Семья и школа: актуальные проблемы, инновационные методы и формы работы
Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Семья и школа: актуальные проблемы, инновационные методы и формы работы»
Васильева Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы
№ 428 Приморского района г. Санкт-Петербург.
Аннотация. В статье раскрыты основные актуальные проблемы, инновационные методы и формы работы с родителями.
Ключевые слова: воспитание, инновация, метод, форма, семейный клуб, родительские конференции
Annotation. The article reveals the main current problems, innovative methods and forms of working with parents.
Keywords: education, innovation, method, form, family club, parent conferences
Семья играет исключительную роль в решении задач воспитания.
Успехи в деле воспитания возможны только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Общеобразовательное учреждение по-прежнему остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Кризисные явления в современном обществе не могут не сказаться на состоянии духовного, физического, нравственного и психического здоровья подрастающего поколения.
Пытаясь сегодня найти пути решения этих проблем, школа, используя традиционные формы работы, ищет новые формы взаимодействия с семьей, понимая, что родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей. Результат их деятельности может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. Их союз должен быть основан на взаимном понимании, уважении, доверии и ответственности, на действиях в интересах развития личности ребенка.
В современной школе процесс воспитания предусматривает:
- целостное формирование личности с учетом цели всестороннего, гармонического развития;
- формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности;
- приобщение школьников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства;
- воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;
- развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей, и желаний, а также социальных требований;
- организацию познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание;
- организацию личностной и социально ценной, многообразной деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности;
- развитие важнейшей социальной функции личности – общения в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышения социальной напряженности.
Предметом исследования являются традиционные и инновационные формы работы семьи и образовательного учреждения по воспитанию детей.
Объект исследования – это изучение совместной работы образовательного учреждения и семьи по воспитанию детей.
Цель исследования: выявить, обосновать условия совместной работы семьи и образовательного учреждения по воспитанию детей.
Задачи исследования:
изучение литературы по проблеме;
изучение теоретических особенностей совместной работы образовательного учреждения и семьи по воспитанию детей;
подбор диагностических методик, внеклассных мероприятий, классных часов по исследуемой проблеме.
Методы совместной работы образовательного учреждения и
семьи.
Методы воспитания детей в семье – это пути (способы), с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Методы воспитания имеют свою специфику:
- влияние на ребенка индивидуальное, основанное на конкретных поступках и приспособлено к личности;
- выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и т.д.
Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей – столько разновидностей методов. Например, убеждение у одних родителей – мягкое внушение, у других – угроза, крик. Когда в семье отношения с детьми близкие, теплые, дружеские, главный метод – поощрение. При холодных, отчужденных отношениях, естественно, превалируют строгость и наказание. Методы очень зависят от установленных родителями приоритетов: одни хотят воспитать послушание, и поэтому их методы нацелены на то, чтобы ребенок безотказно выполнял требования взрослых. Другие считают более важным учить самостоятельному мышлению, проявлению инициативы и, естественно, находят для этого соответствующие методы.
Всеми родителями используются общие методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). В некоторых семьях по совету педагогов создаются и используются воспитательные ситуации.
Разнообразны средства решения воспитательных задач в семье. Среди этих средств: слово, фольклор, родительский авторитет, природа, традиции, радио, пресса, музеи и выставки, игры и игрушки, спорт, физкультура, праздники, символы, атрибуты, реликвии и т.д.
Выбор и применение методов родительского воспитания опираются на ряд общих условий.
Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие отношения с одноклассниками и педагогами, взрослыми, маленькими, что более всего ценят в людях и т.д. Простые, казалось бы, сведения, но 41% родителей не знают, какие книги читают их дети; 48% - какие фильмы смотрят; 67% - какая музыка им нравится, больше половины родителей ничего не могут сказать об увлечениях своих детей. Только 10% учащихся ответили, что в их семьях знают, где они бывают, с кем встречаются, кто их друзья.
Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирают наглядные методы, сравнительно чаще используются приучение.
Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотров телепередач, походов, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенные, это помогает родителям лучше понять их. Нет совместной деятельности, нет и повода, и возможности для общения.
Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семье педагогов, образованных людей дети лучше воспитаны. Следовательно, учить педагогику, овладевать секретами воспитательного воздействия вовсе не роскошь, а практическая необходимость. «Педагогические знания родителей особенно важны в тот период, когда отец и мать являются единственными воспитателями своего ребенка… В возрасте от 2 до 6 лет умственное развитие, духовная жизнь детей в решающей мере зависит от… элементарной педагогической культуры матери и отца, которая выражается в мудром понимании сложнейших душевных движений развивающегося человека», - писал В.А. Сухомлинский.
В последнее время учителя задаются вопросом, какие же формы взаимодействия с семьей наиболее эффективны. Стоит ли отказаться от традиционных форм и использовать в работе с родителями новые формы?
Как показывает практика, сегодня в общем образовании наиболее активно используются четыре группы форм работы с семьей:
Интерактивные: анкетирование, диагностика, дискуссии, «круглые столы», конференции, вечера вопросов и ответов, консультации специалистов.
Традиционные: тематические классные часы, родительские собрания (классные, общешкольные, районные), вечера отдыха, семейные спортивные и интеллектуальные состязания, творческие конкурсы.
Просветительские: использование СМИ для освещения проблем воспитания и обучения детей, организация родительского всеобуча, выпуск бюллетеней, информационных листков, стенды и уголки для родителей.
Государственно-общественные: создание Попечительских советов, Советов школ, Советов отцов, городских и районных Советов родителей.
Первые три группы форм достаточно широко используются в процессе работы, апробированы в течение десятков лет и дают хорошие результаты в области взаимодействия школы и семьи.
Сегодня наиболее важной, требующей распространения представляется четвертая группа форм, получающая все большее развитие. На уровнях республики, города, района проводятся родительские собрания, на которых идет обсуждение важнейших проблем воспитания, поиск новых форм совместной работы с семьей, принимаются важные документы, адресованные администрациям, средствам массовой информации, педагогической общественности, всем гражданам.
В настоящее время актуальными формами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.
Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные!) давать тактично, ненавязчиво. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи.
День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с образовательным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по учреждению с посещением групп и классов, где воспитываются и обучаются дети пришедших родителей. После экскурсии и просмотра проводится беседа с родителями, выясняются их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.
Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.
Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему "Как учить с детьми стихотворение").
Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.
Родительские собрания проводятся классные и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.
Классные собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса. Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, "Почему наши дети не любят трудиться?", "Как воспитать у детей интерес к книге", "Телевизор - друг или враг в воспитании детей?".
Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается "для затравки", чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Важно определить актуальную тему конференции ("Забота о здоровье детей", "Приобщение детей к национальной культуре", "Роль семьи в воспитании ребенка"). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников учреждения, членов семей.
В настоящее время, в связи с перестройкой системы воспитания и обучения, учителя общеобразовательных учреждений ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. Приведем примеры некоторых из них.
Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.
Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок.
Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как "Родительская почта" и "Телефон доверия". Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.
Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.
Бабушек привлекает кружок "Очумелые ручки". Современная суета и спешка, а также теснота или, наоборот, излишняя роскошь современных квартир почти исключили из жизни ребенка возможность заниматься рукоделием, изготовлением поделок. В помещении, где работает кружок, дети и взрослые могут найти все необходимое для художественного творчества: бумагу, картон, бросовые материалы и др.
Сотрудничество психолога, воспитателей и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности ее решения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношений между педагогом-психологом, воспитателем и родителями. Они характеризуются тем, что у родителей формируется установка на контакт, возникают доверительные отношения к специалистам, которые, однако, не означают полного согласия, оставляя право на собственную точку зрения. Взаимоотношения протекают в духе равноправия партнеров. Родители не пассивно выслушивают рекомендации специалистов, а сами участвуют в составлении плана работы с ребенком дома.
Кроме того, среди нетрадиционных форм работы с родителями можно выделить электронный журнал, Интернет-консультации, информационный лист ученика, портфолио учащегося. Эти формы работы получают все большее распространение и дают положительный результат.
Вывод: взаимодействие образовательного учреждения с семьей можно осуществлять по-разному, используя как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. Традиционные и инновационные формы работы общеобразовательного учреждения с семьей имеют положительное значение. Установление положительных взаимоотношений родителей и школы очень трудный, длительный процесс. В нашем учреждении родители видят весь процесс воспитания детей, принимают в нем активное участие, в свою очередь, педагоги строят свою работу с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и их семей, все это укрепляет внутренние отношения, дает возможность осуществлять единые требования по воспитанию и развитию детей между общеобразовательным учреждением
и семьей.
Литература:
1. Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры. Рига, 1989.
2. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М., 1993.
3. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. М., 2005.
4. Помощь родителям в воспитании детей / Пер. с англ.; Под ред. В.Я. Пилиповского. М., 1991.
5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.
6. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции направления и перспективы / Пер. с финского. М., 1993.
7. Аммонашвили Ш.А. Педагогика сотрудничества – момент истины // Семья и школа.-1988.-№9.
8. Красновский Л.О родительских собраниях //Воспитание школьников – 2003 №5.
9. Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви.- М., 1988.