12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Романова Людмила Владимировна2405
Работаю учителем обслуживающего труда и технологии 23 года в г.Донецке (Донецкая Народная Республика). Квалиф.категория "Высшая", звание "Старший учитель". Проблема над которой работаю:"Развитие творческих способностей учащихся на уроках труда."
Россия, Ростовская обл., Ростов-на-Дону
0

Инновационные технологии педагогического поиска развития и сопровождения способных и одарённых детей при изучении предметов художественно-эстетического цикла.

Инновационные технологии педагогического поиска развития и сопровождения способных и одарённых детей при изучении предметов художественно-эстетического цикла.

Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески, познавали предмет на максимальном уровне успешности?

И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе.

Сегодня основная цель обучения - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Каждый учитель стремится к тому, чтобы его ученики занимались с интересом и охотой. Интерес к учению надо не только пробудить, но поддерживать и развивать. Современному учителю необходимы педагогические знания, умения наблюдать, анализировать, исследовать учебно-воспитательный процесс. Соблюдая эти требования, использование педагогического опыта станет успешным и эффективным. Задачи поставленные перед учителем трудового обучения, требуют переориентации и совершенствования отдельных звеньев учебно-воспитательного процесса по его совершенствованию. При обучении учащихся следует осуществлять переход от информационно-объяснительного обучения к деятельному, развивающему.

.Основными целями инновационного обучения являются:

- развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;

- формирование личностных качеств учащихся;

- выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;

- развитие различных типов мышления;

- формирование качественных знаний, умений и навыков.

Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:

- оптимизация учебно-воспитательного процесса;

- создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;

- выработка долговременной положительной мотивации к обучению;

- включение учащихся в креативную деятельность;

- тщательный отбор материала и способов его подачи.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

- развивающее обучение;

- проблемное обучение;

- развитее критического мышления;

- дифференцированный подход к обучению;

- создание ситуации успеха на уроке.

Основными принципами инновационного обучения являются:

- креативность (ориентация на творчество);

- усвоение знаний в системе;

- нетрадиционные формы уроков;

- использование наглядности.

Новая образовательная отрасль образования «Технология» единственная практико-ориентированная отрасль, осуществляющая подготовку молодежи к самостоятельной жизни и труду в стенах общеобразовательной школы.

 Претворение в практику обучения этих служит в первую очередь совершенствование отношений «учитель – ученик». Деятельность учителя трудового обучения многогранна. Чтобы отвечать современным требованиям, он должен совмещать в себе учителя-экспериментатора, теоретика , практика, вдумчивого психолога-воспитателя, руководителя коллектива учащихся. На первый план выходит профессионализм учителя. Перед учителем трудового обучения встают задачи:

- формирование у школьников принципиально иной психологии: активности, предприимчивости, готовности к принятию самостоятельных решений;

- отстаивания своей позиции и точки зрения;

- ответственности за результаты и последствия своей деятельности.

Преуспеть в этом может лишь тот, кто научится четко определять цель деятельности, выбирать наиболее рациональное и нравственно-оправданное решение, анализировать ход работы и результаты, извлекать уроки из временных неудач, преодолевать трудности. При этом внимание уделяется значительной доле выполнения практических работ учащихся, которые реализуются методом индивидуальных и коллективных творческих проектов.

 Работа над творческим проектом оказывает на учащихся большое воспитательное воздействие, активизирует конструкторское мышление, фантазию, способствует формированию технологической культуры, коммуникативных способностей, инициативы и ответственности.

От того, насколько эта работа будет иметь мотивацию и заинтересованность учащихся, зависит и результат обучения. Следует доставлять эту радость школьникам на уроках трудового обучения.

Для успешного овладения обучения должен отвечать следующим требованиям:

- конкретность, умение легко вступать в общение с учащимися самых различных психических складов,        - любых физико-психологических данных;

- демократический стиль руководства, сочетающий уважение к личности с необходимой требовательностью;

- разносторонние интересы, умение идти в ногу со временем, эрудиция,    чуткость, способность к сопереживанию.

