Семья и школа: актуальные проблемы, инновационные методы и формы работы
Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Семья и школа: актуальные проблемы, инновационные методы и формы работы»
Учитель-логопед ГБОУ АО АСШИ № 2
Ермолина Нина Федоровна
Семья является неотъемлемой ячейкой общества, именно семья закладывает с малого возраста по образцу и подобию своего образа жизни, оценки ценностей в ребенка задатки для формирования гармоничной личности. И если человеку не удается создать семью по разным причинам, он становится одиноким, изолированным от социума. Не каждый человек признается, посчитав за слабость такие проявления чувств, что ему хочется быть любимым, чтобы дома его ждали близкие и дорогие сердцу люди, которые бы смогли поддержать в трудную минуту и давали чувство опоры.
Огромное влияние оказывает семья на детей, которые проживают в ней. Ведь она большей частью способствует определению у ребятишек в своих нравственных ориентирах. Понятно то, что в детских садах, школах, спортивных секциях и творческих кружках по интересам педагоги стараются вложить максимум доброго и положительного, донести до своего подопечного базовые знания, навыки, моральные истины. И мы не являемся исключением.
В нашем учреждении проходило взаимодействие педагогов и родителей обучающихся начальных классов через разные формы работы, в том числе и тематические общешкольные родительские собрания, на которые бы хотелось обратить внимание. На них были затронуты актуальные и наиболее волнующие темы участников образовательного процесса – проблемы, связанные с чтением, усвоением правил русского языка и использования современных гаджетов.
Так проводили общешкольное собрание для родителей обучающихся 1-4-х классов с темой «Чтение с увлечением». На этом собрании родителям наглядно помогли разобраться с физиологией становления процесса чтения, показали примеры проблем, с которыми сталкиваются дети при обучении чтению вызывающих негативизм, поиграли с родителями, апробировали интересные приемы для заинтересованности ребят чтением, преодоления затруднений, повышения эффективности при скорочтении.
Родители и законные представители получили массу позитивных эмоций, просветились, как сделать чтение не нудным занятием, а увлекательным, получили ответы на волнующие вопросы. Разработали в подгруппах свои рекомендации, которые следует придерживаться при домашнем чтении.
Другое общешкольное собрание родителей и законных представителей обучающихся классов начальной ступени – «Проблемы на уроках русского языка», было посвящено проблемам связанной с письменной речью у обучающихся 1-4 классов. На нем родители смогли побывать в роли учителя, ознакомиться с анонимными письменными работами обучающихся (диктантами и изложениями), проанализировать характер ошибок (орфографические, грамматические, в том числе и специфические) вместе с учителем-логопедом. В мозговом штурме предложить свои варианты выхода из сложившейся ситуации. Ознакомиться с приемами работы по преодолению нарушений письма в раздаточных брошюрах.
Еще одно общешкольное собрание по теме «Вопросы и ответы», прошло с использованием технологии «мировое кафе». Разбившись на четыре группы, родители смогли посмотреть на обыденные вопросы с разных ракурсов, объединив несколько точек зрения в один вывод. Обсуждаемыми темами за столиками были: «Плюсы и минусы гаджетов», «Соблюдение режимных моментов», «Школьная форма», «Наша школа». Обстановка была неформальной, доброжелательной, с шутками и юмором обсуждали волнуемые темы и искали вместе принятия решения, обменивались опытом.
То есть, родительские собрания прошли не в обычной традиционной форме лектория, а в интересных формах, которые были максимально продуктивными, так как родители не являлись пассивными слушателями, они активно принимали участие, обсуждали, спорили, учились. А это дорогого стоит! Ведь семья – это начало всех начал, это – связь между прошлыми поколениями и нынешними. Приобретенные знания на собраниях в школе, полученный опыт мамы и папы, их отношение в совместной работе играют главную роль в преодолении трудностей, формировании личности ребенка. И наша трудная, но достижимая задача – сделать все возможное для гармоничного развития обучающегося в семье.
Потамошнева Наталья Алексеевна
Нина Федоровна