Методическая разработка Тема «Правописание суффиксов –чик-щик- в именах существительных» Номинация: Методическая разработка урока русского языка (основное общее образование (5-9 классы))

0
0
Материал опубликован 27 July

ПОДПРОГРАММА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

«РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В

РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН»

НА 2023 ГОД



Республиканский конкурс

«Лучшая методическая разработка

урока русского языка»

для учителей русского языка и

литературы, учителей начальных классов



Методическая разработка

Тема «Правописание суффиксов –чик-щик- в именах существительных»

Номинация:

Методическая разработка урока русского языка (основное общее образование (5-9 классы))



Автор:

Рустамова Саимат Нажмудиновна

МКОУ «Куркентская

СОШ №1 им.М.М.Рагимова

Учитель русского языка и литературы

Контактный телефон: 8 928 9794266

Адрес электронной почты: saimatrustamova@mail.ru



План – конспект открытого урока русского языка

Класс -5 «а».

Учитель: Рустамова С.Н.

ТЕМА: Правописание суффикса –чик-//-щик- в именах существительных.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в существительных суффиксов-чик-//-щик-.

Задачи:

Образовательные:

-Отработать умения правильно выбирать способ для верного написания суффиксов-чик-//-щик-;

-обратить внимание учащихся на функцию этих суффиксов.

-устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв Ч и Щ в суффиксах.

Развивающие:

-развивать орфографическую зоркость, творческие способности учащихся, содействовать развитию самостоятельности.

Воспитательные:

 создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, умение работать коллективно.

Здоровьесберегающая.

Создать условия для успешного усвоения нового материала, выбрать средства обучения с учётом психофизиологических особенностей.

Результаты:

- предметные: знание правила написания суффиксов –ЧИК-; -ЩИК-, умение применять изученное правило на письме;

- метапредметные: умение определять и сохранять цель, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат, сравнивать, делать вывод, работать индивидуально

- личностные: осознание практической важности изучаемого правила, умение выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Оборудование: электронная доска, раздаточный материал, презентация.

Ход урока.

- Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас бодрыми и жизнерадостными! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – доброе начало.

Итак, мы начинаем урок. Запишите в тетрадях число, классная работа. Тему урока запишем немного позже, когда вместе её определим. Но сначала вспомним нашу любимую притчу « Всё в твоих руках». Кто напомнит нам её содержание?

Слайд 1. (на слайде содержание притчи, один из учащихся рассказывает её содержание).

t1753567833aa.png

- Какое отношение имеет эта притча к нам, к 5- классникам?

( всего мы можем достичь, если этого захотим мы, то есть, всё в наших руках).

- Да, ребята, чтобы многого достичь, быть успешными, каждый день надо трудиться. Так, давайте, не терять время. Ну что, поехали?

1. Актуализация темы ( стадия вызова)

Задание 1. « крестики // нолики».

( Дети чертят таблицу, диктуются вопросы, правильный ответ обозначается «Х» ,неправильный - «О»).

1.Суффикс – это часть речи.

2. Суффикс изучается в разделе «Морфемика».

3.Суффикс стоит после корня.

4.Суффикс – это морфема.

5.Суффикс – это часть слова.

6.Суффиксы бывают формообразующие и формообразующие.

7. Суффиксы придают словам новое лексическое значение.

8. С помощью суффиксов образуются новые слова.

9. В словах « домик», «сынок» суффиксы имеют уменьшительно-ласкательное значение.

Слайд 2.(На слайде таблица с правильными ответами, дети сверяют свои работы и выставляют оценки в дневники. (0 ошибок-5;1-4; -2-3-4 -3)

О

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х



- Вывод какой следует, ребята, из этого задания?

( Дети делают вывод: суффикс-это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.)

- Как выдумаете, почему мы вдруг вспомнили эту морфему?

( Дети отвечают, что тема урока, может быть, связана с темой урока)



2.Создание и разрешение проблемной ситуации.

Задание 2. На слайде изображения. Попробуйте угадать, кто на них изображен.

t1753567833ab.png





t1753567833ac.png

t1753567833ad.png



t1753567833ae.png





Слайд 3.( изображения носильщика, грузчика, барабанщика, сварщика)

-( Дети угадывают и произносят вслух).

Слайд 4.

НОСИЛЬЩИК - [НАС'ИЛ’ ЩИК]; ГРУЗЧИК – [ ГРУЩИК];

БАРАБАНЩИК -[ БАРАБАН' ЩИК]; СВАРЩИК –[ СВАР'ЩИК ].

-Что объединяет эти слова? Что у них общего?

( дети отвечают, что их объединяет суффикс)



3. Формулирование темы и запись в тетради.

- Ребята, давайте вместе с вами сформулируем тему нашего урока. Как же она будет звучать?

-( -чик-// -щик -в именах существительных).

- Записывайте тему нашего урока.

Слайд 5. Правописание суффикса –ЧИК-//-ЩИК- в именах существительных.

- Ребята, подумайте и ответьте на вопрос, с чем связано изучение этих суффиксов. Построить логическое суждение вам поможет слайд 4.

( Дети по очереди читают 4 слайд, сверяют написание и произношение и делают вывод: не совпадает произношение и написание).

4. Целеполагание

- Какова наша цель сегодня?

