Статья «Реализация ФГОС на уроках физической культуры»
Реализация ФГОС на уроках физической культуры
В своей основе ФГОС психологизирован. Основная цель и задача ФГОС – это развитие личности. Инструментом в построении уроков физической культуры в рамках ФГОС является системно – деятельностный подход.
Развитие личности человека - это развитие системы «человек - мир». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он таким путём самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой.
Традиционный урок – это когда меня (ученика) учат.
Урок в рамках ФГОС – это когда я учусь (обучающийся).
То есть на уроке физической культуры должны создаваться условия для активности обучающегося.
Основные задачи урока физической культуры сегодня – не просто вооружить ученика навыкам и умениям в различных видах спорта, а сформировать у него умение и желание заниматься физической культурой и спортом всю жизнь, уметь работать в команде, сформировать способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
В основе ФГОС лежит формирование универсальных учебных действий.
УУД в широком смысле – это «умения учиться», т.е. совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности.
1. Методика формирования УУД на уроках физической культуры направлена на самостоятельный поиск решения двигательной задачи, анализ и оценку двигательных действий, поиск и формулирование цели, а также систематизацию полученных знаний и умений. При этом стоит отметить, что в имеющихся подходах к обучению физической культуре, основанных на объяснительно-иллюстративном и демонстрационном методах, недостаточно внимания уделяется самостоятельности. Такой подход не в полной мере может обеспечить результаты обучения физической культуре, прописанные в новом стандарте. Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся возможно при использовании современных педагогических технологий: проблемного обучения, проектное обучение, активных методов, информационно-коммуникационных технологий и др.
2. Содержание УУД определяется с учетом задач физического воспитания, типа урока, личности педагогов и особенности их работы.
Виды и содержание УУД, формируемые на уроках физической культуры
Личностные
1.Самоопределение
2.Смыслообразование
Регулятивные
1.Соотнесение известного и неизвестного
2.Планирование
3.Оценка
4.Способность к волевому усилию
Познавательные
1.Формулирование цели
2.Выделение необходимой информации
3.Структурирование
4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи
5.Рефлексия
6.Анализ и синтез
7.Сравнение
8.Классификации
9.Действия постановки и решения проблемы
Коммуникативные
1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами
2.Постановка вопросов
3.Разрешение конфликтов
Структура урока физической культуры должна быть прозрачной для обучающегося. То есть обучающийся должен знать: зачем я это делаю?
Должно быть осмысление урока. Соответственно между частями урока должны быть логические связи:
1. Актуализация, постановка проблемы, мотивация
2. План, целеполагание
3. Критерии оценки в процессе урока, к чему стремиться, к какому результату в зависимости от индивидуальных способностей
4. Осмысленное выполнение упражнений. Обучающиеся должен знать зачем они выполняют те или иные упражнения. На какие группы мышц, и зачем им это нужно.
5. Самооценка при выполнении упражнений. Что получается, а что нет.
6. Коррекция
7. Реализация
8. Рефлексия. Перспективный план на реализацию задач
Список литературы:
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитанияличности гражданина России. — М., 2009. — (Стандарты второго поколения).
2. Intel «Обучение для будущего»: учебное пособие. 9-е изд., испр. и доп. — М., 2007.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. — М., 2008.
4. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад.образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. —М., 2008.
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
6. Обеспечение порядка введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: Материалы Всероссийского семинара-совещания руководителей органов, осуществляющих управление в сфере образования, и ректоров учреждений дополнительного профессионального педагогического образования субъектов
Российской Федерации. — М., 2010.
7. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — М., 2009.
8. Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева, С. В. Анашенкова, М. З. Биболетова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — 2-е изд. — М., 2010.
9.Потемкина Т.В., Соловьева Н.Н. Методы и формы контроля на уроках русского языка: книга для учителя. — М., 2005.
10. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост.Е. С. Савинов. — 2-е изд., — М., 2010.
11. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5—9 классы: проект. — 2-е изд. — М., 2010.
12. Разработка и апробация технологии достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы по предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир» / О. Б. Логинова, В. В. Фирсова, М. Р. Леонтьева, Г. К. Селевко. — М., 2005.
13. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. — М., 2005.
14. Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования.
15. Сологуб В. А. Методика создания и использования мультимедийных пособий и программ. — М., 2008.
16. Требования к структуре основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект. — М., 2008.
18. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. — М., 2010.
19. Фундаментальное ядро содержания общего образования // под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 3-е изд. — М., 2011.
20.Шанский Н. М. и др. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по русскому языку. — М., 2006.
21.Шилова О. Н., Лебедева М. Б. Как помочь учителю освоить современные технологии обучения: методическое пособие для преподавателей (тьюторов) системы РКЦ-ММЦ проекта ИСО. — М., 2006.