Статья «Социокультурный подход в процессе развития информационной культуры личности»

0
0
Материал опубликован 5 March 2019

 Социокультурный подход в процессе развития информационной культуры личности

Т.В.Борисова

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Светлоградский педагогический колледж»

Важнейшим условием формирования информационной культуры младших школьников является создание целостного воспитательного пространства, предполагающего интеграцию различных подпространств: социального, культурного, образовательного и др.

Воспитательное пространство А.В. Мудрик определяет как микросоциум растущего человека, обусловливающего и успешность адаптации его в социуме, и снижение рисков социальных девиаций в процессе социализации, негативного влияния социума и предоставляющем возможности коррекции неблагоприятных воздействий среды. Результативность воспитания зависит от эффективности использования воспитательного потенциала не только образования как социального института, но и социокультурного пространства в целом; от воспитательного потенциала каждого института социализации, их взаимодействия. Мы придерживаемся мнения М, М. Плоткина о том что, достижение результатов воспитательного воздействия обеспечивается путем создания социально-педагогических условий, которые связаны с интегрированностью конкретной региональной муниципальной, институциональной (школьной) модели в общее социокультурное и образовательное пространство страны. Необходим комплексный подход к развитию содержания и организации воспитательной деятельности образовательных учреждений, согласованность действий всех институтов социализации, единой направленности «обучения, воспитания и обеспечения социальной защиты личности на всех этапах ее онтогенеза» [1, с. 12]. Особенно это важно решая вопросы развития информационной культуры младших школьников, которую мы рассматриваем как элемент общей культуры, связанный с потреблением, созданием информационных ресурсов и выполнением информационной деятельности.

В ходе опытно-экспериментальной работы мы выделили совокупность подходов, составляющих концептуальную основу развития информационной культуры младших школьников в воспитательном пространстве школы: аксиологический, социокультурный, системно-деятельностный, средовой, возрастной и субъектный. Рассмотрим их сущностные характеристики и значение

Поскольку речь идет о пространстве воспитания, мы акцентируем внимание на представлениях исследователей о социокультурном пространстве. Социокультурный подход разработан А.Г. Асмоловым . Одной из актуальных задач автор называет разработку проектов, которые обеспечат реализацию образования как ведущей социальной деятельности общества, будучи воплощенными в государственных программах разного формата и масштаба [2, c. 59]. Именно культурные смыслы, которыми наполнена деятельность, определяют ее социальную значимость. Социокультурный подход обусловливает представление о процессе развития информационной культуры личности в пространстве воспитания как процессе трансляции социокультурного опыта при помощи информационно-коммуникационных технологий и информационной среды, целенаправленно формируемой на определенных ценностных основаниях.

Литература:

1. Плоткин М.М. Теория и практика социального воспитания школьников / Дис. ... д-ра пед. наук / М.М. Плоткин. – Москва, 2003. – 376 с.

2. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании / Ю.С. Мануйлов. – М., 2002. – 187 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.