12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Залялова Аида Фаридовна2033
Россия, Татарстан респ., Казань

Что же такое «Инновационная деятельность»? Многие под этим понятием понимают что-то новое по сравнению с предыдущим, и, конечно же, новое направлено на повышение качества данной деятельности. В целом суть определения верна, ведь в современном понимании инновация - это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является понятие «новшество».

В педагогике понятие «инновационная деятельность» рассматривается более глубоко и имеет широкий смысловой диапазон. Это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования. Это социально-педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога.

Как педагогическая категория этот термин относительно молод, и в этом одна из причин того, что существуют разные подходы к определению данного понятия. Современный словарь по педагогике так трактует этот термин: «Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности».

М.В. Кларин, например, в понятие «инновация» вкладывает следующий смысл: «Инновация относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан».

Как учитель английского языка актуальность данной темы вижу в том, что инновационные формы обучения дают высокую коммуникативную возможность, учащиеся активно включаются в учебную деятельность, дают толчок к использованию навыков говорения и аудирования, эффективно развивают навыки коммуникативной компетенции даже у младших школьников. Это способствует адаптации к современным социальным условиям, так как обществу нужны люди, быстро ориентирующиеся в современном мире, самостоятельные и инициативные, достигающие успеха в своей деятельности. Современное время – это время инноваций, новшеств и нововведений. Каждый день мы сталкиваемся с новым товаром и продуктом, новым знанием, новыми идеями. Этому должен соответствовать и процесс обучения, и методы обучения. Приучение к инновационным методам обучения, постоянное их использование, позволяет сделать открытым к новшествам мышление самих учащихся, научить работать на опережение, поскольку эти качества являются особенностями инновационного обучения.

В основе любой инновационной деятельности лежит творческое начало. Творческая деятельность предполагает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Это одна из главных задач современного образовательного процесса. Учебная деятельность в школе требует применения конкретных технологий, обеспечивающих решение данной задачи. Таковыми являются инновационные формы обучения: ролевая игра, метод проекта, драматизация, элементы технологии “Языкового Портфеля”, ИКТ, приемы технологии критического мышления. Основная задача заключается в выборе методов, которые будут служить стимулом активной познавательной деятельности учеников, реализации творческого потенциала каждого участника инновационной деятельности.

Мотивация моей работы заключается в выявлении возможностей инновационных форм обучения, в повышении результативности обучения, развития креативных способностей школьников на уроках английского языка.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

– изучение инновационных форм обучения в отечественной и зарубежной методической литературе;

– применение инновационных технологий на уроках английского языка как средство повышения результативности обучения и развития креативности;

– рассмотрение развития творческой деятельности на уроках английского языка посредством различных инноваций: проектов, ролевых игр, элементов технологии “Языкового Портфеля”, драматизаций, использование ИКТ, приемов технологии критического мышления;

– обобщение опыта использования инновационных форм обучения на уроках английского языка.

Инновационная деятельность – это одна из наиболее доступных и эффективных форм развития навыков коммуникативной компетенции у школьников, создающая условия для социализации личности и развития ее самостоятельности, креативности и активности. Важным компонентом является создание комфортных психологических условий, в которых обучающийся чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность.

Особенностями инновационного обучения являются:

- работа на опережение, предвосхищение развития;

- открытость к будущему;

- постоянная неуспокоенность;

- направленность на личность, ее развитие;

- обязательное присутствие элементов творчества;

- партнерский тип отношений: сотрудничество, сотворчество, взаимопомощь и др.

Активные методы обучения являются интерактивными (от англ. Interaction - динамическое взаимодействие), поскольку из методов воздействия они перерастают в методы взаимодействия педагога и обучаемого. Активизация ученика позволяет формировать собственную активную позицию, в т.ч. по отношению к знанию и процессу познания. А это путь к развитию и реализации личности.

Использование на уроках элементов технологии “Языковой Портфель” позволяет повысить мотивацию учащихся в изучении английского языка, что, как правило, ведет к повышению результативности обучения; обеспечивает личностно-ориентированный характер обучения, условия для проявления креативности и творческой самореализации школьников в образовательной среде. Этому способствует работа детей с таким видом деятельности как “Моя копилка” и их участие в выставках.

Приемы технологии критического мышления на уроках английского языка учат школьников организации своей деятельности, умению мыслить, грамотному и осмысленному чтению, умению сотрудничать и т.д.

Проектная технология. Уже в начальной школе можно использовать мини-проекты, рассчитанных на один урок или его часть, а уже в старших классах проекты, требующих для их выполнения длительного времени. Проекты могут быть индивидуальными (например, коллаж или альбом “Разрешите представиться – это я”, “Мое фамильное дерево”) и групповыми (“Мы о себе”, “Наш родной город”).

Значительный рост информации и знаний, компьютерная революция характеризуют современное общество, которое называют информационным. Увеличение инфоисточников ведет к убыстрению пульсации информации для сохранения целостности системы (О.Тоффлер). Иными словами, по теории информационного общества ранее источником информации и знаний был в основном учитель и священник, сейчас – преподаватели, множество учебников и книг, СМИ, интернет, сами учащиеся и др., которые генерируют информацию и знания из множества разнообразных источников. Для сохранения целостности системы происходит убыстрение обмена ею. Три ключевых свойства информации: новизна, динамичность и разнообразие характеризуют общество и современное образование.

Стремясь к улучшению процесса обучения иностранным языкам, провожу занятия с применением ПК. Занятия с использованием компьютерных технологий пользуются большой популярностью у школьников. Разнообразные мультимедийные игры способствуют расширению словарного запаса, знакомят с грамматикой английского языка, учат понимать речь на слух, правильно писать. Компьютерные программы сочетают в себе цветную графику, видеофильмы, музыку. Использую такие программы как “Quizlet”, “Learn to Speak English”, “Learningapps.org.”. Фрагментарное использование этих программ позволяет повысить мотивацию и интерес учащихся к предмету. В этих программах предусмотрен и контроль знаний по каждой теме. Дети с удовольствием вливаются в работу, где используются ИКТ. В старших классах практически по каждой теме выполняем проекты с презентацией в Power Point.

Принципы успешности в инновационном обучении. Одним из значимых условий осуществления педагогического процесса школы в современных условиях должно стать создание ситуаций успеха деятельности обучаемого, а также самого учителя.

Принцип успешности использовался педагогом-новатором С.Н. Лысенковой: «главным условием общего развития детей в процессе обучения является создание ситуаций успеха для каждого ребенка».

Испытывая чувство успеха в коммуникативной деятельности на уроках иностранного языка, обучаемый переживает радость, эмоциональный подъём. Переживание успеха в учебном общении внушает ему уверенность в собственных силах; повышается самооценка, появляется желание вновь достигнуть хороших результатов в коммуникативной деятельности, чтобы ещё раз пережить радость успеха. Таким образом, ситуация успеха на уроках иностранного языка выполняет функцию коммуникативно-развивающей сферы и помогает учащимся эффективно осуществлять иноязычное общение и взаимодействие друг с другом и с педагогом.

Реализация данных условий осуществляется на основе внедрения в учебный процесс специально разработанного комплекса заданий. Наиболее приемлемыми заданиями являются: упражнения игрового характера: пение, хоровая декламация, изобразительная деятельность, инсценирование сказок, разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок.

– Игровые упражнения развивают фонематический слух, восприятие речи, внимание, память; повышают учебную мотивацию, самооценку обучаемых.

– Пение, хоровая декламация способствуют овладению учащимися навыками правильной артикуляции, формируют чувство ритма и темпа.

– Изобразительная деятельность (рисование, работа с мозаикой или пазлами, использование трафаретов) активизирует умственную и речевую способности.

– Разгадывание ребусов, кроссвордов стимулируют творческое мышление, память, внимание, развивают лексические навыки.

Благодаря использованию песен ребята приобщаются к культуре страны изучаемого языка, при работе с песней создается хорошая предпосылка для всестороннего развития личности ребенка, ибо песня стимулирует образное мышление и хороший вкус.

Песню можно использовать:

- для фонетической зарядки на начальном этапе урока;

- с целью отработки звуков и интонации;

- на этапах введения и закрепления грамматического материала;

- при работе над аудированием.

Пение на уроках английского языка позволяет включить в активную познавательную деятельность каждого ребенка, создает предпосылки для дружной коллективной работы в атмосфере положительных эмоций.

Нужно стараться давать детям такие задания на уроках, которые стимулировали бы их творческое мышление, например: ребусы, головоломки, чайнворды и так далее.

Применяя все эти приемы, учитель главной целью для себя определяет установить контакт с детьми, то есть научить учащихся чувствовать свободно и раскрепощенно на уроке, что способствует успешному общению учащихся на английском языке, а следовательно и достижению хороших результатов в учебной деятельности.

Главное назначение ситуации успеха на уроках английского языка – создание условий, которые способствуют устранению неуверенности учащихся, и напротив – формированию уверенности и желания достигнуть хороших результатов коммуникативной деятельности.

В зарубежной психологии известна методика Т. Бьюзена, называемая «формула успеха» TEFCAS: Trial (Попытка) - Event (Событие) - Feedback (Обратная связь) - Check (Проверка) - Adjust (Подправка) - Success (Успех). Сделав один раз одну попытку, произойдет непременно одно событие, из которого получите неизбежно какую-то обратную связь, после чего мозг сделает проверку, которая произойдет как автоматически, так и сознательно (мозг проконтролирует потраченную энергию, точность и т.д.), после чего мозг сделает подправку, независимо от того, что вы учитесь делать, ваша перспектива, то на что вы нацелены – это успех. «Научиться чему-то с каждой пробы (попытки)» - вот девиз данного метода. Т. Бьюзен определяет две составляющие, дополняющие данную методику – это метапозитивное мышление и упорство человека.

Поскольку инновационное обучение затрагивает творчество, необходимо остановиться на этапах творческого процесса.

Творчество – это деятельность, порождающая качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью, общественно-исторической уникальностью. Творческая личность обладает такими качествами как воображение и интуиция.

