Семья и школа: актуальные проблемы, инновационные методы и формы работы

3
0
Материал опубликован 10 September 2021 в группе

Семья и школа: актуальные проблемы, инновационные

методы и формы работы.


«В семье закладываются корни, из которых вырастают потом

и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы». В.А.Сухомлинский


Семья как малая группа, развивающаяся и функционирующая по своим законам, зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных и религиозных отношений. В то же время семья развивается и как самостоятельная ячейка общества. Поэтому современная семья имеет свои, отличные от предыдущих поколений особенности.

Современную семью определяется следующие особенностями: важная роль

отведена родительству; основой супружеского союза является любовь, поддержка и эмоциональное принятие; открытость семейной системы – в современном мире

достаточно легко как заключить брак, так и расторгнуть его; современная семья претерпела изменения по составу – переход от расширенной (супруги, дети, прародители, родственники) семьи к нуклеарной (родители и дети).

Если в семье есть дети школьного возраста, то начинается взаимодействие

школы и семьи, которое является источником и важным механизмом развития школы и семьи.

Только в процессе взаимосвязи школы и семьи, в процессе их совместной деятельности возможно развитие обеих сторон. Предметом этого взаимодействия является процесс воспитания подрастающего поколения. Меняется современное общество, меняется семья и, как результат, должна меняться и школа. Педагоги, работающие с советских времен в школе, отмечают, что уже давно не работают многие методы воспитания.

Если рассматривать современную семью с точки зрения функционирования как систему, то выделяется множество проблем в функционировании семьи. В первую очередь, это несоответствие общественным потребностям (низкая рождаемость, высокое число разводов, низкий воспитательный потенциал и т.д.). Во - вторую

очередь, это противоречия между мужскими и женскими ролями, между ролями семейными и профессиональными. В-третью очередь, это падение престижа традиционного брака.

Современная школа ежедневно сталкивается с проблемами современной семьи, которые порождены изменениями, происходящими в обществе за последние десятилетия. Большинство жителей страны - это горожане, которые не заточены на укрепление былых семейных традиций. Идет процесс эмансипации женщин и, как следствие, снижается роль мужчины как добытчика.

Мы сталкиваемся с падением культуры в обществе, с эгоизмом взрослых и детей исемья как ячейка постепенно теряет свою ценность. Также растет количество разводов и отодвигается возраст вступления в брак. Нельзя не сказать и материальных проблемах: родители вынуждены больше времени уделять работе, в результате чего дети предоставлены часто сами себе. В обществе не снижается количество случаев самоубийства, пьянства и наркомании, травматизма, компьютерной зависимости.

В связи с ростом культа потребления, ростом разобщенности в семье, растет инфантилизм и безответственность родителей, у детей чаще появляются проблемы со здоровьем детей.

На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи.

И школа, и семья сегодня часто недовольны сотрудничеством. Претензии обеих сторон кажутся справедливы ми, но нужно искать пути сотрудничества, потому что от этого зависит судьба не только отдельно взятого ученика, но и общества в целом.

Актуальными проблемами сотрудничества школы и семьи можно выделить

следующие:

-со стороны школы: отсутствие у родителей интереса к школьной жизни своих детей, низкий уровень воспитания в семье, претензии родителей на оценивание труда учителя, некомпетентность родителей в вопросах воспитания и обучения детей.

-со стороны родителей: непрофессионализм педагогов, загруженность домашними заданиями, перегрузки в школе, равнодушие учителей, отсутствие дружелюбных взаимоотношениями в детском коллективе.

Каждая претензия обеих сторон имеет место быть в частных и общих случаях и требует тщательного рассмотрения.

Общество меняется стремительно, меняется социальный заказ школе, но в

период реформ родители могут не успевать ориентироваться в современном учебно- воспитательном процессе и ориентироваться на свой школьный опыт, который уже во многом устаревает.

Поэтому современным педагогам надо быть открытыми к диалогу с родителями, надо заниматься просветительско-педагогической деятельностью, и в разных формах доносить до родителей современные требования к образовательно- воспитательному процессу. Перед нами, учителями, в первую очередь стоит задача по установлению взаимопонимания с семьей, ведь у нас одна общая цель по воспитанию

и образованию детей- это социализация будущего гражданина, помочь ребенку научиться жить самостоятельно, решать сложные вопросы бытия.

Достичь взаимопонимания с родителями можно в совместной деятельности, в просвещении родителей по вопросам воспитания и обучения их детей, это не значит, что учитель должен «присутствовать» в семье постоянно, что его телефон должен круглосуточно. Педагог ненавязчиво должен изучить семью, наблюдать особенности семейного воспитания, корректировать с помощью психологической службы и других административных ресурсов негативные изменения в процессе семейного воспитания, грамотно просвещать родителей о современных изменениях в образовательном

процессе. Надо научиться устанавливать и границы личного пространства, имеет смысл завести номер телефона только для родителей и предупредить родителей о часах его работы.

Ребенок является связующим звеном в построении взаимодействия семьи и школы, поэтому педагог должен помнить о том, что отсутствие контактов родителей со школой, а также несогласованные действия школы и родителей наносят ущерб обучению и воспитанию ребенка.

В современной методике воспитательной работы предлагается множество методов и форм работы с семьей. Из собственного опыта считаю наиболее действенными следующие методы: беседа, патронаж, диагностика, консультирование, тренинги. Из зарекомендовавших себя форм работы с семьями проверены годами индивидуальные (посещения на дому, консультирование, переписка, приглашение в школу), групповые (лекторий, классные мероприятия, тематические консультации), коллективные (классные и общешкольные родительские собрания, дни открытых дверей).

Методика предлагает много и инновационных форм работы с семьей: круглый стол, тематические выставки, аукционы, семейные проекты, конкурсы семейных талантов, контрольные для родителей, почта доверия, интервью с родителями и детьми, тесты, интеллектуальные ринги, устные журналы, открытые занятия, портфолио семейного успеха. Сегодня мир становится виртуальным, поэтому имеет смысл проводить дистанционные мероприятия с родителями, это только объединит родительское сообщество и школы.

Каждый педагог может выбрать те формы и методы работы, которые ему кажутся наиболее подходящими для данного родителя, класса. Но чувство ответственности перед родителями учащихся за обучение и воспитание их детей, за их психолого- педагогическую компетентность, уважительное отношение к родительским чувствам, недопущение небрежной и необоснованной оценки способностей детей и их поведения, а также активный и постоянный поиск педагогических контактов с родителями должны стать основными принципами в работе педагога с семьей.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации