12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бессонова Bиктория Анатольевна50039
"Секрет хорошего преподавания в том, чтобы рассматривать интеллект ребёнка как плодородное поле, в котором могут быть посеяны семена чтобы вырасти в тепле пылающего воображения."
Россия, Алтайский край, Барнаул
Материал размещён в группе «Бесплатное участие+Сертификат»
e1643705127.jpg
«Психолого-педагогическое сопровождение одарённых и талантли

Есть предположение, что от природы все дети рождаются талантливыми. Кто-то обожает считать, кто-то любит мастерить, а кто-то прекрасно поёт. Но, к сожалению не все дети имеют возможность развивать свой талант. Здесь хочется сказать о роли родителей в воспитании. Родитель в силу своего возраста должен понимать наклонности ребёнка. Он может направить малыша, помочь ему развить свой талант и осуществить задуманные мечты.

Одарённых и талантливых детей легко заметить среди общей массы. Они думают и мыслят неординарно. Если решают задачу, то с несколькими вариантами, если что-то мастерят, то оригинально, если поют, то очень трогательно.

Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной одаренности проявляются в поведении одаренного ребенка. Два аспекта: инструментальный (характеризует способы его деятельности) и мотивационный (отношение ребенка к той или иной стороне действительности).

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка, признаки:

- наличие специфических стратегий деятельности (быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации; выдвижение новых целей деятельности за счет глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации; новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности);

- качественно своеобразный индивидуальный стиль деятельности, выражающийся в склонности «все делать по-своему», с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции;

- особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность знания; способность видеть изучаемый предмет во всем многообразии и во взаимосвязи со множеством явлений; свернутость знаний и их готовность актуализироваться в нужный момент; категориальный характер мышления (увлеченность концептуальными идеями, склонность и способность отыскивать общее и особенное, делать выводы);

- индивидуальный, своеобразный тип обучаемости.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка, признаки:

- повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т. д.); избирательность к формам собственной активности (физической, познавательной и т. д.), переживание чувства удовольствия;

- увлеченность, погруженность в определенные сферы деятельности;

- повышенная познавательная потребность (любознательность, готовность выходить за пределы исходных требований деятельности);

- интерес к информации с чертами парадоксальности, противоречивости, неопределенности;

- критическое отношение к стандартным, типичным заданиям, готовым ответам;

- трудолюбие, высокая трудоспособность в интересующей сфере деятельности;

- стремление к совершенству, требовательность к результатам собственного труда;

- постановка целей и задач повышенной сложности, настойчивость в их достижении. [1,с.6-7].

Как же помочь таким маленьким талантам? Как не дать им погаснуть в нашем суетном и торопливом мире?

Педагоги прошлого и настоящего считают, талантливый ребёнок – это не просто ребенок, одарённый в какой-то области, это ребенок, имеющий особенный качества личности, которые указывают на его первичность.

Особенностями развития одарённого ребёнка в контексте личностно-ориентированного подхода к обучению являются не только развитие интеллектуальных способностей, но и развитие личностных, коммуникативных, универсальных учебных действий, которые проявляются в становлении социального интеллекта, творческих способностей и рефлексии, умении вести за собой (лидерства), брать на себя ответственность [4].

В. А. Сластенин, И. А. Колесникова определяют психолого-педагогическое сопровождение как процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личного участия, поощрения максимальной самостоятельности ребенка в проблемной ситуации при минимальном участии сопровождающего – педагога, родителей.

Особенности психолого-педагогического сопровождения одаренных детей характеризуются закономерностями и условиями, целями и задачами, принципами и функциями деятельности педагога; разработкой последовательности, логики, этапов реализации; определением методов и форм взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Особенности психолого-педагогического сопровождения одаренных детей обеспечивают интенсификацию проявления одаренности детей.

Компоненты психолого-педагогического сопровождения развития одаренных детей: содержательно-целевой, функционально-деятельностный, пространственный и управленческий. [1,с.19-20].

А. И. Савенков [6], А. Л. Журавлев [5] выделяют следующие принципы обучения при работе с одарёнными детьми и молодёжью.


1 Принцип развивающего и воспитывающего – этот принцип основывается на том, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательно-му развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся.


2 Принцип индивидуализации и дифференциации – этот принцип состоит в том, что цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся. Реализация этого принципа особенно важна при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме.


3 Принцип учета возрастных возможностей – этот принцип предполагает соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможности могут легко провоцировать завышение уровней трудности обучения, что может привести к отрицательным последствиям.


4 Ускорение – этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но данный подход необходимо использовать с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебной деятельности не представляется возможным.

5 Углубление – этот подход используется при работе с одарёнными детьми, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности

[1; с.10].

Игры с детьми старшего дошкольного возраста для развития одаренности.


1
Игра «Волшебные кляксы» направлена на развитие творческого воображения; умения находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами. Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.


2
Игра «Неоконченный рисунок» развивает творческое воображение. Детям раздать листы с изображением недорисованных предметов. Предложить дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.


3
Игра «Поможем художнику» помогает развивать умение детей воображать предметы на основе заданной схемы. Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека; цветные карандаши или краски. Рассказать, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Совместно с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок. Затем предложить детям придумать историю про нарисованного человека.


4
Игра «Волшебные картинки» направлена на развитие умения воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов. Детям раздать карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение размещено на карточке так,
чтобы осталось свободное место для дорисовывания картинки. Дети рисуют цветными карандашами. Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети превращают в любую картинку. Для этого надо дорисовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.


5
Игра «Разные сказки» помогает развивать воображение в различных ситуациях, используя в качестве плана наглядную модель. На демонстрационной доске выстраивают любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предлагают придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность.


6
Игра «Придумай свой конец сказки» развивает творческое воображение. Предложить детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок. «Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил ...». «Волку не удалось съесть козлят, потому что...»


7
Игра «Сказочное животное (растение)» направлена на развитие творческого воображения. Дети придумывают и рисуют фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, даёт название нарисованному. Другие дети находят в его рисунке черты настоящих животных (растений).


8
«Спроси без слов». Цель этой игры – заставить ребенка задавать свой вопрос, не прибегая к помощи слов. Главное условие – не говорить вслух и даже губами, а вопрос должен быть как можно более конкретным. Лучше всего для этого придумать особенную обстановку, в которой произнесение слов и звуков вообще невозможно, например, в
условиях другой планеты из-за рассеивания звуковых волн в ее атмосфере. Разрешается спрашивать, используя: жесты, позы тела, мимику. Как только вопрос будет понятен, ответ на него нужно дать тоже в беззвучной форме. Такая игра на развитие творческих способностей очень веселая, подходит для компании из нескольких детей. Она развивает
артистические способности, владение языком своего тела и помогает преодолевать чувство стеснения.
9
«Изобретатель». В этой игре ребенок учится творчески и нестандартно подходить к использованию самых обычных предметов. Эта игра на развитие творчества учит приему переформулирования, то есть выделять какие-то несущественные свойства для обычного назначения данного предмета. Материалом для игры служат самые обычные пред-
меты, и требуется придумать как можно больше вариантов их нетрадиционного использования, в том числе и полезного. Например, обычная деревянная линейка может служить: закладкой в книге, разделителем в картотеке, опорой для подросшего комнатного растения, лавочкой для мелких игрушек, строительным элементом компьютера, основой рамочки для фотографий.


10
«Золотые руки». Эта игра развивает нестандартное видение предметов. Она также основана на переформулировании, но здесь задается конкретный материал, для которого необходимо найти применение, а не предмет. Следует назвать как можно больше предметов, которые можно сделать с использованием этого материала. Например, глина. Из нее можно сделать: вазу для цветов, глиняную посуду, печку, лепнину, кирпичи, статуэтки. Если играют 2 команды, то побеждает та из них, которая назовет больше областей применения. В качестве материала можно называть: воздух, воду, стекло, ткань, пластмассу и др.


11
«Пантомима». Эта игра развивает способность выдумывать и креативно подходить к решению различных задач. При этом совершенно необязательно, чтобы идея могла быть реализована в действительности– можно придумывать самые нелепые и фантастические решения, важно только, чтобы их было много. Самые увлекательные игры на развитие творческих способностей у детей. Пантомима развивает актерские способности, язык тела и жестов. Кроме того, ребенок учится создавать оригинальные образы, то есть включать воображаемый объект в новые связи, а также выбирать самый оригинальный из всех предложенных образов. Специальный материал для игры не требуется. [2,с.157-159].

Использованная литература:

1.Дьячкова М. А. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательных учреждениях : учебное пособие. – Екатеринбург : Издательско-полиграфическое предприятие «Макс-Инфо», 2015. – 178 с.

2. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей и талантливой молодежи : учебное пособие / сост. М. А. Сокольская. – Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2021. – 194 с.

3. Антонова Е. Е. Психолого-педагогическое сопровождение одарённого ребёнка
как реализация личностно ориентированного подхода// Одарённый ребёнок : научно-практический журнал. - No 3. – 2013. – М., 2013. – С. 126-139.

4.Демина Е.В. Приоритеты развития практики сопровождения одаренного ребенка в
условиях специализированного обучения // Системы обучения интелектуально одаренных
детей в российской школе : Под ред. А.А. Никитина, В.Я. Синенко, Н.И. Яворского: Тезисы Всероссийской конференции. - Новосибирск: Изд-во ИПИО РАО, 2010.

5. Журавлев А. Л. Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований / А. Л. Журавлев, М. А. Холодная. – Москва : Институт психологии РАН, 2005. – URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN5927000606.html . (дата обращения: 01.08.2020). – Текст :электронный.

6. Савенков А. И. Психология детской одаренности / А. И. Савенков. – Москва : БИНОМ, 2016. – URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785985634273.html (дата обращения: 03.08.2020). – Текст : электронный.

Опубликовано в группе «Бесплатное участие+Сертификат»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.