Семья и школа: актуальные проблемы, инновационные методы и формы работы
Семья играет весомую роль в процессе обучения школьников. Взаимодействие родителей и школы направлено на восстановление семейных ценностей, улучшение взаимопонимания в семьях, на повышение педагогических знаний пап и мам, совершенствование воспитательных функций.
Родители должны быть уверены, что педагоги открыты к сотрудничеству и готовы к разрешению проблем. Классный руководитель обязан содействовать сплочению семьи и знать условия пребывания ребенка дома.
Оптимальными формами общения педагога с родителями являются индивидуальные и групповые. Индивидуальная работа – это обмен опытом, консультация, совместное решение проблем.
Актуальные проблемы
Инновационные технологии с каждым годом интенсивнее входят в нашу действительность. Их аккумулятором является проблема. Проблемами современной школы часто значатся непонимание семьей ее воспитательной роли, нежелание применить общие требования к ребенку в школе и дома.
Не все родители могут критично оценить себя как воспитателя, посмотреть на ситуацию глазами ребенка. Случаются затруднения в установлении контактов с детьми.
Чаще стали возникать конфликтные ситуации в отношениях родителей и детей, учителей и родителей.
Следовательно, организация работы для активного включения семьи в школьную жизнь, необходима. В этом и будет заключаться инновационный подход.
Инновационные формы и методы организации сотрудничества школы и семьи
Инновационные формы требуют деятельной позиции родителей, сотрудничества с учителями. Обязательным условием применения новых форм и методов будет их сочетание с наглядностью. Это поможет улучшить педагогические знания семьи.
Наглядно-информационные и просветительские:
выпуск журналов и газет, издаваемых для пап и мам;
информационные проспекты родителей;
неделя открытых дверей; выпуск тематических стендов, стенгазет, альманахов; посещения открытых учебных и кружковых занятий школьников.Познавательные:
педагогический брифинг;
интернет-квесты;
устный педагогический журнал;
проведение вебинаров;
педагогическая гостиная;
мини-собрания;
библиотека семейной педагогики;
имитационные, ролевые и деловые игры;
защита исследовательских проектов.
Информационно-аналитические:
социологические срезы, анкетирование, опросы;
индивидуальные блокноты;
«почтовый ящик»;
собрания, консультации, проводимые в нетрадиционной форме;
тренинги и семинары-практикумы.
Досуговые:
семейные творческие выставки, конкурсы;
родительские клубы;
организация праздников, экскурсий, мастер-классов с участием родителей.
Сегодня школа уже не может обойтись без интернет-технологий в работе с семьей. Они помогают отслеживать успеваемость школьника, оперативно информировать родителей об изменении в расписании уроков и кружков, вести виртуальные собрания и телеконференции.
Заключение
Остается помнить: педагоги и родители выполняют одно дело, обучая, воспитывая достойных людей. Только через сотрудничество и сотворчество выстраивается система оптимальных взаимоотношений с семьей, обращаясь к инновационным формам взаимодействия и комбинируя с традиционными.