12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Забелина Маргарита Владимировна31716
Россия, Забайкальский край, п. Карымское
Материал размещён в группе «Учителя физики»
11

Технологическая карта урока в 7 классе по теме «Взаимодействие тел. Масса»

Технологическая карта урока в 7 классе по теме «Взаимодействие тел. Масса».

Тема

«Взаимодействие тел. Масса».

Тип урока:

Комбинированный

Цель

расширение представления о механическом движении посредством введения понятия «масса».

Задачи

Образовательные:

1.работая с материалом учебника и заполняя «Физический словарик» добиться осознанного усвоения учащимися понятия «масса»;

2. обсуждая демонстрационный эксперимент и задачи – рисунки выяснить причины изменения скорости тела и взаимосвязь с массой;

2. в ходе решения задач развивать умения вычислять массу и скорость с помощью формулы.

Развивающие:

 

1. в ходе решения занимательных задач пробудить любознательность и инициативу, развивать устойчивый интерес обучающихся к предмету;

2.развивать вычислительные навыки при решении задач;

3.в ходе урока способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

Воспитательные:

1.в ходе урока содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира;

2.работая в парах постоянного состава, решая задачи и обсуждая вопросы, воспитывать коммуникативную культуру школьников.

Планируемый результат. Метапредметные результаты. 1.сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о механическом движении;

2.умение работать с источниками информации, включая эксперимент;

3.умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Предметные результаты.

1.уметь использовать формулу для вычисления скорости и массы.

2.уметь выражать результаты вычислений в единицах СИ.

УУД

Личностные. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации.

Регулятивные. Умение определять потенциальные затруднения при решении учебной задачи; планировать и корректировать.

Коммуникативные. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.

Основные понятия темы

Скорость, масса, взаимодействие тел, механическое движение.

 

Организация пространства

Основные виды учебной деятельности обучающихся.

Основные технологии.

Основные методы.

Формы работы.

Ресурсы. Оборудование.

1.Слушание объяснений учителя. 2.Самостоятельная работа с учебником.

3. Наблюдение и объяснение демонстрационного эксперимента.

4.Работа с раздаточным материалом.

5.Решение задач.

6. Составление таблицы.

Технология сотрудничества.

1.словесные;

2.наглядные;

3.практические.

Индивидуальная, общеклассная, в парах постоянного состава.

Физическое оборудование:

Шары разной массы, линейка..

Ресурсы:

проектор, презентация, тесты «Инерция»..

Структура и ход урока.

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

УУД

Время

Вводно-мотивационный этап.

1.

Организационный этап

Психологическая подготовка к общению

Обеспечивает благоприятный настрой.

Настраиваются на работу.

Личностные

1 мин.

             

2.

Этап актуализации и мотивации (определение темы урока и совместной цели деятельности).

Обеспечить деятельность по определению целей урока.

Предлагает обсудить вопросы, выполнить тест, решить занимательную задачу и назвать тему урока, определить цель.

Пытаются ответить, выполняют тест. Определяют тему урока и цель.

Личностные, познавательные, регулятивные

10 мин.

             

Операционно-содержательный этап

3.

Изучение нового материала.

1) Первичное усвоение новых знаний.

2) Первичная проверка понимания

3) Первичное закрепление

Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному изучению материала.

Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям.

1)Предлагает ответить на вопросы и обсудить ДЭ, задачи-рисунки.

2)Предлагает заполнить «Физический словарь».

3)Предлагает ответить на вопросы и решить задачи.

Изучение нового материала

1)Отвечают; 2)Заполняют «Физический словарь».

3)Отвечают на вопросы и решают задачи.

Личностные, познавательные, регулятивные

30 мин.

Рефлексивно – оценочный этап.

4.

Рефлексия. (Подведение итогов).

Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.

Предлагает выбрать предложение.

Отвечают.

Личностные, познавательные, регулятивные

3 мин.

5.

Подача домашнего задания.

Закрепление изученного материала.

Запись на доске.

Записывают в дневник.

Личностные

1 мин.

Приложение.

1. Актуализация знаний.

Вспомним с вами некоторые понятия, которые изучили на прошлых уроках.

5 учеников – выполняют тест «Инерция», остальные работают по вопросам, отвечают.

Вопросы для фронтальной беседы. (Слайд№2)

1. Приведите примеры механического движения. Что такое механическое движение?

2. Объясните, что такое большая или малая скорость движения тела.

3. Что такое инерция? Ответ поясните.

4. Если поезд движется равномерно с постоянной скоростью, можем ли мы считать его движение движением по инерции?

5. Какие физические величины вам известны? Для чего нужно вводить физические величины?

Ученики отвечают.

2. Мотивационный. (Слайд№3)

Задача. Мы любим читать сказки, но часто нам и невдомек, какую информацию несет тот или иной сюжет. Я думаю, вам всем хорошо известен такой литературный герой Рудольфа Эриха Распе, как Барон Мюнхгаузен. Барон утверждал, что вытащил сам себя из болота за волосы. Вот его рассказ: «Однажды, спасаясь от турок, я попробовал перепрыгнуть болото верхом на коне. НО конь не допрыгнул до берега, и мы с разбегу шлёпнулись в жидкую грязь. Нужно было выбирать одно из двух: погибнуть или как-то спастись. Я решил спастись. Но как? Ничего под рукой не было. Но голова-то у нас всегда под рукой. Я рванул себя за волосы и таким образом вытащил из болота вместе с конём, которого сжал обеими ногами, как щипцами". Как вы считаете, возможно, такое и почему?

Отвечают, высказывают предположения.

Ответ. Чтобы изменить свою скорость барон Мюнхгаузен должен взаимодействовать с другим телом, потому что во взаимодействии участвуют не менее двух тел.

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Что предстоит узнать на уроке? Отвечают и высказывают предположения. Формулируют тему и ставят задачи к уроку.

3.Изучение нового материала.

Демонстрационный эксперимент.

1) Большой металлический шар лежит на столе.

Вопросы.

В каком состоянии находится шар? (В состоянии покоя)

Что необходимо для того, чтобы его скорость изменилась? (Взаимодействие с другим телом)

2) Ударяю по шарику линейкой.

Почему изменилась скорость шарика? (Произошло взаимодействие с другим телом)

3) Сталкиваю шары разной массы.

Как изменилась скорость шаров? (Чем меньше масса, тем шар двигается быстрее, т.е. скорость больше)

Объясни рисунок. (Слайд№4-5)

Ученики объясняют и делают вывод.

Вывод. Причина изменения скорости тела – воздействие на него других тел. Рассмотрим несколько примеров. (Слайд№6)

(Слайд№7)

Как зависит масса тела и его скорость? (Обратно пропорционально m1/m2 = v1/v2).

Вывод. Говорят, чем больше масса, тем тело более инертное. Масса характеризует инертные свойства тел. (Слайд№8)

Знаю я с седьмого класса:

Главное для тела - масса.

Если масса велика,

Жизнь для тела нелегка:

С места тело трудно сдвинуть,

Трудно вверх его подкинуть,

Трудно скорость изменить.

Только в том кого винить?

Учащиеся самостоятельно заполняют «Физический словарик».

Физическая величина. Обозначение.

Определение.

Формула. Закон.

Единицы измерения в СИ.

Прибор.

Дополнительная информация.

Чертеж, рисунок.

Масса m

Скаляр

Масса – физическая величина, характеризует инертные свойства тела.

.

m1/m2 = v2/v1

1 кг – СИ

1 кг = 1000г;

1т = 1000кг;

1г = 0,001кг;

1мг= 0,000001кг

Весы

Инертность – свойство тел по-разному менять свою скорость при взаимодействии.


 

План изучения физической величины. (Слайд№9)

1. Определение.

2. Обозначение.

3. Единицы измерения массы в СИ. Кратные и дольные единицы измерения массы.

4. Эталон массы.

5. Векторная величина или скалярная.

6. Примеры масс тел.

7. Способы измерения массы.

8. Связь массы с другими физическими величинами.

Решение задач. (Слайд№10-15)

1. Однажды семиклассник Вася, только что изучивший на уроке физики взаимодействие тел, был сбит с ног нечаянно выскочившим из школы третьеклассником Димочкой. С какой целью Вася после этого случая гнался за Димочкой полтора часа?

2. Прогуливаясь по берегу озера, Миша пригласил Лялю посидеть в лодке без весел. Вдруг Ляля передумала сидеть с Мишей в лодке и выпрыгнула на берег. Как сложилась дальнейшая Мишина жизнь?

3. Молекула воды испарилась из кипящего чайника и, подлетая к потолку, лоб в лоб столкнулась с неизвестно как прокравшейся на кухню молекулой водорода. Кто быстрей отлетел?

4. Как без всяких весов убедиться, что массы близнецов братьев Мити и Вити одинаковы?

5. Хорошо упитанная крупная молекула полихлорвинила с большой скоростью выскочила на перекресток и наехала на зазевавшуюся посреди улицы хилую, несчастную маленькую молекулу хлора. Кто отлетел от перекрестка? А, если бы молекула хлора ответила обидчице?

6. Лютый враг нежно прижался щекой к прикладу и нажал курок. Пуля массой 10 г выскочила из винтовки и понеслась искать невинную жертву со скоростью 800 м/с. А винтовка в результате отдачи со скоростью 2 м/с послала врага в нокаут. Вычисли массу, сбившую с ног врага.

Решение: m1/m2 = v2/v1; 0,01кг/m2 = 2/800 м/с m2 = 4кг.

Проверь себя! (Слайд16)

1. Взаимодействием называют действие тел…

2. В результате взаимодействия изменяются…

3. У тела большей массы скорость изменяется…, про него говорят, что оно… инертно.

4. Масса характеризует….

5. Единицы массы…

6. Массу тела можно определить…

7.Эталон массы представляет собой….

8. В одной тонне содержится…кг.

9. При выстреле из ружья большую скорость получает…, потому что ее масса…

10. Если при взаимодействии друг с другом два тела изменяют свою скорость одинаково, то их массы….

Упражнение №6 (2)

Решение задачи.

m1/m2 = v2/v1; v2 = m1v1 /m2 ; v2 = 40кг 2м/с/80кг = 1м/с

Упражнение №6 (3)

m1/m2 = v2/v1; m1 = m2 v2 /v1; m1 = 700 0,01/1,6= 7/1,6 = 4,4 кг.

Домашнее задание.
Прочитать параграф №18, 19подумать над вопросами и найти ответы. Упр.№6 (1)

Рефлексия. (Слайд17)

Я все очень хорошо понял;

Мне было интересно;

Мне все понятно, но материал не всегда интересен;

Я не все понял, но мне было интересно;

Я ничего не понял и на уроке скучал.

 

Литература.

1. А.В. Перышкин/ Физика. 7 класс.//Учебник 7 класс. - М.:Дрофа, 2006.-192с. 
2. С.Е. Полянский /Поурочные разработки по физике.-М.: "ВАКО", 2004,240с.

3.Смешные задачи по физике Григория Остера http://class-fizika.narod.ru/ost3.htm

презентация к уроку
PPTX / 880.68 Кб

Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.