12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бурдова Наталья Александровна232
Олигофренопедагог, логопед. Учитель детей с нарушениями умственного развития.
Украина, Луганская Народная Республика, город Красный Луч

Главный смысл и цель семейной жизни-

воспитание детей, главная школа воспитания детей-

взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.


Василий Александрович Сухомлинский





 Каждый ребенок неповторимый, наделенный от природы уникальными способностями и возможностями, задача школы- помочь раскрыть и развить способности, таланты и возможности каждого ребенка на основе партнерства между учителем, учеником и родителями. Опыт работы школы с родителями дает возможность утверждать, что ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно- воспитательного процесса, психолого- педагогическое образование родителей, привлечение к совместной деятельности, помощь родительской общественности и школы семьям, которые попали в трудные жизненные обстоятельства- это путь к построению крепкой школьной семьи, которая способна обеспечить детям счастливое детство, открытие талантов, осуществление желаний, направление молодого поколения на путь успеха. В зависимости от проведенной диагностики, индивидуальной работы с родителями, на основе полученных результатов посещения семей учеников, изучения документальных данных и поведения ребенка в семье- школа обеспечит решение оптимальных способов, форм, методов социально- педагогического сопровождения семейного воспитания, повышения педагогического образования родителей.

 Сегодня в обществе много говорят и пишут про семью и школу, как главный источник развития ребенка. Ребенок для семьи- бесценное сокровище, для школы- основа деятельности. «Все мы родом из детства»,- это знаменитое высказывание Сент-Экзюпери говорит о том, что семья дает возможность усвоить основные нормы морали, овладеть навыками совместного труда, сформировать жизненные планы, эстетический вкус. Испокон веков в семье формируется индивидуальность ребенка. Родители самые главные воспитатели. Они первые отвечают перед собственной совестью, народом, государством за качество воспитания своих детей. Дети- наследники не только своего рода, но и социального строя. От того, какие духовные и моральные ценности заложат в их души семья и общество, будет зависеть будущее всего народа. У семьи и школы общая цель- воспитать всесторонне развитую и гармоничную личность, способную реализовать себя в профессиональной, общественной и семейной жизни. Конечный результат совместной воспитательной деятельности семьи и школы- сформированные у ребенка потребности в здоровом образе жизни, развитый интеллект, широкое всестороннее развитие, интеллигентность в общении, эстетическое восприятие мира, понимание ответственности за дальнейшую судьбу общества и государства. Достичь этого возможно при условии, когда в школе образована и должным образом функционирует единая воспитательная среда, когда педагоги и родители разделяют всю ответственность за будущее ребенка, когда семья и школа действуют по принципу единства слова и дела.

 Проблема взаимоотношений семьи и школы возникла относительно недавно в педагогике. В ХХ ст. в зарубежной и отечественной педагогике существовал четкий раздел семейного воспитания и воспитания в учебном заведении. Именно единства и взаимопонимания нередко сегодня достичь семье и школе достаточно тяжело. Противоречия данной проблемы возникают из-за того, что общий образовательный уровень родителей неуклонно повышается, а это способствует уверенности в безошибочности их педагогической позиции. Однако практическая деятельность педагогов и психологов постоянно встречается с низким уровнем психолого- педагогической культуры родителей.

 В нашей школе накопленный богатый и интересный опыт педагогического просвещения родителей. Свою цель мы видим в том, чтобы вся деятельность школы вызывала у родителей доверие, способствовала налаживанию между семьей и школой тесных партнерских отношений. Хотя реальность нашего времени говорит о том, что в семьях ухудшается морально- психологический климат, часто царит отчужденность между детьми и родителями, семейные невзгоды становятся причиной замкнутости ребенка, социального сиротства, переживаний, чувства вины.

 Нашей задачей является полное изучение состояния ребенка, его внутреннего мира и благоприятного вхождения ребенка в классный коллектив, в творческий коллектив и общешкольный, создания вокруг ребенка такого пространства, в котором он будет себя чувствовать уверенно, комфортно и который поспособствует его дальнейшему росту и развитию. Как бы не сложилась атмосфера в семье, в котором статусе семья бы не находилась, именно позитивное отношение к ребенку педагогов, поддержка в обучении, признание и похвала его достижений, дружные отношения в классе- являются верным направлением к преодолению неуверенности, дальнейшего самоутверждения и налаживания сотрудничества с семьей. Если родители видят, что ребенок в школе становится успешным, раскрываются его способности, довольный, жизнерадостный, то и отношение к школе становится доброжелательным, исчезает напряжение и недопонимание. Разумеется, так происходит не со всеми семьями. Иногда не один год кропотливой педагогической деятельности нужно пройти, чтобы достучаться до сердец родителей и направить их на путь взаимопонимания.

 В основе педагогического и психологического обучения родителей должны лежать основные правила:

 каждый ребенок имеет собственные способности и мы можем их развить;

никогда не сравнивать детей в их успехах и неудачах, каждый ребенок индивидуален;

опираться на принцип достижения успеха, не вспоминать то, что уже в прошлом, двигаться вперед к поставленной цели;

ученик, учитель, семья- равноправные партнеры на протяжении многих лет обучения ребенка в школе.

Наиболее эффективным направлением в работе с родителями учеников являются:

ознакомление с условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка;

изучение уровня педагогической культуры родителей;

выявление трудностей, которые видят и чувствуют родители;

ознакомление с позитивным опытом семейного воспитания с целью его расширения;

осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического влияния на родителей на основе тщательного анализа;

приобщение родителей к участию, организации интересной и содержательной внеклассной деятельности;

участие родителей в управлении школой, пополнении материальной базы учреждения;

расширение опыта работы с родителями.

 Социально- психологическая комиссия школы постоянно работает над тем, чтобы иметь самые точные данные условий воспитания ребенка в семье, поэтому в ее арсенале следующие методы исследования:

беседа;

анкетирование;

диагностика;

деловые игры;

анализ детских рисунков про семью;

анализ работ детей на творческих выставках;

анализ произведений про семью;

индивидуальные совместные беседы;

демонстрирование видеоматериалов, слайдов, интернет- сайтов.

 Очень часто ребенок пережил расставание родителей, трагическую гибель родных, тюремное заключение, отъезд родителей за рубеж по причине отсутствия трудоустройства и т. п. Все эти причины, безусловно, влияют на внутренний мир ребенка даже при общем благосостоянии- хорошей учебе, активности в жизни класса, школы, выполнении всех поручений, успешной творческой деятельности. В ребенке нередко глубоко в глазах тревога, сомнение, что не может не волновать классных руководителей. Благодаря работе социального психолога и практического психолога, такие дети перестают замыкаться в себе, возвращаются в детство, знают, что взрослые, которые их окружают, это их защитники.

 В тяжелых случаях педагоги школы руководствуются такими правилами:

педагог- это человек, который любит детей, владеет педагогическим мастерством, пробуждает в их сердцах любовь к жизни, вселяет веру в собственные силы, настраивает на позитив;

педагог никогда не позволит прорости в своем сердце чувства разочарования в ребенка;

учитель всегда обязан защищать ребенка, уважать его чувства;

учитель обязан быть доброжелательным, мудро решать разные жизненные ситуации в классе.

 Одной из традиционных форм работы с родителями остается посещение семьи школьника. Чаще всего к наведыванию приобщаются классные руководители, учителя, социальный педагог, практический психолог.

 Родительские собрания и сегодня остаются эффективной формой работы школы и семьи. Это обеспечивает сплоченность родительского коллектива, воспитывает социально- правовую ответственность родителей за своих детей, способствует повышению авторитета как школы, так и родителей.

 Когда родительские собрания проходят в нетрадиционной форме, это сближает педагогов и родительскую общественность, поэтому мы практикуем такие формы проведения родительских собраний:

творческие обращения учеников к родителям;

семейные встречи учеников и родителей в зависимости от выбранной темы;

различные мероприятия на природе, родительский кулеш;

родительские собрания в форме презентаций, где раскрываются семейные традиции, умения и навыки;

родительские собрания отцов;

конференции учителей- предметников по подготовке учеников к окончанию школы;

коллективные, групповые, индивидуальные консультации;

участие в районных и областных мероприятиях;

дни открытых дверей;

выставки работ детского творчества;

открытые уроки для родителей;

занятия с элементами тренинга;

составление родовых деревьев.

Таким образом, эффективной и результативной работой школы с родительской общественностью можно считать в том случае, если:

между школой и родителями сложилась атмосфера сотрудничества, взаимопонимания в достижении конечного результата;

общение педагогов и родителей- это партнерское сотрудничество: вместе советуемся, размышляем, решаем;

родители уверены в профессионализме педагога и его знаниях;

сложились добрые, доверительные отношения на основе доброжелательности, искренности, взаимопомощи и взаимоуважения.

Напоследок предлагаю вам вспомнить притчу:

Семь дочерей

 Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.

- Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, - сказала первая дочь.

- Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды,- проговорила вторая.

- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке,- сказала третья.

- Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, - щебетала четвертая.

- Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - промолвила пятая.

- Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, - сказала шестая.

А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу- помыть ноги.

В семье, образно говоря, закладывается корень, из которого вырастают потом и иголки, и цветы, и плоды. Семья- это источник, водами которого потом питается полноводная речка нашего государства. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы.



Список использованной литературы:



Нижник Г. П. Дорогой родительской мудрости//Психолог окружающего мира. – 2010. № 10



Мерзлякова Е. В. Интерактивные занятия с родителями. – К.: Школьный мир, 2008



Общаемся и действуем: Уч.- метод. пособ. /Ж. В. Савич, О. В. Безпалько. -К.: Наше время, 2006



htths://portal/ru/node/21540/2011/10/sukhomlinskiy- va- kak – vospitat-nastoyashego-cheloveka



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.