Технологическая карта «Тепловой двигатель. КПД» (Физика, 10 класс)

2
0
Материал опубликован 6 March 2017 в группе

Турышева Н.В.

Предмет: Физика

Класс: 10

УМК: Физика 10 класс, Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский

Автор урока: Турышева Н.В.

Тип урока: Открытие нового знания

Цель урока: организация деятельности учащихся для формирования умений использовать научные методы познания при изучении принципов работы тепловых двигателей и умения строить алгоритм решения задач, применяя формулы вычисления КПД тепловых машин, помочь учащимся осознать социальную значимость защиты окружающей среды.

Задачи урока:

Воспитательные задачи: развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач; развитие навыка работы в паре, развивать мотивацию изучения физики, используя разнообразные приёмы деятельности, продолжить воспитание у учащихся дисциплинированности, ответственности, аккуратности, уважительного отношения к выполнению правил безопасности, доброжелательного отношения к одноклассникам; продолжить укрепление убеждённость учащихся в ценности приобретённых научных знаний для решения конкретных практических задач.

Образовательные задачи:

обеспечить в ходе урока усвоение понятий «тепловой двигатель» и «КПД», формул КПД для решения расчетных задач;

проконтролировать умения и навыки по составлению алгоритма решения задач;

актуализировать знания о понятии «тепловой двигатель»;

создать содержательные и организационные условия для формирования умения анализировать тепловой двигатель с точки зрения конструкции и условий его эксплуатации, определить эти условия работы;

создать условия для отработки навыков и умений применять новый способ для решения качественных задач.

Обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий по изучению темы «Тепловой двигатель. КПД»

Развивающие задачи:

создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности;

создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать,

сопоставлять, обобщать познавательные объекты, делать выводы, фиксировать шаги учебной деятельности;

создать условия для развития памяти, внимания, воображения;

содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности;

содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность.

С точки зрения личностного развития описываются воспитательные задачи:

способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;

способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, классе;

содействовать формированию патриотических чувств;

содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения.

1 этап. Мотивация к учебной деятельности

Добрый день ребята! Посмотрите на экран. Как вы считаете, что имел в виду Жан Ив Кусто? (тем самым учитель старается заинтриговать учеников предстоящей работой). УУД – формировать интерес к изучаемому предмету, смыслообразование Учитель демонстрирует мультфильм экологической направленности. Просмотр мультфильма учащимися предполагает утверждение тех предположений, которые они выдвинули в процессе обсуждения слов Кусто.

Посмотрев мультфильм, формируется самоопределение, закладывается целеполагание проводимого урока.

Соотнесите увиденное со следующими понятиями «тепловой двигатель», КПД.

(происходит планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

Компьютер, учебник физики

Жан Ив Кусто – http://ocean-media.su/105-let-nazad-rodilsya-zhak-iv-kusto-chelovek-kotory-j-otkry-l-podvodny-j-mir-dlya-vseh/

Мультфильм об экологии https://www.youtube.com/watch?v=UY8ZwQnmPaw

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания, вопросы

УУД

1 этап. Мотивация к учебной деятельности

Создает условия для возникновения

ученика внутренней потребности включения в тему урока

Включаются в деловой ритм

Слайд с фото и высказыванием: «Раньше природа устрашала человека, а теперь человек устрашает природу». Жан Ив Кусто.

Что имел в виду Жан Ив Кусто в этом высказывании?

Познавательная деятельность

Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно- исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»).

Информационно-коммуникативная деятельность.

Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного).

Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Рефлексивная деятельность

Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.

Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.

Определение собственного отношения к явлениям современной жизни.

В результате изучения на базовом уровне учащийся должен

знать/понимать

смысл понятий: физическое явление

смысл физических величин: внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты,

смысл физических законов сохранения энергии

вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

описывать и объяснять физические явления и свойства тел: свойства газов,

отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

приводить примеры практического использования физических знаний: законов в энергетике;

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых приборов;

оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

рационального природопользования и охраны окружающей среды

Анализируют

Выдвигают предположения

Слушают учителя

Осознанно строят речь

на соотнесение информации на слайде

Взаимодействуют с учителем во время обсуждения высказывания

Демонстрация мультфильма:

К чему приводит деятельность человека? Что прежде всего, по вашему мнению, влияет на состояние окружающей среды?

Контролируют варианты ответов обучающихся-одноклассников

 

Актуализацию знаний легко применять на уроках к подведению формулирования темы учениками.

Прочитайте стр. 269 учебника, первый абзац? О чем пойдет речь на уроке, как это связано с тем, что мы с вами обсуждали в начале занятия?

Учащиеся, участвуя во фронтальном опросе, выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью о прошедших на прошлых уроках темах - о различных двигателя и их применениях, т.е. формируются коммуникативные УУД. Аналогично ученики учитывают разные мнения, используют критерии для обоснования своего суждения при ответе на вопрос или дополнении ответа учащихся. При таком опросе также происходит формирование коммуникативных и регулятивных УУД.

данном случае в опросе с учителем, ученики не должны повторять ответы других учеников, что и приводит к контролированию ответов.

Следующим шагом следует составить схему ответов учащихся о типах двигателей. На парте каждой пары учеников лежит ноутбук с папкой, в которой находятся ЭОР:

принцип работы двигателя внутреннего сгорания

принцип работы паровой машины

принцип работы реактивного двигателя

виды тепловых двигателей

принцип работы тепловых двигателей

экологические проблемы использования тепловых машин

- Рассмотрите принцип работы одного из двигателей. Ответьте на вопросы:

1. Вид топлива, используемого двигателем

2. КПД

3. Возможные экологические проблемы, создаваемые двигателем.

4. Для чего нужен двигатель?

Следует далее заслушать три пары учеников, которые работали с первыми тремя ЭОР.

Следующими вопросами организуем диалог, подводя к формулированию темы.

- Какой вывод следует? (для совершения работы)

Формулируя вывод, ученики анализируют, синтезируют, сравнивают, обобщают, проводят аналогию о существовании силы при движении объекта, при этом формируются регулятивные УУД.

Следующее задание позволит провести аналогию и сопоставить материал жизненной обыденности и открыть что-то новое для себя. Поэтому данное задание позволяет сформировать не только регулятивные и коммуникативные УУД, но и познавательные.

Посмотрите на доску и найдите соответствия:

какова роль пара и газа на рисунках?

какие превращения происходят с паром и газом в данных процессах?

Выслушивая предположения учеников, аналогично формируются УУД:

- уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы – Р

- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение – К

- выделять общий признак двух или нескольких явлений и объяснить их сходство –К

- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления - П

Таким образом, ученики приходят к выводу о том, что в двигателе необходимым условием его работы увеличение внутренней энергии газа, пара, которые имеют общее общее название - «Рабочее тело» и в этих примерах на тела действуют молекулы газа и пара, которые совершают механическую работу. Учащихся подводят к теме урока и формулировке понятия «тепловой двигатель».

Задавая вопросы «Что общего на рисунках?» и «Чем сопровождаются два процесса на рисунках?», используется прием - побуждающий к теме диалог.

Задавая вопрос

Подводящий к теме диалог завершается формулированием темы урока.

- Значит, какая сегодня будет тема урока?

Ученики формулируют тему урока, при этом работают УУД - извлечение необходимой информации (П); выдвигать версии темы урока (Р)

Учитель уточняет формулировку и показывает слайд с темой урока «Тепловые двигатели. КПД».

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания, вопросы

УУД

2 этап. Актуализация и пробное учебное действие

Организует прочтение фрагмента параграфа учебника.

Организует работу за компьютером.

Проводит опрос.

Читают фрагмент параграфа учебника, отвечают на вопросы учителя, изучают один из ЭОР, участвуют в обсуждении.

1. Вид топлива, используемого двигателем

2. КПД

3. Возможные экологические проблемы, создаваемые двигателем.

4. Для чего нужен двигатель?

Познавательная деятельность

Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).

Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать.

Информационно-коммуникативная деятельность.

Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного).

Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Рефлексивная деятельность

Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.

Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.

Определение собственного отношения к явлениям современной жизни.

Предметные результаты должны обеспечивать возможность успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности:

понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;

владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и принятия практических решений в повседневной жизни;

Организует актуализированные способы действий и речи.

Организует фиксацию пробных учебных действий и их затруднений.

1. Фиксируют результаты обсуждения в виде схемы.
2. Обсуждают демонстрируемый учителем слайд.

Составьте схему видов тепловых двигателей.

Демонстрирует два рисунка на экране. Подводит к теме урока.

Участвуют в обсуждении, рассматривают рисунки на экране.

Формулируют тему урока.

Что общего на рисунках?

Чем сопровождаются два процесса на рисунках?

     

Двигатель внутреннего сгорания – http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b7981-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_9.swf

Паровая машина (турбина) – http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b7982-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_10.swf

Виды тепловых двигателей - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b925d43a-fae6-4b74-8e98-ee25ca0af800/start.html

Реактивный двигатель - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba060-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_11.swf

Пороховые газы - https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=921994e07afdc1ecfbd63d679bc12f44-l&n=13

Водяной пар толкает пробку - http://sernam.ru/archive/arch.php?path=../htm/book_phis_t1/files.book&file=phis_t1_51.files/image006.jpg

3 этап. Изучение нового материала

- Какой же возникает вопрос из темы урока? уметь определять, научиться вычислять КПД тепловой машины.

Формируемые УУД:

  • анализировать существующие и планировать будущие результаты – Р

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности - Р

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности – Р

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову «Работа», определяющие его признаки и свойства – П

  • ученик организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками в группе – К

  • уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей - К

Что предстоит выяснить? какие инструменты помогут определить смысл понятия КПД (информация представлена на слайде учителя)

Формируемые УУД:

  • определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей – Р,

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов – П

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи – П

  • уметь самостоятельно планировать пути достижения целей – Р

  • ставить цель деятельности на основе определённой проблемы и существующих возможностей – Р

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели

деятельности - Р

Задачи:

познакомиться с понятием «КПД»;

узнать, какие инструменты помогут вывести формулу для нахождения формулы КПД.

3. Узнать, что такое максимальный КПД и как его можно определить.

4. Пути повышения КПД для уменьшения потерь в окружающую среду.

5. Выяснить, к каким экологическим проблемам приводит применение ТД.

Таким образом происходит планирование деятельности.

- Как будем действовать? ученики предлагают использовать учебник и ЭОР.

Как вы считаете, что влияет на значение КПД двигателя?

Учитель записывает на доске формулировки задач по словам, сопровождая вопросами для уточнения.

- Уточним задачу, т.е. выяснить, от каких величин зависит КПД.

Формируемые УУД – уметь создавать и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач - П Записываем Дано задачи:

Дано: топливо, двигатель

Что еще известно? отработанное нагретое топливо выбрасывается в окружающую среду.

Формируемые УУД:

  1. определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства – К

  1. соблюдать нормы публичной речи в дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей – К

  1. высказывать и обосновывать мнение в рамках диалога – К

  1. строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности – К

    преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность – П

  1. создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объект для определения способа решения в соответствии с ситуацией - П

  1. излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи – П

    анализировать существующие и планировать будущие результаты – Р

  1. обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебной и познавательной задачи – Р

    определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для

выполнения учебной и познавательной задачи - Р

Изучите ЭОР «Принцип работы тепловых двигателей» (слайды 2-3) .

Составим схему ТД. Учитель на слайде модули – части тепловой машины, какими буквами обозначаются характеристики каждой части.

Как должна выглядеть схема ТД? (происходит поиск решения (открытие нового знания), формулирование алгоритма)

Учитель предлагает ученикам продолжить изучение ЭОР (слайды 4, 5).

Формируемые УУД – обосновывать целевые ориентиры и приоритеты, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов - Р

Изучив ЭОР, запишите полученные формулы в тетради.

Что сказано о КПД ТД в ЭОР? – он небольшой

Прочитайте стр. 271 параграфа. Какой способ определения КПД предложил Сади Карно?

Выясни, в чем различие формул, которые вы получили?

Формируемые УУД:

  • формулировать, обобщать информацию – Р

    объединять предметы в группы по определенным признакам - П

Слайд с формулами: - в первой формуле количества теплоты нагревателя и холодильника, которые можно вычислять, но невозможно измерить а во второй температуры холодильника и нагревателя, которые можно измерить или измерить.

Учитель предлагает ответить на вопросы

В чем преимущество формулы КПД Карно? (в формуле указан путь увеличения КПД)

Вернемся к цели урока, подведем краткие итоги, ответив на вопросы

Что такое КПД?

Как можно повысить КПД?

Данные подтверждаются выводами и картинками на слайдах.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания, вопросы

УУД

3 этап. Изучение нового материала

Подводит вопросом к теме урока «Тепловые двигатели. КПД»

Определяют понятия, создают обобщения, устанавливают обобщения, отвечают на вопросы

Какой же возникает вопрос из темы урока?

Познавательная деятельность

Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно- исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза

Формулирование полученных результатов.

Создание собственных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий.

Информационно-коммуникативная деятельность.

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации.

Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного).

Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).

Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Рефлексивная деятельность

Понимание ценности образования как средства развития культуры личности.

Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке.

Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.

Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.

Определение собственного отношения к явлениям современной жизни.

Предметные результаты должны обеспечивать возможность успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности:

1) понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

2) владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;

3) владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

4) сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и принятия практических решений в повседневной жизни;

6) сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

Подводит вопросом к выделению задач и составлению алгоритма деятельности

Отвечают на вопросы, обсуждают задачи, планируют деятельность, предлагают и формулируют учебную задачу по определению КПД теплового двигателя.

Что предстоит выяснить?

Предлагает уточнить задачу, задавая подводящие вопросы.

Уточняют задачу, записывают условие и предположение.

Уточним задачу, т.е. выяснить, от каких величин зависит КПД.

Предлагает изучит ЭОР

Проводят поиск решения проблемы, фиксируют результаты в тетради

Изучите ЭОР «Принцип работы тепловых двигателей» (слайды 2-3) .

Как должна выглядеть схема ТД?

Что сказано о КПД ТД в ЭОР?

Прочитайте стр. 271 параграфа. Какой способ определения КПД предложил Сади Карно?

Выясни, в чем различие формул, которые вы получили?

     

Возвращает к цели урока

Соотносят полученные результаты с целью урока, подводят краткие итоги, отвечают на вопросы учителя.

Вернемся к цели урока, подведем краткие итоги.

 

Подводит к новому понятию

Отвечают на вопросы, анализируют, делают выводы, высказывают предположения, фиксируют предположения в тетраде.

Ответьте на вопросы

Что такое КПД?

2. В чем преимущество формулы КПД Карно?

3. Как можно повысить КПД?

этап. Первичное закрепление с проговариванием вслух

В качестве заданий для закрепления учащимся предлагается выполнить задания из электронного приложения к учебнику: тест из пяти вопросов-задач с выбором ответов.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания, вопросы

УУД

4 этап. Первичное закрепление с проговариванием вслух

Предлагает выполнить задания на компьютере из электронного приложения к учебнику. Обсудить в паре алгоритм решения задач на вычисление КПД

Выполняют задания с ЭОР по теме, обсуждают алгоритм выполнения заданий теста. Фиксируют выполнение заданий в тетради.

ЭОР: тест по теме «Тепловые двигатели. КПД» из электронного приложения к учебнику по физике.

Познавательная деятельность

Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов.

Информационно-коммуникативная деятельность.

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

Извлечение необходимой информации из источников

Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Рефлексивная деятельность

Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке.

Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.

Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.

Предметные результаты должны обеспечивать возможность успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности:

владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;

сформированность умения решать физические задачи;

сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и принятия практических решений в повседневной жизни;

сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

уметь

приводить примеры практического использования физических знаний;

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

1) обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

2) оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

3) рационального природопользования и охраны окружающей среды

       
       

этап. Самостоятельная работа с самопроверкой

Выполните решение задач №1 и 2 на стр. 275 учебника.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания, вопросы

УУД

5 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой

Предлагает выполнить решение задач из раздела «Задания для самостоятельного решения» №1 и №2.

Выполняют решение задач, проводят самопроверку, сравнивая с образцом, анализируют результат, делают выводы

Задачи для самостоятельных работ на стр.275 учебника.

Познавательная деятельность

Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).

Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Формулирование полученных результатов.

Информационно-коммуникативная деятельность.

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

Извлечение необходимой информации из источников, отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного).

Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Рефлексивная деятельность

Понимание ценности образования как средства развития культуры личности.

Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке.

Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.

Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.

Предметные результаты должны обеспечивать возможность успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности:

сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;

владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

сформированность умения решать физические задачи;

сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и принятия практических решений в повседневной жизни;

сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

этап. Включение в систему знаний и повторение

Выполните тест на сайте.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания, вопросы

УУД

6 этап. Включение в систему знаний и повторение

Организует прохождение теста по вариантам.

Выполняют задания, проверяют и анализируют решение, повторяют учебный материал, фиксируют в тетради способы решения.

https://interneturok.ru/physics/10-klass/osnovy-termodinamiki/printsip-deystviya-teplovogo-dvigatelya/testcases

Познавательная деятельность

Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность

Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов.

Информационно-коммуникативная деятельность.

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного).

Рефлексивная деятельность

Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке.

Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности.

Предметные результаты должны обеспечивать возможность успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности:

владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;

владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

сформированность умения решать физические задачи;

сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и принятия практических решений в повседневной жизни;

сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

В результате изучения физики на базовом уровне учащийся должен

знать/понимать

смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие

смысл физических величин: внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты,

смысл физических законов термодинамики;

вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

описывать и объяснять физические явления и свойства тел: свойства газов;

отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

приводить примеры практического использования физических знаний: законов в энергетике;

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

рационального природопользования и охраны окружающей среды

этап. Рефлексия

Написать синквейн по изученной теме.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания, вопросы

УУД

7 этап. Рефлексия

Предлагает написать синквейн.

Выполняют самооценку собственной деятельности на уроке, соотносят цели и результаты урока, фиксируют степень соответствия , пишут синквейн, строят прогноз.

Составить задачу.

Познавательная деятельность

Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, умение импровизировать.

Информационно-коммуникативная деятельность.

Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного).

Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста.

Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Рефлексивная деятельность

Понимание ценности образования как средства развития культуры личности.

Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке.

Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.

Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.

Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.

Определение собственного отношения к явлениям современной жизни.

Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.

Предметные результаты должны обеспечивать возможность успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности:

владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;

владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и принятия практических решений в повседневной жизни;

сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

 

Объясняет и коментирует домашнее задание

Слушают, фиксируют

   
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации