Технологическая карта урока рефлексии по информатике на тему «Основы растровой графики» (11 класс)
Презентация - Основы растровой графики
Аудиозапись - Интерфейс GIMP в двух словах
MP3 / 2.53 Мб
Видео. Цветовые модели CMYK, Lab, HSB, RGB
MP4 / 28.36 Мб
Урок 103. 11 класс. Ч.2. Глава 8. Компьютерная графика и анимация. § 56. Основы растровой графики
Технологическая карта урока информатики
Полный углубленный курс, по 4 часа в неделю в 10 и 11 классах (всего 276 часов).
Класс: 11
Тема: Основы растровой графики.
Тип урока: урок рефлексии.
Место урока в учебном плане: первый урок в разделе «Компьютерная графика и анимация».
Учебник: Информатика. Углубленный уровень: учебник для 11 класса в 2 ч. Ч. 2 / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 304 с.: ил.
Цели:
Образовательные: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – основных понятий растровой графики: растровые изображения, пиксель, разрешение, интерполяция, профиль; принципов формирования растровых изображений; создать условия для повторения обучающимся существующих программ для создания и редактирования изображений; закрепить знания учащихся о цветовых моделях для кодирования цвета.
Развивающие: способствовать развитию навыков работы с графическими редакторами и графической информацией развитие практических навыков обработки изображения в растровом редакторе; повышение интереса к изучению предмета, развитие творческой активности.
Воспитательные: воспитание информационной культуры обучающихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости; воспитывать ответственность за сохранность школьного имущества, в частности, компьютерного класса; ответственность за результаты своей работы.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
разрешение;
пиксель (растр);
интерполяция;
графический редактор GIMP
цветовые модели
RGB (red-green-blue);
CMYK (cyan-magenta-yellow-key color);
HSV (HSB, hue-saturation-value/brightness);
Lab;
цветовой профиль;
калибратор.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные владение навыками обработки растровых изображений, в том числе коррекции фотографии и создание коллажей; сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации.
Метапредметные – умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, норм информационной безопасности; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
Личностные – готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Средства ИКТ, используемы на уроке: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику: презентация «Компьютерная графика и анимация», видео «Цветовые модели CMYK, Lab, HSB, RGB», аудиозапись «Интерфейс GIMP».
Ход урока:
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
|||||||||||||||
I. Мотивация (самоопределение) коррекционная деятельность (1-2 мин.)
|
Приветствует класс. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создаёт атмосферу психологического комфорта. Запишите домашнее задание (сл. №2): для всех: параграф 56 – повторить (прочитать). базовый уровень: вопросы 1, 3, 7 после параграфа. повышенный уровень: вопросы 1-7, задачи 1-2 после параграфа. творческое (дополнительное) задание: подготовка сообщения и презентации на следующие темы: а) «Преобразование цвета между моделями RGB и CMYK» б) «Цветовая модель HSV(B)» в) «Цветовая модель Lab».
Приём «Фантазёр» На доске записывает тему урока: «Основы растровой графики». Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
- Вот видите, как важна эта тема в современном мире. |
Настраиваются на учебную деятельность. Концентрируют внимание на уроке.
Записывают домашнее задание.
Приём «Фантазёр» Возможные варианты ответов: 1. Создавать визитки, рисунки, бланки, плакаты. 2. Создавать или изменять (корректировать) готовые изображения для дальнейшего применения их в создании презентации, документов и др. 3. Обработка фотоизображений с большим количеством деталей, оттенков. 4. Монтаж видеороликов. 5. Оформление веб-страниц. |
Р: самостоятельно организовывать свое рабочее место; планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией; настраивать себя на продуктивную работу; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
|
|||||||||||||||
II. Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности (5-6 мин.) |
Предлагаю вспомнить, что вам уже известно по теме: «Растровая графика» из прошлого учебного года. Приём «INSERT» (Инсерт) Раздаёт каждому карточки со сведениями о компьютерной графике (Приложение 1).
В процессе чтения обучающиеся маркируют текст значками: "V" – уже знал; "+" – новое; "–" – думал иначе; "?" - не понял, есть вопросы. |
Приём «INSERT» (Инсерт) Маркируют текст
|
П: осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания). Р: планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой; выполнять пробные учебные действия; фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии. |
|||||||||||||||
III. Локализация индивидуальных затруднений (1-2 мин.) |
Обсуждение выполненного задания. Давайте проанализируем выполненное вами задание, а для этого поработаем по следующими вопросами:
1. Какое задание я выполнял (а) (что в нём нужно было выполнить)?
2. Какое знание я использовал (а) / каким способом решал (а) задачу? 3. Что делал сначала? Потом? 4. Где возникло затруднение? Почему? 5. Чего мне хватает для правильного решения? |
Принимают участие в обсуждении. Задаю вопросы при необходимости.
1. Я работал (а) с карточкой, в которой были представлены сведения о компьютерной графике (в виде таблицы). Нужно было при помощи обозначений отметить то, что – уже знал (а); новое; думал (а) иначе; не понял (а), есть вопросы. - отвечают на вопросы. |
К: воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других; формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи; оформлять свои мысли в устной форме; высказывать свое предположение; сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.
|
|||||||||||||||
IV. Построение проекта коррекции выявленных затруднений (1-2 мин.) |
Как вы думаете о чём мы сегодня с вами будем говорить? Какая тема сегодняшнего урока? Что нам с вами нужно вспомнить, изучить, повторить? (слушает и корректирует ответы обучающихся)
1. Давайте сформулируем общую цель.
2. Определите средства. Что вам поможет достичь цель?
3. Определяем способ. Составьте план, как будем решать проблему. |
- о компьютерной графике.
- основы растровой графики. - повторить такие понятиях как: растровые изображения, пиксель, разрешение, принципы формирования растровых изображений; - вспомнить о существующих программах для создания и редактирования изображений; - закрепить знания о цветовых моделях для кодирования цвета.
- закрепить и при необходимости скорректировать изученных основных понятий растровой графики. - понадобится учебник, составление краткого опорного конспекта, дополнительная литература и т.д. План: 1. Вспомним основные понятия темы. 2. Составим краткий конспект. 3. Выполним практические задания. |
Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке; планировать свою деятельность на уроке; определять последовательность действий на уроке; самостоятельно формулировать тему и цели урока; принимать и сохранять учебную цель и задачи; организовать выполнение заданий учителя. П: устанавливать закономерности, строить рассуждения; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления. |
|||||||||||||||
V. Реализация построенного проекта (13-15 мин.) |
Давайте вспомним из курса 10 класса, что такое разрешение (сл. 3).
- в чём обычно измеряется разрешение (сл.4 – для конспекта).
- от чего может зависеть фактическое разрешение экрана?
Давайте решим задачу. №1 Какой размер в пикселях должен иметь закодированный рисунок, чтобы при выводе на экран его размеры были 10×15 см?
№2 Какой размер в пикселях должен иметь закодированный рисунок, чтобы при печати с разрешением 300 ppi получилась фотография размером 10×15 см?
№3 (самостоятельно) Закодированный рисунок имеет размеры 5760 × 3840 пикселей и разрешение 600 ppi. Какой размер будет у изображения, отпечатанного на принтере? Вспомните, какие растровые графические редакторы вам известны. Для иллюстраций мы будем использовать свободный растровый графический редактор GIMP. Сейчас сядьте за рабочие места с компьютерами. Работа в парах. Задание будет следующим. Я включу вам аудиозапись, в которой объясняется интерфейс программы GIMP. Ваша задача – внимательно слушать и находить все те части интерфейса, которые будут произноситься. (Приложение 2). Отгадайте ребус (сл. 6)
Кто-нибудь знает, что такое интерполяция? Откройте учебник на стр. 203 прочитайте всю страницу и объясните что такое интерполяция.
Нам осталось сегодня с вами вспомнить о цветовых моделях. Для этого предлагаю посмотреть видео «Цветовые модели CMYK, Lab, HSB, RGB» и после ответите на вопросы. |
- количество пикселей, приходящихся на единицу линейного размера изображения. - в пикселях на дюйм.