Этапы творческой деятельности:

- зарождение идей;

- концентрация, стягивание знаний прямо или косвенно относящихся к этой проблеме и добывание новых знаний;

- сознательная и бессознательная работа над материалом: анализ, синтез, инсайт – озарение;

- проверка и доработка.

Творчество предполагает новое видение действительности, преодоление штампов и стереотипов, готовность к отказу от привычных схем и способов работы, стандартов поведения и мышления. В этих условиях чрезвычайно актуализируется построение педагогических систем, создающих необходимые предпосылки для раскрытия креативности школьника. На уроках развития творческого воображения дети овладевают простейшими алгоритмами решения творческих задач. Дети отличаются раскованностью, оригинальностью мышления, готовностью к творчеству. Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления (ограниченность выбора при поиске возможных решений и тенденций одинаково подходить к разным проблемам). Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем.

Развитие критического мышления на этапе речевой зарядки и рефлексии. Большую роль в преподавании иностранного языка играет речевая зарядка. Целью речевой зарядки является отработка употребления в речи отдельных грамматических явлений, типичных для устной речи, подготовить учащихся к беседе по предложенным темам. Речевая зарядка проводится учителем в начале урока. Учащиеся, таким образом, получают материал и для восприятия речи на слух и для говорения. В ходе такой зарядки в классе с первых минут урока создается языковая среда, причем все учащиеся занимаются речевой деятельностью.

На данном этапе урока можно применять синквейн – форма работы, которая способствует творческому развитию ученика, заставляет его самостоятельно мыслить, творить. Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний» (И. Викентьева). Это стихотворение состоит из пяти строк: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное), во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия), в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета; в четвертой строке приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). Такие стихи можно составлять на отдельные звуки, слова, грамматические конструкции и т. д. После написания такого стихотворения можно его отработать хором. Кроме того, синквейн – универсальная форма, которая может быть использована и на этапе рефлексии. Синквейн – быстрый и мощный инструмент для рефлексии, поскольку он дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческого самовыражения. Работа может быть организована как индивидуально, так и в парах.

Развитие критического мышления при активизации лексики. Активизация лексики по различным темам может продолжаться и на всех остальных этапах урока. И в этом нам помогают методы ТРИЗ. Они способствуют решению нетрадиционных задач. Эти методы учат школьников мыслить, и они могут быть применены на разных стадиях. Для лучшего усвоения лексики, развития навыков монологической речи на основе текста применяются различные способы. Например, тема «Охрана окружающей среды» Необходимо научить лексике, умению читать введенную лексику, понимать речь, общаться в диалоге. Поставлена задача дать в системе необходимые лексические единицы для развития навыков устной речи, закрепить языковой материал и обогатить речь, сформировать на основе лексики языковые умения и навыки по теме. Чтобы научиться думать, надо научиться придумывать. Предлагается задание написать всю лексику для работы с темой. Ставится проблема, а ребята в ходе ее решения лучше овладевают знаниями и учатся думать.

Принцип «КРУГИ на ВОДЕ» помогает пофантазировать. Берем любое длинное слово и пишем его ВЕРТИКАЛЬНО и на каждую букву пишем слово горизонтально. Учащиеся составляют рассказ, но есть одно условие: слова не менять местами.

При подготовке написания сочинений и эссе незаменимым является метод «Шести Шляп Мышления». Он позволяет преодолеть трудности, разделив процесс мышления на шесть различных этапов, представленных шляпами разного цвета. Вместо того чтобы думать обо всем одновременно, мы думаем обо всем по очереди. В конце работы все аспекты собираются вместе, и мы получаем полноценную картину.

Положительное влияние на развитие творческих способностей учащихся, повышение уровня знаний по предмету оказывает внеклассная работа. Недели иностранного языка, фестивали культур.

Таким образом, инновационное обучение является реальным инструментом, позволяющим воплотить современные теории и идеи педагогической науки в совершенствование качества жизни общества, его системы образования уже сегодня в процессе обучения и профессиональной подготовки, то есть здесь и сейчас. В общечеловеческом плане они позволяют также увеличить ценность самого образования, значимость учебного процесса, опыта общения и взаимодействия с одноклассниками и учителями, лучше узнать друг друга, сплотить ученический коллектив.

1. Сангаджиева З.И. О содержании понятия «инновационная деятельность» в образовательном процессе// Историческая и социально-образовательная мысль. – 2013. - № 1.

2. Лекаца А.Н., Арутюнов Э.К., Мавриди К.Н. Инновационная деятельность педагога// Международный журнал экспериментального образования. – 2014. - № 10.

3. Елагина В.С., Немудрая Е.Ю. Мотивация инновационной деятельности будущего учителя// Концепт. – 2013. - № 1.

4. Собкин В.С., Адамчук Д. В., Жуков И. Д., Янбекова Д. В. Отношение учителей к проблеме внедрения инноваций в практику образования. – 2014. - №3.

5. Поташник М.М., Левит М.В. Федеральный стандарт: между традиционным и новым// Управление современной школой. Завуч. – 2015. - № 2.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.