Доклад «Интеграционные подходы в организации социокультурной среды сельской малочисленной школы. Партнёрство социокультурных учреждений и образовательных организаций на селе»

3
0
Материал опубликован 26 November 2017
 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Кочегуры Чернянского района Белгородской области

Интеграционные подходы в организации социокультурной среды сельской малочисленной школы.

Партнёрство социокультурных учреждений и образовательных организаций на селе.

Учитель географии и биологии

МБОУ «СОШ с. Кочегуры

Чернянского района Белгородской области»

И.А.Куликова

В эпоху модернизации образования школа ставит перед собой перспективную цель: готовить выпускников с развитыми личными качествами, такими, как коммуникабельность, креативность, ответственность, активная жизненная позиция, толерантность, готовность к социальному партнерству.

Изменения, которые стремительно происходят в современном обществе, требуют новых действенных интеграционных подходов в достижении нового качества образования в школе. Это касается и сельских школ, которые зачастую становятся для сельского общества социокультурным центром, который должен отражать признаки, актуальные нашему времени: широкие возможности для индивидуальности человека, реализация его профессиональных и других потребностей, значимая роль субъекта в обеспечении собственных интересов и возможностей, разнообразие форм деятельности.

Создание социокультурного центра объединяет социальные структуры села с деятельностью школы. Социум помогает путём приобретения растущим человеком социального и нравственного опыта формировать мировоззрение: взгляды на мир людей и явлений, внешнюю и внутреннюю культуру, – передавая опыт из поколения в поколение.

Задача школы, как социокультурного центра, заключается в возможности помочь нашим детям развить способности к активной социокультурной адаптации, помочь стать многогранными и полноценными гражданами,чтобы они вступили во взрослую жизнь подготовленными и сформированными личностями,а это возможно только через активное сотворчество школьника, его тесный союз с социумом.

Любое внутреннее преобразование в человеке происходит в процессе активной собственной деятельности и возникающих при этом отношениях с окружающим миром, другими людьми, путём сотрудничества, сотворчества, самоуправления, взаимопонимания, взаимоответственности и развития социальной активности. Важными социальными партнерами школы выступают: совет старшеклассников, детская организация «Сто друзей», Земское собрание Кочегуренского сельского поселения, МКУК «Кочегуренский центральный сельский Дом культуры», Кочегуренская поселенческая библиотека, Кочегуренский Совет ветеранов войны и труда, Кочегуренский ФАП, МБОУ ДОД «Русскохаланская детская школа искусств», МБОУ ДОД «Дом пионеров и школьников», МБОУ ДОД «Детско - юношеская спортивная школа п. Чернянка», МБОУ ДОД «Станция юных натуралистов», МБОУ ДОД «Дом детского творчества поселка Чернянка», МУ «Отдел по делам молодёжи», МБУК «Чернянский районный краеведческий музей». В работе с социальными партнёрами используются совместные социально значимые акции (фестивали, викторины, олимпиады, смотры, конкурсы), исследовательская деятельность, проектная деятельность, спортивные соревнования, досуговые, культурно – развлекательные и другие мероприятия, методическая помощь: консультации, обмен литературой, др. ресурсами. При этом необходимо придерживаться основных принципов работы с социальными партнерами, такими как: непрерывность и системность воспитательного процесса, совместная (коллективная) деятельность, сотрудничество школы и социума на взаимовыгодных условиях, формирование активной жизненной позиции обучающихся.

Приобщение детей к ценностям социальной культуры проводится по направлениям:

1.Взаимодействие с семьёй, направленное на вовлечение родителей в совместную деятельность через открытые уроки и внеклассные мероприятия, творческие группы, группы по интересам, ролевые игры, совместные творческие дела, семейные гостиные, дни творчества детей и их родителей.

Вовлечение родителей в жизнедеятельность школы привело к следующим результатам деятельности:

1) возрастание заинтересованности родителей во взаимодействии с классным коллективом и школой;

2) преодоление противоречий между семьёй и школой;

3)воспитание толерантной среды общения в многонациональном школьном коллективе.

2. Взаимодействие с детской организацией «Сто друзей», Советом старшеклассников.

Основными формами работы в детской организации являются: участие в акциях; соревнованиях; конкурсах; творческие отчёты класса; диспуты; дискуссии; «круглые столы»; экскурсии; походы; участие в школьных коллективных творческих делах и т.п. Сотрудничество с Советом старшеклассников развивает диалогическое общение, учит свободно выражать свое мнение без опасения критики. Детская организация вводит в жизнь ребят эмоционально значимые дела: тренинги в общении, коммуникативные игры, часы общения и культуры.

