Исследовательская работа «Инновационные технологии в системе работы учителя-словесника в условиях реализации ГОС»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 93 ИМЕНИ Н.П.ЖЕРДЕВА ГОРОДА ДОНЕЦКА»
«Инновационные технологии в системе работы учителя-словесника в условиях реализации ГОС»
Подготовила:
Пономаренко Марина Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы,
МОУ «Школа № 93
им. Н.П. Жердева города Донецка»
Донецк - 2022
Содержание:
Введение……………………………………………………………………………….3
Раздел I. Теоретические основы внедрения инновационных образовательных технологий ……………………………………………………………………………...6
1.1.Характеристика инновационных процессов в общем образовании………………6
1.2. Особенности внедрения инновационных образовательных технологий в
школе…………………………………………………………………………………….. 9
Раздел II. Использование инновационных педагогических технологий на уроках словесности ……………………………………………………………......12
Современные педагогические технологии на уроках языка и литературы в условиях реализации ГОС………………………………………………. 12
Методы продуктивного обучения………………………………………….12
Заключение…………………………………………………………………………..26
Список литературы…………………………………………………………………28
Приложение 1…………………………………………………………………………31
Приложение 2………………………………………………………………………….36
Приложение 3…………………………………………………………………………45
Введение
Одним из важнейших факторов развития современного мира являются нововведения, а признаком общества - готовность принять новый опыт, открытость социальным переменам. По мнению Нака Делора, образование должно постоянно адаптироваться к изменениям в обществе, не пренебрегая при этом передачей достижений, основных знаний, плодов человеческого опыта. Объективные тенденции развития образовательных систем в мире в условиях глобальной конкуренции диктуют необходимость системного и целенаправленного внедрения в учебно-воспитательный процесс инновационных технологий для эффективного удовлетворения потребностей обучающихся в обязательных знаниях, умениях, навыках, а также системе ценностных ориентаций и отношений.
Главная задача образования в двадцать первом веке – подготовить молодёжь к творческому труду, превратить каждого индивида в полноценную личность, обладающую аналитическими и прогностическими способностями.
На данном этапе развития современной школы вопрос об инновационной деятельности становится актуальным как никогда в связи с новыми требования и стандартами.
В современных условиях модернизация системы школьного образования в значительной степени определяется тем, насколько эффективно в жизнедеятельности школы вписываются инновационные процессы.
Обществу нужны нравственные, образованные, активные, предприимчивые люди, имеющие свой взгляд на мир, которые могут:
• эффективно планировать, осуществлять и анализировать свои действия;
• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
• отличаться мобильностью; умением построить коммуникативные связи в любой ситуации общения; умением донести мысль собеседнику, отстоять свое мнение адекватными для ситуации общения коммуникативными способами и приемами;
• быть способными к сотрудничеству; толерантности, творчеству;
• обладать чувством ответственности за свою судьбу, судьбу своих родных, а также судьбу страны, ее социально-экономическое процветание; с чувством ответственности за существование всего живого, экологически чистой территории «малой родины», всей нашей планеты.
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования и к школьному уроку как основной форме организации учебного процесса.
Стимулирование интереса к инновационным процессам осуществляется через использование активных методов и форм проведения занятий: дискуссий, деловых игр, конференций, представлений творческих работ, круглых столов. Информация о требованиях к учителю нового типа, предлагаемая педагогами, вовлечение их в обсуждение спорных, дискуссионных вопросов, стимулирование высказываний собственной точки зрения, выражение уважения к мнению педагогов, - все это способствует установке обратной связи, создает благоприятную эмоциональную атмосферу.
Учитель, способный и готовый к осуществлению инновационной деятельность в школе, может, состояться тогда, когда, он осознает себя как профессионал, имеет установку на творческое восприятие имеющегося инновационного опыта и его необходимое преобразование.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
Тема курсовой работы: «Инновационные технологии в системе работы учителя-словесника в условиях реализации ГОС»
Цель исследования: изучить возможности использования инновационных педагогических технологий на уроках языка и литературы.
Задачи исследования:
1.Определить сущность использования инновационных педагогических технологий на уроках.
2.Проанализировать роль инновационных педагогических технологий в процессе обучения.
3.Изучить возможные инновационные технологии, применяемые на уроках.
Актуальность работы определяется увеличением роли данного вида технологий в образовании в целом и на уроках языка и литературы в частности.
Объектом исследования данной курсовой работы является процесс развития образования как целостной педагогической системы.
Предмет исследования: процесс внедрения инновационной деятельности на уроках языка и литературы.
Гипотеза: использование инновационных педагогических технологий на уроках будет эффективным при условии целенаправленной организации учебно-воспитательного процесса по вооружению учащихся средних и старших классов необходимыми знаниями, умениями и навыками в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Методы исследования: теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы;
- подходы: личностный, творческий, деятельностный.
Проблемой инновационных технологий занималось и продолжает заниматься большое число талантливых ученых и педагогов.
Среди них В.И. Андреев, И. П. Подласый, профессор, доктор педагогических наук К.К. Колин, доктор педагогических наук В.В Шапкин, В.Д. Симоненко,
В.А Сластёнин, Ш.А. Амонашвили,. Бабанского, П.И. Третьякова, Е.Н. Ильина, Н.П. Гузика, В.С. Библера, С.Ю. Курганова и другие. Все они внесли неоценимый вклад в развитие инновационных процессов [2, c. 12].
Раздел I. Теоретические основы внедрения инновационных образовательных технологий
1.1 Характеристика инновационных процессов в общем образовании
Нововведения или инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.
Рассматривая «инновацию»,как что-то новое рассмотрим значение данного понятия в толковом словаре С.И.Ожегова, который дает следующее определение : «новый» – впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно., взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. Следует заметить, что в толковании термина ничего не говорится о прогрессивности, об эффективности нового [1; 250].
Понятие «инновация» имеет междисциплинарный характер и является одним из самых популярных в современных социальных исследованиях. В переводе с латинского языка оно означает «обновление, новшество или изменение». В контексте системного подхода «инновация» определяется как целенаправленное изменение в функционировании системы, причем в широком смысле это могут быть качественные и количественные изменения в различных сферах и элементах системы [26; 33].
Об инновациях в нашей образовательной системе заговорили с 80-х годов ХХ века, и до сих пор этот феномен является одним из самых неопределенных и неоднозначных с позиций категориального аппарата педагогики.
Как отмечает Н.Ю. Посталюк, именно в 80-е годы в педагогике проблематика инноваций и, соответственно, ее понятийное обеспечение стали предметом специального исследования.
Термины «инновация в образовании» и «педагогическая инновация», употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики И.Р. Юсуфбековой (кн. «Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании»).
[2; 233].
Более подробную характеристику этапов развития инновационного процесса предлагает В.С. Лазарев, выделяя следующие действия: определение потребности в изменениях; сбор информации и анализ ситуации; предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения; принятие решения о внедрении (освоении); собственно само внедрение, включая пробное использование новшества; институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики. [4; 2].
Совокупность всех этих этапов, с точки зрения В.С. Лазарева, образует единичный инновационный цикл.
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.
Сфера образования всегда представляла собой одну из самых приоритетных инновационных отраслей. Она во многом определяла эффективность и уровень качества инновационной деятельности в других отраслях, отвечала за развитие инновационной среды и конкурентоспособность экономики в целом. По другому, характер, время и качество инновационных процессов - одни из главных факторов, влияющих не только на эффективность инновационной деятельности в сфере образования, но и на большинство отраслей экономики в целом.
