Инновационная деятельность педагога в современном образовании: преподавание психологии

7
0
Материал опубликован 20 January 2021 в группе

Автор: Мельникова Ирина Сергеевна,

Психолог, преподаватель психологии

ГБПОУ «ЧГКИПиТ»


«Инновационная деятельность педагога в современном образовании: преподавание психологии»

Работая с поколением учеников, рожденных после двухтысячного года, и сравнивая себя и своих одноклассников того же возраста, обучающихся в восьмидесятые - девяностые годы прошлого века, можно заметить значительное увеличение свободы самовыражения и самостоятельности суждений современных молодых людей.

Информационное пространство расширяет границы представлений об окружающем мире, где использование принципиально новых принципов и методов образования становится необходимым. Сегодня обучающиеся смело взаимодействуют с преподавателем, ожидая от него признания их достоинства и права на свое мнение.

Переход к такому самоощущению учеников требует и развития нового личностного навыка – осознанности, необходимого условия выживания в безразмерном потоке информации, мнений, коммуникаций, откликов и стимулов. Осознанность, как способность мыслить конструктивно, честно разговаривать с собой и понимать причины и следствия происходящего с человеком и окружающими, позволяет сохранить целостность личности и эффективность ее деятельности.

Формирование осознанности дает максимальные возможности для учебной или профессиональной состоятельности человека, в которой значимую роль занимает личностное благополучие и наличие соответствующих данной профессии, специальности, изучаемому предмету, качеств.

И, наконец, участие образовательных организаций в различных инновационных площадках, таких как «Бизнес – ориентированное образование», является следствием всего описанного и углубляет внедрение современных подходов к образованию.

Так, преподавание психологии, как непосредственно предмета, формирующего и уточняющего убеждения обучающихся, эффективно осуществляется сегодня только с помощью современных подходов, таких как личностно-ориентированные инновационные методы обучения. Личностно ориентированные методы - это методы обучения направленные на организацию стратегии сотрудничества, понимания, помощи и уважения между педагогом и учащимися [5]. И акмеологический подход, заключающийся в разработке и реализации инновационных методов и средств обучения, направленных на формирование и развитие у учащихся творческого мышления, саморазвития, самообразования, самосовершенствования и самоконтроля [5], является логичным выбором способа освоения дисциплины «Психология» и создания конструктивных установок личности, как результата.

Кроме того, личностно-ориентированные методы позволяют образовательному процессу участвовать в решении задач подросткового возраста, в котором происходит ряд судьбоносных, глобальных изменений в человеке.

Начинаются интенсивный физический рост, когда внутренние органы не успевают приспособиться к обслуживанию больших габаритов, работают с напряжением, отсюда утомляемость, сонливость. Отражается на самочувствии и гормональная перестройка. Привычные для взрослого, но свершено новые для подростка дозы половых гормонов потрясают его организм [4 c.213]. В связи с интенсивностью выработки новых половых гормонов, начинается активное сексуальное развитие.

При этом добавляются трудные психологические процессы. Такие как сепарация – отделение личности от родителей. Подросток же не просто отстаивает независимость и самостоятельность — он стремиться перевести детско-родительские отношения на совершенно иной уровень. Его больше не устраивает роль ребенка. Выражаясь в терминах трансактного анализа Э. Берна, ребенок стремится совершить переход от схемы общения «Родитель-Ребенок» к схеме «Взрослый — Взрослый». Сепарационнионный инстинкт подростка выражаются в противлении любому, кто пытается контролировать или давить ради собственной выгоды [2 с.219].

Подросток решает задачу по отделению от родителей, по преодолению в своем сознании их незыблемого авторитета, ему приходится переживать разочарование во всемогуществе родителей, взрослых и жить своим умом [4 c.219].

Родители и педагоги часто оказываются не готовы к такому бунтарскому поведению, сам подросток дезориентирован новой реальностью. На этой почве происходит множество конфликтов, что также не способствует благополучному самоощущению. Доверие к взрослым значительно снижается. Как будто бы приходится решать все свои задачи самостоятельно.

Завершение формирования основных психических процессов, и как следствие, усиление потребности в ярких и разнообразных впечатлениях, требует постоянного эмоционального и информационного насыщения.

Принятие группой сверстников - потребность в принадлежности, также основная задача возраста. Уже в 10-12 лет для ребенка возрастает важность в его жизни группы сверстников, он осваивает горизонтальные, партнерские отношения. Это необходимый этап взросления и подготовки к жизни [4 c. 234]. Общаясь со сверстниками, он учится завоевывать авторитет, решать конфликты, понимать людей, переживать предательство, хранить верность, выбирать друзей, справляться с врагами [4 c. 247]. В свете разочарования в родителях, ухудшения отношений с ними, друзья зачастую в этом периоде становятся более значимыми и эмоционально близкими, чем семья.

Подросток с его личностной незрелостью просто не может абсолютно самостоятельно конструктивно преодолевать возникающие трудности. И здесь на помощь приходит внимание к его личности и его проблемам в процессе образования [3].

Очевидно, что преподавание, не учитывающее возрастные личностные особенности обучающихся, оказывается не эффективно.

