Статья «Инновационная деятельность педагога в современном образовании»
Христолюбова Наталья Николаевна
Учитель английского языка
МОУ Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 54 муниципального образования городской округ Люберцы Московской области
Инновационная деятельность педагога в современном образовании
Что может сделать процесс обучения в школе более качественным и интересным? Над этим вопрос, я думаю, задумывался каждый учитель. Педагогу хочется, чтобы его ученики были самыми способными и талантливыми, поэтому многие ставят целью своей работы развитие личности учащихся, их творческих способностей, формирование желания и умения учиться, усвоение системы знаний, умений, навыков осуществления разнообразных видов деятельности, укрепление физического и психического здоровья учащихся. Достижение данной цели возможно через внедрение в своей практике инновационных подходов в обучении, которые реализуются через те или иные образовательные технологии и методики, такие как (современные компьютерные технологии, проектный метод, развивающее обучение, модульное обучении, проблемное обучение и т.д.)
Инновация – это нововведение, которое обеспечивает качественный рост эффективности процессов в школе. Вот почему важна инновационная деятельность педагога. Она позволяет повысить качество образования.
Иностранный язык как учебная дисциплина играет важную роль в процессе формирования коммуникационной компетентности, способности к межкультурному взаимодействию, то есть свободное вхождение в мировое сообщество. Моя задача, как учителя, состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие инновационные методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.
С возрастанием роли информации в современном мире все большее и большее место в обучении занимают современные компьютерные технологии. Их использование на уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, расширяет их кругозор и позволяет применить личностно-ориентированную технологию интерактивного обучения иностранным языкам, т. е. обучение во взаимодействии.
На уроках английского языка с помощью современных компьютерные технологий (система тестирования Plickers, электронное приложение LearningApps) я решаю целый ряд дидактических задач: формирую навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствую умения письменной речи обучающихся; пополняю словарный запас; улучшаю грамматические навыки, формирую устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д.
Использование современных компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе помогает интенсифицировать и индивидуализировать обучение, способствует повышению интереса к предмету, даёт возможность избежать субъективной оценки. Использование компьютера в обучении английскому языку помогает учащимся преодолеть психологический барьер на пути использования иностранного языка как средства общения.
Современные компьютерные технологии являются инновационным средством подачи материала. Ученик сам становится главной действующей фигурой, а учитель активным помощником, и его главная функция – организация и стимулирование учебного процесса, поддержка и направление развития личности обучающихся, их творческого поиска. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учеников, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера, использование активных и интерактивных форм обучения.
В своей работе я широко применяют различные презентации, обучающие программы и сервисы на компьютере, электронные и интерактивные тетради, Интернет – ресурсы.
Проектная методика также является инновационным средством обучения и вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что влечет за собой повышенную мотивированную активность обучающихся. Каждый год ученик выполняет учебно-исследовательский проект по английскому языку и защищает его. Ребята обращаются к дополнительным источникам информации: тематическим сайтам, электронным словарям, анализируют, сравнивают, оставляя самое, по их мнению, главное.
Одной из главных особенностей проектной деятельности, на мой взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели.
За 2019-2020 учебный год были выполнены работы исследовательского и проектного характера по английскому языку: «Межкультурные связи России и Великобритании», «Разговорный американский», «Метериология. Анализ пословиц в английском и русском языках.», «Наружная и транспортная реклама», «Разработка путеводителя. Музеи и картинные галереи изучаемого языка», «Презентация своего бизнеса» и т.д.
Результатом внедрения инновационных методик в работе учителя является положительный микроклимат в классе, в котором учащиеся чувствуют себя психологически и эмоционально комфортно, уверено, в следствие чего повышается качество обучения.