12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Букин Станислав Борисович2100
Россия, Оренбургская обл., Оренбург

Реализация ФГОС на уроках физической культуры

В своей основе ФГОС психологизирован. Основная цель и задача ФГОС – это развитие личности. Инструментом в построении уроков физической культуры в рамках ФГОС является системно – деятельностный подход.

Развитие личности человека - это развитие системы «человек - мир». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он таким путём самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой.

Традиционный урок – это когда меня (ученика) учат.

Урок в рамках ФГОС – это когда я учусь (обучающийся).

То есть на уроке физической культуры должны создаваться условия для активности обучающегося.

Основные задачи урока физической культуры сегодня – не просто вооружить ученика навыкам и умениям в различных видах спорта, а сформировать у него умение и желание заниматься физической культурой и спортом всю жизнь, уметь работать в команде, сформировать способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

В основе ФГОС лежит формирование универсальных учебных действий.

УУД в широком смысле – это «умения учиться», т.е. совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности.

1. Методика формирования УУД на уроках физической культуры направлена на самостоятельный поиск решения двигательной задачи, анализ и оценку двигательных действий, поиск и формулирование цели, а также систематизацию полученных знаний и умений. При этом стоит отметить, что в имеющихся подходах к обучению физической культуре, основанных на объяснительно-иллюстративном и демонстрационном методах, недостаточно внимания уделяется самостоятельности. Такой подход не в полной мере может обеспечить результаты обучения физической культуре, прописанные в новом стандарте. Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся возможно при использовании современных педагогических технологий: проблемного обучения, проектное обучение, активных методов, информационно-коммуникационных технологий и др.

2. Содержание УУД определяется с учетом задач физического воспитания, типа урока, личности педагогов и особенности их работы.

 

Виды и содержание УУД, формируемые на уроках физической культуры

Личностные

1.Самоопределение

2.Смыслообразование

 

Регулятивные

1.Соотнесение известного и неизвестного

2.Планирование

3.Оценка

4.Способность к волевому усилию

 

Познавательные

1.Формулирование цели

2.Выделение необходимой информации

3.Структурирование

4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи

5.Рефлексия

6.Анализ и синтез

7.Сравнение

8.Классификации

9.Действия постановки и решения проблемы

 

Коммуникативные

1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами

2.Постановка вопросов

3.Разрешение конфликтов

 

Структура урока физической культуры должна быть прозрачной для обучающегося. То есть обучающийся должен знать: зачем я это делаю?

Должно быть осмысление урока. Соответственно между частями урока должны быть логические связи:

1.     Актуализация, постановка проблемы, мотивация

2.     План, целеполагание

3.     Критерии оценки в процессе урока, к чему стремиться, к какому результату в зависимости от индивидуальных способностей

4.     Осмысленное выполнение упражнений. Обучающиеся должен знать зачем они выполняют те или иные упражнения. На какие группы мышц, и зачем им это нужно.

5.     Самооценка при выполнении упражнений. Что получается, а что нет.

6.     Коррекция

7.     Реализация

8.     Рефлексия. Перспективный план на реализацию задач

 

 

Список литературы:

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитанияличности гражданина России. — М., 2009. — (Стандарты второго поколения).

2. Intel «Обучение для будущего»: учебное пособие. 9-е изд., испр. и доп. — М., 2007.

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. — М., 2008.

4. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад.образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. —М., 2008.

5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

6. Обеспечение порядка введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: Материалы Всероссийского семинара-совещания руководителей органов, осуществляющих управление в сфере образования, и ректоров учреждений дополнительного профессионального педагогического образования субъектов

Российской Федерации. — М., 2010.

7. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — М., 2009.

8. Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева, С. В. Анашенкова, М. З. Биболетова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — 2-е изд. — М., 2010.

9.Потемкина Т.В., Соловьева Н.Н. Методы и формы контроля на уроках русского языка: книга для учителя. — М., 2005.

10. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост.Е. С. Савинов. — 2-е изд., — М., 2010.

11. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5—9 классы: проект. — 2-е изд. — М., 2010.

12. Разработка и апробация технологии достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы по предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир» / О. Б. Логинова, В. В. Фирсова, М. Р. Леонтьева, Г. К. Селевко. — М., 2005.

13. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. — М., 2005.

14. Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования.

15. Сологуб В. А. Методика создания и использования мультимедийных пособий и программ. — М., 2008.

16. Требования к структуре основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

17. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект. — М., 2008.

18. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. — М., 2010.

19. Фундаментальное ядро содержания общего образования // под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 3-е изд. — М., 2011.

20.Шанский Н. М. и др. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по русскому языку. — М., 2006.

21.Шилова О. Н., Лебедева М. Б. Как помочь учителю освоить современные технологии обучения: методическое пособие для преподавателей (тьюторов) системы РКЦ-ММЦ проекта ИСО. — М., 2006.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.