Технологическая карта урока в 7 классе по теме «Взаимодействие тел. Масса»
Технологическая карта урока в 7 классе по теме «Взаимодействие тел. Масса».
Тема |
«Взаимодействие тел. Масса». |
||||
Тип урока: |
Комбинированный |
||||
Цель |
расширение представления о механическом движении посредством введения понятия «масса». |
||||
Задачи |
Образовательные: 1.работая с материалом учебника и заполняя «Физический словарик» добиться осознанного усвоения учащимися понятия «масса»; 2. обсуждая демонстрационный эксперимент и задачи – рисунки выяснить причины изменения скорости тела и взаимосвязь с массой; 2. в ходе решения задач развивать умения вычислять массу и скорость с помощью формулы. Развивающие:
1. в ходе решения занимательных задач пробудить любознательность и инициативу, развивать устойчивый интерес обучающихся к предмету; 2.развивать вычислительные навыки при решении задач; 3.в ходе урока способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности. Воспитательные: 1.в ходе урока содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира; 2.работая в парах постоянного состава, решая задачи и обсуждая вопросы, воспитывать коммуникативную культуру школьников. |
||||
Планируемый результат. Метапредметные результаты. 1.сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о механическом движении; 2.умение работать с источниками информации, включая эксперимент; 3.умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. Предметные результаты. 1.уметь использовать формулу для вычисления скорости и массы. 2.уметь выражать результаты вычислений в единицах СИ. |
УУД Личностные. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации. Регулятивные. Умение определять потенциальные затруднения при решении учебной задачи; планировать и корректировать. Коммуникативные. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов. |
||||
Основные понятия темы |
Скорость, масса, взаимодействие тел, механическое движение. |
||||
Организация пространства |
|||||
Основные виды учебной деятельности обучающихся. |
Основные технологии. |
Основные методы. |
Формы работы. |
Ресурсы. Оборудование. |
|
1.Слушание объяснений учителя. 2.Самостоятельная работа с учебником. 3. Наблюдение и объяснение демонстрационного эксперимента. 4.Работа с раздаточным материалом. 5.Решение задач. 6. Составление таблицы. |
Технология сотрудничества. |
1.словесные; 2.наглядные; 3.практические. |
Индивидуальная, общеклассная, в парах постоянного состава. |
Физическое оборудование: Шары разной массы, линейка.. Ресурсы: проектор, презентация, тесты «Инерция».. |
Структура и ход урока.
№ |
Этап урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Время |
Вводно-мотивационный этап. |
||||||
1. |
Организационный этап |
Психологическая подготовка к общению |
Обеспечивает благоприятный настрой. |
Настраиваются на работу. |
Личностные |
1 мин. |
2. |
Этап актуализации и мотивации (определение темы урока и совместной цели деятельности). |
Обеспечить деятельность по определению целей урока. |
Предлагает обсудить вопросы, выполнить тест, решить занимательную задачу и назвать тему урока, определить цель. |
Пытаются ответить, выполняют тест. Определяют тему урока и цель. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
10 мин. |
Операционно-содержательный этап |
||||||
3. |
Изучение нового материала. 1) Первичное усвоение новых знаний. 2) Первичная проверка понимания 3) Первичное закрепление |
Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному изучению материала. |
Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям. 1)Предлагает ответить на вопросы и обсудить ДЭ, задачи-рисунки. 2)Предлагает заполнить «Физический словарь». 3)Предлагает ответить на вопросы и решить задачи. |
Изучение нового материала 1)Отвечают; 2)Заполняют «Физический словарь». 3)Отвечают на вопросы и решают задачи. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
30 мин. |
Рефлексивно – оценочный этап. |
||||||
4. |
Рефлексия. (Подведение итогов). |
Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. |
Предлагает выбрать предложение. |
Отвечают. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
3 мин. |
5. |
Подача домашнего задания. |
Закрепление изученного материала. |
Запись на доске. |
Записывают в дневник. |
Личностные |
1 мин. |
Приложение.
1. Актуализация знаний.
Вспомним с вами некоторые понятия, которые изучили на прошлых уроках.
5 учеников – выполняют тест «Инерция», остальные работают по вопросам, отвечают.
Вопросы для фронтальной беседы. (Слайд№2)
1. Приведите примеры механического движения. Что такое механическое движение?
2. Объясните, что такое большая или малая скорость движения тела.
3. Что такое инерция? Ответ поясните.
4. Если поезд движется равномерно с постоянной скоростью, можем ли мы считать его движение движением по инерции?
5. Какие физические величины вам известны? Для чего нужно вводить физические величины?
Ученики отвечают.
2. Мотивационный. (Слайд№3)
Задача. Мы любим читать сказки, но часто нам и невдомек, какую информацию несет тот или иной сюжет. Я думаю, вам всем хорошо известен такой литературный герой Рудольфа Эриха Распе, как Барон Мюнхгаузен. Барон утверждал, что вытащил сам себя из болота за волосы. Вот его рассказ: «Однажды, спасаясь от турок, я попробовал перепрыгнуть болото верхом на коне. НО конь не допрыгнул до берега, и мы с разбегу шлёпнулись в жидкую грязь. Нужно было выбирать одно из двух: погибнуть или как-то спастись. Я решил спастись. Но как? Ничего под рукой не было. Но голова-то у нас всегда под рукой. Я рванул себя за волосы и таким образом вытащил из болота вместе с конём, которого сжал обеими ногами, как щипцами". Как вы считаете, возможно, такое и почему?
Отвечают, высказывают предположения.