- фактическое разрешение экрана зависит от размера монитора и режима работы видеокарты (заданного в её настройках количества пикселей по ширине и высоте экрана). Решают задачу
№1 1) высота 10 см * 96 пикселей / 2,54 см ~ 378 пикселей 2) ширина 15 см * 96 пикселей / 2,54 см ~ 567 пикселей 3) 378 * 567 ~ 214330 пикселей ~ 0,21 Мп 1 Мпикс = 1 000 000 пикселей. Ответ: 0,21 Мпикс. №2 1) высота 10 см * 300 пикселей / 2,54 см ~ 1181 пикселей 2) ширина 15 см * 300 пикселей / 2,54 см ~ 1771 пикселей 3) 1181 * 1771 ~ 2,09 Мпикс. Ответ: 2,09 Мпикс. №3 ширина 5760 пикселей * 2,54 см / 600 пикселей ~ 24,4 см. высота 3840 пикс. * 2,54 см / 600 пикселей ~ 16,4 см. Ответ:24,4 x 16,4 см. - GIMP, Krita, Photofiltre, Paint.NET и Canva. Пересаживаются за компьютеры
Слушают аудиозапись, следуют инструкции и объяснениям.
- интерполяция.
Диалоговое окно в программе GIMP «Смена размера изображения» позволяет менять размеры рисунка и его разрешение. В результате изменения изображения происходит искажение. В этом случае программа перестраивает картинку для лучшего сохранения. Интерполяция – восстановление промежуточных значений. Смотрят видео. |
П: формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности; соотносить информацию, представленную в разных формах; извлекать необходимую информацию из текста; ориентироваться в учебнике; сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
К: строить монологическую и диалогическую речь; строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; слушать и понимать речь других; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Р: сознательно организовывать свою познавательную деятельность; оценивать свои учебные достижения, поведение; работать по плану; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; принимать и сохранять учебную задачу; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. |
|||||||||||||||
VI. Обобщение затруднений во внешней речи (4-5 мин.) |
1. Перечислите базовые цвета моделей RGB и CMY(К).
2. Какая цветовая модель используется для излучаемого цвета? 3. Что означает буква К в цветовой модели CMYК? Работа в группах. Учитель раздаёт таблицу на группу. Разделитесь на 3-4 группы. Вы только что просмотрели видео и теперь вам необходимо заполнить таблицу «Цветовые модели» (Приложение 3). При необходимости можете пользоваться учебником на стр. 204.
Заполняя таблицу, используя учебник, вам встретилось понятие цветового профиля. Кто может объяснить что это? Верно. Посмотрите на слайд и кратко запишите определение. |
1. RGB - red, green, blue - красный, зелёный, синий. CMYK - cyan (голубой), magenta (пурпурный), yellow (жёлтый). 2. RGB
3. Чёрный компонент, поскольку эта краска является главной, ключевой (Key) в процессе цветной печати (или blacK). Заполняют таблицу
Цветовой профиль – характеристика устройства, которая показывает, как именно выводится на нём цвет с определённым кодом. |
Р: сознательно организовывать свою познавательную деятельность; работать по плану; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; делать выводы по результатам работы. К: строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; слушать и понимать речь других; договариваться о совместной деятельности в паре, умение находить общее решение; осуществлять работу в группе; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
|
|||||||||||||||
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин.) |
Выполнение теста №18 «Основы растровой графики» (Приложение 4.1) Ключ к тесту (Приложение 4.2). |
Выполняют тест «Основы растровой графики» (Приложение 4.1) Сдают работы учителю после выполнения.
|
П: систематизировать, обобщить изученное; анализировать, синтезировать и сравнивать информацию. Р: самостоятельно контролировать время при выполнении задания; осуществлять самоконтроль. |
|||||||||||||||
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (1-2 мин.) |
Приём «Лестница успеха» Раздаёт каждому карточку с «Лестницей успеха». При подведении итога урока, учитель предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке, используя лестницу успеха и объяснить свою оценку. Оценивая свою работу, учащиеся оценивают каждый вид деятельности на уроке, проводят суммарное оценивание, и стараются объективно объяснить свою оценку и выбор ступеньки (Приложение 5). Выставление оценок за урок. Всем спасибо за работу! Урок окончен! |
Приём «Лестница успеха» Оценивают свою работу на уроке (Приложение 5). |
Л: формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и само принятия; формирование границ собственного «знания» и «незнания». Р: восприятие оценки учителя, адекватная самооценка.
|
Приложение 1. Карточки для маркировки текста (приём INSERT)
1. Классы объектов компьютерной графики: двумерные изображения (растровая, векторная, фрактальная), трёхмерные изображения и анимация. |
|
2. Растровые графические изображения состоят из отдельных маленьких прямоугольников – пикселей. |
|
3. При уменьшении растрового изображения несколько соседних пикселей преобразуются в 1, что ведёт к потере чёткости мелких деталей изображения. |
|
4. Microsoft Paint, GIMP, Adobe Photoshop – растровые графические редакторы. |
|
5. Разрешение экрана монитора зависит от видеокарты и настроек операционной системы. |
|
Приложение 2.
Аудиозапись:
Интерфейс в двух словах. Запускаем GIMP. Он открывается в стандартном виде. 3 окна – панель инструментов, главное рабочее окно и дополнительная панель. При необходимости можно работать в многооконном режиме. Для того, что бы перейти в однооконный режим, нажимаем на Окна и выбираем – Однооконный режим, раскрываем на весь экран, все панели остались на месте, но они выглядят как одно окно. Панели мы можем расширять, сужать (как больше нравится).
На панели инструментов расположены инструменты, которыми можем работать, можем выбирать цвета. Чуть ниже находятся свойства инструмента, которого выбрали. Выбрали инструмент и внизу его свойства, которые могут настраиваться вручную. С правой стороны на боковой панели – для начала понадобятся только две вкладки – это слои и история действий. При наведении на значок в GIMPе появляется его название (подсказка). История действий необходима для того, чтобы вернуться на одно действие назад.
Сверху мы видим основное меню: файл, правка и так далее. Здесь находятся все инструменты и все возможные действия, которые имеются и на других панелях. Здесь мы можем найти любую кнопку и перенести её в дополнительную панель. На этом обзор интерфейса – окончен.
Приложение 3.
Название модели |
Принцип построения, описание |
Применение, особенности |
Lab |
|
|
RGB |
|
|
CMYK |
|
|
HSV |
|
|
Приложение 4.1.
Тест № 18. Основы растровой графики
Фамилия, имя ________________________________________
1. С помощью какой цветовой модели кодируются цвета на веб-страницах и для изображений, предназначенных для просмотра на экране монитора?
А) RGB
Б) CMYK
В) Lab
Г) HSV (HSB)
2. Как называется наименьший элемент рисунка, для которого можно независимым образом задать свой цвет?
Ответ:__________________.
3. Какая цветовая модель применяется для вывода изображения на печать?
А) RGB
Б) CMYK
В) Lab
Г) HSB (HSV)
4. Установите соответствие между кодом и цветом (цветовая система RGB).
1) 0, 0, 0
2) 0, 0, 255
3) 255, 0, 0
4) 255, 255, 255
А) чёрный
Б) красный
В) синий
Г) белый
5. Какое разрешение можно выбрать в качестве эталонного для расчёта размеров рисунка на экране монитора?
А) 96 ppi
Б) 150 ppi
В) 300 ppi
Г) 600 ppi
Д) 1200 ppi
6. Как одним словом называют количество пикселей, приходящихся на единицу линейного размера изображения?
Ответ:___________________.
7. Какая цветовая модель используется для того, чтобы результат печати на принтере был максимально похож на изображение на мониторе?
А) RGB
Б) CMYK
В) Lab
Г) HSB (HSV)
8. Каким термином называется алгоритм восстановления промежуточных значений функции?
Ответ:___________________.
9. Каждый цвет в этой модели получается путем добавления к основному спектру черной или белой краски. При этом тон — это собственно цвет и есть, насыщенность — процент добавленной к цвету белой краски, а яркость — процент добавленной чёрной краски. Как называется эта цветовая модель?
А) RGB
Б) CMYK
В) Lab
Г) HSB (HSV)
10. Как называется файл, в котором содержится информация о том, как конкретное устройство передает цвет?
Ответ:___________________.
Приложение 4.2.
Ключ к тесту № 18. Основы растровой графики
№ |
Правильный ответ |
1. |
А |
2. |
Пиксель / растр |
3. |
Б |
4. |
1 - Г 2 - В 3 - Б 4 - 1 |
5. |
А |
6. |
Разрешение |
7. |
В |
8. |
Интерполяция |
9. |
Г |
10. |
Профиль |
Критерии оценивания:
Количество правильных ответов |
Оценка |
0-4 |
«не удовлетворительно» |
5-6 |
«удовлетворительно» |
7-8 |
«хорошо» |
9-10 |
«отлично» |
Приложение 5.
Рефлексия. Приём «Лестница успеха»