Личностно-ориентированный акмеологический подход может быть реализован в преподавании психологии следующим образом:

В материалы для занятий включены актуальные примеры и вводная информация (высказывания блоггеров и других известных людей, видиоролики, отрывки из фильмов, притчи, сказки и рассказы современных авторов);

На первом занятии стоит обсудить правила, например: «Для того, чтобы вам было реально полезно и интересно на наших занятиях необходимо соблюдать правила уважительного отношения к членам группе. Запрещено высмеивать, нуважительно комментировать словесно или собственным видом, жестами высказывания одногруппников. Запрещено рассказывать об услышанном от одногруппников на занятиях за стенами аудитории, обсуждать, передавать информацию третьим лицам. Говорить можно только по одному, с разрешения преподавателя». Правила проговариваются, конкретизируются как вывод после разговора с группой о том, что такое безопасность личности, как проявляется уважение и неуважение. Такое вступление к курсу дает возможность всем проявить свое мнение и согласиться с правилами как принятыми совместно.

Введением к каждому занятию можно сделать технику «Воссоединение», когда каждый называет свои имя и фамилию и отвечает, рассуждает на какой-либо заданный преподавателем вопрос, ведущий к раскрываемой на уроке теме. Так, тема «Вербальное общение» начинается с задания: «сказать необычный комплимент своему соседу по парте». Ученику дается возможность быть услышанным, увиденным, почувствовать свою ценность, а также включиться в тему.

Изучаемый материал обсуждается всей группой и в парах, а затем делается совместный вывод. Обсуждения являются как «входом» в раскрываемый вопрос, так и примером, заключительной частью.

Исследуемые вместе с учениками, с их активным участием темы, осваиваются через упражнения и практические, тренинговые техники. Проживание, материала, вчуствование способствует качественному формированию предметных, метопредметных и личностных результатов, отлично формирует профессиональные и общие компетенции, когда речь идет о профессиональном образовании. Психологические знания действительно встраиваются в личность, меняя всю жизнь обучающегося.

Задания для самостоятельной работы становятся способами настоящей внутренней работы над собой и одновременно создают погружение в материал. Примером такого задания может быть:

«Проанализируйте свое восприятие 3 людей

ФИО

Какие факторы и как влияют на ваше восприятие данного человека. Какие искажения вы обнаруживаете?


Проанализируйте имидж данного человека и как он влияет на ваше восприятие?

Что бы вы посоветовали изменить в имидже человека?

Какая ведущая система восприятия (репрезентативная) у данного человека и почему вы так решили?»
















Или «Опишите 3 примера психологических игр в вашей реальной жизни».

Обучающиеся знают, и это также обсуждается на первом занятии, когда речь об этике психолога, что их личная информация, содержащаяся в заданиях, не будет доступна никому, кроме преподавателя – психолога.

И наконец, в завершении традиционная рефлексия становится психологическим «шерингом», на котором ученики говорят о том, что и как из услышанного сегодня они смогут использовать в своей личной и профессиональной деятельности.

Приведенные способы взаимодействия педагога с учеником

позитивно воздействуют на возрастные задачи подростка:

Уважительное, партнерское отношение к подростку снижет сепарационное сопротивление, дает необходимое признание его взрослой самостоятельной части;

Организация безопасного выражения мнения каждого ученика способствует укреплению его значимости в коллективе, сплачивает, сокращает дистанцию, часто показывает незнакомые для других качества человека.

Интерес к мнению подростка сокращает дистанцию между ним и взрослым человеком, дает ощущение поддержки и принятия. Возрастная тревога, чувство одиночества и непонятости уменьшается.

Актуальная, живая информация питает растущий разум нужными впечатлениями и эмоциями. Смена видов деятельности включает быстро утомляющийся мозг в работу, возвращая внимание.

Исследование своего «Я» способствует самоопределению, уточнению своих позиций, повышает внутреннюю организованность и функционирование личности.

Работа именно в данном подходе дает много вдохновения и творческой реализации педагогу, а живые, направленные на принятие, отношения с учениками наполняют удовлетворением от работы, таким важным для профилактики профессионального выгорания.

Таким образом, личностно-ориентированный инновационный подход эффективно решает поставленные образовательные и воспитательные задачи, давая возможности и педагогу и ученику раскрыть, увидеть, признать и использовать свои самые лучшие стороны, укрепляясь, набираясь силы и благополучия.

Список литературы:

Балыко Д. НЛП для родителей. 11 законов эффективного воспитания подростка/Диана Балыко. – М.: Эксмо, 2009. – 256 с.

Волошкина, О. В. Привязанность и ее влияние на процессы сепарации / О. В. Волошкина. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2018. — № 49 (235). — С. 219-221. — URL: https://moluch.ru/archive/235/54572/ (дата обращения: 07.04.2020).

Мельникова И.С., Самарин А.Д. Выявление потребностей, удовлетворяемых употреблением психоактивных веществ подростками. Исследовательская работа, ЧГКИПиТ, - 2020 г.

Петрановская Л.В. Большая книга про вас и вашего ребенка. – М: Издательство АСТ, 2018. – 432 с.

https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_obucheniya/innovacionnye_metody_obucheniya/


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации