по исправлению отклонений в речевом развитии, используя современные образовательные технологии;
реализация образовательных программ.
(Сл.6)
Коррекция нарушенных функций:
из речевых:
фонетических процессов;
лексико-грамматического строя речи;
нарушений процессов чтения и письма.
неречевых:
мелкой моторики пальцев рук.
Психических процессов: внимания, памяти, мышления.
Отслеживание динамики состояния письменной речи, динамики развития техники чтения.
Консультативная работа:
работа с родителями;
ознакомление учителей начальных классов с результатами диагностики;
предоставление рекомендаций учителям и воспитателям по индивидуальной работе с детьми.
Профилактическая работа:
участие в педагогических советах;
школьном педконсилиуме;
на родительских собраниях с целью ознакомления с динамикой развития обучающихся, посещающих логопедические занятия.
Взаимодействие с ПМПК для уточнения диагноза и определения образовательного маршрута ребенка.
(Сл.7)
Свою деятельность школьного логопеда по исправлению фонетико-фонематической несформированности речи осуществляю в следующих направлениях:
Исправление устной речи.
Профилактика отклонений письменной речи.
Коррекция нарушений письменной речи.
(Сл.8)
Исправление устной речи.
В мое распоряжение поступили учащиеся начальных классов, которым рекомендованы занятия с учителем – логопедом. Все они были обследованы, а результаты - занесены в речевые карты вместе с логопедическим заключением на каждого ребенка.
По имеющимся у обследованных детей нарушениям в развитии устной и письменной речи была спланирована логопедическая работа и сформированы логопедические группы. Формы работы – групповые и индивидуальные занятия. Групповые занятия проводятся 2 раза по 30 минут.
Индивидуальные занятия направлены на коррекцию звукопроизношения, такое занятие длится 15 минут. Частота занятий зависит от сложности дефекта: 1 – 2 раза в неделю с каждым учащимся. На каждого ребенка с этой целью составлена индивидуальная программа.
Имеется график работы учителя – логопеда, составлено расписание групповых и индивидуальных занятий.
(Сл.9)
Логопедические занятия по коррекции и развитию разных сторон речи:
а) групповые.
Эти занятия всегда включают в себя организационный момент, определение темы занятия. Как отдельный элемент в начале урока выступает артикуляционная гимнастика, при проведении которой используются зеркала. Упражнения с органами говорения помогают четкой артикуляции звуков. В основной части проводятся задания по обогащению лексического запаса введением прилагательных, синонимичных глаголов, работа по картинкам стимулирует детей к говорению, развитию связной речи. Важной частью логопедического занятия является развитие фонематического слуха, формируется навык находить заданный звук в слове, определять позицию определенного звука в начале, середине или конце слова. Дети дифференцируют понятия «звук» и «буква». Идет постоянная тренировка в различении гласных и согласных. Ценность логопедического занятия заключается в развитии мелкой моторики руки, что способствует успешной коррекции речевых нарушений (работа со счетными палочками, пальчиковые гимнастики, упражнения с ниточками, веревочками, крупой, пазлами.)
Обязательно включаю в работу физкультминутки, представляющие собой какие – либо действия с проговариванием в форме четверостиший, считалок, чистоговорок, позволяющие детям абстрагироваться от зубрежки и сделать процесс запоминания увлекательным и интересным. В итоговой части делаю вывод по проделанной работе, уточняю, что понравилось, больше всего запомнилось, а так же прогнозировать тему следующего занятия, нацеливаю на предстоящую работу.
(Сл. 10) – фотографии
(Сл. 11)
б) индивидуальные.
Эти занятия провожу с целью исправления у детей имеющихся нарушений звукопроизношения и условно подразделяются на занятия по:
1. постановке звука (постановка звука может осуществляться по подражанию, механически: с использованием зондов, шпателей, сосок, ложек и т. д. или смешанно). Чаще всего использую смешанный способ (Постановка звуков осуществляется общими для логопедической науки) способами;
2. автоматизации звука (сначала учу произносить звук изолированно, потом в слогах, словах и предложениях);
дифференциации звука – это введение звука в речь.
(Сл.12)
Деятельность по развитию фонематического восприятия,
фонематического анализа и синтеза.
Данную деятельность осуществляю благодаря специальным
упражнениям и заданиям.
Например:
Различать первый и последний звук в слове, определить место для звука в слове;
Придумать слова на предлагаемые определённые звуки.
Выбрать концовку слова (для этого ребенку дается один или два звука, а он должен выбрать подходящий).
Делить слова по слогам (с использованием «прохлопыванию» слогов).
Добавить в начале или в конце слова не хватающих слогов.
Выделить звуки из слова.
Уметь подобрать слова с определенным количеством звуков.
«Какой звук убежал?» (крот — кот, рот; лампа - лапа, и т. д. ).
Дать детям картинки под цифрами 3, 4, 5, то есть под количество звуков в названии слов.
(Сл.13) – фотографии
(Сл.14)
Профилактика отклонений письменной речи.
Профилактика дисграфии предполагает определенные действия еще до того как ребенок будет обучаться письму. Они включают в себя упражнения:
на развитие внимательности и памяти;
на развитие мыслительных процессов,
на развитие пространственного восприятия;
на развитие зрительной и слуховой дифференциации;
и других процессов, отвечающих за овладение навыком письма.
Любые, даже самые незначительные нарушения речи необходимо незамедлительно корректировать. Не менее важно расширять словарный запас ребенка, формировать связную речь (научить детей разным видам пересказа, составлению рассказа по серии картинок, по сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т.д.), развитие мелкой моторики с использованием массажа, пальчиковых игр, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином; развитие тактильных ощущений и конструктивного праксиса; подготовку к обучению грамоте: знакомство с понятиями предложение, слово, слог, буква, звук. Это поможет сформировать базу для овладения школьными знаниями.
(Сл.15) – фотографии
(Сл.16)
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСГРАФИИ
Эти упражнения вполне подходят для выполнения детьми дошкольного и младшего школьного возраста:
Возьмите с ребенком книгу, с которой он еще не знаком. Желательно, чтобы текст был напечатан средним шрифтом, а также был немного скучным, чтобы внимание ребенка не отвлекалось на содержание. Дайте задание найти и подчеркнуть в тексте конкретную букву, например С или П, О или А и т.д..
Немного усложните задание: пусть ребенок ищет конкретную букву и подчеркивает ее, а букву, следующую за ней, – обводит или зачеркивает.
Предложите ребенку отмечать схожие парные буквы, такие как Л/М, Р/П, Т/П, Б/Д, У/Ю, А/У, Д/Г и т.д.
Продиктуйте ребенку небольшой отрывок текста. Его задача – писать и проговаривать вслух все, что он пишет, именно так, как это пишется. При этом нужно подчеркивать слабые доли – те звуки, которым не уделяется внимания при произношении, к примеру, мы говорим: «на стАле стАит чашка с мАлАком», а пишем: «на стОле стОит чашка с мОлОком». Вот именно эти доли ребенок должен подчеркнуть. Это же касается дописывания и четкого проговаривания окончаний слов.
(Сл.17)
Упражнение для развития внимания и крупной моторики – движений тела, рук и ног. Суть состоит в том, что ребенок проводит ручкой или карандашом непрерывную линию, не меняя положения руки и листа. Лучше всего для этого подходят специальные сборники рисунков, узловые точки которых отмечены порядковыми номерами для соединения.
Объясните ребенку отличия между твердыми и мягкими, глухими и звонкими звуками. Затем дайте задание подбирать слова на каждый из звуков и делайте вместе с ним анализ слов: из каких букв, слогов и звуков они состоят. Для удобства и наглядности можно использовать различные предметы.
Тренируйте почерк ребенка. Для этого полезно использовать тетрадь в клеточку, чтобы ребенок писал слова, размещая буквы в отдельных клетках. Следите за тем, чтобы буквы полностью заполняли пространство клеток.
Помните, что грамотный подход в воспитании, забота и внимание к ребенку, а также предельная внимательность к процессу его развития помогут вам вовремя распознать отклонения и принять меры по их коррекции и устранению.
(Сл.18)
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСГРАФИИ
Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
Обстановка должна быть спокойной, ребенка ничто не должно отвлекать
Подбирайте задания в соответствии возрастом и возможностями ребенка
В случае затруднений помогайте ребенку, но не выполняйте задания сами
Не учите ребенка иностранным словам, если он еще не готов к этому психологически
В повседневном общении говорите как можно правильнее и четче
Не повторяйте за ребенком слова и фразы, которые он произносит неправильно
Не забывайте внимательно подбирать инструменты для письма
Оказывайте психологическую поддержку ребенку, ведь нередко дети с дисграфией чувствуют себя «не такими, как все»
Никогда не ругайте ребенка за ошибки
Поощряйте и хвалите ребенка за любые, даже самые незначительные успехи
(Сл.19)
Коррекция нарушений письменной речи.
Выделяют основные нарушения письменной речи:
1. Трудности в овладении письмом. Встречается в подготовительной группе в 6–7 лет и в первом классе, проявляется в нечетком знании алфавита. Дети испытывают сложности при переводе звука в букву, и при переходе от печатной буквы к письменной, кроме того испытывают трудности звукобуквенного анализа и синтеза.
2. Нарушение формирования процесса письма. Встречается в 1–2 классе в 7–8 лет, когда дети смешивают печатные и письменные буквы, пропускают слоги, слова.
3. Дисграфия. Многочисленные стойкие, повторяющиеся ошибки на письме. Эти ошибки возникают из-за несформированности или нарушения психических функций (двигательных, сенсорных, речевых, нарушением механизмов организации деятельности), обеспечивающих процесс письма. Диагноз ставится логопедом тогда, когда ребенок овладел техникой письма, в 8–8,5 лет.
(Сл.20)
ВИДЫ ДИСГРАФИИ (В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ)к
Сегодня специалисты разделяют дисграфию на пять основных форм, каждая из которых зависит от того, какая конкретно письменная операция нарушена или не сформирована. Однако на практике какой-либо вид дисграфии в чистом виде встречается достаточно редко, т.к. в большинстве случаев дисграфия принимает смешанную форму, но с преобладанием какого-либо вида. Установить же его можно по характерным признакам.
(Сл.21)
1. АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ
Акустическая дисграфия – характеризуется нарушением фонематического распознавания звуков.
СИМПТОМЫ: проявляется в заменах букв, соответствующих близким звукам: свистящие, шипящие, звонкие, глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав. Кроме того, проявляется в неправильных обозначениях мягкости на письме (ПИСМО ЛУБИТ, в смешениях лабиализованных гласных даже в ударном положении (ТУЧА — ТОЧА, ЛЕС — ЛИС).
(Сл.22)
ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
Основные задачи коррекционного обучения:
-Развитие фонематического восприятия.
-Обучение простым и сложным формам звуко-буквенного анализа и синтеза слов.
-Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.
-Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
-Определение положения звука по отношению к другим звукам.
Для коррекции можно использовать специальные альбомы и методические рекомендации к ним.
(Сл.23)
2. ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ
Оптическая дисграфия – характеризуется неразвитым зрительно-пространственным восприятием.
СИМПТОМЫ:
Симптоматика проявляется в заменах и искажениях букв на письме:
графически сходные, состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве (в-д, т-ш);
включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (и-ш, л-м, х-ж);
зеркальное написание букв;
отрыв элементов букв;
лишние элементы (шишки — шишшики).
(Сл.24)
ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
Основные задачи коррекционного обучения:
Развитие и формирование пространственных и временных представлений.
Развитие конструктивного праксиса.
Развитие мнестических представлений.
Развитие графомоторных навыков и умений.
Развитие навыка звукобуквенного анализа и синтеза.
Дифференциация смешиваемых букв.
Для коррекции можно использовать специальные альбомы и методические рекомендации к ним.
(Сл.25)
3. ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЙ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза — это дисграфия, в основе которой лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.
СИМПТОМЫ ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЙ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
На письме проявляется в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее распространенными при этой форме дисграфии являются искажения звуко-буквенной структуры слова.
• пропуски согласных при стечении (диктант — дитант);
• пропуски гласных (собака — сбака);
• перестановка букв (тропа — ртопа);
• добавление букв (таскали — тасакали);
• пропуски, добавления, перестановки слогов (табурет-бутарет);
• нарушения деления предложения на слова.
(Сл.26)
ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЙ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Основные задачи коррекционного обучения:
Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.
Развитие навыков слогового анализа и синтеза
Развитие языкового анализа и синтеза:
Формирование самоконтроля за собственной письменной продукцией.
Для коррекции можно использовать специальные альбомы и методические рекомендации к ним.
Упражнения для коррекции дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза (примеры):
1. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
2. Уметь выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.
3. Уметь выделять гласный звук из слога и слова. Определить гласный звук и место его в слове (начало, середина, конец слова).
4. Назвать гласные в слове.
5. Записать только гласные данного слова.
6. Выделить гласные звуки, найти соответствующие буквы.
7. Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов.
8. Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру.
9. Записать слова в два столбика (разложить картинки на 2 группы) в зависимости от количества слогов.
10. Выделить первый слог из названий картинок, записать его.
11. Объединить слоги в слове, предложение, прочитать полученное слово или предложение, (например: “улей”, “домик”, “машина”, “луна”, “жаба”). После выделения первых слогов получается предложение: У дома лужа.
12. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки:
__буз, ут__, лод__, ка__, ка__даш.
13. Составить слово из слогов, данных в беспорядке (нок, цын, лас, точ, лес, ка).
14. Найти в предложении слова с определённым количеством слогов.
Игра “Отгадайте, кого я называю?”
Цель: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.
Учитель предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает.
Например: учитель хлопает 3 раза, учащиеся считают, затем встают (Се-рё-жа, А-ри-на).
Игра “Перевёртыши”.
Цели: развитие умения составлять слова; накопление в памяти слоговых образов.
Оборудование: карточки со слогами (4–6) каждому играющему.
Учитель называет два слога, дети находят карточки с данными слогами и составляют сначала одно слово, затем, переставив слоги, другое: сос, на; чай. КА; вес, на; кА, мыш; бан, кА; ла, ска” ни, тка; ра. Но; кА, кой.
Игра “Цепочка”.
Цель: развитие умения подбирать слова по одному данному слогу.
Один из учеников записывает на доске слово по слогам, следующий подбирает слово, которое начинается с последующего слога данного слова (ок-но, но-ра, ра-ма).
(Сл.27)
4. АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ
Артикуляционно-акустическая дисграфия - характеризуется нарушением артикуляции и восприятия фонематики (фонематического слуха), а также трудностями в звукопроизношении.
СИМПТОМЫ АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
замены, пропуски, соответствующие заменам и пропускам в устной речи (иногда такие ошибки могут быть и после коррекции устной речи).
замены и смешивания парных звонких и глухих согласных (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш);
замены и смешения свистящих и шипящих (ж-ш);
замены и смешения аффрикат и компонентов, входящих в их состав (ч — т’);
замены и смешивания гласных первого ряда и второго ряда при обозначении мягкости согласных (а-я, о-ё, у-ю);
пропуски мягкого знака, при обозначении мягкости согласного;
замена и смешение гласных: о, у, е, и.
(Сл.28)
ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
совершенствование речевых навыков;
формирование соответствующих предпосылок интеллекта;
формирование кинестезий и развитие фонематического восприятия;
формирование навыка поэтапного контроля за процессом и результатом письма.
Для коррекции можно использовать специальные альбомы и методические рекомендации к ним.
Упражнения для коррекции артикуляционно-акустической дисграфии (примеры):
Упражнения на различение звуков:
-Предложить придумать слова со звуком С и Ш.
-Поднять букву С или Ш в зависимости от раличия ее в услышанном слове.
-Выкладывание под буквами С и Ш картинок, в которых содержатся эти звуки.
-Письменные упражнения в подборе пропущенной буквы в слове (кры_а, кры_а –крыШа, крыСа).
(Сл.29)
5. АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ
Аграмматическая дисграфия – характеризуется проблемами в лексическом развитии и развитии грамматического строя речи.
