12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
ольга30
0

Эффективность низкоэнергетического магнитолазерного воздействия в коррекции речевых нарушений у детей с задержкой психического развития

О. В. Супрун, учитель-логопед

ГОБОУ ЦППРК г. Великий Новгород

ЭФФЕКТИВНОСТЬ НИЗКОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО МАГНИТОЛАЗЕРНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Смоленский государственный университет

A unique method of low level laser therapy has been applied for treating children aged 8-9 with mental retardation and general mulfunction of speech. LLLT comparing to the test group has led to 80% improvement in phonetic hearing and speed of reading and to the descrease of spicific errors in reading and writing.

Проблема оказания помощи детям, страдаю­щим минимальными мозговыми дисфункциями (ММД) с задержкой психического развития (ЗПР) и имеющим различные варианты общего нарушения речи, несомненно, является актуальной, не только потому, что их количество постоянно и неуклонно увеличивается, но и по причине недостаточной эф­фективности существующих методов реабилитации. Следует, кроме того, подчеркнуть, что одновременно с увеличением количества детей с ЗПР, повышается количество детей с органическими нарушениями цен­тральной нервной системы, которые плохо поддаются лечению у невропатолога, психолога, дефектолога и логопеда. При этом на рост распространенности та­ких нарушений отчетливо влияют следующие меди­ко-социальные факторы [1-3]:

отсутствие целенаправленной реабилитаци­онной работы детских дошкольных учреждений и школ, в том числе и логопедической, а также недос­таточная активность и эффективность существующих методических подходов;

недостатки медицинской помощи при бере­менности, протекающей с фетоплацентарной недос­таточностью, патологическим течением родов и вы­хаживанием детей с до- и послеродовыми осложне­ниями;

ухудшение социально-экономической об­становки.

С точки зрения повышения эффективности реабилитации детей с этой патологией остается весь­ма актуальным наряду с повышением уровня профи­лактических и лечебных мероприятий во время пре- натального, натального, постнатального и сензетив- ного (с 4 до 7 лет) периодов развития ребенка про­должение активной коррекции расстройств речи, обу­словленных задержкой психического развития при органических поражениях ЦНС, также и в школьный период [4].

В комплексной реабилитации детей с данной патологией хорошие перспективы представляет ис­пользование новых инновационных технологий, в том числе воздействия низкоэнергетического магнитолазерного излучения [5-11]. Тем более, что, с одной стороны, при любых вариантах ЗПР при органиче­ских расстройствах ЦНС основным патогенетическим звеном патологического процесса служит значитель­ное снижение энергетического и биоэлектрического потенциалов всех структур головного мозга [5], а, с другой стороны, в сериях научно-прикладных разра­боток выяснено, что низкоэнергетическое магнитолазерное излучение обладает уникальной и универсаль­ной системой коррекции этих расстройств с морфо- функциональной реституцией самих структур [6].

Динамические исследования проведены у 20 школьников 8-9 лет, у которых на фоне органических нарушений ЦНС, ММД имеется ЗПР, речевые нару­шения. Первую (контрольную) группу составили 10 детей, которым проводили традиционную коррекцию (невропатолог, психолог, логопед в специальной об­щеобразовательной школе). Вторую (основную) груп­пу составили 10 их сверстников, в комплексную реа­билитацию которых включали курсовую низкоэнерге­тическую магнитолазерную терапию (НЭМЛТ).

Логопедом школы были обследованы дети экспериментальной и контрольной групп по 23 тра­диционным параметрам, в том числе: фонетическая и фонематическая сторона речи; словарный запас; грамматический строй речи; составление рассказа; чтение и письмо. Обследование выявило у всех детей нарушение устной и письменной речи. По результа­там обследования была составлена коррекционная программа работы по преодолению речевых наруше­ний, которая состояла из групповых и индивидуаль­ных занятий как с детьми из контрольной группы, так и из экспериментальной. Учащиеся обследовались еще два раза: в середине и в конце эксперимента.

Лечебно-профилактические процедуры осуще­ствляли путем воздействия низкоэнергетическим магнитолазерным излучением транскраниальным доступом на височные проекции зон Брока и Верни- ке, а также на теменную и параорбитальные области с акцентом на проекции гипоталамо-гипофизарных зон. Использовался отечественный полупроводниковый магнитолазерный аппарат «Изель-Виктория» (в от­ношении лазерной опасности соответствует 1 классу по ГОСТ Р50723-94 и не требует средств индивиду­альной защиты), генерирующий непрерывное излу­чение в ближнем инфракрасном диапазоне волн (810- 880 НМ) при средней плотности мощности излучения на выходе 0,1 мВт/см2. Воздействовали также шестью инфракрасными светодиодами средней мощностью 4,9 мВт/см2 с диаметром потока излучения 34 мм. Магнитная индукция на выходе излучающей головки под кольцевым магнитом 40 мТл. Кроме того приме­няли аппарат для квантовой терапии «Очки профес­сора О.Панкова» по авторской методике. Встроенные в оправу очков источники квантового излучения обеспечивают терапевтическое воздействие низко­энергетическим излучением в видимой области спек­тра в диапазоне длин волн 600-660 Нм с максимумом излучения на длине волны 630 Нм. Режим излучения импульсно-периодический. Частота следования им­пульсов 1,2 Гц с модуляцией 3 Гц. Средняя мощность излучения 50 мкВт. Облучение переднего отрезка глаза (роговица, радужка, корень радужки, зоны склеры экватора), сетчатки глаза и биологически ак­тивных точек опосредованно воздействует и на структуры головного мозга. Опыт показывает, что такое лечение психологически комфортно, неинвазивно, асептично, безболезненно, безвредно, контро­лируемо и не дает негативных последствий.

Сеансы терапии, проводились в медицинском кабинете школы через день. Курс терапии составляют 15-20 лечебных сеансов, сеанс по 10-12 минут на ре­бенка.

Итоговый сравнительный анализ результатов, полученных в процессе динамического исследования наблюдаемых групп детей, позволил установить, что в целом эффективность клинико-педагогических по­казателей при включении в комплекс существующей методики реабилитации коррекции речевых наруше­ний у школьников с ЗПР курсовой НЭМЛТ оказалась значительно выше, чем в контрольной группе. При сопоставлении показателей по указанным выше 23 параметрам, объективно характеризующим уровень развития речи и отслеженным в динамике до и после курса НЭМЛТ, выявлено, что в основной группе на­блюдения эффективность развития речи после двух курсов терапии возросла в 1,8 раза по сравнению с контрольной группой. Кроме того, что не менее важ­но, по результатам логопедического обследования у детей основной группы обнаружено существенное улучшение навыков самоконтроля (работа с дефор­мированными текстами), повышение выразительно­сти и скорости чтения, понимания прочитанного, что наблюдается на фоне уменьшения временного перио­да звукопостановки, сокращения специфических ошибок в письме и при чтении, тогда как в контроль­ной группе явной положительной динамики не было отмечено.

Повышение эффективности логопедической работы при применении НЭМЛТ привело к улучше­нию успеваемости учащихся.

Достоверность и объективность этих оценок подтверждена независимой экспертизой преподавате­лей, не участвовавших в испытаниях и не знающих, к какой группе относится тот или иной ребенок, т.е. какая методика речевой коррекции была использова­на при их реабилитации (двойной слепой опыт).

 

Выводы

Применение низкоэнергетического магнито- лазерного излучения для терапии школьников, стра­дающих минимальными мозговыми дисфункциями с задержками психического развития и имеющих раз­личные варианты общего нарушения речи, значи­тельно повышает действенность традиционного лече­ния и медико-педагогических мероприятий.

Полученные данные позволяют рекомендо­вать данный метод к возможно более широкому вне­дрению в практику.

Маслова А.И. // Русский мед. журн. 2000. №8(18). С.746-748.

Шкловский В.М., Лукашевич И.П., Мачинская Р.И. // Дефектология. 2001. № 2. С.20-27.

Ясюкова JI.A. Оптимизация обучения и развития детей с ММД: Метод, руководство. СПб, 2000. С.3-8.

Применение магнитолазерного терапевтического аппара­та на арсениде галлия: Метод, рекомендации / Под ред. О.К.Скобелкина, М., 1991. С.6-7.

Картелишев А.В. Магнитолазерная терапия в психиатрии и психоэндокринологии. М.; Калуга, 2003. С. 12-75.

Картелишев А.В. с соавт. Механизмы и эффективность курсовой лазерной терапии при цереброваскулярных расстройствах // Современные возможности лазерной те­рапии. Мат. XIV науч-практ. коиф. В.Новгород, ноябрь 2003 г. В.Новгород; Калуга, 2004. С.86-100.

Тетерина Т.П. Свет, глаз, мозг. Калуга, 1998. С.122-123.

Супрун О.В.. Уральский В Н., Картелишев А.В. и др. // Вестник Академии (ЛАН РФ). 2005. №3. С.2.

Уральский В.Н. // Вестник Академии (ЛАН РФ). 2001. №3 (5Х). С.2.

Уральский В Н. Применение низкоинтенсивных полу­проводниковых лазеров в педиатрии: Метод, рекоменда­ции. В. Новгород, 2003. С. 13-17.

Уральский В.Н., Супрун О.В., Картелишев А.В., Брайт- фельд В Н. Применение низкоэнергетического магнито­лазерного излучения в комплексной терапии школьников с задержкой психического развития, общим нарушением речи, астигматизмом // Современные возможности ла­зерной медицины и биологии. Маг. XV иауч.-практ. конф. В.Новгород, ноябрь 2005 г. В.Новгород; Калуга, 2006. С.44-56.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.