Статья «Использование элементов биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ»

0
0
Материал опубликован 13 March 2022

Использование элементов биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья


Повышение эффективности коррекционной логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с клиническим диагнозом «дизартрия», является на данный момент одной из актуальных проблем логопедии.

Актуальность выбранной темы обоснована тремя взаимосвязанными основными проблемами. Во-первых, в настоящее время одной из актуальных проблем логопедии является проблема преодоления дизартрии — как одного из наиболее часто встречающихся нарушений произносительной стороны речи в дошкольном возрасте и представляющим собой значительную трудность для коррекции. Во-вторых, своевременное проведение коррекционной работы на основании метода биоэнергопластики позволит наиболее эффективно скорректировать сложные нарушения звукопроизносительной стороны речи данной категории детей, а также обеспечить профилактику вторичных нарушений речевого развития. В-третьих, в результате биоэнергопластических упражнений улучшается не только речь ребенка, но также память и внимание, происходит развитие межполушарного взаимодействия.

Дизартрия возникает, когда скорость, сила и объем движений органов речи ограничены. Причиной этого является парез (ограничение движения) мышц артикуляционного аппарата. Прежде всего, ограничен в движениях основной орган артикуляции – язык. Он становится неловким, непослушным, при высовывании может отклоняться в сторону. Затруднено движение и других частей речевого аппарата (губ, неба, голосовых связок, диафрагмы). Мышцы лица малоподвижны, поэтому мимические движения невыразительные и однообразные. Ребенок с трудом надувает щеки, хмурит и поднимает брови. Часто наблюдаются содружественные движения (синкинезии), например, когда ребенок пытается поднять язык с помощью нижней губы и челюсти. При выполнении движений обычно усиливается слюнотечение, которое тоже является одним из характерных признаков дизартрии. Неразборчивая речь при дизартрии обусловлена не только расстройством собственно артикуляции, но и нарушением речевого дыхания, голосообразования и просодики (О.А.Токарева, 1969; Р.И.Мартынова,1969; Г.В.Гуровец, С.И.Маевская, 1978). Для дизартрии характерна невыразительность речи, монотонность интонации, назальный оттенок голоса.

В исследованиях М.М. Кольцовой, Е.И. Исениной отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью сформированности у него пальцевой моторики. В литературе последних лет описаны приемы развития мелкой моторики у детей (с задержкой речевого развития – Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., с заиканием – Белякова Л.И., Рычкова Н.А., с дизартией – Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В.). Все авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев.

При коррекции произношения звуков логопеды традиционно используют упражнения артикуляционной гимнастики, которая включает задания на тренировку подвижности и переключаемости органов артикуляционного аппарата, отработку определенных положений губ, языка, челюсти, необходимых для правильного произношения звуков.

Значительно расширить спектр решаемых в ходе логопедического занятия коррекционных задач можно за счет сочетания традиционных упражнений артикуляционной гимнастики с движениями кистей рук.

Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика. Неоценимую помощь детям с дизартрией могут оказать логопедические занятия с применением данного метода. Биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка; соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Если разбираться глобально, то все в этом мире обладает энергией. Это касается и человеческого сознания и подсознания. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. Для логопедической работы наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Особенность работы с применением биоэнергопластики:

артикуляционные упражнения выполняются по стандартным методикам;

к артикуляционному упражнению присоединяется рука.

в упражнениях применяются игровые персонажи, счёт, музыка, стихи.

Использование биоэнергопластики у детей с нарушениями речи:

первично активизирует естественное распределение биоэнергии в организме ребенка;

стимулирует интеллектуальную деятельность;

развивает координацию движений, мелкую и общую моторику;

развивает артикуляционный аппарат;

формирует эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние, активизирует психические процессы

Этапы работы:

Диагностический

Подготовительный

Подготовительный

Основной

Заключительный

На первом (диагностическом) этапе в начале учебного года я провожу подробное обследование строения и подвижности органов артикуляции общеизвестными методами и приёмами.

После обследования подбираю комплекс упражнений с учётом нарушенных звуков.

На втором (подготовительном) этапе провожу индивидуальные занятия, на которых ребёнка знакомлю с органами артикуляции, выполняя упражнения для губ, языка или челюсти по традиционным методикам, используя сказки о Язычке, фигурки на фланелеграфе. Упражнения выполняем сидя перед зеркалом, при этом я сопровождаю гимнастику движениями ведущей руки. Таким образом, ребёнок привыкает к движениям руки и запоминает их. Рука ребёнка в упражнения не вовлекается.

Начинать следует с упражнения “Птенчики”, поскольку важно научить ребенка широко открывать рот – это залог произнесения многих звуков и общей внятности речи. Темп выполнения – медленный. Рот открыт – счет до пяти. Рот закрыт – счет до пяти. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный логопедом, на его счет и образец движения руки. Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. На счет – один – челюсть опускается на ширину двух пальцев, язык лежит свободно, кончик у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются. Во время тренировки необходимо следить за тем, чтобы голова не наклонялась, все внимание должно быть сосредоточено на опускании челюсти. Показ кистью руки: четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх.

Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными. Упражнение “Часики” сопровождает сжатая ладонь с выпрямленным вверх указательными пальцами, которые двигаются под счет влево — вправо.

Качели” — движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.

Футбол” — ладонь правой руки сжата в кулак, на левой руке пальцы выпрямлены. Под счет пальцы меняют свое положение «Фонарики».

Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу:

Улыбка” — пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.

Хоботок” — ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

Жало”, “Змейка” — пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.

Лопаточка” — большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.

Чашечка” — пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки”.

Парус” — сомкнутая ладонь поднята вверх.

Горка” — согнутая ладонь опущена.

На третьем (подготовительном) этапе выполняем упражнения для губ, челюсти и языка с подключением ведущей руки ребёнка. Дети с доминантной правой рукой и амбидекстры работают правой кистью, леворукие дети – левой. На этом этапе я вместе с ребёнком выполняю упражнение, сопровождая показ движением кисти одной руки. Такая артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой выполняется в течение двух месяцев, за этот период ребёнок научится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. Движения кистей рук должны быть раскрепощёнными, необходимо следить за тем, чтобы рука в кисти не напрягалась.

На четвертом (основном) этапе к артикуляционным упражнениям подключается другая рука ребёнка. Ребёнок выполняет артикуляционное упражнение и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движения органов речевого аппарата. Я так же сопровождаю выполнение упражнений движениями руками.

На пятом (заключительном) этапе, когда ребёнок полностью освоит упражнения, я рассказываю сказку, а ребёнок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата.

Такая пальцево-речевая гимнастика продолжается весь учебный год. Я слежу за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяю счет, музыку, стихотворные строки. При этом двумя руками продолжаю давать четкий образец движения.

Данные упражнения использую в своей работе уже более 14 лет. Впервые я познакомилась с ними, когда изучала программу кинезиологической коррекции А.Л.Сиротюк. Элементы биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта методами кинезиологии. Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергоплатики, поскольку под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшаются внимание, память, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости. Недопустима малейшая небрежность.

Перспективность применения метода биоэнергопластики в логопедической практике обуславливается высокими образовательными возможностями: при совместных движениях речевого аппарата и кистей рук, особенно, если эти движения пластичны и свободны, в организме происходит распределение энергии. Биоэнергопластика оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей. Создает предпосылки к развитию координации, произвольности поведения, внимания, памяти и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.

Ценность и преимущества применяемой технологии:

Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.

Универсальность – метод биоэнергопластики могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

Простота применения – финансовые затраты небольшие.

Вариативность, творческий подход (использование стихов, сказок, оформление перчаточных кукол)

Применение биоэнергопластики успешно апробировано в течении 14 лет на базе нашего детского сада.

Результаты применения биоэнергопластики:

положительная динамика в развитии артикуляционной, пальчиковой моторики, развитии памяти, внимания, мышления, чувства ритма, ориентировки в пространстве;

значительное облегчение постановки и введения звуков в речь.

обеспечение успешности ребенка;

кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчает овладение навыком письма.

выстраивание преемственности в работе всех заинтересованных участников образовательного пространства в коррекции речи детей – логопедов, воспитателей, специалистов, родителей.

благотворное воздействие на психику ребенка, на его состояние физического и психического здоровья.

Благодаря использованию нетрадиционной техники биоэнергопластики в работе с детьми по коррекции дефектных звуков у детей - логопатов идет быстрее, эффективнее, так как работающая рука многократно усиливает импульсы, идущие к речевой зоне коры головного мозга от языка. Включение в гимнастику кинезиологических упражнений, синхронизирует работу больших полушарий, улучшает компенсаторные возможности головного мозга, тем самым способствует устранению дефектов.

БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА—новый, интересный, эффективный и перспективный метод коррекционной логопедической работы.

В заключение хочу напомнить слова В. А. Сухомлинского:

«Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее»



Список литературы:

1. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 64с. + вкл.8с.

2. Бушлякова, Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой / Р. Г Бушлякова.- М.: Издательство Детство-Пресс, 2011. - 240с.

3. Бушлякова Р.Г., Вакуленко Л.С. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.

4. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. //Дефектология. 1999. N4.

5. Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг. // Логопед.- 2007. N 4.

6. Крупенчук О. И. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств/ О. И Крупенчук, Т. А. Воробьева Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: Издательский дом Литера», 2009. – 96с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).

7. Лазаренко О. И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений/ О. И. Лазаренко.-М: Айрис-пресс, 2011.-32. – (Популярная логопедия).

8. Рогожникова М. В. Артикуляционные и пальчиковые игры – сказки / М. В. Рогожникова//Логопед. – 2008. - № 2. – с. 66 – 74.

9. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999.

10. Шинкаренко, Л. Н. Подготовка артикуляционного аппарата для постановки звуков с использованием дидактической куклы / Л. Н. Шинкаренко // Логопед – 2006. – № 6. – С.64-66.

11. Яблинская Т. А. Сопряженная гимнастика, или театр пальчиков и языка / Т. А. Яблинская, Силантьева Е. М. //Ребенок в детском саду. - 2008. - № 2. – С.42-46.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации