Статья «Интерактивная доска как инструмент закрепления знаний на уроках информатики»
XXI век – это век новых информационных технологий. Использование современных интерактивных средств становится сегодня неотъемлемой частью урока. Самым распространенным инструментом, поддерживающим динамичное взаимодействие учителя и учащихся на уроке, является в настоящее время электронная интерактивная доска.
Интерактивная доска модели StarBoard с программным обеспечением Notebook (SMART Board), которая позволяет создавать и редактировать страницы, появилась в кабинете информатики в 2012 году. Первоначально я использовала доску только для демонстрации на большом экране электронных образовательных ресурсов, разработанных как самостоятельно, так и приобретенных в Интернете через портал Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов [4] (различные презентации, Flash-ролики, программы, тесты, электронные учебные пособия и т.п.). Кроме того, интерактивная доска – очень удобный инструмент на уроке информатики, когда необходимо на большом экране показать принципы работы какой-либо компьютерной программы (текстового, графического редактора, системы программирования и т.п.).
В дальнейшем использование программного обеспечения интерактивной доски позволило использовать ее не только при объяснении нового материала, но и на других этапах урока (при проверке домашнего задания, усвоении, систематизации и обобщении знаний).
В данной статье я хочу рассмотреть (на конкретных примерах) некоторые методические приемы использования возможностей программного обеспечения интерактивной доски на этапе закрепления знаний, показать её преимущества и недостатки.
Этот этап урока важен, прежде всего, тем, что на нем наиболее рельефно выступают результаты урока. Система интерактивного опроса на данном этапе позволяет рационально подойти к фактору временных затрат. Виртуальные лаборатории, практикумы электронных учебников позволяют применять новые идеи повторения и закрепления новых знаний.
На данном этапе на доске выполняются задания, требующие мыслительной активности обучающихся, творческого осмысления материала, дающие возможность взглянуть на изучаемые вопросы с иной стороны. Например, на том же самом уроке «Информация и ее свойства» в 7 классе учащимся предлагается провести аналогию между человеком и компьютером: учащимся дается задание «Сгруппируйте органы человека и устройства компьютера, выполняющие одинаковые функции». Ученикам необходимо, передвигая картинки, составить группы «устройство компьютера» – «орган человека», отвечающие за одинаковый информационный процесс, например «процессор» – «мозг» (оба отвечают за обработку информации). После выполнения задания учитель открывает страницу флипчарта с правильной схемой, и учащиеся могут сравнить свои ответы с эталоном.
Скрин-шот экрана компьютера:
До выполнения задания (Рис. 1) |
После выполнения задания (Рис. 2) |
Задания, выполняемые на интерактивной доске на данном этапе должны обеспечивать проверку не только объема и правильности полученных ранее знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике; они должны быть интересны учащимся, способствовать их активной познавательной деятельности. Например, в 7 классе при обобщении и систематизации знаний, полученных при изучении темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» по УМК Босовой Л.Л. [1] учащимся можно предложить «собрать» на доске системный блок компьютера: они должны поставить в нужные места устройства, входящие в системный блок компьютера, передвигая на странице документа картинки этих устройств, и подписать их. После выполнения задания учитель открывает ссылку на страницу флипчарта с правильной схемой, и учащиеся могут сравнить свою схему с эталоном (при наличии времени можно также найти устройства компьютера из схемы в реальном системном блоке).
Скрин-шот экрана компьютера:
До выполнения задания (Рис. 3) |
После выполнения задания (Рис. 4) |
Страница документа с правильной схемой (Рис. 5) |
Также на этапе проверки знаний можно организовать совместное коллективное оценивание любого объекта, составление общего взгляда на проблему, выработку групповых точек зрения. Например, в 7 классе при закреплении темы «Компьютер» по УМК Босовой Л.Л. [1] учащимся предлагается разгадать кроссворд «Устройства компьютера». В процессе выполнения задания у доски успевают поработать как минимум 8 учеников, остальные подсказывают работающим у доски, исправляют их ошибки. После заполнения кроссворда учитель выводит на экран правильные ответы на вопросы кроссворда (эти элементы флипчарта предварительно скрыты за границами страницы) и учащиеся могут сравнить свои ответы с эталоном.
Скрин-шот экрана компьютера:
До выполнения задания (Рис. 6) |
После выполнения задания (Рис. 2) |
С моей точки зрения, преимущества использования интерактивной доски на уроках информатики на этапе закрепления знаний заключаются в следующем:
создание различных образов, путем “собирания” их средствами доски;
проведение самостоятельных письменных работ (диктантов, решение задач, тестов и др.) и последующая их самопроверка учащимися;
выполнение заданий на установку соответствий терминов, понятий и т.д.
повышение мотивации, заинтересованности учеников за счет новизны способа закрепления материала, потому что в случае возникновения вопросов по ранее решенным задачам можно быстро к ним вернуться, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение. Сохраненные на ИД решения, всегда могут быть легко восстановлены как на уроке, так и после уроков, в частности на дополнительных занятиях и консультациях для тех учеников, кто пропустил или не вполне хорошо освоил тему.
Конечно, используя интерактивную доску в процессе закрепления знаний, нужно иметь в виду и минусы данного технического средства:
1) большие временные затраты учителя на подготовку материала (поиск в Интернете подходящих программ, тестов, разработка собственных тестов и флипчартов);
2) иногда урок превращается в игру (для 5-6-х классов это еще допустимо, но для 7-9-х, а тем более 10-11-х нежелательно и даже недопустимо);
3) ухудшение зрения учащихся (необходимо соблюдать нормы САНПИНа при работе с доской – не более 20 минут);
4) возможны технические сбои в оборудовании (может быть нарушена калибровка доски, «сесть» батарейки в указке и т.п.).
За время использования интерактивной доски мною созданы разнообразные контрольно-измерительные материалы (тесты, кроссворды, флипчарты и т.д.) которые я успешно и эффективно использую при закреплении знаний после изучения тем/ разделов курса информатики в 6 – 11 классах. Приглашаю к сотрудничеству всех заинтересованных учителей, так как школьникам нравится работать с интерактивной доской. Они не боятся выходить к доске. Электронные интерактивные доски подталкивают их к дискуссии, из желающих ответить выстраиваются целые очереди. Если была допущена ошибка, то с помощью маркера они сотрут неправильную часть или отменят действие, поэтому ребята уверенно чувствуют себя у интерактивной доски. Более того, им это просто интересно и увлекательно, следовательно, повышается мотивация и личная самооценка. Всю проведенную в ходе урока работу по закреплению материала, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа. В нее также по желанию можно внести изменения и корректировку заданий для конкретного класса.
Как видно из примеров, приведенных в статье и моего личного опыта сочетание интерактивной доски и цифровых образовательных ресурсов, возможно применять не просто для визуализации учебного процесса, но и для организации таких форм работы на уроке, при использовании которого ученики не просто воспринимают материал, а являются активными участниками познавательной деятельности, демонстрирующими результаты освоения знаний. При этом интерактивная доска принципиально расширяет возможности учителя в выборе и реализации средств и методов закрепления этих знаний, что делает урок более увлекательным, наглядным и эффективным в плане общего развития учеников и повышения качества образования.
.Используемые бумажные и электронные ресурсы:
1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2015.
2. Волкова И.А. Шпарута Н.В. Современный урок с интерактивной доской StarBoard. – Екатеринбург: ИРО, 2014.
3. http://www.smartboard.com.ua/articles/115/
4. http://school-collection.edu.ru/catalog/