12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Этника2711375
Россия, Алтайский край, Барнаул


Критическое мышление как инструмент для развития рефлексии

Бытует мнение, что процесс развития рефлексии неоднороден и основан на индивидуальных возможностях каждого ученика. В настоящее время это мнение перестает быть действительным. На практике мы видим, что учитель, строящий образовательный процесс «рефлексивно», вполне способен научить своих учеников рефлексии, которая позволяет регулировать учебно-познавательную деятельность, основанную на самообразовании. Безусловно, развитость процессов саморегуляции зависит от физических и психических особенностей ребенка, но и внешний, приобретенный опыт играет важную роль.

Тенденция современного образования включает в себя применение цифровых технологий и новые форматы процесса обучения. Помимо семейного образования, особую актуальность имеет самообразование как трендовый формат. Педагоги, работая в непривычном формате дистанционного обучения, увидели текущую картину умения детей самостоятельно учиться. Мы понимаем, что без рефлексивного подхода научить даже старшего школьника успешно усваивать образовательную программу практически невозможно, не говоря уже об учениках начального звена. Рефлексивные механизмы лежат в основе учебно-познавательной деятельности, которая невозможна без мотивации. Соответственно, учить учеников рефлексии необходимо с начальной школы.

Основной технологией формирования рефлексивных процессов является технология развития критического мышления, которая подразумевает три фазы: вызов, осмысление и рефлексия и соблюдение условий: активность учеников и возможность высказать «нереальные, дерзкие, смелые» идеи. В соответствии с этим алгоритмом педагог может выстроить как урок, так и целый курс. Развивая в школьниках критическое мышление, мы развиваем самооценку, самоконтроль, умение планировать, реализовывать себя. Если все это удается, школьник испытывает психологический комфорт на уроках и формирует мотивационную составляющую процесса накопления внешнего опыта. Дети, которые открыли знания сами, нашли способ решения или доказали свою точку зрения, ощущают значимость своей работы, повышают коммуникативную культуру, получают возможность самореализации. А педагог фиксирует высокий уровень предметных и метапредметных результатов.

Ребенок, который стремится к самостоятельности в обучении, не только развивает рефлексивное мышление, но и интеллектуальные способности в целом. А сама технология развития критического мышления построена на рефлексии и одновременно обеспечивает ее развитие. Чтобы уроки были в радость, необходимо четко структуировать материал и использовать приемы, способствующие развитию критического мышления и рефлексии в целом. Благо, этих приемов великое многообразие.

На практике целесообразно использовать только те приемы, которые охотно понимают и принимают дети. Многие приемы технологии развития критического мышления охотно адаптируются для работы в начальной школе. Если педагог принимает решение работать с детьми в этом ключе, то приемы внедряются в программу постепенно, два-три в четверть, но регулярно, на каждом уроке. Данная стратегия не представляет технологической или иной сложности, так же, как групповая работа или работа в парах. К такой работе и педагог, и ученики уже привыкли.

Отталкиваясь от базовой модели «Вызов-осмысление-рефлексия», педагог задает логику урока с гармоничным сочетанием конкретных технологических приемов. В итоге, вполне обоснованно рассчитывает видеть перед собой учеников, умеющих решать проблемы, контролировать свои чувства и импульсивность, умеющих слушать и слышать, рассматривать проблему с разных точек зрения, умеющих размышлять и строить прогнозы, в конце концов, любознательных и толерантных. Это же высший педагогический пилотаж! Приятным моментом считается, что это посильная ноша и достижимая цель для каждого заинтересованного педагога.

Рассмотрим пример урока с использованием приемов технологии развития критического мышления из личной педагогической практики.

Окружающий мир 2 класс, УМК «Начальная школа 21 века»

Тема: Что мы знаем о воде

Используемые приемы: Прием «Плюс-Минус-Вопрос» (создатель Э. де Боно), игра «Как вы думаете?», «тонкие» и «толстые» вопросы.

Цель урока:

- узнать, какие состояния имеет вода;

- узнать, что без воды жизнь невозможна;

- узнать, что свойства воды можно установить с помощью различных опытов;

- научиться систематизировать информацию;

- научиться подтверждать основные тезисы информации из текста;

- научиться задавать вопросы различного типа;

- научиться творчески перерабатывать полученную информацию.

Ход урока:

Стадия вызова

Учащиеся в командах должны занести имеющуюся информацию о воде в таблицу. В первой и второй графе дети записывают плюсы и минусы, а в третьей графе систематизируют свой информационный запрос в виде вопросов.

«+»

«-»

«?»




«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. С тобой во всем существе разливается блаженство, которое не объяснить только нашими пятью чувствами. Ты возвращаешь нам силы и свойства, на которые мы поставили уже было крест. Твоим милосердием снова отворяются иссякшие родники сердца. Ты-величайшее в мире богатство, но и самое непорочное-ты, столь чистая в недрах земли. Можно умереть подле источника, если в нем есть примесь магния. Можно умереть в двух шагах от солончакового озера. Можно умереть, хоть и есть два литра росы, если в нее попали какие-либо соли. Ты не терпишь примесей, не выносишь ничего чужеродного, ты-божество, которое так легко спугнуть...Но ты даешь нам бесконечно простое счастье.»

Антуан де Сент-Экзюпери»

Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией и на фазе осмысления содержания. При чтении текста из учебника предлагается фиксировать в соответствующих графах таблицы информацию. Характерно, что этот прием можно использовать на стадии рефлексии, так как информация активно воспринимается, систематизируется и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести обсуждение или дискуссию по спорным вопросам.

Стадия осмысления

Проводится игра «Как вы думаете?» Не озвученными остаются разделы состояния воды и ее свойства. Для того, чтобы дети лучше ориентировались в состояниях воды, используем игровое поле и набор карточек.

Такого быть не могло (никогда)

Это было так (иногда)

Было именно так (всегда)





Игровое поле:













Карточки для игры:

Вода – это вещество.

Вода – одно из самых важных в природе веществ.

Вода имеет только одно состояние.

Вода имеет несколько состояний.

Вода может переходить из одного состояния в другое без воздействия тепла.

Без воды возможна жизнь.

При понижении температуры вода не превращается в лед.

Утром мы можем увидеть иней.

Пар мы можем увидеть только тогда, когда вода кипит.

Твердой водой можно пораниться.

Вода из любого источника пригодна для питья.

Изначально на планете воды не было.

Состояние воды зависит от погоды.

Некоторые микроорганизмы могут жить без воды.

На Земле вода пребывает сразу в трех состояниях.

В ходе игры идет обсуждение и объяснение местоположения карточек. После того, как все карточки займут «соответствующее» поле, учащимся предлагается самостоятельно прочитать отрывок текста из учебника. После чтения просим учащихся вновь разложить карточки и прокомментировать свое мнение. Исходя из практики, всегда одна или несколько карточек вызывают у детей вопросы. Для этого предлагается прочитать дополнительный текст, найти необходимую информацию, подтвердить ее или опровергнуть. В работу с карточками вошла не вся информация, которая содержится в текстах. Чтобы эта информация прозвучала, детям предлагается придумать два «толстых» и два «тонких» вопроса, которые вызвали бы непрозвучавшую информацию.

«Тонкие вопросы»

«Толстые вопросы»

Верно ли…?

Почему вы считаете…?

Какие …?

В чем различие…?

«Тонкие» вопросы предполагают простой, односложный ответ, тогда как «толстые» вопросы требуют подробного и развернутого объяснения.

Рефлексия

После изучения материала мы возвращаемся к таблице «Плюс-Минус-Вопрос» и на основе полученной информации дополняем или исправляем утверждения, одновременно подключаем рабочую тетрадь по окружающему миру, выполняя творческие задания. Домашним заданием может быть организация наблюдения за состоянием воды в емкости, размещенную на открытом воздухе, в течение 3-5 дней. Выводы предлагается зафиксировать в «Дневник наблюдений».





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.