( с помощью учителя грамотно формулируют мысль :научиться грамотно писать слова суффиксом -ЧИК//ЩИК- ).

ЗАПОЛНЯЕМ КАРТОЧКУ ЛИЧНОГО КОНТРОЛЯ 1 ЭТАП.

(Я узнала, что в русском языке есть существительные с суффиксом -чик-// -щик-)

Изучение нового материала

Организация самостоятельной работы с правилом.

Слайд 6 («Стадия осмысления нового материала»)



Слайд 6. В суффиксе существительных –чик-/-щик- после букв д-т-з-с-ж пишется буква Ч. В остальных случаях пишется буква Щ.

( Дети вслух читают правило, проговаривают его.)

Творческая работа

(составление опорного конспекта либо схемы)

( формирование читательской грамотности)

-А теперь попробуем составить свою схему этого правила или опорный конспект. (Дети работают с правилом дальше самостоятельно).

(У доски разбираются творческие работы учащихся по составлению опорных схем, отмечаются положительные стороны).

- Ребята, я тоже принесла вам схему. Посмотрите на эту звёздочку. (Каждому раздаётся учителем опорная схема в виде звёздочки).



Слайд 7

t1753567833af.png

Лайфхак - запоминалка для заучивания правила:

Я ТоЖе ЗДеСь

t1753567833ag.png





ЗАПОЛНЯЕМ КАРТОЧКУ ЛИЧНОГО КОНТРОЛЯ (2 ЭТАП). ( Я узнала,что суффикс -чик- пишется в существительных после Д, Т, З, С, Ж)

Слайд 9. Задание на закрепление ( работаем, опираясь на схему).

-Перепись

-Мебель

-Переплёт -ЧИК-или -ЩИК-?

-Обман

-Извоз


1. Суффиксы образуют новые слова?

2. Суффиксы придают слову новое лексическое значение?

3. Каково значение суффиксов -ЧИК-ЩИК-?

ЗАПОЛНЯЕМ КАРТОЧКУ ЛИЧНОГО КОНТРОЛЯ (3 ЭТАП).

( Я знаю,что суффиксы -чик-щик- в существительных обозначают человека по профессии и роду занятий).



Слайд 10. Лексический диктант. (Групповая работа)

1) Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике – (разведчик)

2) Ученик, прогуливающий урок – (прогульщик)

3) Работник, который занимается приёмом чего-нибудь – (приемщик)

4) Лицо, имеющее подписку на какое-нибудь подписное издание – (подписчик)

5) Участник спортивных гонок – (гонщик) 

6) Человек, работающий на экскаваторе – (экскаваторщик) 

7) Работник, который укладывает паркет – (паркетчик)

Слайд 11.

Физкультминутка « Давайте говорить друг другу комплименты»





t1753567833ah.png

(Дети говорят друг другу комплименты на разных языках).

- Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не надо опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты-

Ведь это всё любви счастливые моменты. ( Булат Окуджава)

Слайд 12. Самостоятельная работа (Работа в паре).

Определить, какие профессии используются в перечисленных отраслях:

1) в строительстве (стекольщик, крановщик, экскаваторщик, арматурщик, сварщик, каменщик, бетонщик, переводчик)

2) при работе с  продуктовыми товарами (сортировщик, буфетчик, разносчик, кладовщик, арматурщик)

3) при работе с книгой (переписчик, переводчик, переплётчик, крановщик)

 4) на войне (пулемётчик, разведчик, автоматчик, лётчик, прессовщик)



Слайд 13. Словарно - лексическая работа:

Переводчик - специалист, занимающийся переводом текстов с одного языка на другой.

Арматурщик - рабочий, работающий с железными конструкциями.

Крановщик – водитель крана (машина грузоподъёмная)

Прессовщик - рабочий ,работающий с прессом( механизм давления).





Слайд14. Графический диктант.

( На слайде слова, дети образуют новые слова с помощью суффиксов –чик-//-щик- и в клетки записывают только суффиксы).

Вертолёт, табун, вклад, зачин, кран, переплёт, рассказ, груз, заказ.

чик

щик

чик

щик

щик

чик

чик

чик

чик



( Проверка и оценивание)

Слайд 15 Тест «Проверь себя».

1. От какого слова образуется существительное со значением профессии, рода деятельности с суффиксом -ЧИК-?

А. доклад Б. камень

В.стекло Г. арматура

1)А, Б 2)В, Г 3)Б 4)А

2.В каком слове пишется суффикс -ЩИК-?

1) смаз..ик 2) камен..ик

3) доклад..ик 4) перебеж..ик

3.Укажите слова, где суффикс -чик- указывает человека по профессии

1) рассказчик, 2) смазчик

3) захватчик, 4) магазинчик

X. Рефлексия.

1.Вспомните всё, о чём шла речь на уроке, и напишите письмо учителю на тему «Что нового я узнал на уроке» (это пятиминутное письменное задание помогает учащимся подытожить свои знания по теме и даёт учителю представление о восприятии темы школьниками).



Слайд 16. .Домашнее задание:

1.Раскрасить нашу звёздочку.

2.Составить словарный диктант по изученной теме.

ЗАПОЛНЕНИЕ КАРТОЧКИ ЛИЧНОГО КОНТРОЛЯ (4 ЭТАП)

(Заполняет учитель после проверки домашнего задания)











в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации