Статья «Инновационные технологии педагогического поиска развития и сопровождения способных и одарённых детей при изучении предметов художественно-эстетического цикла»
Инновационные технологии педагогического поиска развития и сопровождения способных и одарённых детей при изучении предметов художественно-эстетического цикла.
Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески, познавали предмет на максимальном уровне успешности?
И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе.
Сегодня основная цель обучения - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
Каждый учитель стремится к тому, чтобы его ученики занимались с интересом и охотой. Интерес к учению надо не только пробудить, но поддерживать и развивать. Современному учителю необходимы педагогические знания, умения наблюдать, анализировать, исследовать учебно-воспитательный процесс. Соблюдая эти требования, использование педагогического опыта станет успешным и эффективным. Задачи поставленные перед учителем трудового обучения, требуют переориентации и совершенствования отдельных звеньев учебно-воспитательного процесса по его совершенствованию. При обучении учащихся следует осуществлять переход от информационно-объяснительного обучения к деятельному, развивающему.
.Основными целями инновационного обучения являются:
- развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;
- формирование личностных качеств учащихся;
- выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
- развитие различных типов мышления;
- формирование качественных знаний, умений и навыков.
Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:
- оптимизация учебно-воспитательного процесса;
- создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;
- выработка долговременной положительной мотивации к обучению;
- включение учащихся в креативную деятельность;
- тщательный отбор материала и способов его подачи.
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- развитее критического мышления;
- дифференцированный подход к обучению;
- создание ситуации успеха на уроке.
Основными принципами инновационного обучения являются:
- креативность (ориентация на творчество);
- усвоение знаний в системе;
- нетрадиционные формы уроков;
- использование наглядности.
Новая образовательная отрасль образования «Технология» единственная практико-ориентированная отрасль, осуществляющая подготовку молодежи к самостоятельной жизни и труду в стенах общеобразовательной школы.
Претворение в практику обучения этих служит в первую очередь совершенствование отношений «учитель – ученик». Деятельность учителя трудового обучения многогранна. Чтобы отвечать современным требованиям, он должен совмещать в себе учителя-экспериментатора, теоретика , практика, вдумчивого психолога-воспитателя, руководителя коллектива учащихся. На первый план выходит профессионализм учителя. Перед учителем трудового обучения встают задачи:
- формирование у школьников принципиально иной психологии: активности, предприимчивости, готовности к принятию самостоятельных решений;
- отстаивания своей позиции и точки зрения;
- ответственности за результаты и последствия своей деятельности.
Преуспеть в этом может лишь тот, кто научится четко определять цель деятельности, выбирать наиболее рациональное и нравственно-оправданное решение, анализировать ход работы и результаты, извлекать уроки из временных неудач, преодолевать трудности. При этом внимание уделяется значительной доле выполнения практических работ учащихся, которые реализуются методом индивидуальных и коллективных творческих проектов.
Работа над творческим проектом оказывает на учащихся большое воспитательное воздействие, активизирует конструкторское мышление, фантазию, способствует формированию технологической культуры, коммуникативных способностей, инициативы и ответственности.
От того, насколько эта работа будет иметь мотивацию и заинтересованность учащихся, зависит и результат обучения. Следует доставлять эту радость школьникам на уроках трудового обучения.
Для успешного овладения обучения должен отвечать следующим требованиям:
- конкретность, умение легко вступать в общение с учащимися самых различных психических складов, - любых физико-психологических данных;
- демократический стиль руководства, сочетающий уважение к личности с необходимой требовательностью;
- разносторонние интересы, умение идти в ногу со временем, эрудиция, чуткость, способность к сопереживанию.
Задача учителя технологии – создать обучающую среду, которая позволит учащемуся учиться через свой опыт и мудрость предшествующих поколений, находить решения самостоятельно, развивать творческие способности. При этом учащийся должен быть активным участником процесса познания, а не как объект пассивно воспринимающий информации.
Трудовое обучение предусматривает практическую деятельность учащихся на уроке, в ходе которого 70% учебного времени уделяется практической работе по овладению учащимися общетрудовыми и технологическими умениями и навыками. В СОВРЕМЕННОМ учебно-воспитательном процессе на уроках трудового обучения мы применяем нетрадиционный метод – МЕТОД ПРОЕКТОВ.
Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося.
Под учебным творческим проектом следует понимать самостоятельное, разработанное и изготовленное изделие (услуга) от идеи до ее воплощения, выполненное под контролем и консультированием учителя.
Включение метода проектов в учебно-воспитательный процесс позволяет учителю трудового обучения разнообразить формы проведения уроков, шире применять на них приемы и методы активизации творческого мышления учащихся. В результате учащиеся приобретают большой спектр умений и навыков, интегрируют знания из различных предметов, у них воспитывается трудолюбие, способность самостоятельно мыслить и принимать решение, доводить выдвинутые идеи до воплощения в конечный конкурентоспособный продукт (изделие).
Таким образом, очевидна новая функция образовательной отрасли «Технология»: через образование учителя трудового обучения должны привести ученика к самообразованию, к активности, творческой и познавательной деятельности.
Все большее понимание и признание среди учителей трудового обучения получает идея основания принципа исследовательского подхода в обучении учащихся.
Применяя исследовательские подходы учителями в обучении учащихся, можно сделать вывод: все, что предлагается учащимся на уроке, должно быть проработано с учетом возможностей рефлексивной позиции такого способа содержания учебного материала, который указывает смысловые контексты изучаемого. Первичным фактором при этом становятся знания, опыт и ценностные ориентиры учащихся
Обучение предполагает решение следующих задач: раскрыть перед учащимися истоки и роль народного творчества, декоративно-прикладного искусства в духовно-культурной жизни общества, привить любовь к традиционному народному искусству, воспитать общую эстетическую культуру, художественный вкус , развить художественно-творческие способности.
Воспитывать вдумчивого, творчески мыслящего, заинтересованного в своем труде человека – одна из основных задач, стоящих перед школой. Ошибкой было бы начинать приобщать ученика к творчеству лишь после того, как овладеет основами наук. Ребенок, обучаясь, должен иметь возможность творить, фантазировать на доступном ему уровне и в известном мире понятий. А если к тому же он свободен от боязни ошибиться, то все это станет залогом успеха начинающейся творческой деятельности.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Что же понимается под термином “одаренность”? В обыденной жизни одаренность – синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств. Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения одаренных детей.
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные материалы и задания. В урочной деятельности я использую следующие виды деятельности:
проблемно-развивающее обучение;
работа в малых группах;
проектно-исследовательская деятельность;
информационно-коммуникативные технологии;
использование проблемных ситуаций;
частично-поисковый метод;
задания творческого и нестандартного характера.
Первым помощником для развития способностей одаренных детей является интерес учащихся к предмету. Большое внимание придаю вовлечению детей во внеурочную работу по трудовому обучению. Начиная с 5 класса, провожу конкурсы, викторины, игры, где каждый ученик может показать свои способности. Много накоплено материала по проведению внеурочных мероприятий. Например, внеклассное мероприятие «А ну-ка, девочки». Младшие школьники оформляют занимательную страницу трудового обучения: составляют кроссворды, головоломки , готовят интересные сообщения с. Этот материал затем применяем для проведения внеклассных мероприятий, а также на уроках. Участвуя в мероприятиях, у детей появляется возможность реализовать свой творческий потенциал в полной мере.
Приоритетной целью своей педагогической деятельности считаю формирование творческой личности, с применением инновационных технологий. Творчество – высшая форма деятельности ученика и учителя.