12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Петрухина Оксана Геннадьевна37

Доклад на тему:

«Как повысить мотивацию учения для успешного обучения на уроках музыки»
 

 

Подготовила:

учитель музыки

Петрухина О.Г.

январь 2018 г.

СЛАЙД 1. В условиях современной российской школы мотивация является одной из наиболее актуальных проблем.

СЛАЙД 2. В настоящее время наблюдается отрицательное отношение школьников к обучению вообще, а к урокам музыки тем более. Поэтому есть необходимость применять различные приемы для повышения мотивации детей. Редко встретишь учителя, который не жалуется на то, что детям ничего не нужно, что они не выполняют домашних заданий, скучают на уроках, а то и вовсе на них не ходят.

СЛАЙД 3. Народная мудрость гласит «немотивированный ученик просто не хочет учиться» или «ты можешь подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить его пить».

Эта пословица приходит на ум, когда мы видим насколько разным может быть отношение обучающихся к музыке. Для одного обучающегося, процесс изучения музыки является важным, многозначительным, он мотивирован к изучению музыки; для другого обучающегося, музыка— это тяжелая ноша, которую он вынужден нести и он не скрывает свою скуку, зевает и просто ждет конца урока.(Примером являются такие ученики, как Фоменко Леша, Яшкин Паша). Каждый учитель сталкивается с подобной ситуацией и, откровенно говоря, часто намерен обвинить школьника в неверном поведении или неспособности изучать музыку.

Мотивация современных  школьников является одной из самых сложных педагогических проблем, именно она играет большую роль  в организации современного учебного процесса.  Во время огромного объема информации, предоставляемых СМИ, интернет, социальные сети, является очень сложным мотивировать ученика к обучению, систематической работе, мотивации искать новую информацию и эффективно использовать её в процессе обучения и жизни.

Что же необходимо сделать учителю для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу обучающихся?

Само собой разумеющимся является факт, СЛАЙД 4. что способность мотивировать обучающихся является ключевым навыком учителя.

Что же такое мотивация? СЛАЙД 5.

Это эффективное средство успешного обучения школьников.

Этот термин происходит от английского «move» - двигать».

Мотивация - это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения. Главным звеном мотивации является побуждение - поведенческое проявление удовлетворения своих потребностей. 

Мотивация - это основное средство, которое даст возможность повысить уровень заинтересованности к учебному процессу, позволяющее повысить  личный, научный, творческий потенциал.

СЛАЙД 6. Мотивы учения делятся на внешние и внутренние.

Первые исходят от педагогов, родителей, классов, общества и приобретают форму подсказок, намеков, требований, указаний. Они как правило, действуют, но их действие нередко встречает внутреннее сопротивление личности, поэтому не может быть названо гуманным. Необходимо, чтобы сам ученик захотел что-то сделать и сделал это. Истинный источник мотивации человека находится в нем самом.

Вот почему решающее значение придается не мотивам обучения – внешнему нажиму, а мотивам учения – внутренним побудительным силам.

У каждого школьника есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Проявления творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, так как творчество – норма детского развития.

СЛАЙД 7. Как повысить мотивацию учения для успешного обучения на уроках музыки?

Урок музыки – урок искусства. Благодаря этой специфике проблемное обучение и творческое настолько переплетаются, как две стороны медали, т.к. любое творческое задание предполагает создание поисковой ситуации, способствующей самостоятельному поиску ответов и способов деятельности.

Формирование мотивации происходит через различные виды музыкальной деятельности:

слушание музыки (осознанное её восприятие); хоровое, ансамблевое, сольное пение; музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование; дирижирование;  импровизация (речевая, вокальная, ритмическая);  игра на элементарных музыкальных инструментах; инсценировка песен; музыкальные игры; исполнение тем из прослушиваемых произведений (помогает лучше почувствовать и запомнить музыку).

СЛАЙД 8. Урок музыки должен приносить радость. Радость творческого самовыражения, радость познания нового. Именно на это направлены методы и приёмы, применяемые на уроках:

метод размышления о музыке

метод забегания вперед и возвращения к пройденному

метод музыкальных обобщений

метод эмоциональной драматургии

метод создания художественного контекста

метод проблемного изложения материала

метод переинтонирования

метод моделирования художественного процесса

метод интонационно – стилевого анализа

метод импровизации

метод творческих заданий

СЛАЙД 9. Одним из сильно действующих мотивов является интерес.

Л.С. Высотский писал:

«Педагогический закон гласит:

прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все вилы, что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководитель и направлять его деятельность».

СЛАЙД 11. Недавно стала применять такой метод, как УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ.

На доске рисую план с помощью условных знаков. Эти обозначения ребята легко запоминают. Они сразу заинтересовываются и знают, какую работу надо сделать на уроке.

Вот некоторые из условных обозначений:

– человечек с микрофоном – поем песню
– человечек с наушниками – слушаем произведение
– знак вопроса – узнаём что-то новое
– ноты и мяч – физкультминутка
– цветик- семицветик – музыкальные ребусы, загадки, кроссворды.
– театральная маска – инсценировка песни
– ритмический рисунок – музыкальные игры
– перо – творческая работа
– пятёрка – выставление оценок
– домик – домашнее задание

Вообще нужно сказать, что существует много способов стимулирования учащихся к изучению музыки.

СЛАЙД 12.

Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности

Создание мотивации к изучению музыки и к общению невозможно без создания в классе атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности. Необходимо воспитывать в детях чувство оптимизма, являющееся следствием реалистического мышления. Для этого учителю важно представлять собой  живой пример оптимистически настроенного к обучающимся и коллегам человека.

Крайне важно и необходимо ставить перед детьми или помогать, им самим, ставить перед собой реалистичные и выполнимые цели и задачи, обеспечить проблемные задания, а также моделировать процесс, необходимый для достижения поставленных целей, обеспечивая необходимые опоры для того, чтобы предусмотреть успешный результат. Нужно обращать внимание на настойчивость и затраченные детьми усилия на выполнение задания, а не на конечный результат само по себе. Необходимо внушить ребенку, что успех строится на неудачах. Важно научить детей ценить не только свои собственные, но и корпоративные достижения.

Применение новых информационных технологий

Использование новых информационных технологий в преподавании музыки является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для обучающихся.

Современный учитель должен эффективно применять информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе. Некоторые технологии используются почти всеми учителями.

Внеурочная деятельность

Данный вид деятельности помогает преодолевать трудности в обучении и самоутверждении обучающихся, поскольку позволяет им раскрывать свои возможности и способности.

Внеурочная работа увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т. е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными на уроках. Все это создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет на учебную деятельность.

Дистанционные олимпиады

Участие в дистанционных олимпиадах является эффективным способом обучения, самореализации и повышения образовательного уровня школьников. Дистанционные олимпиады мотивируют обучающихся на проверку своих знаний, на самоутверждение, на подготовку к экзаменам, на раскрытие своего творческого потенциала. Участие в дистанционных олимпиадах ведет к углубленному изучению школьных предметов, развивает их творческие способности, а также выявляет школьников, интересующихся музыкой и желающих продолжить интенсивное изучение искусства и музыки в старших классах. Участники дистанционных олимпиад становятся заинтересованными в развитии собственного образования, поскольку, не имея готового ответа на поставленную задачу, они разрабатывают свою собственную творческую продукцию, актуальную для жизни в современном информационном обществе.


 


 

Ну и конечно же, самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне материала и разнообразии выполняемых упражнений, является… СЛАЙД 13. игра.

Я в своей практике активно использую игровые формы работы.

Они учат ребенка регулировать свою деятельность: ставить цель; составлять план и последовательность своих действий; оценивать качество усвоения. Проектируя урок, я стараюсь предусмотреть такие задания и формы работы, чтобы на каждом этапе максимально удерживать внимание и интерес учащихся.

В процессе восприятия нового учебного материала необходимо уделять внимание подготовке детей к активному восприятию новых знаний. Я использую элементы театрализации – появление гостя – сказочного персонажа, героя мультфильма. Например: Незнайка, Баба-Яга, волшебница Мелодия, Муза (в 1 классе), волшебница Осень и т.д. Также дети с удовольствием играют в игру «Лишнее слово», разгадывают кроссворды, ребусы, загадки. Вот некоторые примеры.


 

СЛАЙДЫ 14-23.


 

Во многих школах (в том числе и в нашей) не сохранились музыкальные инструменты, в том числе и народные. Но когда учитель может использовать на занятиях игру на шумовых инструментах, радости детей просто нет предела. Они с великим удовольствием берут в руки  народные инструменты и в коллективном исполнении ощущают свою причастность к музыкальному искусству. (Пример с ложками и балалайками). Очень переживают, если инструментов не хватает всем желающим. И хорошо, что сейчас в продаже появляются народные инструменты, пусть даже виде детских игрушек, но это хоть какие - то наглядные пособия. Такие уроки детям запоминаются надолго.
Очень любят  ситуации на эмоциональной основе старшеклассники. Это и просмотр фрагментов опер, балетов, выступлений эстрадных групп, картин великих художников и создание собственных презентаций. Взрослые ребята с удовольствием создают музыкальные презентации и фильмы по творчеству композиторов и особенно любимых эстрадных групп.
Внедрение нового государственного стандарта в образование позволяет нам широко использовать проектную деятельность.
Чего я жду, используя такие учебные ситуации - это найти эмоциональный отклик в душе ребёнка на созданный образ, а уж затем развитие познавательного интереса и потребности в учебной деятельности. Такие ситуации способствуют поддержанию положительной эмоциональной атмосферы на уроке и развивают у детей стремление к самостоятельному поиску новой информации.

СЛАЙД 24. Итак, подведем итоги: Применение широкого арсенала различных методов музыкального образования и воспитания, а так же современных технологий способствует формированию мотивации школьников на уроках.

СЛАЙД 25. Помните!

В завершении хочется сказать, что педагог творческий, пытливый, ищущий всегда, независимо от спущенных сверху указаний, искал свои пути к детским сердцам и душам. И многое, что сейчас преподносится как установка к действию, было для него нормой всегда, потому что педагогика и творчество «шагают» рядом, потому что дети это очень тонкая субстанция: можно зажечь , а можно и погасить огонёк в глазах.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Сафонова Елена Валерьевна, 13.04.18 в 05:47 0 Ответить Пожаловаться
Строго говоря, это не статья, а текст выступления. И он на 59% повторяет вот эту статью: https://kopilkaurokov.ru/muzika/prochee/sposoby-povyshieniia-motivatsii-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-muzyki
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.