Задача учителя технологии – создать обучающую среду, которая позволит учащемуся учиться через свой опыт и мудрость предшествующих поколений, находить решения самостоятельно, развивать творческие способности. При этом учащийся должен быть активным участником процесса познания, а не как объект пассивно воспринимающий информации.

Трудовое обучение предусматривает практическую деятельность учащихся на уроке, в ходе которого 70% учебного времени   уделяется практической работе по овладению учащимися общетрудовыми и технологическими умениями и навыками. В СОВРЕМЕННОМ учебно-воспитательном процессе на уроках трудового обучения мы применяем нетрадиционный метод – МЕТОД ПРОЕКТОВ.

 Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося.

Под учебным творческим проектом следует понимать самостоятельное, разработанное и изготовленное изделие (услуга) от идеи до ее воплощения, выполненное под контролем и консультированием учителя.

Включение метода проектов в учебно-воспитательный процесс позволяет учителю трудового обучения разнообразить формы проведения уроков, шире применять на них приемы и методы активизации творческого мышления учащихся. В результате учащиеся приобретают большой спектр умений и навыков, интегрируют знания из различных предметов, у них воспитывается трудолюбие, способность самостоятельно мыслить и принимать решение, доводить выдвинутые идеи до воплощения в конечный конкурентоспособный продукт (изделие).

Таким образом, очевидна новая функция образовательной отрасли «Технология»: через образование учителя трудового обучения должны привести ученика к самообразованию, к активности, творческой и познавательной деятельности.

Все большее понимание и признание среди учителей трудового обучения получает идея основания принципа исследовательского подхода в обучении учащихся.

Применяя исследовательские подходы учителями в обучении учащихся, можно сделать вывод: все, что предлагается учащимся на уроке, должно быть проработано с учетом возможностей рефлексивной позиции такого способа содержания учебного материала, который указывает смысловые контексты изучаемого. Первичным фактором при этом становятся знания, опыт и ценностные ориентиры учащихся

Обучение предполагает решение следующих задач: раскрыть перед учащимися истоки и роль народного творчества, декоративно-прикладного искусства в духовно-культурной жизни общества, привить любовь к традиционному народному искусству, воспитать общую эстетическую культуру, художественный вкус , развить художественно-творческие способности. 

Воспитывать вдумчивого, творчески мыслящего, заинтересованного в своем труде человека – одна из основных задач, стоящих перед школой. Ошибкой было бы начинать приобщать ученика к творчеству лишь после того, как овладеет основами наук. Ребенок, обучаясь, должен иметь возможность творить, фантазировать на доступном ему уровне и в известном мире понятий. А если к тому же он свободен от боязни ошибиться, то все это станет залогом успеха начинающейся творческой деятельности.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Что же понимается под термином “одаренность”? В обыденной жизни одаренность – синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств. Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения одаренных детей.

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные материалы и задания. В урочной деятельности я использую следующие виды деятельности:

проблемно-развивающее обучение;

работа в малых группах;

проектно-исследовательская деятельность;

информационно-коммуникативные технологии;

использование проблемных ситуаций;

частично-поисковый метод;

задания творческого и нестандартного характера.

Первым помощником для развития способностей одаренных детей является интерес учащихся к предмету. Большое внимание придаю вовлечению детей во внеурочную работу по трудовому обучению. Начиная с 5 класса, провожу конкурсы, викторины, игры, где каждый ученик может показать свои способности. Много накоплено материала по проведению внеурочных мероприятий. Например, внеклассное мероприятие «А ну-ка, девочки». Младшие школьники оформляют занимательную страницу трудового обучения: составляют кроссворды, головоломки , готовят интересные сообщения с. Этот материал затем применяем для проведения внеклассных мероприятий, а также на уроках. Участвуя в мероприятиях, у детей появляется возможность реализовать свой творческий потенциал в полной мере.

Приоритетной целью своей педагогической деятельности считаю формирование творческой личности, с применением инновационных технологий. Творчество – высшая форма деятельности ученика и учителя.

Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.