СИМПТОМЫ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
· неправильное употреблении предлогов, рода, числа;
· пропуск членов предложения;
· нарушение последовательности слов в предложении;
· искажение морфемного строя слова;
· замены приставок и суффиксов;
· нарушение конструкции предложения;
· изменение падежа, местоимений и числа существительных;
· нарушение смысловых связей в предложении и между предложениями.
(Сл.30)
ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
Для формирования грамматического строя речи проводится следующая работа:
Работа над словоизменением
Работа над предлогами
Работа над словообразованием
Обогащение словарного запаса
Для коррекции можно использовать специальные альбомы и методические рекомендации к ним.
Упражнения для коррекции аграмматической дисграфии (примеры)
- Поиграй с волшебными суффиксами - ИК-, -ИЩ-, -ИН-. Преврати предметы для гнома в маленькие, а для великаны в большие
РУКА НОГА ДОМ
СТОЛ УСЫ НОС
- Почему их так назвали?
Образец: Пчеловод разводит (кого) ... .
Рыболов, лесоруб, пчеловод, свинопас, цветовод, землекоп, дровосек, садовод, сталевар, полотер, скотовод;
- Закончить предложения, используя слова, данные в скобках.
Стол изготовлен из ... . Стакан сделан из ... . Сапоги сшиты из ... . Коньки сделаны из ... . Носки связаны из ... . Шубка сшита из ... .
Слова для справок : шерсть, стекло, кожа, дерево, мех, сталь.
- Замени словосочетания из существительных словосочетаниями из прилагательных. Ветка сосны – сосновая ветка; кора дуба----- ; поля картофеля – -----; зверь леса – -----; цветок поля – ------ .
(Сл.31)
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С ЗПР
Психолого-педагогическая коррекция на протяжении всего ее срока должна быть систематической, комплексной, индивидуализированной.
Основные методы и приемы коррекционной работы для детей с ЗПР:
1. Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями.
2. Учет индивидуальных и личностных особенностей детей в ходе развивающей и обучающей деятельности. Работоспособность у детей с ЗПР на занятии длится 15-20 минут.
3. Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.
4. Использование многократных указаний, упражнений.
5. Повторное объяснение материала и подбор дополнительных заданий.
6. Коррекционный материал должен преподноситься небольшими дозами.
7. Усложнение предлагаемого материала следует осуществлять постепенно.
8. Переключение внимание ребенка с одного вида деятельности на другой в процессе занятий.
9. Использование на занятиях красочного дидактического материала и игровых моментов.
10. Проявление большого такта со стороны учителя. Очень важно говорить с ребёнком мягким, доброжелательным тоном и поощрять его за малейшие успехи.
11. Поэтапное обобщение проделанной на занятии работы.
Важным моментом в организации системы коррекционно-развивающего обучения является динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка.
(Сл.32)
По характеру направленности методы коррекционной работы подразделяются на методы «прямого воздействия» и методы «обходных путей». Кроме методов, обеспечивающих успешность усвоения материала, на уроках можно использовать различные приёмы. Приёмы, помогающие запоминать зрительный образ буквы детям, допускающим оптические ошибки (по И.Л. Калининой):
лепка из пластилина;
выкладывание букв из палочек, спичек, верёвочек, мозаики; вырезание из цветной бумаги;
вычёркивание заданной буквы из текста;
узнавание букв на ощупь;
рисование букв в воздухе; списывание с печатного и письменного текста.
(Сл.33)
Приёмы, коррегирующие языковой анализ и синтез и устраняющие аграмматизмы:
работа с деформированным текстом (тексты с нарушением структуры слов, тексты с нарушением структуры предложения или всего высказывания, тексты на восстановление порядка частей, предложений, грамматических связей между словами в предложении, порядка слов в предложении, тексты с исключением).
Для коррекции фонематического восприятия на уроках можно использовать следующие приёмы:
звуко-буквенный анализ слов; игры со звуковыми и слоговыми деформациями слов;
работа с деформированными текстами со вставками лишних букв, с неправильной разбивкой на слова;
письмо по памяти;
проговаривание при письме.
(Сл.34)
Итак, влияние речевого дефекта на процесс формирования личности можно значительно ослабить или свести к нулю, если начать раннюю коррекцию. Это обусловливает необходимость проведения специальной работы по восполнению пробелов в речевом развитии детей. Эффективна коррекционная помощь, оказываемая в сензитивный для речи период: в возрасте от 2,5 до 7 лет, т.е. в период, когда идет активное становление речевой функции. Мы не столько исправляем речь, сколько формируем ее, направляя в нужное русло, стимулируя положительные проявления и затормаживая отрицательные. В результате можно добиться полной компенсации речевого недоразвития еще до поступления ребенка в школу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выготский Л.С. Мышление и речь.//Сбор. соч.- М., 1982.- Т.2.
2. Бабкина, Н. В.Особенности познавательной деятельности и ее
саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Н. В. Бабкина // Дефектология. - 2002.-№ 5. - С.40 - 45.
3. Бабкина, Н. В. Формирование саморегуляции познавательной
деятельности у детей с ЗПР в различных условиях обучения [Текст] / Н. В. Бабкина // Дефектология. - 2003. - № 6. - С.46 - 50.
4. Баряева, Л. Б. Логопедическая работа по развитию связной речи
дошкольников с задержкой психического развития (на модели обучения рассказыванию по картине) [Текст] / Л. Б. Баряева, И. Н. Лебедева // Логопедия. - 2005. - № 1. - С. 11 - 21.
5. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с
ЗПР[Текст] / Л.Н. Блинова. – М., 2002.
6. Борякова, Н. Ю. Исследование лексико-грамматического
компонента языка у дошкольников с ЗПР [Текст] / Н. Ю. Борякова, Т. А. Матросова // Логопедия. - 2005. - № 1. - С. 47 - 51.
7. Гвоздев А.Н. Формирование у ребёнка грамматического строя
русского языка. М.,1949
8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи.М.,1961
9. Голубева, Г. Г. Нарушение звукослоговой структуры слова у
дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Г. Г. Голубева // Логопедия. - 2004. - № 1(3). – С. 49 - 52.
10. Глухов, В. П. Исследование особенностей связной речи старших
дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи [Текст] / В. П. Глухов ; В. П. Глухов, М. Н. Смирнова // Логопедия. - 2005. - № 3. - С. 13 - 24.
11. Дети с задержкой психического развития [Текст] / под ред.
Власовой Т.А. – М.,1984.71
12. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной
школе : пособие для учителя, логопеда, психолога, дефектолога [Текст] – М., 2005.
13. Дмитриева, Е. Е. Коррекция коммуникативной деятельности у
старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Е. Е. Дмитриева
14. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. -
№ 6. - С.11 - 17.
15. Зикеева, А. Г. Формирование сложных союзных конструкций у
младших школьников с нарушениями развития [Текст] / А. Г. Зикеева//
Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004.-№ 3. - С. 37 - 43.
16. Зорина, С. В. Нарушения формирования грамматического строя
речи у детей с задержкой психического развития [Текст] / С. В. Зорина
//Логопедия. - 2005. - № 3. - С. 35 - 40.
17. Зорина, С. В. Коррекция нарушений грамматического строя речи
у детей с ЗПР / С. В. Зорина// Логопед в детском саду. - 2006. - № 3. - С. 27 -31.
18. Киселёва, В. А. Выявление предпосылок нарушений письменной
речи у дошкольников с ЗПР [Текст] / В. А. Киселёва // Дефектология. - 2005. - № 6. - С. 41 -47.
19. Кондратьева, С. Ю. Комплексные занятия по обучению
рассказыванию и формированию элементарных математических
представлений у детей с задержкой психического развития [Текст] / С. Ю. Кондратьева //Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 41 - 44.
20. Кондратьева, С. Ю. Развитие связной речи дошкольников с
задержкой психического развития на модели обучения рассказыванию по картинке [Текст] / С. Ю. Кондратьева // Дошкольная педагогика. - 2005. - №.1. - С. 31-33.
33
Кияйкина Наталья Федоровна