В настоящее время в связи с распространением инноваций в сфере образования выстраивается новая, отличная от предыдущих, современная образовательная система, сочетающая в себе возможность непрерывного образования человека и развития разносторонних знаний и компетенций в течение всей человеческой жизни. И представляет собой объединение таких факторов, как:
производственные инновации в сфере образования, включая новые технологии, методы и приемы в преподавании и обучении;
управленческие инновации, такие как новые экономические механизмы в сфере образования и создание новых организационных структур и институциональных форм в области образования.
Любая образовательная система имеет на настоящий момент в основе информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии последних лет для применения с целью обучения. Основа инновационного менеджмента в образовании опирается на то, что применение этих технологических инноваций будет сопровождаться решительными изменениями не только в существующих педагогических методах и приемах, но и в труде преподавателей и самих обучающихся, механизмах, теории и методологии самого современного образования. Сейчас методы и цели технологических средств современного образования достаточно многообразны, и при этом они совершенствуются из года в год.
Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.
Потребность в образовательных реформах, вызванная различными факторами общественного развития, порождает инновационные процессы в образовании. Они проходят на всех его уровнях, характеризуются многонаправленностью действия, что привело к созданию в различных странах систем беспрерывного образования, внедрение новых технологий, в первую очередь, компьютерных, поиску оптимальных моделей управленческой деятельности, обновление содержания образования.
Новая образовательная парадигма состоит в том, что образование должно строиться, как взаимосвязь процессов воспроизводства и социокультурного исторического развития мышления и деятельности. Тогда образование становится главным механизмом связывания определённой общности людей и способа их жизни, реализуемого через обретение индивидами способности к освоению новых типов деятельности и отношений. Идея развития выступает как узловой пункт идеологии преуспевающего образования. Решающая роль образования в развитии человека и общества становится всё более очевидной.
Таким образом, анализ образовательной практики последних лет показывает, что инновации (как и продукт) имеют различную судьбу. Приживаются те из них, которые обладают изменяемым потенциалом, обновляются в массовой практике, имеют связь с предыдущим опытом. Сегодняшняя инновационная активность порождает много нововведений, целесогласность и современность, которые оперативно выделяются образовательной практикой.
1.2. Особенности внедрения инновационных образовательных технологий в школе
Понятие «инновация» относится не просто к созданию и распространению новшеств, но к таким изменениям, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. Категория новизны относится не только ко времени, сколько к качественным чертам изменений [12; 34].
Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учеников и роста успеваемости учащихся. В связи с этим стремлением педагогов повышать качество обучения все настойчивее звучит призыв к переходу с отдельных методик на педагогические технологии.
Современное образовательное пространство состоит из двух типов педагогических процессов - инновационных и традиционных. Педагогическая инновация - это теоретически обоснованное, целенаправленное и практико-ориентированное новшество, которое осуществляется на трех уровнях: макроуровне, мезоуровне и микроуровне [38; 110].
На макроуровне инновации затрагивают изменения во всей системообразования и приводят к изменению ее парадигмы. На мезоуровне инновации направлены на изменения в образовательной среде региона, в конкретных учебных заведениях. На мезоуровне речь в основном идет о создании новых учебных заведений на базе новых концептуальных подходов.
При организации инновационной деятельности следует помнить, что:
в педагогике, по мысли К.Д. Ушинского, передается не опыт (технология), а мысль, выведенная из опыта;
"чужой" опыт педагог должен "пропускать через себя" (через свою психику, сложившиеся взгляды, способы деятельности и т. д.) и вырабатывать свой метод, в наибольшей степени соответствующий уровню своего личностного и профессионального развития;
инновационные идеи должны быть четкими, убедительными и адекватными реальным образовательным потребностям человека и общества, они должны быть трансформированы в конкретные цели, задачи и технологии;
инновация должна овладеть умами и средствами всех (или большинства) членов педагогического коллектива;
инновационная деятельность должна морально и материально стимулироваться, необходимо правовое обеспечение инновационной деятельности;
в педагогической деятельности важны не только результаты, но и способы, средства, методы их достижения [40; 440].
Несмотря на очевидную необходимость инноваций в педагогике, тем не менее существует ряд причин препятствующих их внедрению в образовательный процесс, что несомненно в определенной степени тормозит развитие педагогики [14; 104].
На любом из уровней образовательная инновация развивается в пять этапов.
Первый этап - инициация нововведения и принятие решения о необходимости внедрения новаций определенного типа. Инициация может быть вызвана к жизни внутренним побуждением лидера организации, но скорее всего причиной служит внешнее или внутреннее давление: приказ министерства, заказ отрасли на нового специалиста, изменения и процессы внутри самой организации. В норме стратегия инноваций и аналитическая работа по ее внедрению должна проводиться руководителем в ранге ректора, проректора и декана (директора, завуча). На практике же часто инициатива нововведения идет не сверху, а снизу - от педагогов-новаторов.
Второй этап - теоретический, т.е. обоснование и проработка инноваций на основе психолого-педагогического анализа, прогнозирование того, как будет развиваться инновационный процесс и каковы его негативные и позитивные последствия (экономические, юридические и под.). Этот этап является самым сложным, так как педагогические раздумья и способность <помыслить иную педагогическую реальность> предполагают:
-владение психолого-педагогической теорией;
-умение выстроить в единую концепцию свои идеи;
-обоснование необходимости или неизбежности инновации;
-выделение факторов, способствующих внедрению новшества
Этот этап предполагает также информационное обеспечение планируемого нововведения. Тщательная работа на втором этапе влечет за собой успех на этапе внедрения инноваций в педагогический процесс.
Третий этап - организационно-практический - это создание новых структур, способствующих освоению новшества: лабораторий, экспериментальных групп и т.д. Эти структуры должны быть мобильны, самостоятельны и независимы. На этом этапе важно найти сторонников инновационной идеи, особенно из числа влиятельных и авторитетных в организации лиц. Кроме того, надо предвосхитить отношение к новации многих других сотрудников из числа тех, кого прямо затронут эти новшества. Этот этап инновационного процесса заканчивается убеждением большинства членов организации в необходимости нововведений и создании благоприятного эмоционально-мотивационного фона.
Четвертый этап - аналитический - это обобщение и анализ полученной модели. На этом этапе надо осознать, на каком уровне осуществляется инновационный процесс; соотнести состояние образовательного учреждения в целом (или состояние преподавания конкретного предмета) с тем прогностическим состоянием, которого предполагалось достичь в результате нововведения. Если соответствия не состоялось, надо найти ответ на вопрос: почему?
Пятый этап - внедрение, оно может быть пробным, а затем и полным. Успех на этом этапе зависит от трех факторов:
-от материально-технической базы того учебного заведения (илиобразовательной среды), где осуществляется новшество;
-от квалификации преподавателей и руководителей, от их отношения к инновациям вообще, от их творческой активности;
-от морально-психологического климата в организации (степени конфликтности, степени сплоченности сотрудников, текучести кадров, общественной оценки их труда и др.
Необходимость перехода к инновационному обучению обуславливается кардинальными переменами в системе общего образования. Демократизация школьной жизни, изменение форм управления образованием, расширение автономии школ и самостоятельности учителей, появление школ нового типа, гимназий, лицеев, широкое распространение и использование в школе новых образовательных технологий - эти и другие качественные и количественные перемены, произошедшие в жизни отечественной школы за последние 10-15 лет, коренным образом изменили ее облик.
Однако для работы в развивающей и развивающейся школе явно недостаточно иметь хорошую предметную и методическую подготовку, которые как бы разумеются сами собой. Нужен еще и постоянный творческий поиск, творческое решение возникающих на каждом шагу учебно-воспитательных проблем [42; 12].
Раздел II Использование инновационных педагогических технологий на уроках в школе.
1.2. Современные педагогические технологии на уроках языка и литературы в условиях реализации ФГОС
Вечно изобретать, пробовать,
совершенствовать и совершенствоваться-
вот единственный курс учительской жизни …
К.Д. Ушинский
Современные образовательные технологии на уроках в школах применяются с учетом последних тенденций в образовании. Многие педагоги отмечают, что использование перспективных подходов и образовательных технологий на уроках по различным предметам позволяет существенно повысить восприятие материала урока учениками.
Наверное, сегодня нет такого учителя, который не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» И это не случайно: новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе.
Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность ученика, направляемая учителем. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Значит, появилась острая необходимость обновления современного образования, введения в педагогический процесс современных педагогических технологий. В условиях перехода к ФГОС школа теперь призвана не только развивать качественные предметные компетенции обучающихся, но и создать условия для формирования личности обучающихся, овладение универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. Универсальные учебные действия (УУД) обеспечат возможность каждому обучающемуся самостоятельно ставить учебные цели и использовать для этого необходимые средства, научат определять способы их достижения. В конечном итоге даст возможность для развития самостоятельности и саморазвития.
Для достижения этих целей в своей работе я использую следующие педагогические технологии: ИКТ, метод проектов,проблемное обучение, технологию развития критического мышления, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, технологию развития самостоятельности обучающихся.
Использование данных технологий на уроках делает учебный процесс интересным, повышает качество и прочность полученных знаний, повышает активность обучающихся.
При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе можно применять следующие приемы: ассоциативный ряд, опорный конспект, мозговая атака, исследование текста, групповая дискуссия, синквейн, эссе, перепутанные логические цепочки, дидактическая игра, медиапроекты, работа с тестами, нетрадиционные формы домашнего задания и др.
Хочу поделиться опытом работы по применению некоторых современных педагогических технологий в своей работе.
Информационно – коммуникационная технология
Формирование и развитие ключевых компетенций невозможно, с моей точки зрения, без применения ИКТ в процессе преподавания русского языка и литературы. Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательную среду урока позволяет повысить интерес обучающихся, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала, а также вести экстренную коррекцию знаний. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели, проекты, виртуальные экскурсии поднимают процесс обучения на качественно новый уровень.
При подготовке и проведении уроков я обращаюсь в единую коллекцию Цифровых Образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru). Например, тема урока А.А.Блок. «Тревога за судьбу России". На уроке идёт работа со статьей учебника, одновременно обращаемся к материалу, представленному в коллекции. Это портрет А.Блока, портрет А. И. Бекетова (деда А. Блока), изображение имения в Шахматово.
Далее слушаем стихотворение А. Блока "Россия" в исполнении В. Качалова. Смотрим фрагмент видеофильма "Блок в период революций". Если есть время можно услышать голос великого поэта и прослушать стихотворение А. Блока "На поле Куликовом". Читает автор. Весь необходимый материал представлен здесь сразу. Не надо тратить время на его сбор.
В единой коллекции Цифровых Образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru) представлены контрольные работы. Это проверка знаний и умений по теме "Литература до А.С. Пушкина. Повторение". Тематическая контрольная работа по творчеству И. А. Бунинаи мн.др. Можно увидеть фрагменты фильма-спектакля. Например, фрагмент "Мертвые души": "Чичиков в трактире".
Таким образом, используя широкие возможности глобальной сети Интернет можно сделать процесс обучения более интересным и увлекательным. А значит и более качественным.
Метод проектов
Метод проектов даёт возможность на уроке равномерно сочетать изучение нового материала с его практическим применением. При подготовке к уроку с использованием метода проекта начинаю всегда с выбора темы, типа проекта, количества участников. Далее продумываю возможные варианты проблем, которые необходимо исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются обучающимися с моей подачи (наводящие вопросы). Здесь уместна “мозговая атака” с моей стороны. Провожу распределение задач по группам, обсуждаем возможные методы, ищем необходимую информацию. Затем, обучающиеся самостоятельно работают над своими индивидуальными творческими заданиями. Через некоторое время провожу промежуточное обсуждение полученных данных. Затем, защита проектов, оппонирование. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы. Так мы провели уроки по литературе «А.С.Пушкин. Основные мотивы лирики», «С.Есенин. Жизнь и творчество». Учащиеся 5-9 классов осуществляли:
-творческие проекты,
- исследовательские проекты,
- игровые проекты,
- информационные проекты
Например лучшими стали : целевой игровой системный проект «Мы живем в сказочной стране Морфология», создание портрета слова «Имя числительное как часть речи», мини-сборник пословиц "О Родине, мини-сборник пословиц "О семье, мини-сборник пословиц "О дружбе".
Технология проблемного обучения
Много лет на уроках русского языка и литературы я использую технологию проблемного обучения. Ставлю проблему на уроке и при активном обсуждении с ребятами вместе её решаем. Помогаю наводящими вопросами, ребята выдвигают гипотезы, анализируем, исправляем, уточняем, обобщаем и переходим к новой теме. В результате происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов: урок-семинар, урок-лекция, урок-беседа, урок-практикум, урок-экскурсия, урок-исследование, урок-игра, урок-КВН, урок-защита проекта, урок-диспут, урок-конференция, урок-театрализованное представление, урок-маскарад, урок-путешествие, урок-зачет.
Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные же уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность.
Часто на уроках используем нестандартные, творческие элементы отдельных традиционных уроков. Это и лексический диктант или диктант-кроссворд, комментированное письмо. Главное, чтобы детям на уроке некогда было скучать, чтобы им хотелось работать, учиться, а ведь для этого важна ситуация успеха.
Технология развития критического мышления
Одной из наиболее перспективных, на мой взгляд, технологий является – технология развития критического мышления, при которой в центре образовательного процесса находится ребёнок, а личностно-ориентированное обучение является одним из компонентов здоровьесберегающей технологии.
Данная технология позволяет сильным учащимся развивать свои талант, ученикам со средними способностями добиться новых положительных результатов, а ученикам с недостаточной мотивацией к обучению побывать в ситуации успеха.
Важно заметить, что при использовании технологии развития критического мышления овладение новыми знаниями начинается не со знакомства с известными способами решения определенной задачи или проблемы, а с создания условий, которые формируют потребность получить решение именно этой задачи. Отвечая на личностно значимые вопросы, которые возникают на пути к цели, человек быстрее и глубже может освоить новый материал.
Думать критически это:
Проявлять любознательность.
Использовать исследовательские методы.
Ставить перед собой вопросы.
Осуществлять планомерный поиск ответов.
Вскрывать причины и последствия фактов.
Сомневаться в общепринятых истинах.
Вырабатывать точку зрения и способность отстоять ее логическими доводами.
Быть внимательным к аргументам оппонента и их логическое осмысление.
Качества, необходимые учащемуся, для овладения критическим мышлением:
готовность к планированию;
гибкость: готовность воспринимать идеи других;
настойчивость;
осознание: отслеживание хода своих рассуждений и рассуждений других;
поиск компромиссных решений;
коммуникативность.
Игровые технологии
Давно известно, что игры активизируют процесс обучения. Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературе в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, дает мне возможность укрепить мотивацию на изучение моего предмета, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой урока, увидеть индивидуальность детей. Для обучающихся игры – это способ самореализации, самовыражения, самооценки.
Игровые формы, применяемые мною на уроке разнообразны:
подвижные игры (физкультминутки, игры на внимание);
игры-соревнования (обучающиеся делятся на группы, команды и выполняют условия игры);
диалоги с героями книг;
ролевые игры.
Другое действенное средство - это дидактические игры, способные вызвать интерес к занятиям по русскому языку. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается. Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения у детей, создает положительный эмоциональный настрой в ходе урока. Я использую большое количество дидактических лингвистических игр: кроссворды «Спрятанное слово», викторины, вопросы-шутки, игры-соревнования «Кто больше?» или «Кто быстрее?», «Раз, два, три – говори!», «Я начну, а ты продолжи!», «Лови ошибку», «Морфологическая путаница»и другие, которые прививают умение синтеза и осмысления информации.
Технология развития самостоятельности обучающихся.
В основе технологии находится самостоятельность – это, прежде всего, самостоятельность действий обучающегося.
Учащемуся необходимо разобраться в понимании учебного материала в целом, научиться отделять главное от второстепенного. Выполнение поставленной задачи научит ребят настойчиво добиваться ее выполнения собственными силами, ответственно относится к своей деятельности.
Эффективность использования современных педагогических технологии отслеживается через входные, промежуточные и итоговые контрольные срезы, целью которых является определение степени усвоения учебного материала. Из большого спектра технологий каждый из нас выбирает те, которые в большей степени соответствуют целям и задачам его методической системы.
Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы способствует увеличению показателя успеваемости, повышает степень уверенности в себе, стимулирует желание обучающихся самосовершенствоваться.
8. Технология «Шаг за шагом» основана на следующих педагогических идеях:
-главенство самообразования: приоритет самостоятельного познания детей перед обучением в школе под руководством педагога (творческие домашние работы, исследования, сбор информации, написание рефератов);
-контекстность обучения: семья, школа, социум являются активными субъектами совместной деятельности по формированию подрастающего поколения и основными ресурсами в обеспечении образовательной практики детей.
-направленность на формирование новых образовательных потребностей: общая учебная цель данных образовательных технологии заключается в формировании у детей способности к обучению и развитию в течение всей сознательной жизни.
1.2.Методы продуктивного обучения на уроках языка и литературы.
Метод - категория историческая. За период с XVII и до начала XXI века появилось много методов и создан целый ряд классификаций следующих авторов:
- Ю.К. Бабанский, Т.И.Ильина, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин и др.
Проиллюстрируем содержание отдельных методов продуктивного обучения нга уроках языка и литературы..
Когнитивные методы:
Метод смыслового видения: Одновременная концентрация на образовательном объекте физического зрения и «пытливо настроенного» разума позволяет понять (увидеть) первопричину объекта, заключенную в нем идею, первосмысл, т.е. внутреннюю сущность объекта. Здесь требуется создание у ученика определенного настроя, состоящего из активной чувственно-мысленной познавательной деятельности. Можно предложить ученикам следующие вопросы для смыслового «вопрошания»: какова причина этого объекта, его происхождения? Как он устроен, что происходит у него внутри? Почему он такой, а не другой? Упражнения по целенаправленному применению данного метода приводят к развитию у учащихся таких познавательных качеств, как наитие, озарение, инсайт.
Метод символического видения. Символ, как глубинный образ реальности, содержащий в себе ее смысл, может выступать средством наблюдения и познания этой реальности. Метод символического видения заключается в отыскивании или построении учеником связей между объектом и его символом. После выяснения характера отношений символа и его объекта ( свет- символ добра, спираль — символ бесконечности, голубь — символ мира, блин — символ масленицы ) учитель предлагает ученикам наблюдать какой-либо объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной или иной форме.
Метод сравнения применяется для сравнения версий разных учеников, их версии с культурно-историческими аналогами, которые формулировали великие ученые, философы, богословы, при сравнении различных аналогов между собой. для обучения данному методу ученикам предлагаются вопросы: что значит сравнить? Всегда ли и все можно сравнивать? Укажите, что, на ваш взгляд, не подлежит равнению, и попытайтесь все же сравнить несравнимое.
Метод эвристического наблюдения. Наблюдение как целенаправленное личностное восприятие учеником различных объектов — подготовительный этап в формировании его теоретических знаний. Наблюдение есть источник знаний ученика, способ их добывания из реальности бытия, т.е. эвристический метод обучения. Ученики, осуществляющие наблюдение, получают собственный результат, включающий: а) информационный результат наблюдения; б) примененный способ наблюдения; в) комплекс личных действий и ощущений, сопровождавших наблюдение. Степень творчества ученика в ходе его наблюдения определяется новизной полученных результатов по сравнению с уже имеющимися у него ранее.
Одновременно с получением заданной учителем информации многие ученики во время наблюдения видят и другие особенности наблюдаемого объекта, т.е. добывают новую информацию и конструируют новые знания. Этот процесс носит
либо спонтанный характер, если учитель не организует его, либо целенаправленный, когда педагог применяет специальные методики обучения наблюдению.
Цель данного метода — научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдений.
Метод эвристического исследования. Выбирается объект исследования — природный, культурный, научный, словесный, знаковый, или иной: лист дерева, камень, падение капли воды, элемент одежды, стихотворение, поговорка, приметы, буква, цифра, звук, уравнение, геометрическая фигура, обряд. Ученикам предлагается самостоятельно исследовать заданный объект по следующему плану: цели исследования — план работы — факты об объекте — опыты, рисунки ответов, объекте — опыты, рисунки опытов, новые факты — возникшие вопросы и проблемы — версии ответов, гипотезы — рефлексивные суждения, осознанные способы деятельности и результаты — вывод.
Метод конструирования понятий. Формирование у учеников изучаемых понятий начинается с актуализации уже имеющихся у них представлений. Как правило, младшим школьникам уже известны термины «число», «слово», «небо», «зима», «движение»; старшим — «алгоритм», «величина», «молекула» и др. Сопоставляя и обсуждая детские представления о понятии, учитель помогает достроить их до строить их до культурных форм. Результатом такой работы выступает коллективный творческий продукт — совместно сформулированное определение понятия, которое записывается на доске. Одновременно учитель предлагает детям познакомится с другими формулировками понятия, которые приведены, например, авторами разных учебников. Различные формулировки остаются в тетрадях учеников как условие их личностного самоопределения в отношении изучаемого понятия.
Метод конструирования правил. Правила могут быть созданы, «открыты» учениками. Например, из предложенного учителем текста ученики выявляют орфограммы, лежащие в их основе правила, и создают затем на данные правила свои тексты. Исследование проводится по указанному учителем алгоритму, который зависит от вида текста и поставленной задачи. Например, для изучения былины алгоритм деятельности имеет следующий вид:
а) сформулировать особенности стиля былины; б) обнаружить орфограмму, правило, лежащее в основе текста; в) сформулировать языковые особенности былины.
Метод гипотез. Учащимся предлагается сконструировать версии ответов на поставленный учителем вопрос или проблему. Первоначальной задачей является выбор оснований для конструирования версии. Ученики предлагают исходные позиции или точки зрения на проблему, усваивают разнонаучный, разноплановый подход к конструированию гипотез. Затем учатся наиболее полно и четко формулировать варианты своих ответов на вопрос, опираясь на логику и интуицию.
Метод гипотез развивается при решении прогностических задач типа «что будет, если...». Метод путешествия в будущее эффективен в любой образовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования, гипотетичности.
Метод прогнозирования отличается от метода гипотез тем, что применяется к реальному или планируемому процессу. Например, ученикам предлагается исследовать динамику изменений помещенного во влажную среду семени гороха. дети делают наблюдения, выполняют зарисовки. Учитель предлагает ученикам задание: нарисовать росток таким, каким тот станет через три дня, через неделю и т.д. Ученики, опираясь на прежние наблюдения, обнаруженные закономерности и собственные прогностические способности, выполняют рисунок. Спустя заданное время прогноз сравнивается с реальностью, проводится обсуждение результатов, делаются выводы.
Креативные методы: - это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов: а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; б) отыскание свойств объекта в иной среде; в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.
Метод «Если бы...»- Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдет, если в мире что-либо изменится, например: увеличится в 10 раз сила гравитации; исчезнут окончания в словах или сами слова; все объемные геометрические фигуры превратятся в плоские; хищники станут травоядными; все люди переселятся на луну и т.д. Выполнение учениками подобных заданий не только развивает их способность воображения, по и позволяет лучше понять устройство реального мира, взаимосвязь всего со всем в нем, фундаментальные основы различных наук.
Метод образной картины воссоздает такое состояние ученика, когда восприятие и понимание изучаемого объекта как бы сливаются, происходит его целостное, нерасчлененное видение. В результате у ученика возникает образная картина цветка, дерева, облака, земли или всего космоса. Поскольку человеку очень важно уметь создавать и передавать целостный образ познаваемого объекта, ученикам предлагается изобразить, например, свою картину природы или всего мира, т. е. выразить с помощью рисунков, символов, ключевых терминов фундаментальные основы природы, связи между ними. Каждый ученик во время такой работы не только мыслит различными масштабами, соотносит свои знания из разных областей науки, но и чувствует, ощущает смысл изображаемой реальности. Предлагал такое задание 2-З раза в год, можно оценить изменения в картинах мира учащихся, внести необходимые коррективы в процесс обучения.
Метод агглютинации. Ученикам предлагается соединить несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов и изобразить, например: горячий снег, вершину пропасти, объем пустоты, сладкую соль, черный свет, силу слабости, бегающее дерево, летающего медведя, мяукающую собаку.
Метод синектики ( Дж. Гордон) базируется на методе «мозгового штурма», различного вида аналогий (словесной, образной, личной), инверсии, ассоциаций и др. Вначале обсуждаются общие признаки проблемы, выдвигаются и отсеиваются первые решения, генерируются и развиваются аналогии, использование аналогий для понимания проблемы, ищутся по- вые аналогии, возвращаются к проблеме. В синектике широко используются аналогии - прямые, субъективные символические, фантастические.
Метод морфологического ящика или метод многомерных матриц (Ф.Цепки). Нахождение новых, неожиданных и оригинальных идей путем составления различных комбинаций известных и неизвестных элементов. Анализ признаков и связей, получаемых из различных комбинаций элементов (устройств, процессов, идей), применяется как для выявления проблем, так и для поиска новых идей.
Метод инверсии или метод обращений. Когда стереотипные приёмы оказываются бёсплодными, применяется принципиально противоположная альтернатива решения. Например, прочность изделия пытаются увеличить через увеличение его массы, а эффективным оказывается обратное решение - изготовление полого изделия. Или объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри. К.Э. Циолковский «придумал пушку, но пушку летающую, с тонкими стенками и пускающую вместо ядер газы...».
Методы самоорганизации обучения: работа с учебником, первоисточниками, приборами, реальными объектами; решение задач, выполнение упражнений; изготовление моделей, поделок; творческие исследования и др. В русле нашего исследования значимы методы самоорганизации учащихся по осуществлению индивидуальных образовательных программ: методы разработки программ, их координации с другими программами (учителя, учеников), коррекции программ, методов оценки результатов и др.
Методы контроля. Эвристическое обучение меняет критерии оценки образовательной деятельности. В традиционном обучении образовательный продукт ученика оценивается по степени его приближения к заданному образцу, т. е. чем более точно и полно воспроизводит ученик заданное содержание, тем выше оценка его образовательной деятельности. В эвристическом обучении образовательный продукт ученика оценивается по степени отличия от заданного, т.е. чем большего научно и культурно значимого отличия от известного продукта удается добиться ученику, тем выше оценка продуктивности его образования.
Методы рефлексии. Организация осознания учениками собственной деятельности имеет два основных вида: 1)текущая рефлексия, осуществляемая по ходу учебного процесса; 2)итоговая рефлексия, завершающая логически или тематически замкнутый период деятельности.
Цель рефлексивного метода – выявить методологический каркас осуществленной предметной деятельности и на его основе ее продолжить. Результатом применения этого метода может стать сконструированное понятие, сформулированное противоречие, найденная функциональная связь или закономерность, теоретическая конструкция по изучаемому предмету.
Методы самооценки: Самооценка ученика вытекает из итоговой рефлексии и завершает оргдеятельностный образовательный цикл.Самооценка носит качественный и количественный характер: качественные параметры формулируются на основе ученической образовательной программы или задаются учителем, количественные отражают полноту достижения учеником целей.
Заключение.
Сегодня создается новая система, ориентированная на вторжение в мировой образовательный процесс. Современная жизнь ставит личность в условия, когда нужно решать те или иные задачи в короткий срок и с высоким качеством. Предъявляются большие требования к выпускнику школы.
Он должен уметь моделировать, прогнозировать, систематизировать, структурировать. Высок и самообразовательньий компонент: выпускник должен формулировать задачи, обрабатывать и понимать информацию, уметь составить план жизнедеятельности. Он должен совместно работать в социуме, организовать деятельность группы, коллектива, владеть навыками лидерства.
И этому мы должны научить учащихся с учетом психолого-педагогическим особенностей, которые являются основой для формирования личностных качеств школьника.
Разработка новых технологий – процесс непрерывный.
Использование современных инновационных образовательных технологий, методов, приемов – это объективная необходимость и условие достижения высокого качества современного образования.
Проблема, обозначенная в работе, является актуальной для обучения и воспитания учащихся.
Она важна для подрастающего поколения, так как определяет его будущее.
Инновационные технологии в работе учителя- словесника дают ему возможность:
повысить уровень профессионализма;
обеспечить благоприятные условия для развития личности ученика;
выбирать наиболее эффективные технологии для решения педагогических проблем;
с большей определенностью предсказывать результат и управлять педагогическим процессом.
Инновационные технологии помогают учащимся активно воспринимать изучаемые явления, глубоко осмысливать их, перерабатывать и применять на практике.
В то же время эти технологии:
стимулируют у учащихся процесс познания нового;
формируют у них осознанную потребность в приобретении знаний и умений;
порождают стремление к самостоятельной деятельности;
формируют устойчивое внимание к предмету.
Таким образом, инновационные технологии доказывают свою способность решать на совершенном уровне как традиционные, так и новые задачи, являются гарантом культурного, нравственного развития личности учащегося.
Психологи считают, что если на протяжении школьной жизни ученик
проживает ситуации выбора, то у него формируется самостоятельность,
без которой невозможна творческая личность.
Болевая точка любого урока – поиск таких форм взаимодействия учителя и ученика на уроке, когда субъективная позиция ученика реализуется максимально. Ученикам интересно действовать, активно участвовать в ходе урока, ошибаться и искать причины ошибок, формулировать вопросы, а не только на них отвечать, т.е. им хочется на уроке занимать активную коммуникативную позицию. Задача учителя – помочь ученику увидеть его роль на уроке, перевести учебную деятельность школьника в творческую плоскость.
Данный вопрос очень актуален и его нельзя оставлять без внимания. Необходимо постоянно работать над внедрением инновационных технологий в учебный процесс, чтоб улучшить его результативность.
Однако успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя, грамотной направленности его педагогической деятельности. Наша задача – помочь ученику увидеть его роль на уроке, перевести учебную деятельность школьника в творческую плоскость.
Применение новых технологий на разных этапах урока, помогает сделать его эффективным, результативным, а процесс получения знаний для учащихся – интересным и продуктивным.
Список использованной литературы
Кларин МВ. Модели учебной дискуссии /1 Школьные технологии. — 2ОО4.-№6 — С.58-78.
Лернер И.Я. дидактические основы методов обучения.- М., 1981.
Мандзюк Лариса. Инновационньте проекты /Директор школы. -2ООб.-№48.- С. 14.
Матковский Иосиф. Эффективность инноваций в образовании /1 Директор школы 2ООб.- 1{227-28.- С 33.- С. 37-39.
Тщук В.А. Урок в современной школе М., 1998.
Поташкин М.М., М.В. Левит. Как подготовить и провести открытый урок.- М., 2006.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. — М., 1998.
Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. — М., 2005. 10. Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов. СП6., 2001. 11.Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике М., 1998
Бархин К.Б. Творческая работа по родному языку: Методическое пособие для преподавателей. 1994. Ч.1.
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.
Большой толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. – М.: АСТ, 2004.
Ващенко В. Инновационность и инновационное образование // Alma mater . - 2000 г.
Галактионова Т.Г. От самопознания к самореализации: Персонал-технология образовательной деятельности. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999 г.
Дичковская И.М. Инновационные педагогические технологии. К., 2004.
Дубовицкая Т.Д. Контексты содержания образования и их дидактическая интерпретация. – Педагогика. 2003 № 10
Еньшина Н.А. Инновационные процессы в образовании. г. Барнаул, 2002 г.
Ермолаев М.Г. Игра в образовательном процессе. Метод. пособие. Каро.2008
Исаев, И.Ф. Профессионально – педагогическая культура преподавателя /И.Ф. Исаева. – Учеб. пособие для высших учеб. зав. – Академия, 2004
Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: Использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов Изд. 1-е/ 2-е, стереотип. Волгоград, - В помощь администрации школы, - 2008.
Никулина, Н.Ф. Формирование инновационной деятельности преподавателя /Н.Ф. Никулина//Специалист. – 2002. – №12.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. 4-е изд, доп. /Под ред. Н.Ю.Шведовой.-М.,2009 г.
Малашов Г.Р. Инновационные технологии современности. - К., - 2010. - 465 с.
Гузеев В.В., Методы организации и формы обучения. - М.: Народное образование, 2010.- 128с.
Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления. М.: 2009.
Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. П. Панфилова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.
Полонский В. М. Инновации в образовании (методологический анализ) // Инновации в образовании. - 2007. - №2. - с. 4 - 13.
Юсуфбекова Н. Р. Педагогические исследования и инновационные процессы // Междисциплинарные исследования в педагогике / Под ред. В. М. Полонского. М.: Институт теоретической педагогики и международных исследований в образовании РАО, 2008.
Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. М.: Изд-во УНД ДО. 2008.
Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. - М., 2010
Учебно-методический комплекс: Модульная технология обучения. - А.В. Макаров, З.П.
Приложение 1
5 класс
Тема: С. Я. МАРШАК. «ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ».
Цели деятельности учителя: ознакомить с биографией известного детского писателя XX в. С. Я. Маршака; дать представление о новом виде литературного произведения - пьесе-сказке; показать многогранность человеческого характера, зависимость поведения человека от конкретных обстоятельств.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; осмысливает цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определяет основную и второстепенную информацию.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Эпиграф:
Я думал, чувствовал, я жил,
И все, что мог, постиг,
И этим право заслужил
На свой бессмертный миг.
С. Я. Маршак
Ход урока
Организация урока.
Мотивация научной деятельности
Изучение нового материала.
Вступительное слово о жизни и творчестве писателя.
Родился Самуил Яковлевич Маршак 3 ноября 1887 г. в городе Воронеже. Отцу приходилось часто менять место работы. Трудно пришлось мальчику при поступлении в Острогожскую гимназию, но позже он сумел перевестись в гимназию в Петербурге.
Судьба свела Маршака с известным критиком В. В. Стасовым, который душевно отнесся к мальчику: подарил библиотеку классиков, водил по музеям, познакомил юного поэта с М. Горьким и Ф. Шаляпиным.
В 1912 г. Маршак уехал учиться в Англию. В это же время сотрудничал с разными редакциями. Находясь в Англии, начал заниматься переводами английских и шотландских баллад, творений У. Блейка и Р. Бернса.
Тогда же начинает писать для детей. После 1917 г. заведует рядом детских домов и колоний в г. Краснодаре. Здесь впервые в стране был организован детский театр. Первые сказки С. Маршак написал для этого театра.
Писать для маленьких читателей было непросто: на писателя обрушились враги фантастики, веселых историй, сказок. Помог М. Горький, защитил детских писателей.
В течение жизни С. Я. Маршак очень ответственно относился к работе.
В 1964 г. писатель тяжело заболел, ослеп и умер в том же году.
Литературное наследие С. Я. Маршака до сих пор радует читателей и доставляет истинное наслаждение любителям чтения.
Работа над понятиями. («драматическое произведение»; пьеса).
Драма от греч. – действие – произведение, предназначенное для постановки на сцене.
В таких произведениях многое рассчитано на восполнение игрой актеров, декорациями, музыкой, шумовым сопровождением и т. п.
Основу действия пьесы составляет диалог, поэтому персонажей пьесы называют действующими лицами.
Первое, с чем встречается читатель, это афиша – список действующих лиц (экспозиция); ремарки (фр. замечания) – пояснения автора к читателю. Пьеса делится на акты (действия), которые в свою очередь могут делиться на сцены (картины).
- Основой сюжета сказки «Двенадцать месяцев» стала западно – славянская легенда о братьях – месяцах, встречающих у костра новогоднюю ночь.
Вопрос: – Почему Маршак назвал своё произведение не просто сказкой, а сказкой– пьесой? (Пьеса – это литературное произведение, предназначенное для театрализованного представления.)
- Чем же отличается пьеса от других, уже прочитанных вами произведений?
Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» опубликована в 1943 г. в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Эта светлая сказка принесла много радости, оказалась нужной и интересной и для детей, и для взрослых как в годы военного лихолетья, так и в мирное время.
- Какая это сказка?
-Докажите, что она волшебная
( Волшебные помощники-12 месяцев, Волшебный предмет –колечко, Волшебные события - быстрое изменение времен года, Волшебное преобразование - Баба и дочь стаИ собаками)
- Как вы думаете, почему сказка называется так?
Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.
- Что вы можете сказать о падчерице, какая она? Трудолюбивая, добрая, терпеливая, приветливая.
Трудолюбие доброта терпение приветливость
- Как вы думаете, почему автор сделал Падчерицу главным персонажем своего произведения? Хорошая она девушка.
Такие качества как у неё нам в жизни тоже будут полезны.
- Все ли люди, которые окружали девушку, любили её?
Мачеха её не любила. Она давала ей много работы.
- Какую самую трудную работу мачеха приказала выполнить падчерице?
Зимой нарвать подснежников.
- Зачем мачехе понадобились подснежники? «По воле королевы».
Словарная работа.
Падчерица - приемная дочь
Канцлер – человек, занимающий высшую государственную должность
Глашатай – человек, объявляющий народу королевские приказы
Астролог- гадатель по звездам
Мантия – накидка
Рескрипт – распоряжение
Резолюция – решение, постановление
Ходатайство – просьба
Анализ 2-й картины I действия. Эпизод «Королевский урок».
Запись на доске: взбалмошная, глупая, эгоистичная, злая, добрая, угодливая, ласковая, дерзкая, своенравная, жадная, послушная, грубая, капризная, решительная, трудолюбивая, приветливая, завистливая, сварливая, сердечная, скромная, ласковая, избалованная, льстивая, ленивая, лукавая и т. д.
Вопросы и задания:
– Подберите определения, характеризующие королеву (падчерицу, мачеху, дочку).
– Какие поступки королевы дали возможность сделать вывод, что она капризная и своенравная?
– Сравните урок королевы и обычный школьный урок: отметьте сходство и различия.
– Что можно сказать о знаниях королевы?
Анализ 3-й картины.
Вопросы:
– Можно ли судить по первым строчкам диалога, как относятся друг к другу старуха-мать и дочь?
– Объясните значение слова «мачеха».
– Как дочь и мать относятся к падчерице? Из каких слов сказки это видно?
Попробуем сопоставить один и тот же эпизод в прозаическом и драматическом вариантах сказки.
В прозаическом варианте, когда мачеха посылает падчерицу в лес за подснежниками, девочка думает: «Страшно теперь в лесу! Да и какие среди зимы подснежники. Только пропадешь, увязнешь в сугробах». Но она не осмеливается перечить мачехе – плачет, кутается в рваный платок и идет.
А вот этот же эпизод в пьесе:
Падчерица. Да какие же теперь подснежники – ведь зима!
Мачеха. Весною-то за подснежниками не золотом платят, а медью!
Падчерица. Не пойду!
Дочка. А что же – мне вместо тебя в лес идти?
Падчерица. Да ведь не мне золото нужно!
Вопросы:
– В чем разница данных вариантов? (У героини появилась внутренняя твердость, чувство собственного достоинства, проявились определенные черты характера.)
Обобщая проделанную работу по анализу картин-эпизодов сказки, учитель задает вопросы:
– Кто из героев первого действия воплощает в себе традиционно-сказочную идею зла? (Королева, дочка, мачеха.)
– Охарактеризуйте, в чем сходны, в чем различны героини?
Закрепление материала
Работа в парах
На основании этого отрывка мы можем сделать вывод о чертах характера персонажей.
У вас на партах лежат лепестки. Они все перепутались. Вам надо среди них отобрать те, которые характеризуют наших героев. Составьте цветок каждого героя.
1-я группа.
Падчерица - умная, имеет чувство юмора, сирота, трудолюбивая, добродушная, честная, спокойная, послушная, готова простить.
2-я группа.
дочь - жадная, безжалостная, не уважает родителей, злая, равнодушная, корыстная, хитрая, эгоистическая, ленивая, непослушная, завистливая.
Составление таблицы «Антитеза» на доске из лепестков.
- Вспомните, что такое антитеза?
(Антитеза - стилистическая форма, оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия)
Рефлексия.
Домашнее задание: прочитать оставшиеся действия сказки.
Приложение 2
6 класс
Конспект урока по теме «Слово и его лексическое значение.
Тип урока: урок «открытия нового знания»
Цель урока: закреплять умение определять лексическое и грамматическое значения слова самостоятельно и при помощи толкового словаря.
Формируемые УУД:
личностные: формирование мировоззренческих понятий, формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы и в парах, сопоставления, анализа, развития творческих навыков
предметные: узнать, что такое лексикология, лексическое и грамматическое значение слова; самостоятельно и при помощи толкового словаря определять ЛЗ слова.
регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки;
познавательные: умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; развивать навыки исследовательской деятельности;
коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью; слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
Применяемые технологии: развивающее обучение
проблемное обучение
обучение в группах и в парах
самодиагностики (коррекции)
Вид используемых на уроке средств ИКТ: презентации
Методическое назначение средств ИКТ: усилить мотивацию, наглядность в обучении
Основные понятия: слово, лексика, лексикология, лексическое значение слова, грамматическое значение слова, толковый словарь
Оборудование: презентация, Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля, сигнальные карточки у каждого ученика, раздаточный материал (карточки с заданиями, карточки для проведения рефлексии)
Ход урока
Организационный этап (слайд 1)
Цель этапа: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне
Приветствие.
- Добрый день, ребята!
Настроение у нас отличное,
А улыбки – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок нам начать пора.
Сегодня я хочу вам пожелать хорошего настроения и успехов на уроке! А сейчас проверьте готовность к уроку. Все ли ваши учебные принадлежности на месте? Справочники?
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
1зад.
Сегодня, ребята, мы с вами будем изучать новую тему. Но для этого нам необходимы знания предыдущих уроков.
Орфографическая работа ( 1 ряд выписывает с чередующейся гласной в корне, 2 ряд -приставки на пре-при, 3 ряд- приставки на з-с)Обозначить орфограммы.
Расположить, безрукавка, вытереть, бесчувственный, коснулась, слагаемое, подпирать, выгорать, зарница, приехать, прескучный, излагать, растение, рассказывать, придорожный, набирать, приболеть, разгорается, преградить, бесшумный, преградить.
2 зад.
Орфоэпическая работа ( мы с вами должны правильно произносит слова, в этом нам поможет работа с орфоэпическим словарем)
БаловАть, красИвее, облегчИть, щавЕль, ревЕнь одноврЕменно, досУг, звонИт
3 зад.
Вспомните, какие разделы науки о языке мы с вами изучили в этом учебном году и кратко их охарактеризуйте. А ответ свой начните словами «Я знаю, что…». ( фонетика, морфемика, синтаксис, морфология, словообразование ..
III. Определение темы урока
Сегодня мы познакомимся еще с одним разделом науки о языке, о нем вы узнаете чуть позже, а пока постараемся определить тему нашего урока.
1. Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушным холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о словах).
- Все ли в нашем мире названо словами?( конечно)
Это первая часть нашей темы.
2 Внимание на следующее задание, вставьте пропущенные буквы. Подумайте на что нужно обратить внимание , выполняя эту орфографическую задачу.
Расст..гнуть пуговицу
Раст..нуть веревку
Прим..рять врагов
Прим..рять платье
Пол..скать белье
Пол..скать малыша
C…деть на стуле – с…деть от горя
стАрожил – стОрожил
- Почему в корнях этих слов мы пишем разные буквы? От чего зависит выбор гласной? (от значения слова, от лексического значения).
А только ли лексическое значение есть у слова?
Каждое слово самостоятельной части речи имеет лексическое и грамматическое значения:
Как будет звучать тема нашего урока? (СЛОВО И ЕГО лексическое ЗНАЧЕНИе) - Запишите тему урока .
IV. Определение целей урока
- А теперь поставим цели нашему уроку:
1. Узнать, что такое «слово», «лексическое значение слова», «грамматическое значение слова».
2. Узнать, какой раздел науки о языке занимается изучением лексики русского языка.
3. Учиться определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря; определять грамматическое значение.
V. Открытие нового знания
1. Обращение к теоретическому материалу учебника п.55-56 Запишите слова , которые у нас сегодня на уроке будут ключевыми.
2. Какие корни имеет слово лексикология? Что значит в переводе с греческого «логос»?
Лексика словарный состав языка.
Слово называет понятия, предметы, признаки, действия, состояния, оценки.
Слово – значимая единица языка. Слово имеет внешнюю оболочку (звуки и буквы) и внутреннюю оболочку (значение и смысл).
Слово имеет лексическое и грамматическое значение.
– – Ребята, очень важно для каждого человека пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово. Пополнять свой словарный запас – это значит узнавать новые слова. А что такое узнавать новые слова? – Послушайте стихотворение И. Токмаковой . Ложка – это ложка, Оделся и пошел. Ложкой суп едят. А я придумал слово, Кошка – это кошка, Смешное слово «плим». У кошки – семь котят. Я повторяю снова: Тряпка – это тряпка, «Плим, плим, плим»… Тряпкой вытру стол. И ничего не значит Шапка – это шапка, «Плим, плим, плим» – Удалось ли мальчику «придумать» новое слово? (Да.) Узнали ли вы новое слово, прослушав это стихотворение? И все-таки это не слово! Почему? Потому что оно «ничего не значит», не имеет смысла! Значение – важнейший признак слова, без него слова нет и быть не может. – Смысл слова и есть его лексическое значение. Итак, узнать новое слово – значит узнать то, что оно обозначает, понять его лексическое значение. |
Работа со словарем. Значение этих слов можно узнать Выставка словарей. – Перед вами словари русского языка. В каждом из них даны слова, но рассматриваются они с разных сторон. В словарях отражается словарное богатство языка. Существуют языковые (лингвистические), орфографические, толковые, фразеологические, иностранные словари, словари антонимов, синонимов и др. Эти словари могут быть вашими друзьями и помощниками. – – Так где же мы можем выяснить лексическое значение неизвестных нам слов? А почему словарь называется «толковый»? Что значит слово толковать? (Разъяснять, объяснять, выяснить смысл слова. В толковых словарях толкуется значение слов.) – Но кроме того, что в таких словарях разъясняется значение слов, по нему можно проверить и написание слов, произношение, выяснить отдельные морфологические признаки слова. В статьях словаря особым шрифтом – курсивом – даются примеры употребления данного слова. Это называется словарная статья. Заглавные слова в словаре размещаются в строгом алфавитном порядке. ЭТАП 4. Расширение и закрепление знаний по теме Цель: показать межпредметную связь УУД: коммуникативные, личностные Основной вид деятельности учителя: организация работы учеников Основной вид деятельности учащихся: работа в группах. Представляют презентации, творческая деятельность -Ребята, а вы знаете, кто составляет словари? (возможные ответы: учёные, писатели, авторы учебников и т.д.) - Несколько ребят из нашего класса получили индивидуальное домашнее задание. Давайте их послушаем и посмотрим. о составителях словарей: В. Даль,Ушаков и Ожегов) (слайд №4)Заранее подготовленный ученик…. Задание « Угадай слово» по его лексическому значению. слайды – Как вы считаете, какое слово старше: самолет или космонавт? Почему? Сегодня у нас праздник День космонавтики. Какие слова вы можете назвать , связанные с этой темой. ( космодром, вселенная, орбита -Приведите примеры слов, возникших в наше время. -Составить словарик на одну из тем: «Космос», «Весна», упр.692 |
Слово | Лексическое значение | Грамматическое значение |
| Наше представление о предмете (признаке, действии). Содержание слова. | Форма слова, которая определяется по его окончанию. |
Из-за ОСТРОВА показался русский крейсер. | Часть суши, окружённая со всех сторон водой. | Имя существительное, 2-го склонения, мужского рода, в родительном падеже, единственном числе. |
Река ЗАРОСЛА камышом. | Покрыться какой-либо растительностью. | Глагол, в прошедшем времени, женском роде, единственном числе. |
Лексикология – раздел науки о языке, изучающий лексику.
4. А как вы думаете, сколько всего слов в русском языке?
В русском языке около 500 тысяч слов. «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля насчитывает около 200 тысяч слов.
- Лексика русского языка очень богата и изменчива. Как вы думаете, почему это происходит? (открытия, новые понятия, исчезают предметы, вещи, и слова, обозначающие их, устаревают, выходят из нашего употребления).
- Ребята, а как вы думаете, по тому, как говорит человек, какие слова он использует в своей речи, можно о нем что-то сказать?
- Как вы думаете, сколько слов составляет ваш словарный запас? (По современным оценкам словарный запас учащегося средней школы составляет 3000 слов. Человек с высшим образованием знает порядка 8 тыс. слов, словарный запас А.С. Пушкина - 313 тысяч слов, а у М.Ю. Лермонтова – 326 тысяч слов!)
Так какова наша задача?
Наша задача – расширять свой словарный запас, совершенствовать свою речь. Ведь когда у человека грамотная, красивая речь, он пользуется уважением в обществе, его интересно слушать, с ним интересно общаться.
VI. Физминутка
Поднимает руки класс – это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки вниз, вперед смотри – это три.
Руки в стороны пошире развернули на четыре.
С силой их к плечам прижать – это пять.
Всем ребятам надо сесть – это шесть
Закрепление темы
- о составителях словарей: Ушакове и Ожегове) (слайд №4)Заранее подготовленный ученик….
VII. Закрепление
ЭТАП 5. Проектная групповая работа.
Цель: проверить умение применять полученные знания, формировать навыки коллективной работы
УУД: коммуникативные. регулятивные, предметные
Основной вид деятельности учителя: организует проектную работу
Основной вид деятельности учащихся: составляют толковый словарик, работают в группах
-Ребята, а сейчас мы проведём небольшой эксперимент. Представьте на несколько минут, что вы составители словарей. Перед вами на экране помещены слова. Из этих слов каждой группе нужно выбрать любые три слова: существительное, прилагательное и глагол. Составьте свой маленький толковый словарик, правильно оформив его в тетради.
(дети работают группами)
- Кто готов представить свой труд?
( идёт представление словарей)
Творческая работа
Используя слова своего словарика , напишите мини-сочинение .
ЭТАП 6. Рефлексия деятельности. Итог урока. Выставление оценок.
Цель: развить навыки самоанализа и прогнозирования
УУД: регулятивные, коммуникативные
Основной вид деятельности учителя: направляет на самоанализ
Основной вид деятельности учащихся: анализируют, прогнозируют
- Как вы считаете, у кого всё получилось?
- Что было самым сложным в вашей работе?
- Над чем нужно поработать, чтобы словарь получился у всех?
- Ребята, наш урок подходит к концу. Что мы сегодня делали на уроке? Что нового узнали?
- Какую цель мы с вами ставили в начале урока?
- Как сформулируем тему сегодняшнего занятия? Впишите тему урока в тетрадь. Спасибо за помощь. Я благодарна вам за участие.
Этап 7. Домашнее задание
Приложение 3
Сказка «Из жизни Причастий»
Где живёт Причастие? В своём личном особняке с садиком, где цветёт многочисленное его семейство – Зависимые и Определяемые слова всех видов и подвидов. Изящная ограда садика в виде волнистой линии прерывается великолепными воротами, охраняемыми Запятыми. Причастие легко находит общий язык с Зависимыми словами. И хотя его жизнь не имеет смысла без Определяемых слов, отношения у них натянутые: Причастие не любит подчиняться, предпочитая подчинять себе всех. Вот Причастие, прихватив пару- тройку Зависимых слов, выходит из ворот сада налево, стремясь обогнать Определяемое слово, чтобы подышать свежими звуками и сконструировать несколько новых Причастных оборотов. Запятые-охранники бегут следом, ограждая господина – Причастный оборот от назойливости Определяемого слова, как только оно выскакивает вперёд. Но если Определяемое слово отстаёт, охранники спокойны: Причастный оборот обойдётся и без них.
Переведите сказку на язык науки.
Пример синквейна:
Прилагательные
Краткие и полные
Дополняют, украшают, уточняют
Без них скучно!
Эпитеты.
Кластер
Кластер («гроздь») – это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определённом порядке, рисуночная модель, которая напоминает солнечную систему. В центре находится «звезда» - это тема занятия
46
Селиванова Галина Геннадьевна