Статья «Психолого-педагогическое сопровождение одарённых и талантливых детей»
«Психолого-педагогическое сопровождение одарённых и талантливых детей»
Как говорил Август Бебель «Гении не падают с неба, они должны иметь возможность развиваться и образовываться». Сегодня, в силу большой загруженности в школе, учитель не всегда может уделить должное внимание обучающемуся, у которого явно видны признаки одаренного ребенка. В современном мире актуальными становятся вопросы выявления одаренных детей, прогнозирования, а так же организации их сопровождения и обучения. Правильно выстроенная работа с одаренным ребенком может обеспечить его развитие и взаимоотношение с окружающим миром.
В одном из обращений к Федеральному собранию Президент РФ, В.В. Путин, указал, что вместе с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена система поиска, сопровождения и поддержки талантливых детей.
В организации работы с одаренными детьми должен участвовать не только педагог-предметник, но и педагог-психолог. Работа с одаренными детьми имеет свои особенности и нюансы, где необходима психологическая диагностика ребенка и консультирование. Педагог – психолог в результате проделанной работы, после психологической диагностики, должен дать практические рекомендации для учителя-предметника по работе с данной группой детей.
Одаренные дети, как правило, требуют к себе неординарного подхода. Важно поддерживать психологическое здоровье одаренного ребенка, его позитивное эмоциональное настроение в учебной деятельности и в восприятии окружающей среды. Для оказания эффективной помощи детям необходимо своевременно выявить потенциальную одаренность ребенка и организовать работа по его поддержке и сопровождению, что обеспечит ребенку психологическую стабильность и снизит риск психологической нестабильности.
С одаренными детьми должна быть организована работа таким образом, чтобы дать возможность им проявить свою индивидуальность, свой талант, творческую деятельность. Для данной группы детей должен быть составлен индивидуальный маршрут развития одаренности. Таким детям нужно подбирать задания, которые будут давать возможность развития их интеллектуальной деятельности и поддерживать интерес к учебе. То есть необходимо создать условия, при которых будет формироваться внутренняя личностная мотивация ребенка.
Педагоги, которые работаю с одаренными детьми, должны обладать комплексом определенных знаний и навыков: педагогическими компетенциями, использовать разные эффективные методы и технологии обучения, использовать педагогическую гибкость в процессе преподавания, умение разрабатывать и применять индивидуальное маршруты сопровождения и обучения одаренных детей.
В каждой учебной организации есть одаренные дети, важно их выявить и помочь им самореализоваться, обеспечить условия для полноценного, разностороннего и гармоничного развития, с учетом их потенциала и способностей. Педагог должен правильно определить образовательные потребности одаренного ребенка, которые связаны с его способностями и возможностями.
Список литературы:
Алексеева Н.В., Андреенко С.Е., Видова Н.Г. Развитие одаренных детей. Волгоград: Издательство Учитель, 2014.
Емельянова И.Е. Диалектика развития одаренности детей дошкольного возраста. Региональные модели сопровождения и поддержки одаренных и перспективных обучающихся: материалы Международной научнопрактической конференции. Челяб. институт перепод. и пов. квал. работников образования Челябинск, 2011.