Ответ. Чтобы изменить свою скорость барон Мюнхгаузен должен взаимодействовать с другим телом, потому что во взаимодействии участвуют не менее двух тел.
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Что предстоит узнать на уроке? Отвечают и высказывают предположения. Формулируют тему и ставят задачи к уроку.
3.Изучение нового материала.
Демонстрационный эксперимент.
1) Большой металлический шар лежит на столе.
Вопросы.
В каком состоянии находится шар? (В состоянии покоя)
Что необходимо для того, чтобы его скорость изменилась? (Взаимодействие с другим телом)
2) Ударяю по шарику линейкой.
Почему изменилась скорость шарика? (Произошло взаимодействие с другим телом)
3) Сталкиваю шары разной массы.
Как изменилась скорость шаров? (Чем меньше масса, тем шар двигается быстрее, т.е. скорость больше)
Объясни рисунок. (Слайд№4-5)
Ученики объясняют и делают вывод.
Вывод. Причина изменения скорости тела – воздействие на него других тел. Рассмотрим несколько примеров. (Слайд№6)
(Слайд№7)
Как зависит масса тела и его скорость? (Обратно пропорционально m1/m2 = v1/v2).
Вывод. Говорят, чем больше масса, тем тело более инертное. Масса характеризует инертные свойства тел. (Слайд№8)
Знаю я с седьмого класса:
Главное для тела - масса.
Если масса велика,
Жизнь для тела нелегка:
С места тело трудно сдвинуть,
Трудно вверх его подкинуть,
Трудно скорость изменить.
Только в том кого винить?
Учащиеся самостоятельно заполняют «Физический словарик».
Физическая величина. Обозначение. |
Определение. |
Формула. Закон. |
Единицы измерения в СИ. |
Прибор. |
Дополнительная информация. Чертеж, рисунок. |
Масса m Скаляр |
Масса – физическая величина, характеризует инертные свойства тела. . |
m1/m2 = v2/v1 |
1 кг – СИ 1 кг = 1000г; 1т = 1000кг; 1г = 0,001кг; 1мг= 0,000001кг |
Весы |
Инертность – свойство тел по-разному менять свою скорость при взаимодействии. |
План изучения физической величины. (Слайд№9)
1. Определение.
2. Обозначение.
3. Единицы измерения массы в СИ. Кратные и дольные единицы измерения массы.
4. Эталон массы.
5. Векторная величина или скалярная.
6. Примеры масс тел.
7. Способы измерения массы.
8. Связь массы с другими физическими величинами.
Решение задач. (Слайд№10-15)
1. Однажды семиклассник Вася, только что изучивший на уроке физики взаимодействие тел, был сбит с ног нечаянно выскочившим из школы третьеклассником Димочкой. С какой целью Вася после этого случая гнался за Димочкой полтора часа?
2. Прогуливаясь по берегу озера, Миша пригласил Лялю посидеть в лодке без весел. Вдруг Ляля передумала сидеть с Мишей в лодке и выпрыгнула на берег. Как сложилась дальнейшая Мишина жизнь?
3. Молекула воды испарилась из кипящего чайника и, подлетая к потолку, лоб в лоб столкнулась с неизвестно как прокравшейся на кухню молекулой водорода. Кто быстрей отлетел?
4. Как без всяких весов убедиться, что массы близнецов братьев Мити и Вити одинаковы?
5. Хорошо упитанная крупная молекула полихлорвинила с большой скоростью выскочила на перекресток и наехала на зазевавшуюся посреди улицы хилую, несчастную маленькую молекулу хлора. Кто отлетел от перекрестка? А, если бы молекула хлора ответила обидчице?
6. Лютый враг нежно прижался щекой к прикладу и нажал курок. Пуля массой 10 г выскочила из винтовки и понеслась искать невинную жертву со скоростью 800 м/с. А винтовка в результате отдачи со скоростью 2 м/с послала врага в нокаут. Вычисли массу, сбившую с ног врага.
Решение: m1/m2 = v2/v1; 0,01кг/m2 = 2/800 м/с m2 = 4кг.
Проверь себя! (Слайд16)
1. Взаимодействием называют действие тел…
2. В результате взаимодействия изменяются…
3. У тела большей массы скорость изменяется…, про него говорят, что оно… инертно.
4. Масса характеризует….
5. Единицы массы…
6. Массу тела можно определить…
7.Эталон массы представляет собой….
8. В одной тонне содержится…кг.
9. При выстреле из ружья большую скорость получает…, потому что ее масса…
10. Если при взаимодействии друг с другом два тела изменяют свою скорость одинаково, то их массы….
Упражнение №6 (2)
Решение задачи.
m1/m2 = v2/v1; v2 = m1v1 /m2 ; v2 = 40кг 2м/с/80кг = 1м/с
Упражнение №6 (3)
m1/m2 = v2/v1; m1 = m2 v2 /v1; m1 = 700 0,01/1,6= 7/1,6 = 4,4 кг.
Домашнее задание.
Прочитать параграф №18, 19подумать над вопросами и найти ответы. Упр.№6 (1)
Рефлексия. (Слайд17)
Я все очень хорошо понял;
Мне было интересно;
Мне все понятно, но материал не всегда интересен;
Я не все понял, но мне было интересно;
Я ничего не понял и на уроке скучал.
Литература.
1. А.В. Перышкин/ Физика. 7 класс.//Учебник 7 класс. - М.:Дрофа, 2006.-192с.
2. С.Е. Полянский /Поурочные разработки по физике.-М.: "ВАКО", 2004,240с.
3.Смешные задачи по физике Григория Остера http://class-fizika.narod.ru/ost3.htm
презентация к уроку
PPTX / 880.68 Кб