3.Взаимодействие с Земским собранием Кочегуренского сельского поселения способствует активизации патриотического воспитания учащихся, формированию гражданской культуры личности. Экскурсии в администрацию сельского поселения, посещение школы депутатами Земского собрания, участие депутатов в ролевых играх: «Самоуправление школьников», «Я обращаюсь к власти» помогают учащимся обозначить проблемы молодежи, предложить свою помощь власти для решения этих проблем. Ученики участвуют в акциях: «Помоги собраться в школу», «Мы за чистое село», «Сделаем село красивым» - уход за клумбами, фонтаном, озеленение села, работа по программе «Зелёная столица». В свою очередь, власть опирается на мнение школьников при планировании своей работы в части программ для школьников.

4.Кочегуренский Совет ветеранов войны и трудатакже является важным партнером школы: это и приглашение ветеранов на Часы Мужества, Вахта Памяти, тематические экскурсии в школьном музее, посвященные боевому пути земляков, биографиям ветеранов труда, краеведческие исследовательские работы обучающихся, участие ветеранов в подготовке юных краеведов и многое другое.

5. МКУК «Кочегуренский центральный сельский Дом культуры» приглашает наших обучающихся в творческие коллективы: фольклорный ансамбль «Прялица», ансамбль «Звездный экспресс», кружок изобразительного искусства «Палитра», студию декоративно-прикладного творчества «Природа и фантазия». Здесь, а также в МБОУ ДОД «Дом детского творчества поселка Чернянка», наши обучающиеся смогут почувствовать себя самобытной личностью, проявить свою творческую индивидуальность, развить таланты. А методическую помощь всегда окажет МБОУ ДОД «Русскохаланская детская школа искусств».

6. Формированию активной жизненной позиции и получению социального опыта способствуют такие партнеры, как МБОУ ДОД «Дом пионеров и школьников», МУ «Отдел по делам молодёжи».

7. Укреплению здоровья, утверждению здорового образа жизни, профилактике негативных привычек помогут такие социальные партнеры, как МБОУ ДОД « Детско - юношеская спортивная школа п. Чернянка», Кочегуренский ФАП.

8.Сохранению исторического наследия, традиций родного края, развитию национальной самобытности способствует работа в контакте с такими партнерами, как МБУК «Чернянский районный краеведческий музей».

9.Сохранение и передача культурных традиций во времени и в пространстве, участие в повышении культурных потребностей, усвоение жизненных ценностей, создание особой культурной, интеллектуальной среды в обществе – всё это функции современной сельской библиотеки. Поэтому значение такого социального партнера, как Кочегуренская поселенческая библиотека, трудно переоценить.

10. Создавать условия для формирования экологической культуры, познавательной активности, умения приобретать и творчески распоряжаться полученными знаниями, потребности к исследовательской деятельности при выполнении самостоятельных работ, активной гражданской позиции в решении проблем сохранения окружающей среды - всё это умеетМБОУ ДОД «Станция юных натуралистов».

Сопоставление диагностических данных за три года позволило выявить систему ориентиров обучающихся, получены сведения о повышении уровня устойчивости желательных ценностных отношений воспитанников к жизни, к людям, к самим себе. По мере взросления ребят позитивным образом изменяется накопляемый ими нравственный опыт. У них ярко проявляются такие качества личности, как коммуникабельность, порядочность, ответственность, они обладают высокими адаптивными способностями к современной жизни. Прослеживается положительная динамики творческой активности учащихся и степень занятости детей, увеличилось количество победителей и призёров в районных и региональных конкурсах.

Сотрудничество школы с социальными партнёрами создаёт необходимые условия для развития индивидуальных особенностей каждого ребёнка, для проявления творчества в социальных отношениях. В результате совместной деятельности с социальными партнерами мы получаем обучающихся с четкой жизненной позицией, умеющих вступать в партнерские отношения с представителями разных слоев общества и возрастных групп.

Библиографический список

1.    Классное руководство в современной школе: Практическое пособие/ сост. Н.В. Щебланина. – М.: АРКТИ, 2007. – 104 с. (Управление образованием)

2.   Нечаев М.П. Управление воспитательным процессом в классе. Учебно-методическое пособие для студентов и педагогов. – 2-е изд. – М.: «5 за знания», 2007. – 176 с. – (Классному руководителю).

3.   Сергеев В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 256 с.

4.   Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 256 с.

5.  Щуркова Н.Е., доктор педагогических наук. Практикум по педагогической технологии. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 250 с.

6.   Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в

современной школе. – М.: Сентябрь, 2000. – 176 с.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации