Инструменты рефлексии на уроках информатики
«Инструменты рефлексии на уроках информатики»
(статья)
Аннотация
Статья «Инструменты рефлексии на уроках информатики» посвящена использованию рефлексивных методов в образовательном процессе по предмету информатика. В ней рассматриваются различные подходы к организации рефлексии, направленные на развитие у учащихся способности анализировать свою учебную деятельность, выявлять ошибки и находить пути их исправления. Особое внимание уделено практическим методикам проведения рефлексии на уроках, включая групповые обсуждения, письменные работы и использование информационных технологий.
Введение
Новые образовательные стандарты требуют пересмотра процесса обучения и структуры современного урока. Согласно технологической карте урока, его структура стала сложнее, добавились такие важные элементы, как постановка целей, мотивация учащихся, рефлексия и др.
Свое вниманию хочу остановить на таком этапе урока как рефлексия.
Рефлексия — важный элемент образовательного процесса, который помогает ученикам осознать собственные достижения, трудности и пути дальнейшего развития. Это способствует формированию ответственности за собственное обучение и развитию способности к самоанализу.
Особенно актуально применение инструментов рефлексии на уроках информатики, где развитие критического мышления и самостоятельность играют ключевую роль. Рассмотрим несколько эффективных методов и инструментов, которые помогают организовать процесс рефлексии среди школьников.
Синквейн
Синквейн — пять строк, написанных белым стихом. Чтобы их написать, нужно проанализировать и собрать вместе информацию о конкретном объекте, чувстве или явлении.
Синквейн — это не просто формальное упражнение. Он помогает ученику:
сконцентрироваться на теме;
научиться анализировать, выделять самое главное;
развить образное и критическое мышление.
Тестирование и самопроверка
Тестовые задания и самопроверочные тесты позволяют ученикам самостоятельно оценить свои знания и умения. После выполнения теста ученик может сравнить свои результаты с эталоном и определить, какие аспекты требуют дополнительной работы.
Пример задания по теме «Граф. Виды графов», 9 класс.
Задание: определи виды графов.
Слайды презентации
| | |
| | |
Видеоотчеты и презентации
Использование мультимедийных технологий, таких как создание видеоотчетов или презентаций, стимулирует учеников к глубокому погружению в тему и осмыслению изученного материала. Презентация проекта перед классом требует тщательной подготовки и анализа, что неизбежно ведет к рефлексии.
Онлайн-инструменты для рефлексии
Современные образовательные платформы предлагают разнообразные инструменты для организации рефлексивной деятельности. Например, использование Google Forms для сбора обратной связи, интерактивных досок для совместного обсуждения или платформ для проведения викторин и тестов.
В своей деятельности применяю тестирующую платформу Online TestPad, которая позволяет получить обратную связь от аудитории, провести экспресс-проверку уровня знаний. Пример задания по теме «Исполнитель Робот», 6 класс (ссылка https://onlinetestpad.com/fxl2py7bwusc4).
С помощью сервиса Облако слов (Word's Cloud) можно создать картинку, включающую термины, относящиеся к теме изучаемого материала. Задача учащихся, например, отыскать эти слова и пояснить их назначение. Пример такого задания по теме «Виды компьютерной графики», 7 класс.
Сервис LearningApps.org использую для создания упражнений, которые также удобно использовать на этапе рефлексии. Сервис предлагает большой выбор готовых упражнений и позволяет учителю создавать собственные упражнения.
Пример разработанного задания по теме «Виды программного обеспечения», 7 класс. (https://learningapps.org/display?v=povkqznb218)
Заключение
Инструменты рефлексии на уроках информатики играют важную роль в образовательном процессе, помогая ученикам осознанно подходить к своему обучению и развивать критическое мышление. Применение различных методов рефлексии делает уроки интереснее и эффективнее, способствуя всестороннему развитию личности учащихся.
Источники:
«Бесплатный многофункциональный сервис для проведения тестирования и обучения» [Электронный ресурс]. URL: https://onlinetestpad.com/ (дата обращения: 31.03.2025)
«Облако слов» [Электронный ресурс]. URL: https://wordscloud.pythonanywhere.com/example.html (дата обращения: 01.04.2025)
Статья с сайта: Алина Былинкина Что такое синквейн: как его составить, примеры написания [Электронный ресурс] // Халва Медиа. URL: https://media.halvacard.ru/family/chitai-mezhdu-strok-chto-takoe-sinkvein (дата обращения: 31.03.2025)
«LearningApps.org» [Электронный ресурс]. URL: https://learningapps.org/ (дата обращения: 01.04.2025)